Автор: Куликова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: Пермский край г.Пермь
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Путешествие в страну сказок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» г. Перми
Итоговое занятие в подготовительной группе
«Путешествие в страну сказок»
Педагог: Куликова Е.В.
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в страну сказок»
(речевое развитие, художественно – эстетическое развитие)
Задачи:
- закреплять знания детей о русских народных и авторских сказок: (р.н.с.
«Колобок», «Заюшкина избушка», Ш.Перро «Красная шапочка»); развивать
диалогическую и монологическую речь, интонационную выразительность
речи.
- способствовать развитию творческого воображения; умение «вживаться» в
художественный образ; соотносить эмоциональное состояние героя с
характером музыки; побуждать к выразительному исполнению этюдов
средствами пантомимики (движений) импровизации.
- развивать положительные эмоции и чувства: радость, доброта,
сопереживание героям сказки и эмоциональный отклик на происходящее в
процессе разных видов детской деятельности (слушание музыки, рисование,
пластические и мимические этюды, пение).
Предварительная работа:
1. Рассказывание и обыгрывание русских народных сказок: «Колобок»,
«Зающкина избушка», «Лягушка царевна».
2. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Баба Яга»,
«Избушка на курьих ножках».
3. Чтение авторских сказок: Ш.Перро «Красная шапочка», В.Коростылев
«Маленькая Баба Яга».
4. Просмотр мультфильмов: «Баба Яга», «Ивашка из дома пионеров», «Гуси
лебеди», «Летучий корабль».
5. Организация выставок:
- «Мой любимый сказочный герой» (поделки своими руками);
- «Сказка лучший друг» (выставка книг народов и авторских сказок).
Материалы и оборудование:
- две книги русских народных сказок, сделанных своими руками;
- пиктограммы с изображением колобка;
- маски – шапочки сказочных героев;
- цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, стаканы с водой,
кисти на подставках, салфетки, клеенки.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Сказочница (воспитатель):
- Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте
начнем нашу игру со светлой, доброжелательной улыбки. Возьмитесь за руки
и подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь
мне, а я вам (дети приветливо улыбаются). Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Сказочница (воспитатель): Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Я
принесла вам книгу, которая называется «Мои любимые сказки», хотите с ней
познакомиться? (Дети рассматривают иллюстрации с изображением героев
сказок).
Сказочница (воспитатель): Ничего не могу понять! Что произошло? Вы
ничего не замечаете?
Дети: Герои сказок перепутаны.
Из книги выпадает письмо, воспитатель поднимает его и читает.
Сказочница (воспитатель): Кто на ступе в лес летает,
И в избушке там живет?
Кто детей всегда ругает,
Сказки слушать не даёт?
Ребята, а вы догадались от кого это письмо?
Дети: Это письмо от Бабы Яги.
Сказочница продолжает читать: Эй, девчонки и мальчишки,
Прячьте поскорее книжки!
Не видать вам больше ласки,
Перепутаю все сказки!
Какое грозное послание пришло к нам от Бабы Яги. Ребята, а вы знаете
почему её зовут Баба Яга? (Ответы детей). А хотите узнать?
Дети: Да хотим.
Дети садятся на стулья.
Сказочница (воспитатель): Оказывается, есть такое слово «ягать», что
означает «кричать, ругаться». Вот Бабу Ягу так и прозвали за то, что она
ворчит и ругается. А какие вы знаете сказки, где встречается Баба Яга?
Дети: «Лягушка царевна», «Морозко» и т.д
Сказочница (воспитатель): Как много сказок вы знаете, где Баба Яга строит
свои «козни». Вот и нам она перепутала все сказки. Я думаю, что нам с вами
необходимо навести порядок в сказках, а помогут нам в этом загадки.
Давайте попробуем попасть в сказку и все исправить.
Загадка 1:
Круглый шар из печки – прыг,
Он как мяч, к прыжкам привык.
По дорожке покатился,
И никто не удивился.
(Колобок)
Как называется эта сказка?
Дети: Колобок.
Сказочница (воспитатель): Правильно! Это русская народная сказка
«Колобок» (Показывает иллюстрации сказки). А вы помните песенку
колобка?
Дети: Да.
