Автор: Мирошниченко Марина Леонидовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Елизовская детская музыкальная школа
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: научная статья
Тема: "Формирование эстетического вкуса учащихся в области музыкального искусства"
Раздел: дополнительное образование
Формирование эстетического вкуса учащихся в
области музыкального искусства
В формировании эстетического сознания личности огромную роль
играет искусство, а из всех его видов музыка более всего оказывает
влияние на чувства человека. Именно музыкальное искусство в
современной жизни наиболее доступно всем слоям населения. В этой
связи становится понятным, почему многообразие взаимоотношений с
миром музыки привлекает всеобщее внимание, а проблема
формирования музыкального вкуса остается злободневной.
Существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и
молодежи отводится системе дополнительного образования. Исходя из
собственного педагогического опыта, а также анализа массовой
практики детских музыкальных школ и студий, полагаю, что низкий
уровень музыкального вкуса у учащихся определяют внешние и
внутренние причины.
Внешние заключаются в следующем:
- соответствие образования нуждам рыночной экономики.
Считаю, что образование не может являться функцией от
экономики, так как главной целью обучения в итоге является
эффективный нравственный и интеллектуальный рост учеников;
- влияние массовой музыкальной культуры.
Музыкальный ширпотреб, поставленный на поток, неадекватен
традиционным нравственным и вкусовым параметрам культуры.
Засилье поп-музыки заставляет говорить о необходимости освоения
элементарной культуры музыкального восприятия.
- влияние достижений в области информационно-коммуникативных
технологий и отсутствие «живого звука».
Благодаря техническому прогрессу музыка звучит повсюду: не
нужно выделять специальное время, чтобы послушать любимые
произведения, идти в концертный зал- всё можно услышать в записи и
на ходу. Музыка становится фоном, что формирует поверхностное
отношение к музыкальному искусству, к однобокому восприятию его
как развлечения.
- влияние рекламы.
Отсутствие целенаправленной рекламы классической музыки в
СМИ также является одной из причин, влияющей на формирование
музыкального вкуса у учащихся. Недостаточное внимание на
телевидении уделяется учебно-познавательным программам,
посвящённым развитию детей и юношества, приобщению их к лучшим
достижениям в мировой музыкальной культуре.
- утрачены традиции домашнего музицирования.
Отсутствие потребности самому «творить» музыку, читать с листа,
играть в ансамбле, аккомпанировать обедняет эмоциональную сферу
ребёнка, снижает заинтересованность в музыкальных занятиях.
Таковы внешние причины низкого уровня сформированности
музыкального вкуса у школьников.
К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:
- несогласованность программ общего и дополнительного образования.
Отсутствие связи между ними ведёт к несбалансированному
подходу в обучении – на разных предметах часто дублируются одни и
те же знания, умения и навыки. Так, одна из основных проблем – это
разорванность знаний, которые дети получают на предметах
теоретического цикла с предметами практического музицирования. От
качества образовательных программ, от правильности выбранных
методик зависит гармоничное формирование музыкального вкуса
учащихся, развитие его системного мышления и личностного роста.
- проблема дифференцированного подбора педагогического репертуара
для каждого учащегося продолжает оставаться актуальной.
Отсутствие современных музыкальных обработок, аранжировок,
транскрипций популярной музыки наших дней и прошлых эпох,
некачественная редактура нотных сборников – ещё одна причина
незаинтересованности учащихся и как следствие – низкий уровень
музыкальных предпочтений.
- недооценка роли и подготовки преподавателей музыки в обществе.
Падение интереса к профессии учителя музыки ведёт к тому. Что
учебные заведения заканчивают не только преданные музыке люди, но
и так называемые случайные, которые не в состоянии раскрыть
внутренний потенциал ребёнка. Недооценка общих педагогических
знаний – распространённая тенденция. Педагог должен уметь
пользоваться разными типами и структурами уроков, знать
психологические особенности обучаемого, постоянно повышать свой
профессиональный уровень. А также уметь работать не только с
одарёнными детьми, но и со средним по способности контингентом,
выполнять социальную и корректирующие функции.
- отсутствие интереса к народному творчеству и национальным
культурам, которые либо не изучаются вовсе, либо обучение это
проходит лишь на специализированных отделениях школ искусств.
В большинстве своём учащиеся не готовы воспринимать и не хотят
слушать фольклорные произведения даже в исполнении
проффесиональных коллективов, что также ведёт к узости их
музыкальных предпочтений.
Учитывая нацеленность учащихся на получение общемузыкального
образования, приоритетным направлением работы на современном
этапе в учреждениях дополнительного образования считаю
формирование музыкального
вкуса как системы музыкально-
эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений и
индивидуальных ценностей в области музыкального искусства.
Педагогически организованное формирование и развитие музыкального
вкуса у школьников должно строиться как обогащение, усложнение,
углубление всех его компонентов на протяжении всего периода
обучения.