Напоминание

Тема: Развитие экологических представлений у детей средней группы через дидактический материалю


Автор: Алываева Елена Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№157
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Тема: Развитие экологических представлений у детей средней группы через дидактический материалю
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа

Тема: Развитие экологических

представлений у детей средней группы

через дидактический материалю

Содержание программы:

1.

Пояснительная записка

2.

Принципы программы

3.

Методы и приемы программы

4.

Задачи обучения детей при реализации программы (2 младшая группа)

5.

Календарно-тематическое планирование

Список литературы

Паспорт программы

Тип программы: рабочая программа согласно примерной образовательной программы

дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой.

Статус программы: рабочая программа по реализации раздела программы «Ознакомление с

миром природы»

Категория: дети 3-4 лет

Сроки освоения: 1 год

Объем времени: 34

Форма обучения: очная

Режим деятельности:

2 младшая группа

неделя

месяц

Год

Развитие экологических

представлений

1

4

34

2

1.

Пояснительная записка:

Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом

образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной

деятельности воспитателя.

Рабочая программа составлена с учетом конкретных условий, образовательных

потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание

педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных

государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. в соответствии со следующей

нормативно-правовой базой:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ

Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Требования к

приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации

воспитательно-образовательного процесса» (утв. Постановлением Главного санитарного врача

РФ № 26 от 15 мая 2013г.);

- Инструктивно- методическое письмо Министерства общего и профессионального образования

РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в

организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16;

в соответствии с локальными актами МАДОУ 157

- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

№ 157» (далее МАДОУ);

- Образовательная программа МАДОУ № 157 разработана с учетом примерной образовательной

программы «От рождения до школы» под редакцией Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой.

Экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно актуальная проблема

настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне

живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно

находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и

длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование

человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия

своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной

гармонии с природой.

3

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия

организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического

воспитании и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания

дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного,

эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, на

формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные

формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья детей.

Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления младших

дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность, можно предположить что одним из

оптимальных средств экологического образования детей могут стать дидактические материалы

и игры.

Начинать экологическое образование нужно с раннего возраста. Задача педагога в работе с

детьми младшего возраста - заложить первые представления и ориентиры в мире природы,

дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду,

растут, а самое главное – чувствуют боль как человек.

Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут:

комнатным растениям нужна вода; птице – семена, вода; животным корм и вода, а воробьям и

синицам зимой - крошки хлеба. Правильное отношение к живым существам является конечным

результатом и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

2.

Принципы программы:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка;

- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание

программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и

дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике

дошкольного образования);

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать

поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально

приближаться к разумному «минимуму»);

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса

образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие

знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей

дошкольного возраста;

4

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

образовательных областей;

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности

взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со

спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с

детьми. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является

игра.

3.

Методы и приемы программы:

Целью программы является познание окружающего мира природы, воспитание

экологической культуры детей через дидактические материалы и игры. Эти цели реализуются в

процессе разнообразных метолов и приемов деятельности:

Наглядные методы:

экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения;

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,

дидактических, игр-драматизаций и др.);

загадывание загадок;

Практические методы:

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков из литературных произведений;

5

изготовление с детьми наглядных пособий.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко

всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,

инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных вводом детской деятельности, их

интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного

процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая

развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного

образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,

исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей

дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных

образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым

детство каждого ребенка.

4.

Задачи рабочей программы:

Исходя из цели, можно выделить задачи рабочей программы:

1.

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с

домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

2.

Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми

попугайчиками, канарейками и др.).

3.

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о

земноводных (на примере лягушки).

4.

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица,

воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

6

5.

расширять представления детей о насекомых (бабочка, майских жук, божья

коровка, стрекоза и др.).

6.

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь,

репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и

др.).

7.

Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях,

цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).

8.

Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.).

9.

Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

10. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года

и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности

взрослых и детей.

11. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается,

охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный – лепится), снега (холодный,

белый, от тепла тает).

12. Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах

деятельности.

13. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы

растение росло, нужно его поливать и т.п.).

14. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не

ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Объект изменений

Дидактические материалы и игры- процесс экологического воспитания детей дошкольного

возраста.

Предмет изменений- педагогические условия формирования экологических представлений

детей младшего дошкольного возраста.

5.

Учебно-тематический план:

План развития экологических представлений у детей

II младшей группы.

Тема.

Задачи.

Формы работы

Животный

мир

1.

Знакомство с домашними

животными (их внешним видом,

1. Непосредственно

образовательная

7

повадками, значением для человека).

2.

Воспитание бережного

отношения к животным через

проживание.

3.

Знакомство с дикими животными,

их внешним видом, повадками.

4.

Развитие познавательной

активности.

5.

Обобщение знаний о диких и

домашних животных.

6.

Овладение действием замещения.

СЕНТЯБРЬ.

1. Закрепить умение различать птиц по

величине. Понаблюдать за птицами.

Отметить, что птицы бывают большие и

маленькие.

2. Учить выделять характерные

признаки внешнего вида. Понаблюдать

за собакой.

ОКТЯБРЬ.

1. Понаблюдать за воробьями,

объяснить, что птиц пугать нельзя.

2. Понаблюдать за собакой, уточнить

названия частей тела животного.

3. Рассмотреть иллюстрации домашних

животных, закрепить их название,

выделить характерные особенности

(рога, хвост и т.д.)

НОЯБРЬ

1. Показать улетающие стаи птиц,

объяснить, что они улетают в теплые

края.

2. Продолжить учить наблюдать за

воробьями не пугая птиц.

3. Рассказать, что птицам сейчас

деятельность.

1. «Домашние животные».

2. «Дикие животные».

3. «Дикое или домашнее

животное».

2. Дидактические игры.

«Покажи такую же»

«Большая или маленькая»

«Найди, о чем я расскажу»

«Кто это?»

«Назови птичку»

«Опиши, мы отгадаем»

«Найди такую же и

назови»

«Какая это птичка?»

«Похожи - не похожи»

«Найди такое же животное

и назови»

«Найди такую же птичку»

«Кто как кричит?»

«Чьи это детки?»

«Найди маму»

«Кого не стало?»

«Найди на картинке, кто

летает (прыгает,

плавает)?»

3. Чтение

художественной

литературы.

В. Стоянов «Воробей»

Потешки «Ой, ду-ду-ду-

8

голодно, вывесить кормушку,

понаблюдать за прилетающими

птицами.

4. Закреплять знание о внешнем виде и

передвижении птиц.

5. Понаблюдать за кошкой, уточнить

особенности ее внешнего вида.

ДЕКАБРЬ.

1. Закреплять умение узнавать воробьев

по внешнему виду, воспитывать

желание заботиться, подкармливать.

2. Продолжать учить вести себя около

птиц спокойно, наблюдать за их

повадками около кормушки.

3.Понаблюдать за вороной, отметить

особенности внешнего вида, обратить

внимание на издаваемые звуки.

ЯНВАРЬ.

1. Понаблюдать за собакой. Закреплять

первоначальное представление,

продолжать учить выделять и называть

основным части ее тела.

2. Воспитывать бережное, заботливое

отношение к животным, умение

спокойно вести себя вблизи них.

3. Наблюдать за птицами,

прилетающими на участок, предложить

найти ворону, понаблюдать за ее

повадками, передвижением, послушать

звуки, которые она издает.

4. Понаблюдать за галками.

Познакомить с особенностями

внешнего вида.

ФЕВРАЛЬ.

1. Обратить внимание на птиц,

ду-ду», «Котя, котя,

коток», «Ой бычок, мой

бычок»,

Е. Чарушин «Кошка»,

«Собачка», «Курочка»,

«Корова», «Коза»,

Ф. Саммбер «В кругу

друзей»

С. Теплюк «Котята»

Я. Тайц «Кыш»

Д. Новиков «Воробьи»,

«Кот Васька», «Курица»,

«Коза», «Утка», «Бычок».

