Напоминание

"Развитие основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи."


Автор: Николаева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №124
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с

нарушением речи.

Николаева Н.А.

Воспитатель МБДОУ №124

Личность человека складывается не только из генетически обусловленного набора

индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям

и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о

живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и

касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Но такое фрагментарное

изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к

потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-

эстетического компонента жизни в частности. Решать эту проблему нужно как можно

раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного

возраста.

Нашу группу посещают дети с речевыми нарушениями. Для таких детей

характерны нарушениями звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха,

отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. У детей

наблюдается нарушение пространственных представлений, зрительной, слуховой,

двигательной памяти.

Один из принципов коррекционной работы - принцип системности развития, то

есть коррекция речи вместе с развитием мелкой моторики, мышления, памяти,

внимания. В работе руководствуемся принципами научности знаний, систематичности

и последовательности, доступности, индивидуального подхода при формирования

речевых навыков в условиях естественного речевого общения, тематического подхода к

планированию.

Вся совместная деятельность воспитателя и детей ведется с учетом тематического

планирования.

Большое

внимание

уделяется

экологическому

воспитанию.

Планируются такие темы, как «Домашние животные», «Дикие животные», «Перелетные

и зимующие птицы», «Насекомые», «Лес, деревья», «Цветы» и др. Таким образом,

создается благоприятная возможность для экологического воспитания детей с

нарушением речи.

Одна из основных форм работы по экологическому образованию - это

непосредственно образовательная деятельность, где дети не просто знакомятся

с окружающей природой, но и получают определенные экологические знания.

В ходе НОД у детей формируется умение устанавливать зависимость между

объектами и явлениями живой природы. С этой целью задаются проблемные

вопросы:

«Почему

осенью

листья

становятся

разноцветными?»,

«Почему

ветреницу занесли в Красную книгу?», «Где ночует воробей?», «Чем полезен

рыжий муравей?» и др. Обычно такие вопросы вызывают интерес детей.

Положительных

результатов

в

работе

позволяют

добиться

НОД

в

нетрадиционной форме - это занятия – путешествия, такие как: «Путешествие в

зимний-лес», «Путешествие в зоопарк», «В гости к белочке», «В гостях у

дедушки Корня» и др.

На таких

занятиях каждому ребенку удается без

1

принуждения

подключиться

к

игровым

событиям

и

испытать

чувство

интеллектуальной радости оттого, что он свободно говорит, высказывает, свое

мнение, делает для себя открытия.

Художественные произведения, стихи, загадки,

пословицы, поговорки,

скороговорки

способствуют

формированию эмоционального отношения к

природе,

помогают

в

развитии

мышления,

памяти.

Заучивая

стихи

природоведческого

характера,

ребенок

лучше

запоминает

характерные

особенности внешнего вида животных или птиц, их повадки. Развивается

не

только память, но и расширяется, пополняется словарный запас детей. Загадки

развивают логическое мышление, причем, загадки типа: «Кто мышей в дупле

прячет?»,

«Бывают

ли

перелетные

звери?»

помогают

упражнять

детей

во

фразовой

речи.

Пословицы,

скороговорки

это

работа

над

дыханием,

над

интонационной

выразительностью

речи.

Слово

может

привлечь

внимание

детей,

помочь

воспринять

лучше

наблюдаемый

объект,

пробудить

в

душе

чувства. Использование в работе рассказов В. Бианки, К. Паустовского, М.

Пришвина,

Е.

Чарушина

повышает

интерес

детей

к

занятиям,

снижает

утомляемость,

способствует

более

эффективному

усвоению

экологического

материала.

Очень

любят

дети

фенологические

рассказы.

Обычно

называем

их

«Незнайкины рассказы». Они развивают слуховое внимание детей, обогащают

словарь,

развивают

связную

речь,

учат

правилам

поведения

в

природе.

Закрепляются знания детей о сезонных изменениях в природе. Такие рассказы

вызывают

эмоциональный

отклик

в

душе

ребенка,

он

с

удовольствием

рассказываем о том, что нового узнал о жизни животных.

Ребенок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится

наблюдать мир, окружающий его и ориентироваться в нем. Поэтому так важны

игры и сказки в работе с детьми. В игровой, эмоциональной форме легче

заложить в человеке экологическое восприятие мира. В сказках не нарушается

цепочка экологических знаний. Это произведения Н. Павловой, В. Бианки, Б.

