Напоминание

ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ


Автор: Кугубаева Елена Сакиповна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 173
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Приходишь к нам, малыш, ты робкими шагами

Бывает, плачешь, прижимаясь крепко к маме.

Смелей иди, дружок, тебя здесь не обидят.

Пройдут года и папа с мамою увидят,

Как ты окреп и повзрослел, и много знаешь,

Тот огонек, что мы зажгли, не потерял!

Слова из гимна Е. Трескина.

Введение.

Поступление ребенка в детский сад-это событие, требующее особого

внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. От того,

как

пройдет

привыкание

ребенка

к

новому

распорядку

дня,

к

незнакомым

взрослым

и

сверстникам,

зависит

дальнейшее

развитие

малыша

и

благополучное существование в детском саду и в семье. Поэтому сегодня мы

обратились к такой актуальной проблеме, как адаптация детей к детскому саду.

В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в

педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Н. Д. Ватутиной, Е. В. Жердевой и

др.

Авторы в своих исследованиях сводятся во мнении, что воспитатели и

родители

должны

объединить

свои

усилия

и

обеспечить

малышу

защиту,

эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и

дома.

Основные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Для того, чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к

условиям общественного воспитания нам необходимо создать атмосферу тепла,

света, уюта и любви в группе.

Основная наша задача - заслужить доверие ребенка. Помогают сглаживать

отрицательные эмоции малышей различные игры-занятия:

1.

Игры с водой и песком: дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки,

воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую, или

вылавливает сачком шарики, играет с рыбками, черепашками, лодками.

2.

Дидактические

игры,

направленные

на

развитие

мышления,

внимания,

активизацию словаря.

3.

Наблюдение

за

окружающим

(прогулки-экскурсии

по

детскому

саду

и

по

участку).

4.

Подвижные игры (формирование двигательной активности, развитие логики).

5.

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики рук, речи).

6.

Чтение

и

рассказ

стишков,

потешек,

пение

песенок,

слушание

музыки,

рассматривание картинок и т. д.

7.

Инсценирование сказок (кукольный театр, фланелеграф).

Основная

задача

игр-занятий

с

детьми

в

период

адаптации-

наладить

доверительные

отношения

с

каждым

ребенком,

подарить

минуты

радости

малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период

нужны

индивидуальные

и

групповые

занятия,

чтобы

ни

один

ребенок

не

чувствовал себя обделенным вниманием.

Организация деятельности для достижения успешной

адаптации ребенка к

дошкольному учреждению.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от

взаимных установок семьи и дошкольного учреждения. Важно, чтобы родители

были

уверены

в

хорошем

отношении

педагога

к

ребенку,

чувствовали

компетентность

педагога

в

вопросах

воспитания;

но

главное

-

ценили

его

личностные качества (заботу и внимание к людям, доброту. В связи с этим, мы

разработали план педагогической деятельности адаптационного периода

Он состоит из трех этапов:

1.

Подготовительный этап.

2.

Основной этап.

3.

Аналитический этап.

Подготовительный этап имеет название «Комната доверия». Этот этап

начинается еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение. В период с

мая

по

сентябрь

в

«комнате

доверия»

осуществляется

предварительное

знакомство с детьми и их родителями, ставятся прогнозы возможного течения

адаптации; для них воспитатель, медицинский работник, логопед, психолог и

заведующая

детским

садом

проводят

консультации,

дают

рекомендации.

Родители

знакомятся

с

характеристикой

возрастных

особенностей

и

показателями

развития

детей

раннего

возраста.

Проводится

обязательное

анкетирование по следующим темам: «Портрет моего ребенка, или карточка

основных сведений о ребенке». «Готовность ребенка к поступлению в детский

сад». Для более тесного сотрудничества с родителями мы разработали «Памятку

для

родителей»,

которая

включает

в

себя

разделы:

«Как

научить

ребенка

общаться»,

«Как

подготовить

ребенка

к

детскому

саду»,

«Здоровье

вашего

малыша», «Учимся говорить правильно» и т. д. 1 июня у нас проходит праздник,

посвященный дню защиты детей, на который мы приглашаем родителей и

будущих воспитанников. Также, в этой комнате проводятся совместные игры-

занятия с родителями и детьми. После этих занятий дети играют самостоятельно

несколько минут. В начале августа проводится день открытых дверей, который

представляет собой экскурсию по детскому саду и участку, презентацию всех

помещений.

Основной этап реализуется с сентября по октябрь, после поступления

малыша в детский сад. Сначала идет поэтапный прием детей в группу. По

вопросам

пребывания

детей

в

дошкольном

учреждении

мы

проводили

родительское собрание в форме тренинга. Также у нас состоялся семинар-

практикум «Давайте поиграем». Ежедневно заполняются адаптационные листы

на каждого воспитанника.

С 1 по 5 сентября у нас прошла неделя «Сказочных героев». Родители

подготовили и провели для своих малышей кукольный театр по мотивам сказки

«Колобок».

Заключительный этап пройдет с ноября по декабрь. Его суть в анализе листов

адаптации.

С

детьми,

у

которых

выявлена

тяжелая

степень

адаптации,

проводится индивидуальная работа.

В скором времени у нас появится свой сайт, на котором будет страничка, куда

могут зайти родители и все желающие и задать любые вопросы по подготовке

ребенка к детскому саду.

Заключение.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не

только детям, но и их родителям. Поэтому тесное сотрудничество родителей и

педагогов

благополучный

микроклимат

детского

сада

становятся

залогом

успешной адаптации.

План педагогической деятельности адаптационного периода

Подготовительный этап

Мероприятие

Дата

Ответственный

Знакомство с родителями и детьми

май-сентябрь

Заведующая,

воспитатель

Консультации и анкетирование по темам:

«Карточка основных сведений о ребенке»,

«Готовность ребенка к поступлению в

детский сад»

май-сентябрь

Психолог, логопед,

медицинский

работник,

воспитатель

Праздник, посвященный Дню защиты детей

для родителей и воспитанников

1 июня

Музыкальный

работник, старший

воспитатель,

воспитатель

Изготовление памятки для родителей

Август

Воспитатель

«День открытых дверей»

Август

Заведующая,

старший

воспитатель,

воспитатель

Основной этап

Поэтапный прием детей

сентябрь-октябрь

Воспитатель

Неделя «сказочных героев»

1 сентября

-5 сентября

Воспитатель

Заполнение адаптационных листов

ежедневно

Воспитатель

Родительское собрание в форме тренинга,

совместные игры-занятия «Легкое

перышко»

Сентябрь-

октябрь

Старший

воспитатель,

воспитатель

Семинар-практикум «Давайте поиграем»

Сентябрь

Воспитатель

Кукольный спектакль, по мотивам сказки

«Колобок»

Сентябрь

Родители

Индивидуальные игры-занятия

(с водой и песком), групповые занятия

Сентябрь-

октябрь

Воспитатель

Аналитический этап

Анализ адаптационных листов

Ноябрь

Старший

воспитатель,

воспитатель

Индивидуальная работа с детьми с тяжелой

степенью адаптации

Ноябрь-декабрь

Воспитатель

Литература:

1.

Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей

датского сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3. -104с,ил

2.

Жердева Е. В Дети раннего возраста в детском саду. Ростов-на-Дому.,2006.

3.

Леонова З. П.Идем в детский сад! Улан-Удэ,2008.

4.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях

М.; Владос, 2007

5.

Справочник старшего воспитателя.№7, июль 2010.



В раздел образования