Напоминание

"Выбор оптимального судна для осуществления пассажирских перевозок в Енисейском бассейне"


Автор: Хайнов Андрей Дмитриевич
Должность: студент
Учебное заведение: СГУВТ
Населённый пункт: г. Новосибирска
Наименование материала: Научно–исследовательская статья
Тема: "Выбор оптимального судна для осуществления пассажирских перевозок в Енисейском бассейне"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выбор оптимального судна для осуществления пассажирских перевозок

в Енисейском бассейне.

Актуальность рассматриваемой темы. Автомобильный и

железнодорожный транспорт развиты в Красноярском крае лишь в

центральной и южной частях. Поэтому транспортировку грузов и пассажиров

в крупные узлы северной части региона осуществляются внутренним водным

транспортом. Но в связи с непригодным техническим состоянием и

неэкономичностью флота ОАО «ПассажирРечТранса», выполняющим

перевозки в Енисейском речном пароходстве, необходимо спроектировать

новое, экономически целесообразное судно.

Табл.1. Состав и техническое состояние флота ОАО

«ПассажирРечТранс»

№ п/п

Наименование

Год

постройки

Пассажировместимость

, чел.

Водоизмещающие суда (проект 588)

1

т/х «В. Чкалов»

1953 г.

272

2

т/х «А. Матросов»

1954 г.

301

Скоростные глиссирующие суда (проект А45-1)

3

«Иван Назаров»

2008 г.

100

4

«Енисейск»

2008 г.

100

5

«Красноярск

2009 г.

105

6

«Михаил Годенко»

2009 г.

105

СВП серии «МАРС»

7

МАРС-23

2009 г.

18

8

МАРС-700

2009 г.

7

В качестве критерия обоснования экономической целесообразности

будут выбраны скорость и пассажировместимость.

Примем в качестве критерия обоснования скорости прибыль Пр,

которая, как известно, равна разности доходов Д и расходов Э:

Пр=Д-Э

При этом доходы состоят из двух частей: от продажи билетов Д1 и дoплаты за

скорость Д2. Доходы Д1 возрастают с рoстом скорости, поскольку с ее ростом

выполняется больше рейсов n=L/v+tст, однако зависимость Д1=f(v) не

является линейной, поскольку время стоянок не зависит от скорости.

Зависимость Д2 = f(v), как показывает практика, также не является линейной,

т.к. не каждый пассажир готов платить за скорость, и может быть

аппроксимирована степенной функцией

Д2=Дб (vi/vб)1-a

где vб и Дб – соответственно скорость и доплата за скорость по судну-

прототипу;

а=0,1-0,3 – эмпирический коэффициент.

Себестоимость перевозок отражает три основные статьи расходов: зарплата с

отчислениями, амортизация и ремонт, топливо. Очевидно, что напрямую с

изменением скорости связаны только расходы на топливо:

Эт=qЦтNtx

где q– удельный расход топлива, г/(л.с.ч);

Цт – цена топлива, руб/т;

tx=L/v– время хода за рейс, ч.

Поэтому в качестве удельного показателя рейсовых затрат на перевозку

примем топливную составляющую себестоимости перевозок, руб/(пасс.км):

Sт =Эт/ПL=qЦтN/(Пv)/106

Базовую доходную ставку d=Д/(ПL), руб/пасс-км (при vб) примем равной Sт,

тогда формула для расчета доходной ставки для судна со скоростью vi будет

следующей:

di=Sт(L/vi+tст)/( L/vб+tст)( (vi/vб)1-a

На рис. 1 приведены результаты обоснования оптимальной скорости

пассажирских судов на маршруте Красноярск-Дудинка (расстояние 2000 км)

при Цт =35000 руб/т и vб=20 км/ч.

Рис. 1. Результаты обоснования оптимальной скорости пассажирских судов.

15

20

25

30

35

40

45

-1

0

1

2

3

4

5

Линия Красноярск-Дудинка

d,руб/пасс-км

s, руб/пасс-км

p, руб/пасс-км

Скорость, км/ч

Экономические показатели

Таким образoм, наиболее выгодной в экономическом плане является

скорость 25 км/ч. Повышение скорости водоизмещающих судов существенно

выше этого значения потребует значительного роста цен и субсидий.

