Автор: Лобанова Наталья Романовна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 1" Саратовский муниципальный район
Населённый пункт: р.п. Соколовый, Саратовский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРАКТИКО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС» (в рамках межпредметных связей отделений «Музыкальное исполнительство» ДШИ Саратовского района)
Раздел: дополнительное образование
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС»
(в рамках межпредметных связей
отделений «Музыкальное исполнительство»
ДШИ Саратовского района)
р.п.Соколовый
2
1.
Описание проблемы:
В
современных
условиях
всеобщей
компьютеризации
и
процесса
активизации средств массовой информации, в ДШИ заметно снизился интерес
и
уровень
домашней
подготовки
учащихся
по
музыкально-теоретическим
дисциплинам. Традиционные формы проведения уроков не решают данную
проблему.
Для учащихся наиболее приемлемы игровые и конкурсные формы работы. В
соединении со сценическим действием они активно стимулируют мышление,
способствуют
развитию
самостоятельности
и
повышают
мотивацию
у
учащихся.
2.
Цели и задачи.
1)
Раскрытие творческого потенциала учащихся, выявление одаренных детей.
2)
Закрепление практических навыков, полученных на уроках сольфеджио и
музыкальной литературы.
3)
Воспитание
эстетического
вкуса
и
повышение
культурного
уровня
учащихся.
3.
Деятельность в рамках проекта.
1)
Авторы
проекта
предлагают
провести
проект
в
рамках
межпредметных
связей
отделения
«Музыкальное
исполнительство»
в
форме
конкурса
музыкальных диктантов.
2)
В основе проекта использовать различные формы учебной деятельности.
4.
План деятельности.
1)
Разработать
задания
для
конкурсов:
ритмический,
интервальный,
мелодический, слуховой.
2)
Создать сценарий, включающий в себя сценическое действие с проведением
конкурсов.
3)
Разработать положение и требования к конкурсу.
4)
Подготовить необходимую документацию для жюри.
5)
Выбрать произведения для музыкального оформления конкурса.
6)
Продумать художественное оформление конкурса.
7)
Изготовить наглядные пособия для конкурсных заданий.
8)
Провести
заседания
районной
секции
преподавателей
музыкально-
теоретических дисциплин в целях обсуждения условий проведения конкурса
и подготовки учащихся.
Календарный план работы над проектом.
04.06.2017 – заседание РМО - начало работы над проектом.
24.08.2017
–
определение
структуры
и
разработка
требований
районного
конкурса «Музыкальный экспресс».
3
25.09.2017 – создание сценария районного конкурса.
29.10.2017
–
заседание
РМО
–
определение
даты
проведения
конкурса,
распределение заданий конкурса между преподавателями ДШИ района.
06.11.2017
–
разработка
конкурсных
заданий,
начало
работы
над
документацией.
08.12.2017 – подбор музыкального и художественного оформления конкурса.
23.01.2018 – репетиция сценария конкурса.
03.02.2018 – утверждение состава жюри конкурса.
02.03.2018 – разработка критериев оценки конкурсных заданий и подготовка
документации для жюри.
10.03.2018 – распределение обязанностей между преподавателями и учащимися
для организации проведения районного конкурса.
22.03.2018– генеральная репетиция конкурса.
23.03.2018
–
проведение
районного
конкурса
музыкальных
диктантов
«Музыкальный экспресс».
5.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Участие
в
данном
проекте
будет
способствовать
повышению
интереса
к
музыкально-теоретическим дисциплинам, развитию творческого потенциала и
самостоятельности
мышления
учащихся,
а
также
повышению
уровня
преподавания музыкально-теоретических дисциплин ДШИ района.
К концу проекта определится уровень музыкально-слухового и ритмического
развития учащихся и степень подготовки учащихся к данному конкурсу.
6.
Устойчивость проекта
Данный проект не зависит от влияния внешних факторов и данная форма
работы будет использована в дальнейшем неоднократно.
7.
Исполнители проекта
В реализации проекта будут принимать участие:
1) Авторы проекта:
-
Лобанова
Н.Р.
–
имеет
среднее
специальное
образование,
высшую
квалификационную категорию, пед. стаж 38 лет, преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин, зав. теоретическим отделом, зав. РМО;
- Филимонюк М.Л. – имеет высшее профессиональное образование, высшую
квалификационную категорию, пед. стаж 23 года, преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин, зав. РМО.
