Напоминание

Веселая зарядка перед сном


Автор: Лукьянова Людмила Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБУЗ ДГКБ № 7
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Веселая зарядка перед сном
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование и воспитание социальных качеств у детей

дошкольного возраста

Л. Н. Кербель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7» Копейского городского округа

В

статье

рассмотрена

проблема

нравственного

(социальных

качеств) воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика

его

составляющих,

принципов

и

направлений;

приведено

описание

форм,

методов, приемов и средств реализации процесса социализации

Ключевые

слова:

нравственное

воспитание,

дети

дошкольного

возраста,

составляющие,

принципы,

средства

и

методы

нравственного

воспитания.

Социальное развитие — это сложный

процесс

освоения

ребенком

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а общечеловеческих

ценностей,

опыт а

взаимодействия,

сотрудничества

с взрослыми

и

с

сверстниками.

Современная

практика

дошкольного

образования

реализует

положение

о

том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного

социального развития детей:

предоставлять ребенку возможность проявлять

социальную мотивацию,

способность самостоятельно

выбирать адекватные

ситуации и стиль поведения, совершенствовать личные

отношения с окружающими.

В

нашем

детском

саду

используется

инновационная

технология

социализации - "Духовные скрепы"[1] С.Г.Молчанова.

Технология состоит из трех процедур и трех инструментов: 1) отбора

содержания

социализации,

2)

измерения

социализованности

членов

социальной

группы

и

3)

оценивания

эффективности

социализационного

(воспитательного) воздействия.

Первая

процедура

проведение

родительского

собрания.

Оно,

по

существу является формой проведения методики экспертного оценивания в

рамках

методики

отбора

содержания

социализации

(ОСС).

Родители

выступают в качестве экспертов: они должны назвать качества, которые они

хотели бы «видеть» у сверстников и сверстниц своего сына или дочери.

В декабре 2014 года в проведении родительского собрания в детском

саду

участвовала

аспирант

Мордвинова

Е.

А.,

которая

занимается

по

технологии

«Духовные

скрепы».

Родителям

был

предложен

перечень

позитивных компетенций[6, с. 8: табл. 1], из которого они должны были

выбрать десять качеств (компетенций), которые они хотели бы видеть в

сверстниках своего (-ей) сына (дочери).

Таблица

содержит

три

перечня

качеств

(компетенций):

1)

женские

(материнские); 2) мужские (отцовские) и 3) универсальные.

1

Таблица была

предложена вниманию родителей в виде слайда на экране, а также всем были

розданы листы с этой таблицей. Мы это сделали намеренно, чтобы родители

могли их взять с собой и, возможно, время от времени заглядывать в них или,

даже, разместить где-то в уголке ребенка, на видном месте.

С чего же начал свой разговор с родителями профессор Молчанов? Он

спросил:

«Хотите,

чтобы

ваши

дети

были

счастливыми?».

«Да!»

-

ответили родители. И задали вопрос: «Но как это сделать?».

«Вот об этом мы и поговорим» - ответил профессор Молчанов и

продолжил, - «Уже у малышей можно и нужно формировать позитивное

отношение и стремление к социально-верным нормам и способам поведения.

Начиная

с

3-4-летнего

возраста

дети

выбирают

для

совместной

деятельности

и

общения

сверстников

и

сверстниц

только

с

положительными

качествами.

Поэтому,

если

вы

хотите

видеть

своего

ребенка счастливым, нужно сделать так, чтобы его «выбирали», любили и

дети, и взрослые. А для этого ему нужно обладать как можно большим

количеством

положительных

качеств,

которые

и «скрепляют» каждого

ребенка, да и всех нас, с другими хорошими людьми».

Далее профессор Молчанов построил разговор с родителями в виде

диалога, в рамках которого были сделаны следующие акценты:

Первый акцент.Умный, ответственный родитель понимает, что только

вместе с педагогом, влияя на окружение своего ребенка в группе, он может

обеспечить формирование у него позитивных качеств, а значит сделать его

счастливым.

Второй акцент. Каждый ребенок хочет, чтобы его оценили, похвалили,

одобрили,

наградили.Но,

чтобы

добиться

одобрения

от

окружающих,

от

взрослых, ребенок должен проявить себя в хорошем: совершить социально-

одобряемый поступок. Значит - научить ребенка проявить себя в хорошем –

вот задача и воспитателя, и родителя.

