Автор: Осипова Светлана Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад " Звёздочка"
Населённый пункт: Новосибирский район Новосибирской области село Криводановка
Наименование материала: проект
Тема: Молоко и молочные продукты
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области детский сад «Звёздочка»
село Криводановка
Тема проекта
« Молоко и молочные продукты».
Выполнила воспитатель: Осипова С.А
с. Криводановка
2018г
Тема проекта
« Молоко и молочные продукты».
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Сроки реализации: кратко – срочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
« Молоко – это изумительная пища, приготовленная
природой».
И.П.Павлов.
Оно сопровождает нас с первых дней жизни и нередко соседствует с хлебом.
Оно может удалить жажду и накормить. В этом целительном продукте
содержатся все необходимые для человека вещества.
Оно и пища, и лекарство. Недаром древние ученые называли его « соком
жизни». И это все о молоке.
Молоко является обязательным и ( необходимым) незаменимым продуктом
детского питания.
Некоторые дети в группе отказываются от молока и молочных блюд. Дети
дошкольного возраста не понимают значимости молока и молочных
продуктов в развитии растущего организма. Это обусловлено недостатком
знаний о молоке ( его получении и производстве, необходимости и
полезности.)
В ходе проекта мы постараемся решить проблему употребления детьми
молочных продуктов, ответив на вопросы:
1.
Откуда пришло молоко?
2.
Почему молоко называют « волшебным»?
Цель проекта.
Расширять знания детей о том, чем полезно молоко; активизировать
инициативу детей, память, внимание; обогащать словарный запас;
привлечь родителей к работе над проектом.
Задачи проекта.
1.
Расширять знания детей о молоке и молочных продуктах.
2.
Формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровому
питанию.
3.
3. Развивать познавательный интерес к исследовательской
деятельности, желание познавать новое.
4.
Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов.
5.
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться
информацией, участвовать в совместной опытно –
экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный.
*Подбор методической и художественной литературы по теме.
*Подбор иллюстраций по теме.
* Создание мини – музея молока -( упаковки от различных видов
молочных продуктов).
Второй этап - практический.
Торжественное объявление « Месяца молока» ( красочное
объявление для родителей с приглашением принять участие в
работе над проектом).
Разработка и проведение НОД, опытно – экспериментальная
деятельность детей.
Познавательное развитие:
*» Что можно приготовить из молока?»
*» От коровы до стола».
*» Откуда пришло молоко?»
*» Полезно ли молоко для человека?»
Речевое развитие:
*» Почему молоко белое?»
*» Какие молочные продукты мы знаем?»
*Рассматривание картины « Корова с теленком».
Художественно – эстетическое развитие:
*Рисование « Наша кормилица».
*Лепка « Буренушка».
* Аппликация « На лугу пасутся ко….»
*Конструирование « Стаканчик» (оригами).
Экспериментальная деятельность:
- Опыты с молоком по выявлению его свойств ( сквашивание)
-« Цветное молоко».
- Рисование молоком.
Совместная деятельность:
Сюжетно ролевые игры « Ферма», « Магазин молочных
продуктов».
« Назови и покажи».
« Угадай, о чем спрошу».
« Угадай по вкусу».
Самостоятельная деятельность.
*Рассматривание иллюстраций, детской литературы по данной
теме.
*Рисование домашних животных при помощи трафаретов.
*Настольные игры.
Работа с родителями.
- Экскурсии с детьми в магазин в отдел молочной продукции.
- Поддержание в семье традиции употреблять молочные
продукты под лозунгом « Молоко на столе - здоровье в семье».
- Создание книги рецептов на основе молока.
- Создание мини музея о молоке.
Третий этап. Заключительный.
В ходе решения задач проекта выяснили, что молоко – основа
пищевого рациона ребенка , с молоком наш организм получает
все необходимые питательные вещества для нормального
Роста и развития.
Расширили знания детей о молоке и молочных продуктах.
Узнали, молоко каких животных можно употреблять в пищу.
Оформили мини - музей молока.
Используемая литература:
Аникин В.П.» Русские пословицы и поговорки» М,
«Художественная литература»,1988
Ильин М « Сто тысяч почему», « Детская литература» ,1960
Киселева Л.С. Данилина Т.А и др.
« Проектный метод деятельности в дошкольном учреждении».
