Автор: Романова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 49"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Интегрированный урок в свете ФГОС
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок в свете ФГОС
Романова Елена Николаевна, учитель начальных
классов МБОУ города Кургана «СОШ№ 49»
Можно
ли
вызвать
удивление
и
жгучее
любопытство
на
лицах
младших
школьников
во
время
учебных
занятий?
Можно
ли
наблюдать
вспышку радости в глазах детей, когда у последних вдруг зародится догадка,
забьется живая, рвущаяся наружу мысль, и они с нетерпением начнут тянуть
руки вверх, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный»
вопрос
учителя?
Можно
ли
у
младших
школьников
вызвать
к
занятиям
настолько
большой
интерес,
что
они,
встречая
учителя,
неоднократно
обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «когда будет еще такое
занятие?» И ждут его, предвкушая, как своеобразный праздник.
К таким урокам, я считаю, можно отнести интегрированные уроки.
Эта
технология
активно
внедряется
в
школьные
программы
и
связывает,
на
первый
взгляд,
несовместимые
предметы,
появляется
возможность
показать
мир
как
единое
целое,
в
котором
все
элементы
взаимосвязаны, во всем его многообразии с привлечением научных знаний,
математики,
окружающего
мира,
литературы,
музыки,
живописи,
что
способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию
его творческого развития.
Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения
эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в
частности.
Проблема
реализации
интегрированных
уроков
достаточно
актуальна.
Поэтому
именно
в
начальных
классах
используются
различные
инновационные
технологии.
ФГОС
предполагающие
не
только
формирование
у
детей
универсальных
учебных
действий
(УУД,
но
и
требующие
от
учителя
компетентности,
педагогического
мастерства,
р е ф л е к с и в н о й
с о с т а в л я ю щ е й
с в о е г о
с а м о о б р а з о в а н и я .
Введение интегрированных уроков на начальном этапе обучения связано с
тем, что в этот период детям свойственно целостное познание и восприятие
мира. Младшего школьника в большей степени занимают знания вообще, его
интересует
сам
процесс
усвоения
знаний.
Познавательный
интерес
к
предмету
формируется
постепенно
в
связи
с
развитием
сложных
форм
умственной
деятельности
и
последующей
классификацией
учебных
предметов.
Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем
идет
через
установление
внутрипредметных,
межпредметных
и
межцикловых связей. Внутрипредметные связи позволяют связывать между
собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных
связей
производится
укрупнение
дидактических
единиц
(УДЕ).
Поскольку интеграция- это не самоцель, а определенная система в
деятельности
учителя,
то
должен
быть
и
вполне
конкретный
результат
интегрированного обучения. В чем он видится? В повышении уровня знаний
по
предмету,
который
проявляется
в
глубине
усваиваемых
понятий,
закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием
сведений интегрируемых наук.
Эффективность интеграции зависит от многих факторов: удачного
сочетания
учебных
предметов,
методов,
приемов
работы,
с
учетом
возрастных возможностей детей.
Значительно лучше, быстрее и прочнее запоминается тот материал,
который вызвал живые, яркие чувства, чем тот, который оставил ребенка
равнодушным.
Значение интегрированных уроков состоит в следующем:
1.
способствуют активизации познавательной деятельности детей,
повышают
интерес
к
урокам,
развивают
их
кругозор
и
эрудицию;
2.
помогают формированию творческих способностей учащихся;
3.
содействуют
воспитанию
коллективизма,
товарищества,
формированию адекватной самооценки;
4.
Способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в
своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не
логичными рассуждениями, а эмоциями. При этом речь идет о
воспитании именно тех чувств, которые связаны с умственной
деятельностью,
так
называемые
интеллектуальные,-
чувства
справедливости, радости, огорчения и т.д.
В
моей
практике
имеют
ме сто
уроки,
с
элем ент ам и
интегрирования, например, математика и окружающий мир.
Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел». « Что изучает наука
экология?»
Широкие
возможности
создания
атмосферы
творческого
вдохновения,
самостоятельной
индивидуальной
и
коллективной
практической
деятельности
учащихся
таят
в
себе
различные
виды
нетрадиционной работы на интегрированных уроках.
На
этапе
актуализации
знаний
концентрирую
внимание
на
повторение
изученного
материала.
Задания
предлагаются
в
виде
разгадывания слова «экология» на лепестках ромашки.
Текст задач для устного счета также подбирается на экологическую
тему, о природе, что позволяет повысить у детей интерес к решению задач.
Задача № 1:
В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет
создано еще более 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в
нашей стране?
Задача № 2:
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в
год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии
количество выбросов сажи уменьшилось в 10 раз. Сколько тонн сажи
выбрасывает в атмосферу после установки очистительных сооружений.
Задача № 3
Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. В среднем муравьи за
минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых
принесут муравьи за один час?
Познавательный интерес к теме урока вызывает у детей и работа
на листках творческих заданий, где индивидуальная
работа сменяется
коллективной проверкой.
- Какое число мы пропишем на минутке чистописания? (350)
Ровно столько лет живет сосна.
- Представьте данное число в виде суммы разрядных слагаемых
(350=300+50)
- Увеличьте это число на 400 (750)
- (750- столько жуков короедов съедает за один день дятел).
Для
активизации
познавательной
деятельности
и
создания
положительного
эмоционального
фона
урока,
подобран
разнообразный
наглядный
материал.
Это
приводит
к
формированию
интереса
к
изучаемому предмету, эффективности усвоения материала.
Дифференцированное
домашнее
задание
повышает
мотивацию
выполнения учащимися домашнего задания.
Выбери то задание, которое сможешь решить без затруднения
1. 2. 72 + 48 : (3 * 2) =
2. (1230 + 600) - (570 - 70) =
3. 50 * 9 - 48 : (27268 - 27260) * 60 =
4. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа,
чем дуб? На сколько лет дуб живет больше, чем липа?
Соблюдение
психологических
и
физиолого-гигиенических
требований
позволяет
успешно
реализовать
поставленные
цели
и
не
допустить переутомления учащихся в процессе учебной деятельности.
Также
в
ходе
урока
видно,
насколько
сформированы
взаимоотношения детей друг с другом и учителем, умение работать в
парах и оказывать помощь друг другу.
Поставленные цели
успешно удается реализовать в ходе урока,
учащиеся активны, проявляют интерес к изучаемым предметам.
Интегрированные
уроки
позволяют
сделать
школу
или
класс
действительно школой радости, а не местом, где учителя дают только
знания.
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л.Куклин.