Автор: Лунина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Населённый пункт: РМ, Ичалковский район, с.Кемля.
Наименование материала: Доклад
Тема: «Значение гендерного подхода в воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Доклад на тему:
«Значение гендерного подхода
в воспитании дошкольников»
Выполнила воспитатель: Лунина Н.М.
2018г.
В психолого-педагогической литературе мы встречаем такое понятие как –
«гендер»
gender.
Этот
термин
был
призван
подчеркнуть
не
природную,
а
социокультурную причину межполовых различий. Различия между мужчинами и
женщинами фиксируются в любом человеческом сообществе, а правления их
отмечают во внешнем облике и поведении, психологических реакциях и выборе
профессии.
Долгое
время
такие
признаки
считались
незыблемыми
и
воспринимались
как
естественное
следствие
биологических
различий.
В
последние
годы
специалисты
обращают
все
больше
внимание
на
то,
что
воспитание,
обучение
и
лечение
детей
без
учета
их
пола
чревато
многими
последствиями,
сказывающимися
не
только
на
непосредственном
состоянии
мальчика и девочки, но и нередко на дальнейшей жизни. Эта актуальная сфера
человеческой, особенно детской жизни до недавнего времени не была предметом
систематических
научных
исследований,
и
широко
бытующие,
обыденные
представления
о
ней
искажены
множеством
предрассудков
и
ничем
не
обоснованных,
но
якобы
научных,
догм.
Представления
о
себе
как
о
представителе
определенного
пола(мужского
или
женского),
о
мужчинах
и
женщинах начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ребенок учиться
общаться
со
сверстниками
и
взрослыми,
складываются
первые
впечатления
семье,
взаимоотношениях
внутри
нее,
воспитывается
уважение
к
старшим.
Сегодня
уже
доказано,
что
различия
в
поведении
мужчин
и
женщин
и
биологическими и социальными факторами. В связи с этим, задача родителей и
педагогов – учитывать полоролевые интересы детей. Существование двух полов
обоснованно, таким образом, природа решает совершенно определенные задачи.
Одна
из
них
–
удержание
вида
на
определенном
уровне
эволюции.
Вторая
причина двуполости состоит в том, что она позволила развиваться быстрее.
Ребенок наследует качества обоих родителей. Каждый представитель одного
пола содержит в себе признаки противоположного пола. Ученые уверены в том,
что
в
человеке
присутствуют
как
женское,
так
и
мужское
начала.
Которые
должны
гармонично
сосуществовать,
не
нарушая
общего
баланса.
Каждый
мужчина имеет в себе женскую ипостась, а я женщина – мужскую18. Изначально
существуют различия в природе и функциях мужской и женской клеток, которые
впоследствии
влияют
на
психологические
различия
мужчины
и
женщины.
Мужская клетка слаба, но она активна, от нее зависит новое развитие человека;
таким
образом,
мужчина
всю
жизнь
будет
изменять
мир,
в
котором
живет.
Женская
клетка
наоборот
живуча,
но
инертна.
Женщины
сохраняют,
поддерживают
и
передают
традиции.
Связанные
с
полом
различия
обнаруживаются уже с первых дней жизни. У девочек ниже, чем у мальчиков
пороги тактильной и болевой чувствительности, они дольше спят. Различия
игрового
поведения
мальчиков
и
девочек
впервые
прослеживается
в
13мес.
Девочки менее охотно уходят с материнских рук, чаще возвращаются к материи,
оглядываются
на
нее,
чаще
стремятся
вступить
с
ней
в
непосредственный
физический
контакт,
их
игры
пассивнее,
чем
у
мальчиков.
Так
называемый
кризис 3-х лет у мальчиков протекает резче и конфликтнее, чем у девочек. К 2-м
годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Далее
разворачивается этап знакомства с различиями мальчиков и девочек (внешний
вид,
прическа,
особенности
поведения…)
на
этом
этапе
ребенок
допускает
обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние
человека, а не его постоянное свойство. Лишь к 5-6 годам в ходе нормального
развития ребенок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной или женщиной,
хотя
количественная
разница
«мальчик-мужчина»
(девочка-женщина»)
может
казаться ему много больше чем качественная разница сверстников разного пола.
