Автор: Кугубаева Елена Сакиповна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 173
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧИМОСТЬ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ
МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Приходишь к нам, малыш, ты робкими шагами
Бывает, плачешь, прижимаясь крепко к маме.
Смелей иди, дружок, тебя здесь не обидят.
Пройдут года и папа с мамою увидят,
Как ты окреп и повзрослел, и много знаешь,
Тот огонек, что мы зажгли, не потерял!
Слова из гимна Е. Трескина.
Введение.
Поступление ребенка в детский сад-это событие, требующее особого
внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. От того,
как
пройдет
привыкание
ребенка
к
новому
распорядку
дня,
к
незнакомым
взрослым
и
сверстникам,
зависит
дальнейшее
развитие
малыша
и
благополучное существование в детском саду и в семье. Поэтому сегодня мы
обратились к такой актуальной проблеме, как адаптация детей к детскому саду.
В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в
педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Н. Д. Ватутиной, Е. В. Жердевой и
др.
Авторы в своих исследованиях сводятся во мнении, что воспитатели и
родители
должны
объединить
свои
усилия
и
обеспечить
малышу
защиту,
эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и
дома.
Основные формы и методы работы с детьми в период адаптации.
Для того, чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к
условиям общественного воспитания нам необходимо создать атмосферу тепла,
света, уюта и любви в группе.
Основная наша задача - заслужить доверие ребенка. Помогают сглаживать
отрицательные эмоции малышей различные игры-занятия:
1.
Игры с водой и песком: дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки,
воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую, или
вылавливает сачком шарики, играет с рыбками, черепашками, лодками.
2.
Дидактические
игры,
направленные
на
развитие
мышления,
внимания,
активизацию словаря.
3.
Наблюдение
за
окружающим
(прогулки-экскурсии
по
детскому
саду
и
по
участку).
4.
Подвижные игры (формирование двигательной активности, развитие логики).
5.
Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики рук, речи).
6.
Чтение
и
рассказ
стишков,
потешек,
пение
песенок,
слушание
музыки,
рассматривание картинок и т. д.
7.
Инсценирование сказок (кукольный театр, фланелеграф).
Основная
задача
игр-занятий
с
детьми
в
период
адаптации-
наладить
доверительные
отношения
с
каждым
ребенком,
подарить
минуты
радости
малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период
нужны
индивидуальные
и
групповые
занятия,
чтобы
ни
один
ребенок
не
чувствовал себя обделенным вниманием.
Организация деятельности для достижения успешной
адаптации ребенка к
дошкольному учреждению.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от
взаимных установок семьи и дошкольного учреждения. Важно, чтобы родители
были
уверены
в
хорошем
отношении
педагога
к
ребенку,
чувствовали
компетентность
педагога
в
вопросах
воспитания;
но
главное
-
ценили
его
личностные качества (заботу и внимание к людям, доброту. В связи с этим, мы
разработали план педагогической деятельности адаптационного периода
Он состоит из трех этапов:
1.
Подготовительный этап.
2.
Основной этап.
3.
Аналитический этап.
Подготовительный этап имеет название «Комната доверия». Этот этап
начинается еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение. В период с
мая
по
сентябрь
в
«комнате
доверия»
осуществляется
предварительное
знакомство с детьми и их родителями, ставятся прогнозы возможного течения
адаптации; для них воспитатель, медицинский работник, логопед, психолог и
заведующая
детским
садом
проводят
консультации,
дают
рекомендации.
Родители
знакомятся
с
характеристикой
возрастных
особенностей
и
показателями
развития
детей
раннего
возраста.
Проводится
обязательное
анкетирование по следующим темам: «Портрет моего ребенка, или карточка
основных сведений о ребенке». «Готовность ребенка к поступлению в детский
сад». Для более тесного сотрудничества с родителями мы разработали «Памятку
для
родителей»,
которая
включает
в
себя
разделы:
«Как
научить
ребенка
общаться»,
«Как
подготовить
ребенка
к
детскому
саду»,
«Здоровье
вашего
малыша», «Учимся говорить правильно» и т. д. 1 июня у нас проходит праздник,
посвященный дню защиты детей, на который мы приглашаем родителей и
будущих воспитанников. Также, в этой комнате проводятся совместные игры-
занятия с родителями и детьми. После этих занятий дети играют самостоятельно
несколько минут. В начале августа проводится день открытых дверей, который
представляет собой экскурсию по детскому саду и участку, презентацию всех
помещений.
Основной этап реализуется с сентября по октябрь, после поступления
малыша в детский сад. Сначала идет поэтапный прием детей в группу. По
вопросам
пребывания
детей
в
дошкольном
учреждении
мы
проводили
родительское собрание в форме тренинга. Также у нас состоялся семинар-
практикум «Давайте поиграем». Ежедневно заполняются адаптационные листы
на каждого воспитанника.
С 1 по 5 сентября у нас прошла неделя «Сказочных героев». Родители
подготовили и провели для своих малышей кукольный театр по мотивам сказки
«Колобок».
Заключительный этап пройдет с ноября по декабрь. Его суть в анализе листов
адаптации.
С
детьми,
у
которых
выявлена
тяжелая
степень
адаптации,
проводится индивидуальная работа.
В скором времени у нас появится свой сайт, на котором будет страничка, куда
могут зайти родители и все желающие и задать любые вопросы по подготовке
ребенка к детскому саду.
Заключение.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не
только детям, но и их родителям. Поэтому тесное сотрудничество родителей и
педагогов
благополучный
микроклимат
детского
сада
становятся
залогом
успешной адаптации.
План педагогической деятельности адаптационного периода
Подготовительный этап
Мероприятие
Дата
Ответственный
Знакомство с родителями и детьми
май-сентябрь
Заведующая,
воспитатель
Консультации и анкетирование по темам:
«Карточка основных сведений о ребенке»,
«Готовность ребенка к поступлению в
детский сад»
май-сентябрь
Психолог, логопед,
медицинский
работник,
воспитатель
Праздник, посвященный Дню защиты детей
для родителей и воспитанников
1 июня
Музыкальный
работник, старший
воспитатель,
воспитатель
Изготовление памятки для родителей
Август
Воспитатель
«День открытых дверей»
Август
Заведующая,
старший
воспитатель,
воспитатель
Основной этап
Поэтапный прием детей
сентябрь-октябрь
Воспитатель
Неделя «сказочных героев»
1 сентября
-5 сентября
Воспитатель
Заполнение адаптационных листов
ежедневно
Воспитатель
Родительское собрание в форме тренинга,
совместные игры-занятия «Легкое
перышко»
Сентябрь-
октябрь
Старший
воспитатель,
воспитатель
Семинар-практикум «Давайте поиграем»
Сентябрь
Воспитатель
Кукольный спектакль, по мотивам сказки
«Колобок»
Сентябрь
Родители
Индивидуальные игры-занятия
(с водой и песком), групповые занятия
Сентябрь-
октябрь
Воспитатель
Аналитический этап
Анализ адаптационных листов
Ноябрь
Старший
воспитатель,
воспитатель
Индивидуальная работа с детьми с тяжелой
степенью адаптации
Ноябрь-декабрь
Воспитатель
Литература:
1.
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей
датского сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3. -104с,ил
2.
Жердева Е. В Дети раннего возраста в детском саду. Ростов-на-Дому.,2006.
3.
Леонова З. П.Идем в детский сад! Улан-Удэ,2008.
4.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях
М.; Владос, 2007
5.
Справочник старшего воспитателя.№7, июль 2010.