Автор: Пушкарева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Урай ХМАО–Югра
Наименование материала: НОД
Тема: "Как звери к зиме готовятся"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному
развитию» на тему: «Как звери к зиме готовятся» для детей старшей
группы с использованием ИКТ.
Цель: Обогащение представлений дошкольников о зиме, о жизни лесных
жителей.
Задачи:
Образовательная: Расширять знания детей о диких животных (заяц, белка,
лиса,
волк,
медведь,
еж),
их
повадках,
образе
жизни.
Напомнить,
чем
питаются животные, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные
готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала для них природа,
чтобы они переносили зимние морозы.
Воспитательная: Воспитывать
понимание
того,
что
в
природе
все
взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к
наблюдению за повадками животных и птиц. Воспитывать культуру ведения
диалога:
умение
внимательно
слушать
собеседника,
не
отвлекаться,
не
перебивать, отвечать на вопросы.
Развивающая:
Словообразование
по
теме
«Животные
и
их
детеныши»:
белка-бельчонок-бельчата;
зайчиха-зайчонок-зайчата;
лиса-лисенок-лисята;
волчица-волчонок-волчата;
медведица-медвежонок-медвежата;
ежиха-
ежонок-ежата. Словарная работа: пополнить активный и пассивный словарь
детей существительными: дупло, берлога, нора, логово.
Материал,
оборудование:
мультимедийный
проектор
и
экран:
ноутбук,
презентация
«Животные
зимой».
Музыкальное
сопровождение
Антонио
Вивальди «Зима» из цикла» Времена года», аудиозапись физкультминутки.
Игры: «Четвертый лишний», «У кого кто?»; «Собери картинку» (разрезные
картинки 6-8 частей на каждого ребенка в конверте). Мяч, указка, корзинка с
угощением.
Методы:
методы
повышения
эмоциональной
активности
(игровые
и
воображаемые
ситуации);
метод
познавательной
активности
(проблемные
вопросы); метод обучения и развития (усвоение систематизированных связей,
проблемные
ситуации,
игровые
приемы);
наглядный
(мультимедийная
презентация, фотоиллюстрации), словесный (загадки).
Предварительная
работа:
Рассматривание
альбома
«Дикие
животные».
Загадывание
и
отгадывание
загадок
о
животных.
Беседы
о
животных
с
использованием
иллюстраций.
Чтение
художественной
литературы
о
животных.
Раскрашивание
изображений
животных.
Продуктивная
деятельность детей.
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое развитие».
Ход:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с
ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас на весь день
было хорошее настроение.
I часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа
зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные – это тоже часть
природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы
сейчас
узнаем.
Я
вам
предлагаю
совершить
небольшое
мысленное
путешествие в зимний лес. Вы согласны? (Ответы детей). Я думаю, что в
зимнем лесу нас ждет много интересного. Для того чтобы отправиться в
путешествие в зимний лес, нам нужно тепло одеться.
Динамическая пауза (имитация)
В лес мы собираемся,
Вот так одеваемся:
На голову шапку,
На ножки сапожки
Шубку застегнем,
В зимнюю сказку пойдем.
Закрывайте
глазки,
отправляемся
в
путешествие
(Звучит
музыкальная
фонограмма – «Зима». На экране картинка зимнего леса).
Воспитатель: Раз, два, три – глазки отвори. Посмотрите, как красиво в
зимнем лесу, тихо и дышится легко. Воздух чистый и морозный.
II часть
Приглашаю детей присесть на стульчики-пенечки.
Воспитатель: Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это белочка. Ребята, как вы думаете, почему зимой
белка меняет цвет шубки? (Ответы детей). Да, для того чтобы ей легче было
прятаться от своих врагов, например от хищных птиц, куницы. Зимой деревья
стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья
шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей (Показ слайдов). Шубка
у белочки становится теплее, в сильные морозы белка спит в дупле.
Она
большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое
дупло. А вы знаете, что еще? (Ответы детей). Конечно, припасы, которыми
белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки, грибы.
Прячет их в специальных кладовочках: под пеньками, в пустых дуплах. Еще
она собирает сосновые и еловые шишки, и питается их семенами. Так что
голодать белочке зимой не приходится.
А, кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? (Ответы детей).
Комочек пуха
Длинное ухо? (Заяц)
Правильно, это заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет:
сначала белым становится хвост, затем задние лапы, и только потом белеют
спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают
свое
мнение).
На
снегу
белая
шубка
не
так
заметна,
как
серая.