При существующих различиях между мужчинами и женщинами, мальчиками и
девочками,
проявляющихся
с
первых
дней
жизни
человека,
воспитание
и
обучение ребенка без учета его особенностей как представителя определенного
пола
невозможно.
Одна
из
важнейших
категорий
–
категория
пола,
биологическое деление людей не на мужчин и женщин, в котором впервые
ребенок определяет себя как индивидуальность. Важно понять, существует ли
разница между половым и полоролевым воспитанием ребенка. Имеются разные
точки
зрения
на
эти
понятия.
Половое
воспитание
–
это
комплекс
воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на
приобщение
его
к
принятой
в
обществе
системе
половых
ролей
и
взаимоотношений
между
полами
в
общественной
и
личной
жизни
с
биологической
точки
зрения.
Полоролевое
воспитание
дошкольника
рассматривается
как
социально,
педагогически
и
личностно
обусловленный
процесс
овладения
детьми
полоролевым
опытом,
ценностями,
смыслами
и
способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества
с взрослыми и сверстниками самоопределения культуре и социуме. Огромное
значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья
– самый древний и важный институт воспитания. На протяжении многих веком
она имела огромную силу, у русских возводилась в культ. Обычно семьи были
многодетными – этим гордились. Дети воспринимались как основное богатство
семьи,
а
материнство
считалось
главной
ценностью
женщины,
смыслом
и
содержанием ее жизни19. Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была
более
длительной,
чем
у
девочек.
В
семьях
большое
внимание
уделялось
физическому развитию мальчиков. Русские народные игры, например, лапта,
включали бег, прыжки, метание предметов. Они развивали такие качества, как
выносливость, смелость, ловкость. Отвагу. Стойкость, выдержку. С детства отец
внушал сыну: « Ты мой наследник» к мальчику относились как к продолжателю
рода, фамилии, главному помощнику. Рождение девочки не праздновалось так
широко, но тоже было радостью – тихой, домашней, овеянной легендами, и
молитвами. Роли отца и матери в семье были различны. Отец считался хозяин в
доме. Он отвечал за судьбы детей. Мать опекала малолетних. Так же важную
роль
в
воспитании
играли
дедушки
и
бабушки.
Они
считались
главными
воспитателями, поскольку передавали семейные традиции, нравственные нормы
и
заповеди.
Воспитание
мужественности
и
героизма
начиналось
с
раннего
детства.
Мальчикам
приводили
в
качестве
примера
былинных
героев,
их
сверстников,
совершавших
добрые
дела,
защищавших
родину.
Народная
педагогика измеряла воспитанность детей заботой о старости, прежде всего,
матери.
Педагогический
опыт
многих
поколений
представляет
богатейший
арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в материнском
фольклоре, сказках, играх, обрядах, пословицах, поговорках20. Роли мужчины и
женщины
в
народной
педагогике
усваивалось
через
игру.
Игры
в
народной
педагогике
носили
опережающий
характер,
так
как
дети
наблюдали
и
проигрывали самые разнообразные стороны жизни. Н.Е.Татаринцев пишет, о
том,
что
игры
для
мальчиков
требовали
от
участников
обычно
большой
физической силы, выносливости, ловкости. Кроме того, их тематика носила ярко
выраженный мужской характер. Игры девочек носили более мягкий характер, в
них присутствовали творчество, художественное начало, поэтический текст. Они
отдавали предпочтение играм с сюжетом, хороводами, хотя и не избегали игр
спортивного типа с элементами прыжков и скачек. Воспитательная ценность
игры в том, что ребенок , играя, вполне сознательно подчиняется определенным
этическим
нормам
поведения.
.
дети
приучаются
к
общению
между
сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, сохранению
интересов.
Неисчерпаемый
источник
для
воспитания
нравственных
качеств
личности представляют пословицы и поговорки. Так , по образному выражению
К.Д.Ушинского
,
поговорки
и
пословицы
–
«Это
речевые
самородки
и
самоцветы , в которых выкристаллизовывалась мудрость народа», «именно в их
лаконичной форме отчетливо проступают черты национального характера». В
них
запечатлены
традиции
народа:
любовь
к
матери,
уважение
к
старшим,
трудолюбие храбрость, стойкость, терпимость и др. многие из них живут и
сейчас.