Сказочница (воспитатель): Мы поможем герою вернуться в свою сказку,
если споем эту песенку, но по определенным правилам. Посмотрите на
пиктограммы (показывает пиктограммы с изображением колобка). Вам
необходимо угадать настроение колобка и спеть его песенку с таким же
настроением.
Дети поют песенку колобка весело, грустно, сердито. Во время исполнения
песни воспитатель заменяет книгу. Обращает внимание детей на то, что
колобок вернулся в свою сказку.
Загадка 2: И прыгает, и скачет он,
И горько, горько плачет он.
Помочь собака не смогла,
Медведь не выгнал из жилья.
И лишь отважный петушок
Лисице преподал урок.
(Зайчик)
Дети: Зайчик, из русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Сказочница (воспитатель): Я вам предлагаю поиграть и стать на время
героями сказок (исполнение этюдов).
1. «Лиса осталась без крова».
Давайте, вспомним как лиса осталась без избушки (приглашает несколько
детей). Представьте себя той самой лисой из сказки «Заюшкина избушка».
Как вы думаете, когда у лисы растаял дом, какое у неё было настроение?
Покажите его с помощью движений и эмоций.
Дети показывают с помощью пантомимики, поз, жестов, эмоций
недовольство, обиду и пр.
2. «Лиса прогоняет зайца».
А когда лиса прогоняла зайца из избушки, какое у нее было настроение?
Изобразите его (воспитатель приглашает детей. Дети принимают
сердитое выражение лица, грозно трясут кулаками, притопывают ногами).
3. «Петушок и заяц выгоняют лису».
Каким был петушок? А заяц?
Дети подражают героям, показывая решительность петушка, неуверенного
и боязливого зайца.
Посмотрите, как умело и интересно вы изобразили персонажей сказок, и им
сразу захотелось вернуться в свою сказку, в нашей книге (показывает
иллюстрации в книге с исправленными героями).
Послушайте мою третью загадку.
Загадка 3: Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыло своё,
Мне подскажите имя её.
(Красная шапочка)
Дети: Красная шапочка.
Сказочница (воспитатель): Давайте вспомним, как волк притворился
бабушкой. Как он разговаривал с Красной шапочкой (воспитатель
приглашает детей, надевает маски – шапочки. Дети разыгрывают диалог).
Сказочница (воспитатель): А, сейчас мы заглянем в книгу. Посмотрите, все
герои сказок снова оказались в своих сказках. Мы помогли им и расколдовали
книгу. Ох, уж эта Баба Яга! Как выдумаете, почему она такая злая? Может
она хочет, чтобы мы её боялись? (ответы детей).
Сказочница (воспитатель): А, вы представляете Бабу Ягу – доброй, веселой
или забавной? (Ответы детей). Мы слушали произведение П.И.Чайковского
«Баба Яга». Музыка была грозная и стремительная, как сама Баба Яга. А я
предлагаю послушать музыку из знакомого вам мультфильма. Послушайте.
Дети прослушивают запись с частушками Бабок Ёжек. А какую сейчас вы
видите Бабу Ягу? А мы будем ее бояться? Что необходимо нам сделать,
чтобы она не была такой вредной? (Ответы детей). Я вам предлагаю
нарисовать Бабу Ягу. Она увидит себя на рисунках радостной, красивой, и
сердце у неё растает. И может быть она станет меньше вредничать.
Воспитатель предлагает детям взять средства рисования по желанию.
Сказочница (воспитатель): Подумайте, что вам понадобиться для того,
чтобы передать добрый, веселый характер Бабы Яги. А веселая музыка вам
поможет, прислушайтесь к ней. (Воспитатель размещает часть работ на
мольбертах. Проводит анализ детских работ). Какая здесь изображена Баба
Яга?
Дети: Добрая, веселая, смешная.
Сказочница (воспитатель): Почему она такая получилась? Что помогло вам,
нарисовать её такой?
Дети: Подсказала музыка – веселая, игривая. Подобрали «веселые», светлые,
яркие краски. Изобразили Бабу Ягу веселой, с улыбкой, с добрыми глазами.
Яге очень понравятся наши рисунки.
Сказочница (воспитатель): Спасибо вам за ваши добрые глаза и
приветливые улыбки. А закончить нашу встречу я хотела бы снова улыбкой.
Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся всем вокруг и друг другу.
Звучит песня «Шире круг».