2) Участники проекта:
- Соина Л.Н.
- Куприянова Г.Ю.
3) Музыкальное оформление:
-
Парыгина
Е.Е.
–
имеет
высшее
профессиональное
образование,
вторую
квалификационную
категорию,
пед.
стаж
2
года,
преподаватель
спец.
фортепиано;
4
- Таранухина С.И. - имеет высшее профессиональное образование, высшую
квалификационную
категорию,
пед.
стаж
14
лет,
преподаватель
истории
изобразительного искусства;
-
Петропавловская
Софья
–
учащаяся
2
класса
отделения
«Музыкальное
исполнительство».
4) Художественное оформление:
-
Панфилов
С.Н.
-
имеет
среднее
специальное
образование,
высшую
квалификационную категорию, пед. стаж 17 лет, преподаватель;
5) Участники сценария:
- Вершинина Софья – учащаяся 2 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
- Нуретдинов Роман – учащийся 2 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
-
Емельяненкова
Анастасия
-
учащаяся
2
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
-
Емельяненкова
Александра
-
учащаяся
2
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
- Сладкина Дарья - учащаяся 2 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
- Курош Алёна - учащаяся 6 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
- Хохлова Василина - учащаяся 6 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
- Пастарнак Константин - учащийся 6 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
- Чураева Ирина - учащаяся 6 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
- Головач И.Ю. – секретарь учебной части.
6) Хронометраж:
-
Сытова
М.В.
–
имеет
среднее
специальное
образование,
первую
квалификационную категорию, пед. стаж 21 год, преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин.
8.
Презентация проекта
Презентация запланирована на 23.03.2018 года в форме конкурса, включает в
себя:
-
запись
ритмического,
интервального,
мелодических
(3
вида)
диктантов
и
определение музыкальных форм;
- исполнение музыкальных пьес на фортепиано;
- театрализованное представление;
- использование звукозаписей;
- награждение победителей конкурса дипломами и грамотами.
Все
задания
районного
конкурса
музыкальных
диктантов
«Музыкальный
экспресс» объединены единым сценарием, ведущей которого будет Филимонюк
М.Л. (ДШИ № 6), конкурсные задания будут проводить
преподаватели:
Лобанова Н.Р. (ДШИ № 6), Куприянова Г.Ю.(ДШИ № 5),
Соина Л.Н.(ДШИ № 1).
5
Сценарий районного конкурса музыкальных диктантов
«Музыкальный экспресс»
Звучит музыка: Г.Свиридов «Вальс»
Выходит Ведущий.
Ведущий – Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы не случайно
собрались сегодня в этом зале. Нас ждет увлекательное путешествие в мир
звуков и ритма на музыкальном экспрессе. Наш поезд будет делать остановки
на станциях, где вас ждут различные интересные задания. Вы уже приобрели
билеты в кассе?
Займите места согласно билетам.
Звучит музыкаИ.Штраус. Полька «Трик-трак»
Ведущий – Ну, а сейчас я представлю вам жюри:
- председатель жюри – Корнилова Елена Борисовна, зав. секцией
сольфеджио преподавателей детских школ искусств г. Саратова,
- члены жюри – Жильцова Ираида Анатольевна, директор детской школы
искусств № 10 г.Саратова,
- Стефанюк Ирина Юрьевна, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной
школы № 9 г. Саратова.
Внимание преподавателей и учащихся: за подсказку со стороны преподавателей
или учащихся жюри будет штрафовать участников на 5 баллов.
Ведущий – Ну что, все готовы к путешествию? Тогда – в путь!
Звучит колокольчик. М.Глинка «Попутная песня»
Ведущий – Внимание! Наш поезд подходит к станции «Ритмическая».
Остановка 15 минут.
Сценка на станции «Ритмическая»
На сцену выходят 7 учащихся
Ведущий – Что за шум? Вы кто такие?
1-я нотка – Мы – нотки!
2-я нотка – Вы случайно не видели нашего уважаемого размера?
3-я нотка – Мы его потеряли и теперь не знаем, в какой вагон нам садиться?
4-я нотка – Может, вы нам поможете?