Выбор оптимальной

пассажировместимости П, чел, по минимуму

затрат на строительство необходимого числа судов Ф для освоения заданного

объема пассажирских перевозок за навигацию П

н

. При этом учитываются

масштабный

эффект

(чем

больше

суднo,

тем

меньше

удельные

на

строительство судов в руб/место) и падение коэффициента загрузки с ростом

пассажировместимости:

K

стр

=k

стр

П

н

t

кр

/t

э

/(П/П

0

)

1-а

/(1-b(П-П

0

)/П

0

),

где k

стр

– удельная строительная стоимость судна, руб/место,

П

н

принятый

объем

пассажирских

перевозок

на

маршпуте

за

навигацию, чел,

П

0

– пассажировместимость базисного судна, чел,

t

кр

– продолжительность кругового рейса судна, сут,

t

э

– эксплуатационный период, сут,

a,b– эмпирические коэффициенты.

Результаты расчетов приведены на рис.2.

Рис. 2. Результаты обоснования оптимальной пассажировместимости

пассажирских судов. Маршрут Красноярск Дудинка .

0

50

100

150

200

250

300

1000

1050

1100

1150

1200

1250

Пассажировместимость, чел

Общая сумма расходов, млн. руб

Результаты обоснований (Рис. 2) показывают, что наиболее выгодно

использовать суда пассажировместимостью 150 чел.

Итак, получается, что проектируемое судно должно иметь

пассажировместимость 150чел и скорость 25 км/ч, чтобы экономические

показаели были наиболее эффективными.

ООО «Агат Дизайн Бюро» спроектировало для условий Енисейского

бассейна

судно

проекта

А45-90.2

такой

пассажировместимости.

Интерес

представляет экономическое сравнение этого типа судна с действующим в

последние гoды флотом (типа «А. Матросов» и «М.Лермонтов») (табл. 2).

Эксплуатационные

расходы

по

годовому

содержанию

рассчитывается

по

эмпирической формуле:

Э

год

=k

1

n

эк

+k

2

N+k

3

П.

На

о сновании

обработки

данных,

предст авленных

ОАО

«ПассажирРечТранс»,

получены

следующие

значения

эмпирических

коэффициентов:

k

1

=500 тыс. руб/чел;

k

2

=10 тыс.руб/л.с;

k

3

=100 тыс. руб/место.

Табл. 2. Экономическое сравнение действующего и проектируемого

флота

Показатель

Обозначение

№ проекта

588

785

А45-90.2

Предлагаемое

Тип судна

трехярусное

двухярусное

Двухярусно

е

Двухярусное

Пассажиро-

вместимость, чел.

П

365

250

150

150

Мощность, л.с.

N

3Х400

2x400

3х1000

2х500

Скорость, км/ч

V

25

20

30

25

Длина, м

L

90,0

77,5

72,6

72,6

Ширина,м

В

12,0

9,6

8,5

8,5

Высота борта, м

H

4,3

3,15

3,3

3,3

Осадка, м

T

2,4

1,9

1,6

1,6

Водоизмещение, т

D

1448

1000

650

650

Коэффициент

полноты

водоизмещения

0,57

0,71

0,65

0,65

Численность

экипажа, чел

n

эк

42

35

25

25

Строительная

стоимость млн.руб.

К

стр

2500

1750

1050

1050

Эксплуатационные

расходы за год, тыс.

руб.

69500

50500

57500

37500

Удельная стоимость

содержания: руб/ч

руб/(место.ч)

21450

15580

17740

11570

60

62

120

77

Таким образом, цена судна пр. А45-90.2 существенно ниже стоимости

вновь построенного судна типа «М.Лермонтов». Вместе с тем проектируемое

судно характеризуется явно завышенной мощностью, что будет сказываться

на текущих эксплуатационных расходах: в расчете на одного пассажира они

вдвое

выше.

Кроме

того,

скорость

за

пределами

25

км/ч

не

только

не

экономична,

но

также

и

небезопасна

при

движении

вниз

в

условиях

р.

Енисей.

Вариант

пассажирского

судна

с

мощностью

до

1000

л.с.

обеспечивает наиболее целесообразную скорость и существенное снижение

эксплуатационных

расходов.

С

учетом

же

100-процентной

загрузки,

практически недостижимой при пассажировместимости свыше 150 человек,

предлагаемый

вариант

с

меньшей

мощностью

может

быть

наиболее

эффективным.

В данной работе было произведено обоснование оптимального судна

для осуществления пассажирских перевозок в Енисейском бассейне на самой

протяженной линии Красноярск-Дудинка.



В раздел образования