В. Сутеев «Три котенка»,

«Цыплята и утята»

Р.н.с. «Волк и семеро

козлят»

А. Барто «Кто как

кричит», «Козленок»

Л. Толстой «У Розки были

щенки»

4. Беседы.

«Воробушки»

«Домашние животные»

«О птицах»

«Как заботятся о собачке»

«Кто прилетает на

кормушку»

«Воробьи и голуби»

«Насекомые»

«Бабочки и жучки»

5. Продуктивная

деятельность.

9

прилетающих на кормушку,

полюбоваться ими, закрепить названия.

2. Наблюдать за голубями: они больше

воробьев, воркуют.

3. Воспитывать бережное отношение к

птицам.

4. Понаблюдать за вороной. Обратить

внимание на типичную окраску,

величину, закрепить умение узнавать ее

по внешнему виду, издаваемым звукам.

5. Понаблюдать за собакой.

6. Закрепить представление, что это

домашнее животное, живет рядом с

человеком.

МАРТ.

1. Понаблюдать за голубями и

воробьями, обратить внимание на их

различие и сходство.

АПРЕЛЬ.

1. Наблюдать за кошкой. Закреплять

умение различать и называть части тела,

чем питается, как передвигается, какие

звуки издает.

2. Понаблюдать за воробьями:

собираются стайкой, чирикают,

купаются в лужах.

3. Отметить появление насекомых.

Понаблюдать за ними в стеклянной

банке, выпустить.

МАЙ.

1. Закреплять знания о курице и

цыплятах (внешний вид, поведение),

сравнить их по величине.

2. Закреплять знания о корове и

теленке: внешний вид, произносимые

«Крошки для воробушка»

«Киска ходит по двору»

«Косточка для собачки»

«Птичка»

«Мисочка для собачки»

«Птички»

«Божья коровка ползает по

травке»

«Бабочки на лугу»

6. Рассматривание

иллюстраций

7. Наблюдения.

За птицами

За воробьями

За собакой

Улетающие стаи птиц

За кошкой

За вороной

За галками

За голубями

За воробьями: собираются

стайкой, чирикают,

купаются в лужах

За божьей коровкой

За бабочками жуками

8. Презентации.

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Дикие птицы»

«Домашние птицы»

«Насекомые»

10

звуки, мама и детеныш.

3. Рассмотреть божью коровку,

воспитывать бережное отношение к

насекомым.

4. Закреплять знания о бабочках и

жуках (есть крылья, летают).

ИЮНЬ.

1. Понаблюдать за жуками (ползают,

летают).

2. Закреплять умение сравнивать,

развивать наблюдательность.

3. Уточнить знания о собаке и щенках,

особенности внешнего вида, отличие.

4. Закреплять знания о курице и

цыплятах.

ИЮЛЬ.

1. Понаблюдать за бабочками,

закреплять знания о внешнем виде,

учить спокойно вести себя около них.

2. Закреплять знания о козе и козленке,

корове и теленке: особенности

внешнего вида, отличия.

АВГУСТ.

1. Закреплять знания о домашних

животных и их детенышах: название,

особенности внешнего вида, отличия

взрослых животных и детенышей.

Растительный

мир

1. Знакомство с комнатными растениями.

Овладение действием замещения.

Развитие познавательной активности.

2. Получение эмоционально

положительного опыта общения с живой

природой через проживание.

3. Освоение экспериментирования.

1. Непосредственно

образовательная

деятельность.

1. «Знакомство с

комнатными растениями»

2 «Мы сажали огород»

3. «Что знаем о

11

Развитие познавательной активности.

4. Закрепление знаний о растениях.

5. Получение эмоционально

положительного опыта общения с живой

природой.

Развитие познавательной активности.

СЕНТЯБРЬ.

1. Рассмотреть клумбы с цветущими

растениями.

2. Закреплять умение находить у

травянистых растений стебель, листья,

цветы.

3.Рассмотреть помидор, огурец,

закрепить умение разливать их по форме

и по цвету.

4. Обратить внимание на цвет столба у

березы, закрепить понятие о строении

дерева (ствол, ветки, листья).

5. Понаблюдать за изменением окраски

деревьев.

ОКТЯБРЬ.