Ведущий – С удовольствием. Но сначала скажите, как выглядит ваш размер?
5-я нотка – Наш уважаемый размер всегда ходит в сопровождении двух долей.
Ведущий – Тогда вам нужен двухдольный вагон. Вот ваши места (показывает
на стулья). В первое купе сядут …
1-я нотка – (перебивая ведущего) Можно нам с подружкой? Мы бы хотели
сидеть вместе.
Ведущий – Хорошо. Одна из вас сядет на первое место, а другая на второе
(четверти садятся на стулья).
2-я нотка – В нашем купе больше мест нет!
6
Ведущий – Второе купе займут восьмушки. Не торопитесь, на каждое место
садитесь по двое.
3-я нотка – Мы – маленькие, уместимся! (восьмушки садятся на стулья).
Половинная нота молча проходит мимо всех и садится сразу на два стула.
4-я нотка – А это кто?
5-я нотка – И по какому праву одна занимает два места?
6-я нотка (половинная) – (ворча) По какому, по какому…. Да потому что я –
половинная нота! Эх, темнота! Длительности надо знать в лицо!
Ведущий – Вот теперь вы сидите правильно, нет, … что-то здесь не так, кого-то
не хватает.
Входит пауза и занимает свое место
Ну, вот теперь все в порядке, все купе заполнены и соответствуют своему
размеру. Поезд скоро тронется, а нашим участникам еще надо успеть выполнить
первое задание – написать ритмический диктант.
*Конкурс №1 «Ритмический диктант». Конкурс проводит Куприянова
Галина Юрьевна, преподаватель детской школы искусств № 5 (она
объясняет условия конкурса)
Ведущий – Наше путешествие продолжается. Поехали!
Прозвонил колокол.
Звучит музыка в исполнении Парыгиной Е.Е. - Э.Сигмейстер «Поезд идёт»
Ведущий – Мы подъезжаем к станции «Интервальная». Нас встречает
дежурный по станции Соина Людмила Николаевна, преподаватель детской
школы искусств № 1. Она предложит вам
* Конкурс «Интервальный диктант»
Ведущий – Наш поезд продолжает свой путь. Следующая остановка – станция
«Музыкальный перекрёсток».
Прозвонил колокол.
Звучит музыка в исполнении Парыгиной Е.Е. - Э.Сигмейстер «Поезд идёт»
Ведущий - Но что это? Поезд остановился на «Музыкальном перекрёстке», он
не может идти дальше. Машинист сбился с пути и не знает, по какой дороге
ехать. Ребята, давайте ему поможем! Для этого вы должны выполнить несколько
заданий.
*Конкурс « Музыкальный перекрёсток». Конкурс проводит Лобанова
Наталья Романовна, преподаватель детской школы искусств № 6.
Ведущий – Наше путешествие продолжается. Поехали!
Прозвонил колокол.
Звучит музыка в исполнении Е.Парыгиной - Э.Сигмейстер «Поезд идёт»
7
Ведущий – Вот на горизонте показалась станция с необычным названием
«Музыкальный лабиринт». Вам предстоит найти выход из лабиринта и в этом
вам поможет знание музыкальных форм.
* Конкурс «Музыкальный лабиринт» проводит Филимонюк Марина
Леонидовна, преподаватель детской школы искусств № 6.
Ведущий – На этом конкурсные задания закончились. Мы предлагаем жюри
для подведения итогов пройти в диспетчерскую.
А мы с вами, ребята, продолжим путешествие. В вагоне-буфете вам предложат
горячий чай. Через 20 минут мы приглашаем вас в концертный зал на
небольшой концерт.
Программа концерта:
1.
Цыганский танец исполняют выпускники отделения «Хореографическое
искусство»
2.
А.Жобим. Девушка из Спанемы. Исполняет Парыгиной Е.Е.
3.
Танец «Цветные сны» исполняют выпускники отделения
«Хореографическое искусство»
Ведущий – Время в пути пролетело незаметно. И мы подъехали к станции
«Конечная». Наше путешествие тоже подошло к концу. Для подведения итогов
нашего конкурса слово предоставляется председателю жюри.
Награждение победителей конкурса, вручение Дипломов.
До скорых встреч! Всего вам доброго!
Звучит музыка. Г.Свиридов «Романс»