Автор: Воронина Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 184
Населённый пункт: Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: НОД по познавательному развитию
Тема: "Сказка в гости к нам пришла"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
« СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА »
Цель: Приобщение дошкольников к устному народному
творчеству народов Поволжья
Задачи: ОО «Познавательное развитие» : расширять
представления о малых фольклорных формах,
развивать интерес к культуре разных этносов.
ОО « Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать уважительное отношение к людям
других национальностей.
ОО « Речевое развитие» : Активизировать словарь
Учить детей отвечать на поставленный вопрос
полным предложением.
ОО « Физическое развитие»: Повышать
двигательную активность через народную
подвижную игру.
Составила : воспитатель МБДОУ
детского сада № 184
г. Ульяновска
Воронина Юлия Юрьевна
Воспитатель: Ребята! Много сказок на свете, которые учат каждого из
нас уважению к окружающим людям , доброте . чуткости и милосердию .
Сегодня предлагаю вам поговорить о мудрых уроках народных сказок .
Сказки сопровождают нас всю жизнь. ( раздается стук в дверь)
Входит Елена премудрая: Добрый день, ребятушки!
Здравствуйте, касатушки!
Долго-долго к вам я шла,
Давно у вас в гостях я не была.
Воспитатель: Здравствуй, Елена премудрая! Все мы рады видеть тебя ,
потому что знаем , что ты обязательно научишь нас чему-то важному,
расскажешь что-то интересное и удивительное.
Елена премудрая : Я пришла к вам ,чтоб поговорить с вами о сказках
разных народов , где героями являются животные. Знаю, что с многими из
них вы уже знакомы , а некоторые из них даже полюбили.
Скажите мне какие сказки про животных у вас любимые?
( ответы детей)
Елена премудрая : Какие умные дети! Сколько сказок они знают!
В сказках о животных, как и в других, есть злые и добрые герои. И
обычно в сказках добрые животные оказываются правыми, а вот на
долю злых героев выпадаю разные неприятные испытания, что сразу же
становится понятно , что совершать плохие поступки нельзя.
В этих сказках живут как домашние, так и дикие животные. Одни из них
кроткие, трудолюбивые, другие - безжалостные, непривычные к труду.
Воспитатель: Елена премудрая, что за необычная вещица у тебя в руках,
наверное, волшебная?
Елена премудрая : Угадали, это мой ларец, где хранятся предметы,
необходимые для волшебства.
Елена премудрая: Сегодня при помощи этого ларца я позову в гости к
вам сказку. Но прежде, чем звать сказку к вам в гости, мне хотелось бы
с вами поиграть в разные игры, да проверить вашу удаль и смекалку.
Воспитатель: Отлично ! Наши дети очень любят играть. А в какие игры
будем играть?
Елена премудрая: Первая игра называется « Загадки и отгадки». А
провести игру мне поможет мой волшебный ларчик.
Только ему надо сказать магические слова:
«Ларчик волшебный , открывайся,
Игра быстрей начинайся.
1,2,3,4,5- начинаю колдовать
Нам зверюшек для игры
Ларчик, щедро подари.
Елена премудрая заглядывает в ларец и достает оттуда маленькие
игрушечные животные.
Елена премудрая: Эти звери станут отгадками в нашей игре. Видите,
сколько их много (расставляет на столе). Посмотрите на них
внимательно.
Ребята! Послушайте загадку и найдите отгадку.
1.К своим ластится,
На чужих ругается,
В своем теремочке
Сидит на замочке ( собака)
2.Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребяткам
молоко дает . (корова)
3. Облачко на ножках
Ходит по дорожкам (овца)
4. Четыре полена,
Мешок сена,
Пяточкою пнешь,
Версту отмахнешь. ( конь)
5.Великан в бору живет,
Сладкоежка любит мед,
А испортится погода
Спать пойдет-
да на полгода!( медведь)
6.Серовато, зубовато ,
На поляне рыщет
Телят, ягнят ищет ( волк)
7.Кто заливисто поет
О том, что солнышко встает? ( петух)
8. Проворная зверушка
Живет в дупле - избушке,
Целый день - скок-поскок,
Отыскался грибок,
Нанизала на сучок ,
Заготовила в прок. ( белка)
Елена премудрая: Молодцы, ребятки!