1. Рассмотреть опавшие листья,

упражнять в различении листьев березы,

тополя по цвету, форме и величине,

собирать букеты.

2.Рассмотреть деревья без листьев.

3. Побегать по опавшим листьям,

послушать их шуршание.

НОЯБРЬ.

1. Отметить, что на деревьях почти нет

листьев, они опали. Опавшие листья

стали темными, они почти не шуршат

под ногами.

2. Закреплять знание о строении дерева.

3. Показать произошедшие изменения:

растениях»

2. Дидактические игры.

«Покажи и назови»

«Найди такой же»

«»Найди, что назову»

«Подбери лист»

«Найди листок, какой

покажу»

«Найди в букете такой же

листок»

«Такой листок, лети ко

мне»

«Назови правильно»

«Кто быстрей найдет

дерево»

«Покажи лист, цветок,

стебель»

«Назови дерево»

«Как называется эта часть

дерева?»

«Назови цветок»

«Найди, что назову»

«Найди, о чем расскажу»

«Чудесный мешочек»

«Угадай на вкус»

3. Чтение

художественной

литературы

Потешка «Уж ты

зимушка-зима»

А. Фет «Уж верба вся

пушистая»

Е. Благинина

12

листья опали, трава завяла.

ДЕКАБРЬ.

1. Сравнить два вида деревьев с ярко

выраженными отличиями в окраске

ствола, учить различать и называть их,

выделять ствол, ветки, красоту

окружающей природы.

2. Рассмотреть внешний вид березы в

зимнем уборе, закреплять названия,

умение распознавать по цвету коры.

3. Рассматривать стволы деревьев на

участке, сравнивать их по толщине

ствола.

4. Уточнить строение комнатных

растений, различать и называть стебель,

лист, цветок.

ЯНВАРЬ.

1. Рассматривать и сравнивать деревья,

упражнять в различении их по окраске

ствола и названии.

2. Привлекать внимание детей к красоте

деревьев в зимнем уборе, вызывать

желание полюбоваться ими.

3.Воспитывать бережное отношение к

деревьям и кустарникам.

4. Рассмотреть одно из комнатных

растений, выучить его название,

закрепить знание частей.

ФЕВРАЛЬ.

1.Продолжать учить детей видеть

красоту заснеженных деревьев.

2. Совершенствовать умение называть и

различать 2-3 дерева по стволу.

3. Уточнить знания о строении дерева:

ствол, ветки.

«Одуванчик»

Е. Серова «Одуванчик»

П.Воронько «Березка»

А. Толстой «Колокольчики

мои»

Ф. Грубин «Белые

ромашки- сестрички»

З. Александрова

«Ромашки»

Н. Курочкина «Нарядные

платьица, желтые

брошки…»

Ю. Тувим «Овощи»

4. Беседы.

«Наши деревья»

«Пришла настоящая зима»

«Как красив зимний лес»

«Гуляем и кустики не

ломаем»

«Пришла весна»

«Какие цветы цветут на

нашем участке»

«Как мы будем сажать

огород»

«Как мы ухиживаем за

огородом»

«Вот какой огород»

«Разные овощи и фрукты»

5. Продуктивная

деятельность.

«На нашем участке растут

березки»

«Консервируем овощи

13

4.Продложать знакомить с названиями

комнатных растений (1-2 контрастных

по внешнему виду)

МАРТ.

1. Закреплять умение различать 2-3

дерева по стволу.

2.Знакомить с 2-3 комнатными

растениями, уточнить их части.

АПРЕЛЬ.

1. Понаблюдать за появлением

«барашков» на вербе.

2. Отметить появление первой травы,

цветов мать-и-мачехи.

МАЙ.

1. Понаблюдать за первыми цветущими

культурными растениями (тюльпаны,

нарциссы). Продолжать учить различать

части растений: стебель, листья, цветы.

2.Посадка лука, гороха, ознакомление с

правилами ухода за растениями.

3. Обратить внимание на красоту

цветущего сада.

4. Продолжать воспитывать умение

видеть красоту природных явлений.

5. Рассмотреть одуванчик, уточнить его

название, внешний вид, части.