Панфилова Н.Е.» Молоко и здоровье». Минск, «Урожай», 1972
Чтение художественной литературы.
« Гуси – лебеди» р.н.с.
« Петушок и бобовое зернышко» р.н.с.
« Хаврошечка» р.н.с.
Д.Н.Мамин – Сибиряк « Притча о Молочке, Овсяной Кашке сером
котенке».
Е.Чеповецкий « Про славную корову Настурцию Петровну».
М.Петровская « Сказка о доброй Фее и разлитом молоке».
« Трое из Простоквашино».
Л.Толстой « О лягушке, которая попала в молоко».
Свойства молока.
Молоко – источник кальция,97% которого усваивается
организмом человека. Кальций нужен нашему организму затем,
чтобы наши кости были крепкими. Полезно молоко и при
простудных заболеваниях (кипяченое молоко с медом). Все дело
в том, что белок молока усваивается легче с другой белковой
пищей, а ведь именно из белка образуются необходимые для
борьбы с вирусной инфекцией иммуноглобулины.
Молоко – отличное средство от бессонницы. Хорошо помогает
при головных болях, при мигрени. Это также отличное
косметическое средство. Молочное умывание и компрессы
помогают при сухой и раздраженной коже.
Самым полезным считается парное молоко. Помимо
питательных веществ в нем присутствуют имунные тела,
уничтожающие вредные бактерии. В молоке есть все, что нужно
малышу: вода, сахар, белок, соль и витамины. Коровье молоко
содержит болнн20 витаминов и много микроэлементов., а без
них человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа,
кости, зубы, мускулы. В молоке содержатся фосфор, ,кальций,
железо, медь ,марганец ,магний, хлор ,йод и другие элементы.
Издавна молоко считалось прекрасным средством для
успокоения нервной системы
Козье молоко – укрепляет кости, ногти, волосы, не вызывает
аллергии, укрепляет сердце, лечит желудок.
Молоко лошади ( кумыс) – помогает при простуде, сердечных и
кожных заболеваниях, полезно для желудка.
Верблюжье молоко- помогает при аллергии, диабете, богато
витаминами С и Д, хорошо утоляет жажду.
Оленье молоко- богато белками. Предохраняет человека от
многих болезней. Прекрасное средство от старения.
Виды молочных продуктов.
Йогурт - кисломолочный продукт, который заквашивается
благодаря особой бактерии .В йогуртах много кальция, очень
важного для роста и состояния костей, зубов.
Кефир - кисломолочный напиток, благотворно влияет на
микрофлору кишечника, укрепляет иммунитет.
Сметана, сливки - очень питательны, богаты витаминами. Сливки
добавляют в кофе, соусы, супы, коктейли, домашнее мороженое.
Сливочное масло - питательно и полезно для мышечной ткани,
для кожи, волос, зрения, для костной ткани.
Творог, домашний сыр - богаты кальцием, витаминами.
Опыты.
1.
Превращение молока в простоквашу( два сосуда с молоком .
Один в холод, другой в теплое место).
2.
Превращение молока в творог ( в емкость с молоком добавить
лимонный сок, перемешать.
.Как появятся белые хлопья , процедить).
3.Рисунок молоком.( С помощью кисточки нарисовать
рисунок. Подсохший рисунок прогладить утюгом. Появится
рисунок).
4.Молочное волшебство.( Налить молоко в плоскую тарелку.
Капнуть на молоко в нескольких местах гуашь разного цвета.
Ватную палочку обмакнуть в моющее средство для посуды и
поводить по молоку с краской. Моющее средство заставляет
молоко и краску смешиваться. В результате на поверхности
молока появились красивые цветные завитки).
Загадки.
От него- здоровье, сила
И румянец щек всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое , а не вода.
Домашнюю корову
Узнаете легко.
А что оно нам дарит?
Парное…..( молоко).
*Нам дает его корова,
Чтобы были мы здоровы.
Пьем его, с ним варим кашу
И готовим простоквашу.
Молоко прокисло,
Не сварить с ним кашу,
Пусть же дальше киснет –
Будет….( простокваша).
*Белый цвет оно имеет,
Пьёт его кто, не болеет,
С детства вкус его все знают,
При болезнях помогает.
Нам даёт его корова.
Вы назвать его готовы?