Третий

акцент.

Ведь,

когда

делаешь

ДОБРО,

чувствуешь

себя

счастливым. И хочешь, чтобы все знали о твоем счастье, о твоем добром

деле. «А ЗЛО - всегда прячется: только обнаглев, оно, иногда, выплескивается

из переполненной клоаки. Но в клоаках -ДОБРО не живет» - сказал С.Г.

Молчанов.

1



Женских качеств – 21 наименование; мужских – 19; универсальных – 66.

Четвертый акцент. Был обсужден вопрос: «Где человечество хранит

информацию

о

положительных

качествах?

О

позитивных

социальных

компетенциях?». И был дан ответ: «В общественно-историческом опыте! В

культуре! А это все фиксируется в ЯЗЫКЕ, на котором мы говорим». В

методике

[6,

с.

8:

табл.

1]отобраны

и

зафиксированы,

при

помощи

компьютерной

программы,

слова,

обозначающие

только

позитивные

компетенции:

а)

универсальные,

б)

по

преимуществу,

мужские

и

в)

по

преимуществу, женские. Все эти слова накоплены и оформлены нашими

предками

и

воспринимаются

нами,

русскоговорящими,

как

позитивные

качества.

После этого вступления, родителям было предложено выбрать, какие

качества они хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах своего сына,

своей дочери.

Выбор родителями, как экспертами, качеств из перечня осуществлялся

в соответствии с инструкцией.

Инструкция

Уважаемые родители!

Вам предстоит выступить в качестве экспертов

.

Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице

1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам кажется (как

экспертам), вы хотели бы видеть у

сверстника (сверстницы) Вашего

ребенка.

Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе.

При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех

столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные во 2-ом и 3-ем столбцах,

поскольку отобрать (как эксперты) вы должны только те качества, которые вы

хотели бы видеть всверстнике (сверстнице) Вашего ребенка.

Выбирая

качества

девочек

и

мальчиков,

окружающих

его

ребенка,

родитель выступает как нормальный эгоист и выбирает те слова, те качества,

которые сделают окружение ребенка для него комфортным, удобным. И это,

во-первых.

Во-вторых,

родители

начинают

понимать,

что

наличие

или

отсутствие тех или иных качеств у их ребенка будет зависеть от того, какие

качества есть в окружающих их ребенка сверстниках. В-третьих, родитель

начинает понимать, что если и у его ребенка будут эти же качества, то он

будет комфортен для других детей в группе.

Уже одно это делает методику отбора содержания социализации весьма

действенной

с

точки

зрения

социального

вмешательства

в

воспитание

ребенка в семье. Мы, таким образом, инициируем понимание родителем того,

что если он хочет сформировать у своего ребенка некие, конкретные качества,

то он должен помочь педагогу эти качества сформировать и у окружения

своего

ребенка.

Это

один

из

факторов,

который

может

активизировать

участие родителей в социализационно-образовательном процессе в ДОУ.

В течение родительского собрания каждый родитель на специально

заготовленных бланках зафиксировал свою экспертную позицию в виде 10

слов, обозначающих качества мальчиков, и 10 слов, обозначающих качества

девочек. Эти листы родители сдали воспитателям соответствующих групп

для обработки.

После

родительского

собрания

воспитатели

обработали

экспертные

листы и мы, таким образом, оформили и структурировали информацию от

каждой группы родителей (от каждой группы детей нашего детского сада)

относительно

социального

заказа: какие качества родители наших детей

хотели бы видеть в окружающих их сына (дочь) сверстниках (-ицах), а,

следовательно, и в них самих?

В

рамках

родительского

собрания,

кроме

этой

информации,

мы

получили также информацию при ответе на вопрос: «Нужно ли использовать

технологию

«Духовные

скрепы»

С.Г.

Молчанова

в

образовательных

учреждениях». Родителям было предложен выбрать вариант ответа: «Да»;

«Нет»; «Не знаю» (табл. 1).Всего в опросе приняло участие27 родителей.

