Автор: Мызнова Наталия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Формы работы с одаренными детьми" (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
Формы работы с одаренными детьми
Обучение
одарённых
детей
-
задача,
требующая
совместных
действий
многих
специалистов.
В.А. Сухомлинский
Сегодня
для
России
чрезвычайно
актуальна
проблема
выявления,
развития
и
поддержки
одарённых
детей.
Раскрытие
и
реализация
их
способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для
отдельной личности, но и для общества в целом.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того,
как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
В работе с одарёнными детьми необходимыми следующие методы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный;
синектика (мозговая атака).
Говоря
о
формах
работы
с
одаренными
детьми,
необходимо
сразу
оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы
- урочную и внеурочную.
К урочной деятельности можно отнести:
проблемно-развивающее обучение;
проектно-исследовательскую деятельность;
деловые игры;
презентации и тесты для развития способностей;
творческие задания.
Проблемно-развивающее обучение
Достаточно часто учителя, практикующие обучение одаренных детей,
используют такую технологию. Суть ее заключается в умышленном создании
1
на уроке сложной ситуации, из которой младшим школьникам нужно будет
самостоятельно
найти
выход
путем
применения
мыслительных
операций
(сравнения, анализа, обобщения и пр.), в процессе усваивая новую тему. Этот
подход
способствует
организации
самостоятельной
деятельности
детей,
которые
получают
возможность
развивать
мыслительные
способности,
совершенствуя навыки.
Проектно-исследовательская деятельность
Речь идет о проектировании, в ходе которого дети учатся без помощи
учителя формулировать проблему, собирать информацию для работы над ее
решением,
анализировать,
классифицировать
и
находить
ответ.
Таким
образом дети получают возможность обогатиться учебным и жизненным
опытом.
К внеурочной деятельности относятся:
праздники и постановки;
олимпиады;
факультативы;
предметные недели.
Олимпиады проводятся с целью выявления одаренных детей в той или
иной
области.
При
подготовке
к
олимпиаде
по
любому
предмету
рекомендуется использовать презентации. Когда материал представлен в виде
увлекательной презентации, то у обучающихся возникает желание узнать что
то новое, неизвестное. И как правило, чаще презентация носит не только
познавательный характер, но и игру, соревнование.
В
настоящее
время
большое
количество
различных
олимпиад,
проводимых
на
Интернет-ресурсах.
В
свободное
время
можно
зарегистрировать учащихся своего класса для участия в олимпиаде. Это
очень удобно, т.к. каждый ребенок может выбрать себе удобное время для
написания данной олимпиады.
2
Факультативы нужны для создания оптимальных условий для работы с
одаренными детьми. Обычно это небольшие группы, в процессе обучения
которых
педагог
имеет
возможность
обеспечить
каждому
ребенку
индивидуальный
подход,
экспериментируя
с
методами
и
наблюдая
за
результатами с учетом потребностей учеников.
Предметные
недели
необходимы
для
раскрытия
у
школьников
творческого потенциала.
Праздники и постановки позволяют привлекать одаренных детей к
процессу
реализации
актерских
и
творческих
навыков.
В
процессе
дети
учатся не только играть роли, но и писать сценарии, ставить пьесы в роли
режиссера. Такого рода деятельность способствует повышению у одаренных
детей
мотивации
к
совместной
работе
с
учителями
и
работе
по
совершенствованию собственной личности.
Формы работы с одаренными детьми, прежде всего должны сочетаться
с
и
формами
работы
со
всеми
учащимися
и
в
то
же
время
отличаться
определенным
своеобразием.
Наиболее
перспективной
и
эффективной
является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при
условии
осуществления
дифференцированного
и
индивидуализированного
подходов.
В процессе работы педагоги должны помнить о том, что их похвала и
поддержка
станут
наградой
для
ученика,
помогут
формированию
его
самооценки. Очень важно правильно мотивировать таких детей, направляя их
на
новые
подвиги,
проявление
самостоятельности
и
готовность
к
творческому
риску.