*Не снег, а белое всегда,
Хоть и течёт, а не вода.
*Хочешь бегать далеко?
Хочешь прыгать высоко?
Пей почаще….( молоко).
*Оно течёт, но не вода.
Оно, как снег бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в кринке…( молоко).
Пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах.
*Корова во дворе, - молоко на столе.
*Заварил кашу, так не жалей молока.
*Корова рогата, да молоком богата.
*Будешь трудиться, так и у тебя хлеб и молоко будет водиться.
*Как корову накормишь, так и молоко получишь.
*Корову не накормишь – молока не надоишь.
*Молоко у коровы на языке.
*маслом кашу не испортишь.
*Масло коровье кушай на здоровье.
*Сметанку любить – коровушку кормить.
*Где блины, там и мы, где с маслом каша, там и место наше.
Считалка.
Кошке дай молока,
Мишке сладкого медка,
Дай травы козленку,
Дай попить ягнёнку.
Стихи.
Белая водица, всем нам пригодится
Из водицы белой
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай , Ванечка, дружок!
Молоко полезно очень
И для взрослых и ребят.
Кашу, йогурт и сметану
Большой ложкою едят.
В молоке полезных много
Витаминов и веществ
Пейте молоко парное,
Чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепки,
Не болела голова,
Настроение чтоб было
Превеселое всегда,
Шлет привет вам всем корова:
- Пейте , дети, молоко,
Будете здоровы!
Бродит стадо на лугу.
Я с подойником бегу.
Подою свою Буренку,
Молока налью Алёнке.
Вкусно молоко коровье,
Подкрепит оно здоровье.
Кошке в мисочку нальём
И собачку позовём.
( Новикова Регина).
Мы расскажем вам секрет:
Молока вкуснее нет.
Как же, братцы, без него?
Ведь полезное оно.
С детства каждый должен знать,
Чтоб быть здоровым, не хворать,
Взрослым, стареньким и детям
Надо молоко употреблять.
Напиток в стакане твоем белоснежный,
Прохладный, приятный, такой сладко – нежный.
Снежинками тают во рту пузырьки
Как пена морская воздушны, легки.
Ответь же скорей на вопрос интересный:
Как назовёшь ты напиток чудесный?
Ответить хором мы сможем легко:
Конечно, в стакане у нас МО-ЛО-КО!
С детства пью я молоко,
В нем сила и тепло.
Ведь оно волшебное, доброе, полезное.
С ним расту я по часам
И совет хороший дам-
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает,
Зубы, кости укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьёшь ты молоко.
Молоко – это первый напиток,
Молоко – это наша судьба,
Молоко – это наша защита,
Молоко будем пить мы всегда.
Конспект НОД.
Тема: « Где отыскать молоко?»
Цель: Развивать познавательный интерес.
Задачи: Развивать воображение, умение самостоятельно
анализировать, делать выводы, применять в работе ранее
полученные знания.
Материалы и оборудования: Кувшин с молоком, мерный стакан,
тарелочка с манной крупой, клей, кисточки, салфетки, листы
бумаги с нарисованной коровой, блюдца с молоком, гуашь, гуашь
, ватные палочки, картинки с изображением животных: корова,
лошадь, коза, овца, верблюдица.
У воспитателя пиала с волшебной жидкостью ( средством для
мытья посуды).
Ход деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на странную лужицу на
полу.
- Откуда оно появилось?
- У одной забывчивой хозяйки « убежало» из кастрюли молоко.
- Убежало молоко, убежало далеко!
Вниз по лестницы скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Угостило двух котят, но не вернулось назад.
Решение проблемной ситуации « Где отыскать молоко?»
( ответы детей).
Рассмотреть картинки на доске ( корова, лошадь, верблюдица,
коза, овечка ), назвать виды молока ( коровье, козье, лошадиное
– кумыс, верблюжье, овечье).
- Что можно приготовить из молока?
Игра на ковре « Выбери слово».
- Молоко имеет ( зеленый, красный, белый) цвет?
-Из молока можно приготовить ( салат, мороженое, сыр).
- Каша бывает ( добрая, грустная, вкусная).
- Корова дает человеку ( шоколад, мармелад, молоко).
Аппликация манной крупой.
