Напоминание

"Воздух – невидимка"


Автор: Ростова Антонива Васильевна
Должность: воспиталель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: город Данков, Липецкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воздух – невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воздух

-

невидимка

Занятие

с

элементами

экспериментирования

с

детьми

5-6

лет

Ц е л ь . Оптимизировать

условия

для

формирования

у

детей

целостного восприятия окружающего мира и устойчивого интереса к

экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности.

З а д ач и . Исследовать

с

детьми

свойства

воздуха.

Развивать

способности

устанавливать

причинно-следственные

связи

в

ходе

элементарного эксперимента и делать выводы. Воспитывать у детей

интерес и желание к исследовательской и экспериментальной деятель-

ности, беречь окружающую природу.

Материалы

и

оборудование. Лабораторные столы. Круглый столик

для

демонстрации

экспериментов.

Песочные

часы.

Бумажные

салфетки. Полоски

бумаги (1,5x1 0 см). Прозрачная глубокая миска с

водой (3 л). Апельсины. Ноутбук, телевизор. Аудиозаписи: шум ветра;

песня

Г.

Васильева

из

мультфильма

«Фиксики»;

музыка

из

мультфильма «Обезьянки» (автор Ш. Каллош).

Предварительная работа

О Чтение и обсуждение стихотворений: «Мяч», «Мыльные пузыри». С.

Маршак; «Там, где живет музыка». Э. Мошковская; «Февраль», «Ветер -

это чудеса!». Н. Рыжова; «Сказка о царе Салтане...» (фрагменты). А.

Пушкин; «Ветрено!». И. Токмакова, и т.д. Заучивание стихотворения М.

Андреевой-До- глядной «Что такое воздух?».

О Рассматривание картин известных художников с изображением природы

в ветреную и безветренную погоду: «Березовая роща». А. Куинджи;

«Среди долины ровный», «Дубки». И. Шишкин; «Буря над Евпаторией»,

«Корабль'среди бурного моря». И. Айвазовский.

О Проведение дыхательной гимнастки.

О Наблюдения за ветром на прогулке. Беседа о воздухе, его необхо-

димости

для

человека.

Эксперимент

с

вертушкой,

показывающий

движение воздуха.

О Изготовление веера из бумаги.

О Коллективная аппликация «Воздушный шар».

О Знакомство с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, фагот,

горн,

кларнет,

труба,

флейта,

орган).

Прослушивание

записи

фрагментов игры на духовых музыкальных инструментах.

Ход занятия

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей в группу.

Воспитатель. Какая прекрасная музыка нас встречает! Давайте встанем в

круг и поприветствуем друг друга. Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!». Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Дети. Доброе утро!

Воспитатель. Для чего мы улыбаемся друг другу? (Ответы детей.) Правильно,

чтобы зарядить друг друга хорошим настроением, порадовать.

(Стук в дверь. Входит лаборант в белом халате.)

Лаборант. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна, я - лабо-

рант

профессора

Почемучкина,

помогаю

ему

проводить

исследования

в

научной лаборатории. Профессора срочно вызвали в Антарктику, поэтому он

попросил

меня

приехать

к

вам.

По

его

просьбе

в

группе

организована

(обращает внимание на вывеску) экспериментальная «Лаборатория детских

наук». Сегодня нам предстоит серьезная и интересная работа. А в чем она

заключается, вы узнаете из письма профессора, которое он отправил нам на

электронную почту.

Воспитатель. Садитесь на ковер поудобнее. (Читает письмо.)

Здравствуйте, ребята! Я - профессор Почемучкин. Я целый день тружусь в

лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хотел бы, чтобы вы

мне помогли. Нас со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя увидеть,

потрогать руками. Так, может, и нет ни какого воздуха? Я знаю, что вы любите

проводить опыты, поэтому попросил оборудовать у вас в группе лаборато-

рию,

где

вы

постараетесь

доказать,

что

воздух

существует.

Удачи

вам!

Результаты опытов зафиксируйте и пришлите мне по электронной почте.

Лаборант. Ребята,

давайте

разберемся

с

этим

вопросом.

Проверим

в

лаборатории с помощью опытов и экспериментов, существует ли воздух и

какими свойствами он обладает.

Но прежде чем начать работу, вам нужно вспомнить правила поведения в

лаборатории при проведении опытов.

1. Не толкать соседа во время работы.

2. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать товарищам.

3. Не вставать с места, работать тихо, аккуратно, внимательно.

4.

Не пробовать ничего на вкус.

5. Когда опыт закончится, положить все на место.

Будете соблюдать эти правила? (Да!)

Выводы зафиксируем и отправим профессору.

Дети с воспитателем шагают по кругу под песенку «В каждом маленьком

ребенке...» из мультфильма «Обезьянки».

Воспитатель.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать... _

Мы будем относиться к‘природе как?.. (С любовью.) Молодцы!

А сейчас лаборант будет задавать вопросы, а вы постарайтесь на них от-

ветить.

1.

Где находится воздух?

(Он повсюду, вокруг нас, на нашей планете Земля.)

2.

Почему мы не видим воздух?

(Потому что он прозрачный.)

3.

Для чего нам нужен воздух?

(Воздух нужен, чтобы дышать, без воздуха не

может жить ни

одно живое существо.)

Лаборант. Все верно: воздух - это то, чем мы дышим. А вы знаете, как

долго человек может прожить без воздуха? (Видеоролик о том, как долго

можно прожить без еды, без воды. Без воздуха - лишь несколько минут.)

Давайте проверим!

