Напоминание

Как здорово – быть здоровым


Автор: Лукьянова Людмила Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБУЗ ДГКБ № 7
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методическая работа в ДОУ
Тема: Как здорово – быть здоровым
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Лесная сказка».

Группа «Лисенок»

ЗАКАЛИВАНИЕ

Общие требования

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

- соблюдение санитарных и гигиенических требований;

- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества,

выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;

- поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на

прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском

саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная

направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

Утренняя гимнастика (ежедневно)

Занятия физкультурой (2 раза в неделю)

Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)

Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:

- утром

- после завтрака

- на прогулке

- после сна

- на второй прогулке

Базовая и игровая деятельность

Закаливание:

- оздоровительные прогулки, ежедневно

- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук

- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры

(прохладной)

- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре

- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам , на занятиях физкультурой

(время увеличивается постепенно)

- Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период

- Употребление витаминов в период вспышки заболеваний

- Витаминизация III блюда

-Бассейн

- Кислородный коктейль

- Дыхательная гимнастика

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства

закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся

условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы

имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием

неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в

определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих

способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней

среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей

жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно.

Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания

заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или

ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и

специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся:

постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут

соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер. Нельзя предъявлять

слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними.

Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще

не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо

постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того

или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют,

одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать

полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и

продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными

особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства

закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания

нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях,

знать порядок их проведения. Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный

пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят

прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

"ВОДА"

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами

закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип

постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той

температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах,

начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой

должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой.

Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким

массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности

надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус

через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего

используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18,

а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок,

детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о

применении купания решается врачами.

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно

или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер

закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и

воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим

средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие,

повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше

регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к

этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные

ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в

движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются

постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть

лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от

возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и

обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные

задачи:

- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми

"простудными" и другими);

- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и

других факторов закаливания;

- воспитывать умение преодолевать трудности.

Модель закаливающих мероприятий старший дошкольный возраст

Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

Физкультминутки во время занятий

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 16.05 – 17.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек

Дыхательная гимнастика в кроватях

Обширное умывание, ходьба босиком

Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия

и уплощения стопы

После полдника полоскание полости рта.

Ходьба босиком

Во время физкультурного занятия и гимнастики после сна

Ходьба босиком в летний период

Ежедневно до 7 минут

Воздушные ванны

Сквозное проветривание помещений ежедневно в отсутствии детей

Обеспечение температурного режима в помещении ежедневно

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе в течение года по плану

Режим прогулок ежедневно

Комплекс закаливающих мероприятий с детьми старшей группы «Лисенок»

Ходьба по «Дорожке Здоровья»

Раз – два – три, раз – два – три. По дорожке мы пошли.

Петлять дорожка начала среди высоких трав

По ней шагаем мы легко, руки к солнышку подняв.

Разновидность ходьбы.

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали

Впереди течет ручей, подходите поскорей

Лес осенний увидали и к нему мы побежали

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

До свиданья лес густой, побежим скорей домой.

Бассейн

Физкультурные занятия

Гимнастика до и после сна

Хождение по коврикам.

Утренняя зарядка

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе в течение года по плану



В раздел образования