Автор: Арсланова Римма Фаритовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 173
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Деловая игра – нетрадиционная форма проведения педагогического совета
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра – нетрадиционная форма проведения
педагогического совета
«Кто учит других, тот обучает сам себя не только потому,
что повторением он укрепляет свои знания, но и потому,
что получает возможность глубже проникнуть в предмет».
Ян Амос Коменский.
В современном обществе происходят как социальные, так и экономические перемены.
Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.
Изменения содержания, усложнение функций современного ДОУ и условия
деятельности
повлекли
за
собой
пересмотр
организационного
аспекта
управления,
вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической
деятельности.
Результатом таких процессов должно явиться становление высокоэффективной
системы
педагогической
деятельности,
способствующей
развитию
творчества,
инициативы, повышению качества образования.
Качество образования определяется результатами образования. Точных показателей,
критериев и параметров, по которым можно было бы однозначно назвать и определить
результаты
педагогической
деятельности,
не
существует.
М.М.
Поташник,
говоря
о
качестве образования, предлагает рассматривать результаты образования, которые можно
зафиксировать с большей или меньшей степенью точности. Среди них и «изменение
профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе».
Необходимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров
в ДОУ актуальна для образовательных учреждений, внедряющих в практику работы новые
вариативные
программы
и
технологии.
Качество
образования
и
инновационность
–
понятия
неразделимые.
В
силу
этого
дошкольных
образовательных
учреждений,
работающих в инновационном режиме, в данное время большинство.
Когда меняется ДОУ, меняются люди: они должны приобретать новые знания, получать
больше
разнообразной
информации,
решать
новые
задачи,
совершенствовать
профессиональные
навыки
и
умения,
менять
рабочие
привычки,
ценности.
Качество
деятельности педагога выступает как критерий компетентности работы ДОУ в целом. Для
активизации этих процессов необходимо грамотно планировать методическую работу с
педагогами
ДОУ
на
основе
дифференциации
и
индивидуализации,
использовать
различные формы ее организации.
Сложность и многообразие функций и задач методической работы в дошкольном
учреждении, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также
конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие
форм
организации
работы,
постоянное
обогащение
и
повышение
эффективности
устоявшихся, традиционных форм и новаторское применение новых.
Педсовет – это творческая лаборатория, основное звено методической работы
педагогического коллектива ДО, поэтому важно подходить к организации и проведению
педсовета творчески.
Педсовет – это объединение педагогического творческого союза для решения общих
задач коллектива.
Как
правило,
на
заседаниях
педагогического
совета
обсуждаются
вопросы
воспитательно-образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений
науки и практики, анализируются имеющиеся недостатки и достоинства, идёт обмен
опытом.
Потому что педсоветы направлены на:
всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого
педагога;
развитие
и
повышение
творческого
потенциала
педагогического
коллектива
дошкольного учреждения в целом;
совершенствование учебно-воспитательного процесса;
достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Педагогические советы условно разделяются на тематические и итоговые по видам,
по формам организации на традиционные и нетрадиционные.
В ходе традиционного педсовета четко соблюдается регламент: выступление
участника с докладом, обсуждение, принятие решения по каждому вопросу. Как правило,
к такому педсовету готовятся несколько членов коллектива (выступающие).
Нетрадиционный педсовет требует большей подготовки, творческого подхода –
составление сценария, разделение участников на команды, распределение ролей. Формы
могут быть различными – деловая игра, конференция, круглый стол, дискуссия и т.д.
Как же сделать педсовет интересным, запоминающимся, нужным для педагога? Как
организовать его пятый, десятый раз так, чтобы педсовет стал актуальным для всех:
педагогов, родителей, администрации?
Деловые игры нашли широкое применение в методической работе.
Деловая
игра
–
моделирование
реального
процесса,
во
время
которого
участники
принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно
созданных
педагогических
ситуаций.
Деловая
игра
как
метод
повышения
профессиональной компетентности педагогов ДОУ позволяет «прожить» ту или иную
практическую ситуацию, максимально активизировать всех участников. Правила игры
могут
вырабатываться
самими
участниками
или
быть
заданными.
Игра
раскрывает
возможности каждого участника, наглядно показывает поведенческие или тактические
ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к
решению различных педагогических и организаторских проблем.
Отмечено, что применение деловых игр имеет большое положительное значение, так
как помогают максимально активизировать участников для достижения поставленной
цели.
Деловые игры связаны с решением педагогических задач, содержащих описание
конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определенной роли и выбора
способов взаимодействия.
Изучение проблем образовательной работы в детском саду через деловые игры
помогают как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения
занятий
и
различных
мероприятий.
Этот
метод
ценен
тем,
что
учит
практическому
выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая
свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания,
изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или
выбираемым
самими
участниками
правилам.
Термин
«Игра»
на
различных
языках
соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с
положительными
эмоциями,
вызывает
высокую
активность
в
решении
реальных
педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие
этапы:
создание проекта деловой игры;
описание последовательности действий;
описание организации проведения игры;
составление заданий для участников;
подготовка оборудования.
Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо четко сформулировать её
цели:
закрепление полученных знаний;
выработка необходимых навыков;
изучение опыта;
формирование творческого мышления;
обучение культуре взаимоотношений;
совершенствование навыков принятия коллективных решений и т.д.
Формулируя общие цели, каждому участнику предоставляется возможность найти
средства достижения собственных целей.
Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто
применяется балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Нужно
отметить, что продуманная система оценки связана с функцией стимулирования, поэтому
иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижении общей цели.
Для оценивания деловой игры вводятся роли экспертов.
В заключение каждой проведённой игры у педагога есть возможность дать
объективную оценку результатов игры, как бы провести заключительный анализ:
что нужно учесть в дальнейшем,
какой информацией овладеть.
Это должно стать важным фактором после игрового интереса участников к
обсуждаемым
проблемам,
творческого
и
заинтересованного
подхода
к
решению
возникающих в процессе педагогической деятельности вопросов и ситуаций
.