Напоминание

"Формы работы с одаренными детьми" (из опыта работы)


Автор: Мызнова Наталия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Формы работы с одаренными детьми" (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Формы работы с одаренными детьми

Обучение

одарённых

детей

-

задача,

требующая

совместных

действий

многих

специалистов.

В.А. Сухомлинский

Сегодня

для

России

чрезвычайно

актуальна

проблема

выявления,

развития

и

поддержки

одарённых

детей.

Раскрытие

и

реализация

их

способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для

отдельной личности, но и для общества в целом.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того,

как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

В работе с одарёнными детьми необходимыми следующие методы:

исследовательский;

частично-поисковый;

проблемный;

проективный;

синектика (мозговая атака).

Говоря

о

формах

работы

с

одаренными

детьми,

необходимо

сразу

оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы

- урочную и внеурочную.

К урочной деятельности можно отнести:

проблемно-развивающее обучение;

проектно-исследовательскую деятельность;

деловые игры;

презентации и тесты для развития способностей;

творческие задания.

Проблемно-развивающее обучение

Достаточно часто учителя, практикующие обучение одаренных детей,

используют такую технологию. Суть ее заключается в умышленном создании

1

на уроке сложной ситуации, из которой младшим школьникам нужно будет

самостоятельно

найти

выход

путем

применения

мыслительных

операций

(сравнения, анализа, обобщения и пр.), в процессе усваивая новую тему. Этот

подход

способствует

организации

самостоятельной

деятельности

детей,

которые

получают

возможность

развивать

мыслительные

способности,

совершенствуя навыки.

Проектно-исследовательская деятельность

Речь идет о проектировании, в ходе которого дети учатся без помощи

учителя формулировать проблему, собирать информацию для работы над ее

решением,

анализировать,

классифицировать

и

находить

ответ.

Таким

образом дети получают возможность обогатиться учебным и жизненным

опытом.

К внеурочной деятельности относятся:

праздники и постановки;

олимпиады;

факультативы;

предметные недели.

Олимпиады проводятся с целью выявления одаренных детей в той или

иной

области.

При

подготовке

к

олимпиаде

по

любому

предмету

рекомендуется использовать презентации. Когда материал представлен в виде

увлекательной презентации, то у обучающихся возникает желание узнать что

то новое, неизвестное. И как правило, чаще презентация носит не только

познавательный характер, но и игру, соревнование.

В

настоящее

время

большое

количество

различных

олимпиад,

проводимых

на

Интернет-ресурсах.

В

свободное

время

можно

зарегистрировать учащихся своего класса для участия в олимпиаде. Это

очень удобно, т.к. каждый ребенок может выбрать себе удобное время для

написания данной олимпиады.

2

Факультативы нужны для создания оптимальных условий для работы с

одаренными детьми. Обычно это небольшие группы, в процессе обучения

которых

педагог

имеет

возможность

обеспечить

каждому

ребенку

индивидуальный

подход,

экспериментируя

с

методами

и

наблюдая

за

результатами с учетом потребностей учеников.

Предметные

недели

необходимы

для

раскрытия

у

школьников

творческого потенциала.

Праздники и постановки позволяют привлекать одаренных детей к

процессу

реализации

актерских

и

творческих

навыков.

В

процессе

дети

учатся не только играть роли, но и писать сценарии, ставить пьесы в роли

режиссера. Такого рода деятельность способствует повышению у одаренных

детей

мотивации

к

совместной

работе

с

учителями

и

работе

по

совершенствованию собственной личности.

Формы работы с одаренными детьми, прежде всего должны сочетаться

с

и

формами

работы

со

всеми

учащимися

и

в

то

же

время

отличаться

определенным

своеобразием.

Наиболее

перспективной

и

эффективной

является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при

условии

осуществления

дифференцированного

и

индивидуализированного

подходов.

В процессе работы педагоги должны помнить о том, что их похвала и

поддержка

станут

наградой

для

ученика,

помогут

формированию

его

самооценки. Очень важно правильно мотивировать таких детей, направляя их

на

новые

подвиги,

проявление

самостоятельности

и

готовность

к

творческому

риску.