ИЮНЬ.

1. Наблюдать за всходами овощных

растений, учить замечать изменения.

2. Рассмотреть растения цветника,

уточнить цвет, форму лепестков,

напомнить о правилах ухода.

3. Сравнить листья тополя и березы.

4. Познакомить с одним растением луга

(колокольчик, ромашка). Рассмотреть

фрукты»

Сбор осенних листьев,

изготовление из них

венков и букетов.

«Листья желтые летят,

скоро голым будет сад»

«Опавшие листочки

устилают землю»

«Деревья на нашем

участке»

«Наши цветы»

«Пушистая верба»

«На лугу цветут

одуванчики»

«Цветущий сад»

«Цветы на лугу»

«Овощи и фрукты»

«В саду созрели яблоки»

«Вот такой огород»

6. Рассматривание

иллюстраций

7. Наблюдения.

За клумбой с цветущими

растениями

За изменением окраски

листьев

За деревьями без листьев

За внешним видом березы

в зимнем уборе

За появлением

«барашков» на вербе, за

первой травой, цветами

мать-и-мачехи.

14

стебель, листья, цветок, закрепить

знания о строении растения.

ИЮЛЬ.

1.Наблюдать за изменениями,

происходящими в огороде и цветнике,

закреплять название растений, внешний

вид.

2. Рассмотреть овощи, выросшие на

грядках, назвать характерные признаки.

3. Рассмотреть фруктовые деревья и

плоды на них.

4. Закреплять знания о строении дерева.

АВГУСТ.

1. Закреплять умение различать овощи

по названию, цвету, величине, форме.

2.Рассмотреть плодовые деревья,

закреплять умение различать разные по

форме и цвету яблоки.

3. Рассмотреть астры, закреплять

представления о частях растения,

вызывать желание любоваться цветами.

4. Рассмотреть травянистые растения

луга, уточнить названия, особенности

внешнего вида.

За первыми цветущими

культурными растениями

(тюльпаны, нарциссы)

За цветущим садом

За одуванчиком

За всходами овощных

растений, учить замечать

изменения.

За растением луга

(колокольчик, ромашка)

За изменениями,

происходящими в огороде

и цветнике

За фруктовыми деревьями

и плодами на них

За астрами.

8. Презентации.

«Овощи»

«Фрукты»

«Садовые цветы»

«Полевые цветы»

Неживая

природа

1. Развитие представлений о свойствах

воды.

2. Освоение экспериментирования.

3. Развитие познавательной активности.

4. Овладение действием замещения.

5. Использование условного обозначения

объекта неживой природы (воды)

6. Развитие представлений о времени и

семейных традициях, с ним связанных.

7. Развитие эмоциональной

1. Непосредственно

образовательная

деятельность.

1. «Свойства воды»

2. «Вода – объект неживой

природы»

3. Развитие представлений

о времени»

4. «День-ночь»

15

отзывчивости через проживание.

СЕНТЯБРЬ.

1. Обратить внимание на погоду, встать

лицом к солнцу, постоять ощутить его

тепло. Сделать то же в тени.

2. Закрепить умение определять

состояние погоды по определенным

признакам, обозначать словом (тепло,

холодно, идет дождь).

3. Понаблюдать за дождем, подвести к

пониманию: осенью пасмурно,

дождливо.

4. Знакомство со свойствами песка

сухого и мокрого.

5. Закрепить знания о свойствах воды:

прозрачная, теплая, холодная.

ОКТЯБРЬ.

1. Продолжать закреплять знания о

свойствах песка.

2. При помощи цветных флажков,

бумажных ленточек определять, когда

дует ветер, послушать шуршание

ленточек.

3. Закреплять умение различать день и

ночь.

4. Закреплять признаки осени: пасмурно,

дождливо, похолодало.

НОЯБРЬ.

1. Понаблюдать за ветром. Подвести к

понимаю: дует ветер, качает ветки

деревьев.

2. Продолжать знакомить с

характерными признаками осени.

3. Продолжать наблюдать за дождем: он

идет долго, на улице пасмурно, холодно.

2. Дидактические игры.

