Напоминание

Интегрированный урок в свете ФГОС


Автор: Романова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 49"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Интегрированный урок в свете ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Интегрированный урок в свете ФГОС

Романова Елена Николаевна, учитель начальных

классов МБОУ города Кургана «СОШ№ 49»

Можно

ли

вызвать

удивление

и

жгучее

любопытство

на

лицах

младших

школьников

во

время

учебных

занятий?

Можно

ли

наблюдать

вспышку радости в глазах детей, когда у последних вдруг зародится догадка,

забьется живая, рвущаяся наружу мысль, и они с нетерпением начнут тянуть

руки вверх, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный»

вопрос

учителя?

Можно

ли

у

младших

школьников

вызвать

к

занятиям

настолько

большой

интерес,

что

они,

встречая

учителя,

неоднократно

обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «когда будет еще такое

занятие?» И ждут его, предвкушая, как своеобразный праздник.

К таким урокам, я считаю, можно отнести интегрированные уроки.

Эта

технология

активно

внедряется

в

школьные

программы

и

связывает,

на

первый

взгляд,

несовместимые

предметы,

появляется

возможность

показать

мир

как

единое

целое,

в

котором

все

элементы

взаимосвязаны, во всем его многообразии с привлечением научных знаний,

математики,

окружающего

мира,

литературы,

музыки,

живописи,

что

способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию

его творческого развития.

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения

эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в

частности.

Проблема

реализации

интегрированных

уроков

достаточно

актуальна.

Поэтому

именно

в

начальных

классах

используются

различные

инновационные

технологии.

ФГОС

предполагающие

не

только

формирование

у

детей

универсальных

учебных

действий

(УУД,

но

и

требующие

от

учителя

компетентности,

педагогического

мастерства,

р е ф л е к с и в н о й

с о с т а в л я ю щ е й

с в о е г о

с а м о о б р а з о в а н и я .

Введение интегрированных уроков на начальном этапе обучения связано с

тем, что в этот период детям свойственно целостное познание и восприятие

мира. Младшего школьника в большей степени занимают знания вообще, его

интересует

сам

процесс

усвоения

знаний.

Познавательный

интерес

к

предмету

формируется

постепенно

в

связи

с

развитием

сложных

форм

умственной

деятельности

и

последующей

классификацией

учебных

предметов.

Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем

идет

через

установление

внутрипредметных,

межпредметных

и

межцикловых связей. Внутрипредметные связи позволяют связывать между

собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных

связей

производится

укрупнение

дидактических

единиц

(УДЕ).

Поскольку интеграция- это не самоцель, а определенная система в

деятельности

учителя,

то

должен

быть

и

вполне

конкретный

результат

интегрированного обучения. В чем он видится? В повышении уровня знаний

по

предмету,

который

проявляется

в

глубине

усваиваемых

понятий,

закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием

сведений интегрируемых наук.

Эффективность интеграции зависит от многих факторов: удачного

сочетания

учебных

предметов,

методов,

приемов

работы,

с

учетом

возрастных возможностей детей.

Значительно лучше, быстрее и прочнее запоминается тот материал,

который вызвал живые, яркие чувства, чем тот, который оставил ребенка

равнодушным.

Значение интегрированных уроков состоит в следующем:

1.

способствуют активизации познавательной деятельности детей,

повышают

интерес

к

урокам,

развивают

их

кругозор

и

эрудицию;

2.

помогают формированию творческих способностей учащихся;

3.

содействуют

воспитанию

коллективизма,

товарищества,

формированию адекватной самооценки;

4.

Способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в

своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не

логичными рассуждениями, а эмоциями. При этом речь идет о

воспитании именно тех чувств, которые связаны с умственной

деятельностью,

так

называемые

интеллектуальные,-

чувства

справедливости, радости, огорчения и т.д.

В

моей

практике

имеют

ме сто

уроки,

с

элем ент ам и

интегрирования, например, математика и окружающий мир.

Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел». « Что изучает наука

экология?»

Широкие

возможности

создания

атмосферы

творческого

вдохновения,

самостоятельной

индивидуальной

и

коллективной

практической

деятельности

учащихся

таят

в

себе

различные

виды

нетрадиционной работы на интегрированных уроках.

На

этапе

актуализации

знаний

концентрирую

внимание

на

повторение

изученного

материала.

Задания

предлагаются

в

виде

разгадывания слова «экология» на лепестках ромашки.

Текст задач для устного счета также подбирается на экологическую

тему, о природе, что позволяет повысить у детей интерес к решению задач.

Задача № 1:

В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет

создано еще более 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в

нашей стране?

Задача № 2:

Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в

год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии

количество выбросов сажи уменьшилось в 10 раз. Сколько тонн сажи

выбрасывает в атмосферу после установки очистительных сооружений.

Задача № 3

Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. В среднем муравьи за

минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых

принесут муравьи за один час?

Познавательный интерес к теме урока вызывает у детей и работа

на листках творческих заданий, где индивидуальная

работа сменяется

коллективной проверкой.

- Какое число мы пропишем на минутке чистописания? (350)

Ровно столько лет живет сосна.

- Представьте данное число в виде суммы разрядных слагаемых

(350=300+50)

- Увеличьте это число на 400 (750)

- (750- столько жуков короедов съедает за один день дятел).

Для

активизации

познавательной

деятельности

и

создания

положительного

эмоционального

фона

урока,

подобран

разнообразный

наглядный

материал.

Это

приводит

к

формированию

интереса

к

изучаемому предмету, эффективности усвоения материала.

Дифференцированное

домашнее

задание

повышает

мотивацию

выполнения учащимися домашнего задания.

Выбери то задание, которое сможешь решить без затруднения

1. 2. 72 + 48 : (3 * 2) =

2. (1230 + 600) - (570 - 70) =

3. 50 * 9 - 48 : (27268 - 27260) * 60 =

4. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа,

чем дуб? На сколько лет дуб живет больше, чем липа?

Соблюдение

психологических

и

физиолого-гигиенических

требований

позволяет

успешно

реализовать

поставленные

цели

и

не

допустить переутомления учащихся в процессе учебной деятельности.

Также

в

ходе

урока

видно,

насколько

сформированы

взаимоотношения детей друг с другом и учителем, умение работать в

парах и оказывать помощь друг другу.

Поставленные цели

успешно удается реализовать в ходе урока,

учащиеся активны, проявляют интерес к изучаемым предметам.

Интегрированные

уроки

позволяют

сделать

школу

или

класс

действительно школой радости, а не местом, где учителя дают только

знания.

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет…

Л.Куклин.



В раздел образования