опыт 1. «Не

дышу»

На столе стоят песочные часы. Взрослый объясняет, что весь песок в

часах пересыпается вниз за одну минуту.

Лаборант. Закройте ротик, зажмите носик, не дышите! (Дети зажимают нос

и стараются не дышать.)

Вот видите - даже не весь песок еще пересыпался в песочных часах, а вы

не смогли без воздуха прожить даже одной минуты. Какой мы сделаем

вывод?

Вывод: без воздуха человек не может жить.

Правильно дышать очень важно для здоровья. Сейчас мы правильно

подышим и сделаем упражнение.

Дети произносят звуки не отдельно, а по нарастающей: от одного до пяти

звуков одновременно. С помощью этого упражнения увеличивается диапазон

дыхания.

Опыт 2. Воздух

всегда в

движении

Лаборант. Давайте встанем на ковре в круг и присядем. (Раздает детям по-

лоски бумаги.) Возьмем за краешек полоску и подуем на нее. Что с ней про-

изошло? (Она отклонилась.) Почему? (Ответы детей.) Правильно, мы выды-

хаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Положите полоски на

ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Вы почувствовали движение воздуха?

Может,

кто-то

знает,

как

называется

такое

ощутимое

передвижение

воздуха

в

природе?

(Ответы

детей.)

Такое

передвижение

воздуха

называется

«ветер».

(Включает запись шума ветра.)

Ребята, а что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, освежать,

кружить, гнать волны, свистеть, поднимать пыль, завывать и т.д.) Каким бывает

ветер?

(Сильным, слабым, приятным, тихим, теплым, прохладным, ласковым.)

Давайте «почувствуем» ветер.

Физкультминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

(Дети машут руками перед лицом.)

Закачалось деревцо. (Плавные наклоны туловища с поднятыми руками.)

Ветерок все тише, тише,

(Медленные наклоны.)

Деревцо все выше, выше.

(Выпрямляются.)

Опыт 3.

Спасательный жилет

Лаборант. Что вы видите на столе? (Два апельсина, один без кожуры. Миску с

водой.) Вика, попробуй взвесить апельсины в руках. Как ты думаешь, какой из них

тяжелее? (Который в кожуре.) Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее - в

кожуре

или

без

нее?

(Предположения.)

Давайте

проведем

опыт.

Опускаем

оба

апельсина в воду. Как вы думаете, почему не тонет апельсин в кожуре? (Ответы

детей.)

Правильно! Несмотря на то что апельсин в кожуре кажется тяжелее, он все равно

будет держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» - в кожуре много

пузырьков воздуха, которые и работают «спасателями», удерживая апельсин на

поверхности воды.

Вывод: воздух легче воды.

Воспитатель. Мы с вами уже многое узнали про воздух. Садитесь за столы,

посмотрим слайды.

Лаборант. Только

ЧИСТЫЙ

воздух

полезен

для

здоровья.

Посмотрите,

какой

красивый лес. В нем чудесно дышится. Вы бывали в лесу? Вам там понравилось?

(Ответы детей.)

Лаборант. За чистотой воздуха на Земле следят ученые - экологи. Они изучают,

как деятельность человека влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше

загрязнялся воздух. Что загрязняет воздух? (Ответы детей.)

Лаборант. Дым от заводов, фабрик, пожаров, выхлопные газы, пыль - все это загрязняет воздух. Почему

же чистого воздуха не становится меньше? (Потому что на Земле есть зеленые растения.) Верно.

Лаборант. Растения - настоящая фабрика свежего воздуха. Они, в отличие от нас, умеют перерабатывать

углекислый газ и выделять кислород. Поэтому и людям, и животным хорошо жить рядом с такими

соседями.

Лаборант. Растения - «фабрики», дающие кислород, есть не только на суше, но и в океане. Там обитает

огромное количество растений - больших, маленьких, а иногда просто крошечных водорослей. Что надо

делать, чтобы воздух оставался чистым? (Рассуждения детей.)

Лаборант.

На заводах и фабриках на трубах сейчас ставят специальные фильтры для очистки

воздуха и воды. Конструкторы придумали электромо

били. Что еще нужно делать, чтобы воздух

оставался чистым? (Поливать дорожки, тротуары. Сажать деревья, кусты, цветы. Проветривать помеще-

ние, протирать пыль.)

Лаборант. Человек

научился

беречь

природу,

дорожить

ею,

восполнять

ресурсы.

Акции

«Посади

дерево», «Мой лес», «День Земли» - добрые дела людей, заботящихся о нашем общем доме - Природе!

Вы не оставляете мусор в лесу? (Нет!)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми опытами и заданиями. При

следующей встрече сам профессор расскажет о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а

другие улетают высоко в небо. И о том, как ветер дружит с растениями. Вам интересно? Тогда встретимся

снова в нашей лаборатории.

Вечером я отправлю электронное письмо с результатами ваших опытов профессору Почемучкину.

Наше

сегодняшнее

исследование

закончено,

всем

спасибо.

Вы

были

внимательными,

активными,

старались делать выводы. Попрощаемся с Ольгой Николаевной.

Сейчас мы с вами возьмемся за руки и пойдем на улицу, где будем дышать свежим чистым воздухом.

(Звучит музыка, дети выходят из группы.)

И с т о ч н и к и

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Учеб.-метод. пособие. М.: ЦГ/1,

2003

.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Метод. пособие. М.: Просвещение,

2002

.

Рыжова Н.А., Мусиенко СИ. Воздух вокруг нас: Метод, пособие. М.: /1ин- ка-пресс,

2011

.

-



В раздел образования