«Как называется такая

погода»

3. Чтение

художественной

литературы.

Потешки «Солнышко,

ведрышко», «Дождик,

дождик, Полно лить»,

«Весна, весна красна»,

«радуга – дуга не давай

дождя».

А. Пушкин «Ветер ветер

ты могуч…»

М. Пришвин «Листопад»

Е. Благинина «Дождик,

дождик, не дожди…»

И. Никитин «Жгуч мороз

трескучий», «Зашумела,

разгулялась в поле

непогода…»

А. Чепурнов «Вьюга по

полу не скачет»

С. Дрожжин «Улицей

гуляет Дедушка Мороз…»

«Первый гром»

С. Маршак «Декабрь»

В. Берестов «Снегопад»,

«Весенняя прогулка»

И. Суриков «Зима»

А. Барто «Снег»

А. Бродский «Солнечные

зайчики»

З. Александрова «Капель»

16

4. Рассмотреть замерзшие лужи,

познакомиться со свойствами льда.

5. Понаблюдать первый снег.

6. Отметить изменения в одежде людей.

ДЕКАБРЬ.

1. Наблюдать, как падает снег.

Рассмотреть и перечислить, куда падает,

где лежит снег.

2. Знакомить с характерными

признаками зимы, формировать общее

представление о зимних явлениях

природы.

3. Предложить взять снег в ладошку,

дать определения: холодный, белый, в

руке тает.

4. Знакомить со свойствами льда:

скользкий, холодный, по нему можно

прокатиться.

ЯНВАРЬ.

1. Наблюдать за снегом: он легкий,

пушистый, падает отдельными

снежинками.

2. Знакомить со свойствами снега в

разную погоду. Предлагать лепить из

снега снеговика.

3. Закреплять свойства льда (гладкий,

скользкий, скользить по нему легко).

4. Обратить внимание на погоду: солнце

светит, снег сверкает на солнце.

5. Продолжать закреплять название

состояния погоды – солнечно.

6. Уточнить представление детей о

признаках зимы, воспитывать умение

любоваться красотой зимней природы.

7. При помощи султанчиков определять

А. Прокофьев

«Солнышко»

А. Плещеев «Травка

зеленеет»

В. Жуковский «Загадка»

4. Беседы.

«Осень проходит, скоро

зима»

«Какой бывает снег»

«Уж тает снег, бегут

ручьи»

«Наступила весна»

«Что бывает весной»

«»Дождик, дождик, полно

лить»

«Какая бывает погода»

«Как убирают урожай»

5. Продуктивная

деятельность.

«Дождик льет на улицы,

нам гулять нельзя»

«Ленточки колышутся от

ветра»

«Лужи на дорожках»

«Снег всю землю

устилает»

«Снег идет»

«Снеговик»

«Снежнее комочки»

«Большие сугробы»

«Метет метель»

«Яблонька под дождем»

17

есть ли ветер, продолжать учить

устанавливать причинно-следственные

связи.

ФЕВРАЛЬ.

1.Закреплять представление о признаках

зимы: холодно, морозно, много снега.

2. Предложить поймать снежинку на

темную бумагу, рассмотреть,

полюбоваться.

3. Закреплять понятие о том, что снег

падает отдельными снежинками. В

период оттепели закреплять знание о

свойствах снега: он может быть липким,

из него можно сделать комочки, фигурки

животных.

4. Заморозить воду в формочках,

показать свойства воды.

5. Подводить к установлению связи: на

улице холодно, поэтому вода замерзла.

6. Наблюдать метель, послушать как

завывает ветер, понаблюдать, как несет

снег, наметает сугробы.

МАРТ.

1. Учить замечать изменения в погоде

(становится теплее).

2. Обратить внимание на весеннее

солнце: яркое, теплое. Предложить

постоять лицом к солнцу, почувствовать

его тепло.

3. Сравнить температуру на солнце и в

тени. Подводить к простейшим выводам.

4. Закреплять название погоды:

солнечно.

5. Послушать звон капели.

6. Предложить покататься с горки,

6. Рассматривание

иллюстраций.

7. Опытно-

экспериментальная

деятельность.