Заходера, Киплинга. Используем не только авторские, но составляем сказки

вместе с детьми. Составляя сказки, дети участвуют в коллективном творчестве,

применяют полученные знания и, таким образом, эти знания становятся их

собственными! Расширяется словарный запас, формируется грамматический

строй, развивается связная речь.

Большое значение имеют инсценировки сказок на экологическую тему.

Дети закрепляют знания о месте обитания животных и птиц. Инсценировки

побуждают детей выразительно передавать текст сказки, создавая образ того

или

иного

персонажа.

Использование

инсценировок

дает

возможность

для

коррекции личностного развития - дети преодолевают неуверенность в себе,

тревожность, страх.

Реализуя

принцип

деятельного

подхода,

используем

различные

игры.

Очень

любят

дети

имитационные

экологические

игры,

основанные

на

моделировании

экологической

ситуации.

Эти

игры

позволяют

не

только

проследить роль каждого компонента в экосистеме, но и дают возможность

развивать мимику, выразительность речи, творческое воображение.

2

Охотно играют дети в дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает,

прыгает»,

«У

кого,

какой

дом»,

«Живое-

неживое»,

«Выбери

правильную

дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Большую радость доставляют детям игры — соревнования, каждый ребенок

старается помочь своей команде заработать очки.

Эффективной

формой

экологического

воспитания

являют ся

экологические

экскурсии.

На

экскурсиях

вместе

с

детьми

обследуем

близлежащую местность для формирования представлений об окружающих

природных условиях, экологической обстановке. Во время экскурсий, вместе с

детьми собираем природный

материал, исследуем растения, почву в разных

условиях. Дети лучше запоминают и понимают то, что они увидели, потрогали,

понюхали, так как в основе всех познавательных процессов лежит восприятие.

Экскурсии

дают

возможность,

каждому

ребенку

высказать

свое

мнение,

отношение

к

окружающему.

Рассказывая

о

том,

что

видел

на

экскурсии,

ребенок

учится

связно

передавать

свои

мысли.

Работая

с

собранным

природным материалом, дети закрепляют знания о форме, цвете, величине.

Бывая

на

экскурсиях,

обращаем

внимание

детей

на

то,

как

в

результате

деятельности

человека

загрязняется

окружающая

среда,

и

обязательно

приводим

в

порядок

хотя

бы

небольшой

участок.

Дети

получают

удовлетворение

от

результата

трудовой

деятельности.

Это

способствует

воспитанию трудолюбия, волевых качеств. Осенью обязательно заготавливаем

корм для птиц, а зимой их подкармливаем.

Маленькие

дети

любознательны.

Они

одолевают

взрослых

такими

вопросами

как:

«Зачем

чирикают

воробьи?»,

«Как

спят

рыбы?»

и

т.п.

Удовлетворить их интерес, ввести детей в мир познания природы, пробудить их

умственные

способности

помогает

организация

элементарной

поисковой

деятельности.

Элементарные

опыты

включаем

в

самую

разнообразную

детскую

деятельность: игру, труд, прогулку и т.д. Например, в играх с водой выясняем,

какие предметы тонут, а какие нет; из чего прочнее запруды - из песка, глины,

камней. В уголке природы проводим опыты с семенами, растениями, постоянно

ведем наблюдения на «огороде на окне». Исследовательская работа помогает

детям лучше узнать окружающую природу.

Одним из принципов коррекционного воздействия, является принцип,

формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Такую возможность дают экологические наблюдения. Наблюдая за растениями,

можно

выделить

следующие

циклы:

название;

классификация

(дерево,

кустарник, травянистое растение); внешний вид; части, условия, необходимые

для роста и развития; способы распространения семян, размножение; значение

в

жизни

человека

и

т.д.

Это

значительно

пополняет

словарный

запас,

способствует развитию связной речи, прочному усвоению знаний.

Таким образом, комплексное использование всех форм, средств, методов,

и приёмов позволяет получить положительные результаты в области развития и

обучения детей. Воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам

окружающего

мира.

Развивается

внимание,

память,

логическое

мышление,

3

умение самостоятельно делать обобщения.

4



В раздел образования