Важно
не
ограничивать
детей
с
высоким
уровнем
способностей рамками школьной программы, позволяя им выходить за ее
пределы.
В связи с чем, система работы с одаренными детьми, формы и методы
работы с одаренными детьми не должны ограничиваться стенами класса и
внеклассными мероприятиями. Должна проводится непрерывная работа с
родителями, в том числе:
3
- проведение просветительской работы и консультаций, регулярных
встреч
с
целью
отслеживания
динамики
личностно-
интеллектуального
развития и проблем одаренных обучаемых,
-
вовлечение
родителей
в
совместную
с
детьми
творческую
деятельность.
Проблема
одарённого
ученика
начинается
с
проблемы
одарённого
учителя. В связи с этим подготовка педагогов начальной школы к работе с
одаренными детьми должна быть направлена на непрерывное развитие их
профессионального мастерства и личностно-социальных качеств на основе
комплексного
подхода
(психолого-педагогического
и
профессионально-
личностного) к образованию педагогов.
Задача системы образования заключается в том, что, создав условия для
всестороннего
развития
всех
обучающихся,
необходимо
помочь
каждому
ребёнку развиться в той области, где он лучше всего сможет себя проявить.
Природные способности ребёнка – это его стартовый капитал, который может
быть значительно увеличен благодаря инвестициям в обучение и воспитание.
Задача
педагога
– формировать
и
укреплять
у
школьников
внутренние
источники
мотивации
не
только
к
учебной
деятельности,
но
и
к
саморазвитию своих интеллектуальных, творческих способностей, а также к
их успешной социализации.
4
Библиографический список
1.
Айрумян
Г.
С.,
Галанина
Д.
С.
Педагогическая
работа
с
одаренными детьми // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 674-677.
2.
Антонова, И. Г. Одаренные дети в современной школе / И. Г.
Антонова, Н. Ю. Квасникова // Одар. ребенок. - 2015. - № 6. - С. 17-22.
3.
А
лексеева
Н.В.
Р
азвитие
о
даренных
д
етей:
п
рограмма,
п
ланирование,
к
онспекты
з
анятий,
п
сихологическое
с
опровождение.
–
В
олгоград: У
читель, – 2011. – 181 с.
4.
Бондаренко,
Ю.
В. Современные
технологии
в
работе
с
одаренными детьми / Ю. В. Бондаренко // Одаренный ребенок. – 2015. – № 1.
– С. 14-20.
5.
Винценц,
Е.
В. Школьное
научное
общество
учащихся
как
эффективная форма профильной и психологической работы с одаренными
детьми / Е. В. Винценц, С. В. Винценц // Упр. качеством образования: теория
и практика эффект. администрирования. – 2015. – № 8. – С. 23-38.
6.
Губайдуллин,
М.
И. Психолого-педагогическое
сопровождение
одаренных обучающихся / М. И. Губайдуллин, Р. Г. Исангулова // Одаренный
ребенок. – 2015. – № 4. – С. 68-73.
7.
Зуева,
Ю.
В. Поддержка
одарённости
через
организацию
проектно-исследовательской деятельности / Ю. В. Зуева // Доп. образование и
воспитание. – 2015. – № 3. – С. 25-27.
8.
О
пыт
р
аботы
с
о
даренными
д
етьми
в
с
овременной
Р
оссии.
С
борник м
атериалов
В
сероссийской
н
аучно-практической
к
онференции
/
Н
ауч. ред. Н.Ю. С
инягина, Н.В. З
айцева. – М.: А
рманов-центр, 2010. – 312 с.
9.
О
даренный
р
ебенок:
о
собенности
в
о
бучении:
п
особие
для
у
чителя /Н.Б. Ш
умякова, Н. И. А
вдеева, Л. Е. Ж
уравлева и др.; под ред. Н.Б.
Ш
умяковой – М.: П
росвещение, 2006. – 239 с.
10.
Работа
с
одаренными
детьми
в
обучении
истории
и
обществознанию:
вопросы
теории
и
методики:
Учебно-методическое
пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 131 с.
5