1. Постройки из песка.

2. Определение силы

ветра с помощью

ленточек.

3. Пускание корабликов.

4. Игры с песком.

5. Игры с солнечными

зайчиками.

8.Наблюдения.

За дождем

За ветром

За погодой

За замершими лужами

За первым снегом

За снежинкой

Как падает снег

За метелью

Послушать завывание

ветра, понаблюдать, как

несет снег, наметает

сугробы.

За таянием снега на

участке и в формочках.

За ручейками

За радугой

За летней грозой

Как качаются ветки

деревьев.

18

уточнить, что она осела, проваливается,

снег подтаивает на солнце и становится

рыхлым.

7.Подводить к длительному наблюдению

за таянием снега, его состоянием: стал

темным, серым, а зимой был белым,

чистым. Появились лужи.

8. Продолжать закреплять признаки

воды.

АПРЕЛЬ.

1. Наблюдать за таянием снега на

участке и в формочках, поставленных на

солнцепеке. Подводить к

самостоятельным выводам.

2. Закреплять чувственный опыт детей:

подставить лицо солнцу, почувствовать

его тепло.

3. Наблюдать за ручейками, уточнить,

что они появились от растаявшего снега.

4. Обратить внимание на песок

закреплять знание о его свойствах: из

сырого можно лепить, сухой

рассыпается.

МАЙ.

1. Закреплять знания о признаках весны.

2. Опытным порядком установить, что

утром на улице вода в тазике холодная, к

концу прогулки - теплая, закреплять

умение видеть причинно-следственные

связи.

3. При посадке рассмотреть землю:

черная, мягкая, рыхлая, прогретая

солнцем.

4. Рассмотреть засохшую глину, дать

почувствовать, что засохшая глина

19

твердая.

ИЮНЬ.

1. Наблюдать радугу. Предложить

полюбоваться ею, воспитывать любовь к

родной природе.

2. Обратить внимание на песок,

уточнить его свойства (из влажного

можно лепить, строить, сухой –

рассыпается). Учить сравнивать,

определять его свойства на ощупь.

3. Закреплять знания о свойствах глины,

учить выделять и называть признаки.

ИЮЛЬ.

1. Наблюдать летнюю грозу,

рассматривание участка после дождя

(лужи, мокрая земля).

2. Учить устанавливать простейшие

связи: идет дождь - на земле лужи.

3. Уточнить знание о воде – прозрачная,

мокрая.

4. Учить по цвету определять, сухой или

влажный песок.

5. Уточнить, что в тени деревьев

прохладнее, а на солнце жарко.

6. Продолжать вести наблюдения за

ветром, играя с вертушками,

султанчиками.

АВГУСТ.

1. В ветреную погоду послушать шелест

листьев.

2. Наблюдать, как качаются ветки

деревьев.

3. Закреплять умение определять

состояние погоды по основным

признакам.

20

Список литературы

1.

Аксенова И. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное

воспитание. – 2009. - №7. – С. 62-65.

2.

Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования

дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1998. - №2. – С. 34-39.

3.

Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг/ Виноградова Н.Ф. – М.: Просвещение,

1993. – 128 с.

4.

Детский сад – эталон экологической культуры// Вестник экологического образования в

России. – 2004. – №2. – С.4.

5.

Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию// Дошкольное

воспитание. – 2004. - №7. - С. 10-14.

6.

Казарчук Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников//

Дошкольная педагогика. – 2008. - №2. – С. 19-24.

7.

Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие

для педучилищ / Каменева Л.А. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.

8.

Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в

детском саду. – 2006. - №4. – С. 28-35.

9.

Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения

детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. – 2010. -

№2. – С. 79-83.

10. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - №8. –

С. 17-19.

11. Михеева Е.В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного

образования / автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07/ Михеева Е.В. – Екатеринбург:

[б.и.], 2009. – 23 с.

12. Николаева С.Н.Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - №5. –

С. 22-27.

13. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. –

1998. - №5. – С. 33-39.

14. Николаева С. Формирование начал экологической культуры: младший школ. возраст //

Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С. 16-24.

21



В раздел образования