Таблица 1

Всего

родителей

Варианты ответов

Да

Нет

Не знаю

10 декабря 2013 г. Родительское собрание ДОУ № 7 (г. Копейск)

27

24

-

3

Опрос родителей показал, что даже 30-40минутное ознакомление с

технологией

вызывает

у

родителей

положительную

реакцию:

почти

80%

выражают полное согласие с необходимостью внедрения технологии (табл.

3). Родители, также, выражают желание активно участвовать и в оценивании

социализованности детей, и в формировании социальных компетенций, и в

индивидуальных (групповых) проектах.

Что

касается

педагогов,

то,

практически

100

%

педагогов

поддерживают

необходимость

и

целесообразность

внедрения

технологии

«Духовные скрепы».

По результатам опроса родителей и педагогов учреждения, был издан

приказ,

положение,

план

мероприятий

творческой

группы

по

теме«Организационно-педагогические

условия

социализации

детей

дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности». На

сегодняшний

момент

разработаны

банк

конспектов

образовательной

деятельности

по

формированию

социальных

качеств

у

дошкольников.

Педагогами

проведены

ряд

мероприятий

с

детьми

старшей

и

подготовительных

групп.

Разрабатывается

банк

конспектов

родительских

собраний, бесед, наглядной информации и т.д. В ближайшее время будет

проведено совместное мероприятие с участием дошкольников, родителей,

педагогов и Мордвиновой Е. А. по реализации методики. В конце учебного

2016 года планируется промежуточный мониторинг по результатам работы.

По

результатам

участия

в

городских

конкурсах

наше

учреждение

заняло призовое место в конкурсе «Я-исследователь».

Во Всероссийском конкурсе творческих работ «Мои младшие друзья»

мы заняли 1-ое место.

Теперь мы видим яркие результаты работы, а это означает, что у детей

нашего сада, их родителей и педагогов проявились следующие социальные

качества:

энергичность,

работоспособность,

способность

защищать

свои

взгляды, умение полагаться на свои силы и т.д.

Мы

убедились,

что

технология

«Духовные

скрепы»

позволит

педагогам видеть динамику позитивного в каждой группе, и родителям - в

каждом ребенке в группе и, прежде всего, конечно, в своем. Ознакомление

родителей

с

методикой,

в

течение

30-40

минут

в

ходе

выступления

Мордвиновой Е. А., позволяет убедиться, что технология «Духовные скрепы»

поддерживается

родителями.

Технология

ориентирована

на

увеличение

доброты, справедливости, дружелюбия, честности, щедрости … в поступках

детей. Таким образом, технология обеспечивает реализацию ΙV-ого раздела

ФГОС ДО: на это и направлены усилия педагогов детского сада.

Успехи

детского

сада

в

социализации

детей высоко оценивается со

стороны городского Управления Копейского городского округа Челябинской

области.

В

частности,

начальник

Управления

А.А.

Ангеловский

поддерживает и содействует инновациям в МДОУ ДС № 7: «...ведь такая

организация

«воспитательной

компоненты»,

действительно,

обеспечит

ответственность,

гражданственность

и

духовность

юных

Россиян»

-

в

частности, сказал на встрече с персоналом.

Дошкольное

образование

должно

обеспечить

не

только

высокую

готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную

социализацию, снижению случаев асоциального поведения.

Список литературы:

1.

Журнал для школьников, родителей и педагогов Челябинской области

Особый формат №6 (20) 2013г. Воспитание на совесть,2013-15 с.

2.

Козлова, С. А. Я - человек: программа социального развития ребенка /

С. А. Козлова. - Москва: Школьная Пресса, 2005. - 44c.

3.

Князева, О.Л. Я – ты – мы: Программа социально-эмоционального

развития дошкольников/ О.Л.Князева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005.

– 168с.

4.

Тишков,

В.А.

Этничность

и

толерантность

в

средствах

массовой

информации. М., 2002. - 348 с.

5.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№ 1155 г.

Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта

дошкольного образования». Приложение.

6.

Молчанов, С.Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС –

ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС

ДОУ)

в

дошкольном

образовательном

учреждении

[Текст]

/

С.Г.

Молчанов

// пособие для работников дошкольного образования. –

Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.



В раздел образования