Важно

не

ограничивать

детей

с

высоким

уровнем

способностей рамками школьной программы, позволяя им выходить за ее

пределы.

В связи с чем, система работы с одаренными детьми, формы и методы

работы с одаренными детьми не должны ограничиваться стенами класса и

внеклассными мероприятиями. Должна проводится непрерывная работа с

родителями, в том числе:

3

- проведение просветительской работы и консультаций, регулярных

встреч

с

целью

отслеживания

динамики

личностно-

интеллектуального

развития и проблем одаренных обучаемых,

-

вовлечение

родителей

в

совместную

с

детьми

творческую

деятельность.

Проблема

одарённого

ученика

начинается

с

проблемы

одарённого

учителя. В связи с этим подготовка педагогов начальной школы к работе с

одаренными детьми должна быть направлена на непрерывное развитие их

профессионального мастерства и личностно-социальных качеств на основе

комплексного

подхода

(психолого-педагогического

и

профессионально-

личностного) к образованию педагогов.

Задача системы образования заключается в том, что, создав условия для

всестороннего

развития

всех

обучающихся,

необходимо

помочь

каждому

ребёнку развиться в той области, где он лучше всего сможет себя проявить.

Природные способности ребёнка – это его стартовый капитал, который может

быть значительно увеличен благодаря инвестициям в обучение и воспитание.

Задача

педагога

– формировать

и

укреплять

у

школьников

внутренние

источники

мотивации

не

только

к

учебной

деятельности,

но

и

к

саморазвитию своих интеллектуальных, творческих способностей, а также к

их успешной социализации.

4

Библиографический список

1.

Айрумян

Г.

С.,

Галанина

Д.

С.

Педагогическая

работа

с

одаренными детьми // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 674-677.

2.

Антонова, И. Г. Одаренные дети в современной школе / И. Г.

Антонова, Н. Ю. Квасникова // Одар. ребенок. - 2015. - № 6. - С. 17-22.

3.

А

лексеева

Н.В.

Р

азвитие

о

даренных

д

етей:

п

рограмма,

п

ланирование,

к

онспекты

з

анятий,

п

сихологическое

с

опровождение.

В

олгоград: У

читель, – 2011. – 181 с.

4.

Бондаренко,

Ю.

В. Современные

технологии

в

работе

с

одаренными детьми / Ю. В. Бондаренко // Одаренный ребенок. – 2015. – № 1.

– С. 14-20.

5.

Винценц,

Е.

В. Школьное

научное

общество

учащихся

как

эффективная форма профильной и психологической работы с одаренными

детьми / Е. В. Винценц, С. В. Винценц // Упр. качеством образования: теория

и практика эффект. администрирования. – 2015. – № 8. – С. 23-38.

6.

Губайдуллин,

М.

И. Психолого-педагогическое

сопровождение

одаренных обучающихся / М. И. Губайдуллин, Р. Г. Исангулова // Одаренный

ребенок. – 2015. – № 4. – С. 68-73.

7.

Зуева,

Ю.

В. Поддержка

одарённости

через

организацию

проектно-исследовательской деятельности / Ю. В. Зуева // Доп. образование и

воспитание. – 2015. – № 3. – С. 25-27.

8.

О

пыт

р

аботы

с

о

даренными

д

етьми

в

с

овременной

Р

оссии.

С

борник м

атериалов

В

сероссийской

н

аучно-практической

к

онференции

/

Н

ауч. ред. Н.Ю. С

инягина, Н.В. З

айцева. – М.: А

рманов-центр, 2010. – 312 с.

9.

О

даренный

р

ебенок:

о

собенности

в

о

бучении:

п

особие

для

у

чителя /Н.Б. Ш

умякова, Н. И. А

вдеева, Л. Е. Ж

уравлева и др.; под ред. Н.Б.

Ш

умяковой – М.: П

росвещение, 2006. – 239 с.

10.

Работа

с

одаренными

детьми

в

обучении

истории

и

обществознанию:

вопросы

теории

и

методики:

Учебно-методическое

пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 131 с.

5



В раздел образования