Официальная
статистика
свидетельствует,
что
институт
брака
испытывает
критические
нагрузки,
в
результате
которых
уровень
брачности
снизился за последние 5 лет на 22%. Соответственно сокращаются рождаемость
и качество воспитания уже рожденных детей. Все это подтверждает мнение о
том, что семейное воспитание в настоящее время испытывает настоящий кризис.
Говоря
об
особенностях
полоролевого
воспитания,
следует
отметить,
что
современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально
–
практического
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками
в
наиболее
значимых
для
его
развития
сферах
жизни.
Сочетание
возрастного
и
индивидуального
подходов
к
воспитанию
и
обучению
может
обеспечить
эмоциональное
благополучие
и
полноценное
психологическое
развитие.
Педагогическая
идея,
которой
руководствуется
коллектив
учреждения,
и,
несомненно, творчество определяют создание развивающей среды. Вместе с тем
при конструировании предметно – развивающей среды в детском саду очень
важно учитывать возраст, уровень развития каждого ребенка, период обучения,
сезонность,
половой
состав
групп,
способности
и
склонности
всех
воспитанников. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают
значимые взрослые. Педагоги ДОУ имеют значительное влияние на психическое
развитие детей, включая их гендерную социализацию. Стоит отметить тот факт,
что
педагогический
коллектив
ДОУ
составляют
женщины.
Это
приводит
к
гендерной
асимметрии
в
вопросах
воспитания,
которая
проявляется
в
профессиональной деятельности: в поощрении разного поведения у девочек и
мальчиков,
«женских»
качеств
у
девочек,
«мужских»
–
у
мальчиков,
в
предпочтении стиля одежды, соответствующего пола ребенка, в установке более
жестких
требований
выбора
игрушек
для
мальчиков21.
В
настоящее
время
невозможно осуществлять полноценное воспитание и обучение дошкольников в
отрыве
от
семьи
или
игнорируя
воспитательный
потенциал
ДОУ.
О
необходимости создания крепкого союза педагогами и родителями писал в свое
время В.А. Сухомлинский: « Без воспитания детей, без активного участия отца и
матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей
невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как
важнейшее
учебно-воспитательное
учреждение
и
невозможен
моральный
прогресс общества». На современном этапе в основу совместной деятельности
семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - родители и
педагоги выступают партнерами в воспитании и обучении; - единое понимание
педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; - помощь
ребенку,
уважение
его
и
доверие
к
нему
со
стороны
как
педагогов,
та
и
родителей; - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей
коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в
совместной
работе;
-
постоянный
анализ
взаимодействия
семьи
и
ДОУ,
его
промежуточных и конечных результатов. Меняется и позиция ДОУ в работе с
семьей. Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и
консультирует родителей. В этой связи нужно определять условия работы с
родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества
ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных
образовательных программ запросов семьи. Педагог дошкольного учреждения –
не только воспитатель, но и партнер родителей по воспитанию. Работа педагогов
ДОУ с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная
тенденция
в
работе
с
родителями
на
современном
этапе
–
обучать
их
самостоятельному решении. Жизненных задач. Это подразумеваем изменения в
системе
«Воспитатель-родитель»,
требует
определенных
усилий
от
педагогического
коллектива.
И
воспитатель,
и
родитель
–
взрослые
сформировавшиеся люди, со своими особенностями, взглядами на воспитание
детей, возрастными и индивидуальными чертами, своим жизненным опытом и
собственным
видением
проблем22.
При
взаимодействии
педагогов
ДОУ
и
родителей воспитанников следует учитывать определенные принципы работы с
взрослыми:
отказ
от
критики
участников
процесса
обучения;
обеспечение
свободы
мнений;
уважение
жизненных
позиций;
удовлетворение
п о з н а в а т е л ь н о г о
и н т е р е с а .
Литература:
1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду:
Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка –
Пресс, 2009
2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира.
Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.:
ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.:
Питер, 2003
4. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные
отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.