Отгадали все мои загадки!
Елена премудрая: Хочу я вас за усердие и смекалку при отгадывании
загадок наградить по - царски. Сегодня я расскажу вам мордовскую
сказку, которая называется « Как собака себе друга искала». Мордва,
живущие в Среднем Поволжье, удивительный народ, дружный и веселый.
После трудной работы любят играть в подвижные народные игры.
Воспитатель : А я знаю интересную игру, которая и вам тоже понравится.
Игра « Раю-раю» - любимая игра мордовского народа. Хотите , я научу вас
в нее играть. Слушайте правила.
Выбираем двух водящих. Они встают и берутся за руки ,образуя
«воротики» . Водящие говорят: Раю-раю пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
Пока говорите эти слова , вы ,как вагончики, идете в ворота
« паровозиком». Когда проходить будет последний из вас, водящие его
задерживают и каждый из них говорит на ухо шепотом свой пароль:
например, один говорит « солнце», а другой - «луна».
Последний из вагончиков « паровозика» на свой выбор встает кому-то в
команду . После этого игроки, которые стояли как ворота,
поворачиваются лицом к друг другу и берутся за руки, остальные
прицепляются за своей половинкой ворот ( с кем совпал пароль).
Образовавшиеся команды перетягивают друг друга. Команда,
перетянувшая соперников на свою половину и станет победителем.
Давайте поиграем. Но сначала по считалке выберем водящих:
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки,
1,2,3-водить будешь ты.
После выбора ведущих проводится игра « Раю-раю».
Елена премудрая: Поиграли вы на славу,
Отдохнуть теперь пора,
Вы садитесь поудобней,
Сказка из ларца пришла.
Елена премудрая: Слышите мордовскую народную мелодию? Знать сказка
пришла ! ( рассказывает мордовскую сказку « Как собака друга искала») .
Елена премудрая: Понравилась ли вам сказка?
Дети: да
Елена премудрая:: Каких зверей встречала собака на пути? (ответ детей)
Почему собака не стала дружить с волком, ведь они внешне очень
похожи ? ( ответ детей)
Почему собаке не понравился медведь? ( ответы детей)
Кто же стал другом собаки? ( ответ детей)
Елена премудрая: Собака подружилась с человеком. Она сторожит жилище
человека, а человек заботится о ней.
Ребята, в конце сказки обычно есть такая присказка : « Сказка ложь, да в
ней намек, добрым молодцам урок». Чему вас научила эта сказка?
( ответ детей)
Елена премудрая: Я рада, вы правильно поняли мудрость сказки :
каждому на земле нужны друзья и помощники.
Ребята, мне вы очень понравились, но , к сожалению, мне пора
возвращаться в свою сказку. Я заметила, что вы , ребята, дружные .
Поэтому я хочу рассказать вам стихи о друге. Может, кому - то они станут
уроком добра.
Друг-это тот, кто тебя понимает,
Друг-это тот, кто с тобою страдает ,
Друг не покинет тебя никогда,
Друг остается с тобой навсегда.
Друг-это тот, кто тебя насквозь видит,
И если с тобой приключится беда,
Только от друга жди помощь тогда.
Воспитатель : Ребята, предлагаю вам слепить из глины героев
мордовской сказки « Как собака друга искала», Елена премудрая
определит самые лучшие работы.
( дети под звуки народных мордовских мелодий лепят из глины героев
сказки « Как собака друга искала») .
В конце занятия воспитатель с Еленой премудрой организуют выставку
поделок из глины.
Елена премудрая: Ребята , сегодня славно вы потрудились. Хочу вас
угостить молодильными яблочками из батюшкиного сада ( достает из
ларца яблоки, угощает детей ) . А теперь разрешите мне откланяться и
вернуться в свою сказку. До свидания. Обещаю к вам еще придти в
гости.
Воспитатель: Конечно, приходи. Мы всегда тебя ждем к нам в гости,
Елена премудрая : До свидания , ребята, не забывай меня ( Елена
премудрая уходит ).