(Показ
слайдов). А еще зайцу помогают его быстрые «ноги». Задние лапы очень
сильные у зайца, он ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от
своих врагов – лисы и волка. А как заяц устраивает себе домик? (Ответы
детей).Оказывается, у зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно
спит
в
снежной
ямке
или,
зарывшись
в
сугроб,
а
ночью
выходит
еду
добывать.
Как
вы
думаете,
чем
зимой
питается
заяц?
(Ответы
детей).
Питается заяц: корой деревьев, сухой травкой, которую он достает из-под
снега.
А вот главные враги зайца – волк и лиса.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть,
чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса, как в валенках. Ребята,
как называется жилье лисы? (Ответы детей). Живет лиса в норе, припасов на
зиму не делает. Охотится на зайцев, мышей. (Показ слайдов).
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть
становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на
снегу, закрыв хвостом нос и лапы. А еще волк спит, отдыхает, прячется в
логове – так называется его жилище. (Показ слайдов).
Ребята, как вы думаете, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет
шубки? (Дети высказывают свое мнение). Потому что они хищники, и им не
нужно ни от кого прятаться. А сейчас у нас физминутка, на полянку мы
пойдем и немного отдохнем.
Ребята, вы, наверное, устали?
- Да!
И поэтому все встали.
Раз – присядка.
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко – подпрыгнуть.
Ну а мишка – косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топает на месте.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Маленькая птичка»
(гимнастика для глаз)
Птичка полетела вправо,
Птичка полетела влево.
К нам на нос она присела.
Посидела и куда-то улетела.
(Предлагаю детям присесть на пенечки)
Воспитатель:
Ребята,
скажите,
каких
животных
встретить
зимой
в
лесу
нельзя?
(Ответы
детей).
Оказывается,
некоторые
лесные
обитатели
(еж,
медведь)
зимой
впадают
в
спячку.
Поэтому
особых
запасов
на
зиму
не
делают, заботятся они только о теплом домике для себя: еж спит в норке,
утепленной мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Осенью они стараются
наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. (Показ слайдов).
Скажите, каких животных мы не встретим зимой в лесу? Почему? (Ответы
детей).
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто лишний?» (Дети объясняют
свой выбор и почему). Игра предлагается на интерактивной доске:
- Корова-заяц-лиса-белка;
- Волк-заяц-еж-воробей;
- Белка-медведь-лиса-бабочка.
Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в другую игру «Помогите мамам найти
своих детенышей». (Дидактическая словесная игра проводится на ковре с
мячом). Если мама зайчиха-то детеныш (зайчонок) - зайчата;
- Лисица-лисенок-лисята;
-Белка-бельчонок-бельчата;
- Волчица-волчонок-волчата;
- Медведица-медвежонок-медвежата;
-Ежиха-ежонок-ежата.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мамам найти своих детенышей. Ой,
ребята, посмотрите, кто-то здесь играл, а за собой не убрал, давайте соберем
картинки правильно. (Игра «Разрезные картинки». В конверты
вложены
целые
картинки,
если
ребенок
испытывает
затруднения,
он
может
воспользоваться этой маленькой подсказкой).
Ребята, вы узнали, кто спрятался на картинах? (Ответы детей). Как можно
назвать одним словом всех этих животных? (Ответы детей). А почему мы их
так
называем?
(Ответы
детей).
Молодцы!
Наше
путешествие,
ребята,
заканчивается. В лесу красота и покой, а нам пора возвращаться домой.
Закрывайте глазки (Звучит музыкальная фонограмма-мелодия «Зима»). Раз –
два – три – глазки отвори, вот мы с вами оказались в детском саду.
III часть
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали? Кого
мы там увидели? Что нового узнали? Вам понравилось наше путешествие?
Что
понравилось
больше?
Почему?
Мне
тоже
очень
понравилось
путешествие. Теперь мы знаем, как звери к зиме готовятся и почему. И вы,
ребята,
такие
молодцы!
Вы
отгадывали
загадки,
отвечали
на
сложные
вопросы, внимательно слушали, помогали друг другу.
Стук в дверь: посылка из леса – корзинка с грибочками.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого посылка? (Дети высказывают
свое мнение). Белочка угощает нас своими запасами, мойте ручки и будем
пробовать угощение.
Использованная литература:
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме
«Зима». М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Методические рекомендации к Программе «От рождения до школы» / Под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-
Синтез,2012.
Программа
«От
рождения
до
школы»/
Под
ред.
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез,2012.