На листе бумаги контур коровы, закрашен цветными карандашами. Белые
места нарисованной коровы смазываем клеем, не выходя за контур
.Посыпаем клей крупой. Переворачиваем лист бумаги и стряхиваем остатки
крупы на салфетку.
Дети придумывают клички своим коровам.
Опыт « Молочная река».
Дети описывают то, что происходит в блюдце.
Каждый ребёнок выполняет опыт сам.
В конце занятия дети оформляют выставку « На лугу пасутся ко…»
Конспект НОД
Задачи: заложить основу правильного питания; дать знания о витаминной
ценности молока. О влиянии его на состояние здоровья.
Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного
происхождения.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание
заботиться о своем здоровье.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность,
воображение, творческий подход к своему питанию.
Предварительная работа.
*Беседа о молоке.
*Организация мини-музея о молоке.
*Подбор и чтение художественной литературы.
* Чтение р.н.с « Петушок и бобовое зернышко».
Просмотр мультфильма « Цветное молоко».
Материал: молоко и молочные продукты ( упаковки), иллюстрации по теме «
Откуда молоко пришло ?».
Ход деятельности:
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях гость, но вы должны угадать кто это.
Выгоняли рога
Погулять на луга
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
- Приятно, к нам в гости пришла корова Милка и принесла подарки.
Как вы думаете, какие подарки? ( ответы детей).
- Давайте вспомним, какую пользу приносит молоко ( ответы детей).
Молодцы, запомнили, чем богато молоко.
В молоке полезных много
Витаминов и веществ.
Пейте молоко парное,
Чтобы кариес исчез
Чтобы кости были крепки,
Не болела голова,
Настроение чтоб было
Превесёлое всегда.
Давайте разберемся, откуда к нам пришло молоко. Оно проделало длинный
путь, чтобы попасть к нам на стол.
- С чего начиналось путешествие молока?
1.Корова пасется на лугу (иллюстрация ).
2. Машина « молоковоз» увозит молоко на молочный завод. Там его
перерабатывают и разливают в пакеты, бутылочки, стаканчики и везут в
магазин.
3. В магазине мы покупаем его и приносим домой.
Сколько труда вложено, чтобы молоко попало к нам на стол.
( назвать профессии).
Игра « Назови продукт. Подарки от Милки».
( в корзине упаковки от молочных продуктов).
Игра « Угадай на вкус». ( жидкие - через одноразовую трубочку, твердые- на
одноразовой ложечке ).
Игра - драматизация « Спор».
Воспитатель: В магазине на витрине,
Завязался разговор:
Что нужнее? Что важнее?
Разгорелся жаркий спор.
Воспитатель: Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
Сыр: Я запашистый, твердый и душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра.
Я, не то, что молоко,
Ведь его разлить легко.
Воспитатель: А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая.
Сметана: Я, послушайте ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам, по овощам.
Без меня и торты
Все второго сорта.
Я послаще творожка.
Воспитатель: Тут вмешался творог.
Творог: Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам,
Мы - начинка к пирогам.
И сметаны. Ну, слегка.
Воспитатель: Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
Масло: Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть не будет даже.
Я жирнее молока, сыра, сливок, творожка.
Воспитатель: Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
Мороженое: А меня – то, а меня – то,
Очень любят все ребята
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем.
Воспитатель: Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
Молоко: Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог из молока,
И сметана с маслом – это детям ясно.
Физминутка с Буренушкой.
Дай молока, Буренушка,
Хоть капельку на донышке
(показывают, как доят корову).
Ждут меня котятки,
Малые ребятки
Дай им сливок ложечку,
Творожку немножечко,
Масло, простоквашки,
Молока для кашки.
( загибают пальцы на обеих руках начиная с мизинцев).
Всем на здоровье
Молоко коровье.
Викторина « В гостях у сказки».
Воспитатель зачитывает отрывки из сказок:
« Гуси – лебеди», « Хаврошечка», « Волк и семеро козлят», « Петушок и
бобовое зернышко».
Экспериментирование.
Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из молока
( дети называют).
Приготовление творога из молока с помощью лимонного сока.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Наш разговор о молоке подошел к концу. Я желаю вам крепкого
здоровья. Помните, ребята, что молоко и молочные продукты очень полезны.
В память о нашем занятии вам вручаются медали из молочного шоколада
( или мини ш шоколадки « Милки Вей»).