Напоминание

"Формирование эстетического вкуса учащихся в области музыкального искусства"


Автор: Мирошниченко Марина Леонидовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Елизовская детская музыкальная школа
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: научная статья
Тема: "Формирование эстетического вкуса учащихся в области музыкального искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование эстетического вкуса учащихся в

области музыкального искусства

В формировании эстетического сознания личности огромную роль

играет искусство, а из всех его видов музыка более всего оказывает

влияние на чувства человека. Именно музыкальное искусство в

современной жизни наиболее доступно всем слоям населения. В этой

связи становится понятным, почему многообразие взаимоотношений с

миром музыки привлекает всеобщее внимание, а проблема

формирования музыкального вкуса остается злободневной.

Существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и

молодежи отводится системе дополнительного образования. Исходя из

собственного педагогического опыта, а также анализа массовой

практики детских музыкальных школ и студий, полагаю, что низкий

уровень музыкального вкуса у учащихся определяют внешние и

внутренние причины.

Внешние заключаются в следующем:

- соответствие образования нуждам рыночной экономики.

Считаю, что образование не может являться функцией от

экономики, так как главной целью обучения в итоге является

эффективный нравственный и интеллектуальный рост учеников;

- влияние массовой музыкальной культуры.

Музыкальный ширпотреб, поставленный на поток, неадекватен

традиционным нравственным и вкусовым параметрам культуры.

Засилье поп-музыки заставляет говорить о необходимости освоения

элементарной культуры музыкального восприятия.

- влияние достижений в области информационно-коммуникативных

технологий и отсутствие «живого звука».

Благодаря техническому прогрессу музыка звучит повсюду: не

нужно выделять специальное время, чтобы послушать любимые

произведения, идти в концертный зал- всё можно услышать в записи и

на ходу. Музыка становится фоном, что формирует поверхностное

отношение к музыкальному искусству, к однобокому восприятию его

как развлечения.

- влияние рекламы.

Отсутствие целенаправленной рекламы классической музыки в

СМИ также является одной из причин, влияющей на формирование

музыкального вкуса у учащихся. Недостаточное внимание на

телевидении уделяется учебно-познавательным программам,

посвящённым развитию детей и юношества, приобщению их к лучшим

достижениям в мировой музыкальной культуре.

- утрачены традиции домашнего музицирования.

Отсутствие потребности самому «творить» музыку, читать с листа,

играть в ансамбле, аккомпанировать обедняет эмоциональную сферу

ребёнка, снижает заинтересованность в музыкальных занятиях.

Таковы внешние причины низкого уровня сформированности

музыкального вкуса у школьников.

К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:

- несогласованность программ общего и дополнительного образования.

Отсутствие связи между ними ведёт к несбалансированному

подходу в обучении – на разных предметах часто дублируются одни и

те же знания, умения и навыки. Так, одна из основных проблем – это

разорванность знаний, которые дети получают на предметах

теоретического цикла с предметами практического музицирования. От

качества образовательных программ, от правильности выбранных

методик зависит гармоничное формирование музыкального вкуса

учащихся, развитие его системного мышления и личностного роста.

- проблема дифференцированного подбора педагогического репертуара

для каждого учащегося продолжает оставаться актуальной.

Отсутствие современных музыкальных обработок, аранжировок,

транскрипций популярной музыки наших дней и прошлых эпох,

некачественная редактура нотных сборников – ещё одна причина

незаинтересованности учащихся и как следствие – низкий уровень

музыкальных предпочтений.

- недооценка роли и подготовки преподавателей музыки в обществе.

Падение интереса к профессии учителя музыки ведёт к тому. Что

учебные заведения заканчивают не только преданные музыке люди, но

и так называемые случайные, которые не в состоянии раскрыть

внутренний потенциал ребёнка. Недооценка общих педагогических

знаний – распространённая тенденция. Педагог должен уметь

пользоваться разными типами и структурами уроков, знать

психологические особенности обучаемого, постоянно повышать свой

профессиональный уровень. А также уметь работать не только с

одарёнными детьми, но и со средним по способности контингентом,

выполнять социальную и корректирующие функции.

- отсутствие интереса к народному творчеству и национальным

культурам, которые либо не изучаются вовсе, либо обучение это

проходит лишь на специализированных отделениях школ искусств.

В большинстве своём учащиеся не готовы воспринимать и не хотят

слушать фольклорные произведения даже в исполнении

проффесиональных коллективов, что также ведёт к узости их

музыкальных предпочтений.

Учитывая нацеленность учащихся на получение общемузыкального

образования, приоритетным направлением работы на современном

этапе в учреждениях дополнительного образования считаю

формирование музыкального

вкуса как системы музыкально-

эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений и

индивидуальных ценностей в области музыкального искусства.

Педагогически организованное формирование и развитие музыкального

вкуса у школьников должно строиться как обогащение, усложнение,

углубление всех его компонентов на протяжении всего периода

обучения.



В раздел образования