Автор: Лукьянова Людмила Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБУЗ ДГКБ № 7
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Веселая зарядка перед сном
Раздел: дошкольное образование
Формирование и воспитание социальных качеств у детей
дошкольного возраста
Л. Н. Кербель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7» Копейского городского округа
В
статье
рассмотрена
проблема
нравственного
(социальных
качеств) воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика
его
составляющих,
принципов
и
направлений;
приведено
описание
форм,
методов, приемов и средств реализации процесса социализации
Ключевые
слова:
нравственное
воспитание,
дети
дошкольного
возраста,
составляющие,
принципы,
средства
и
методы
нравственного
воспитания.
Социальное развитие — это сложный
процесс
освоения
ребенком
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а общечеловеческих
ценностей,
опыт а
взаимодействия,
сотрудничества
с взрослыми
и
с
сверстниками.
Современная
практика
дошкольного
образования
реализует
положение
о
том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного
социального развития детей:
предоставлять ребенку возможность проявлять
социальную мотивацию,
способность самостоятельно
выбирать адекватные
ситуации и стиль поведения, совершенствовать личные
отношения с окружающими.
В
нашем
детском
саду
используется
инновационная
технология
социализации - "Духовные скрепы"[1] С.Г.Молчанова.
Технология состоит из трех процедур и трех инструментов: 1) отбора
содержания
социализации,
2)
измерения
социализованности
членов
социальной
группы
и
3)
оценивания
эффективности
социализационного
(воспитательного) воздействия.
Первая
процедура
–
проведение
родительского
собрания.
Оно,
по
существу является формой проведения методики экспертного оценивания в
рамках
методики
отбора
содержания
социализации
(ОСС).
Родители
выступают в качестве экспертов: они должны назвать качества, которые они
хотели бы «видеть» у сверстников и сверстниц своего сына или дочери.
В декабре 2014 года в проведении родительского собрания в детском
саду
участвовала
аспирант
Мордвинова
Е.
А.,
которая
занимается
по
технологии
«Духовные
скрепы».
Родителям
был
предложен
перечень
позитивных компетенций[6, с. 8: табл. 1], из которого они должны были
выбрать десять качеств (компетенций), которые они хотели бы видеть в
сверстниках своего (-ей) сына (дочери).
Таблица
содержит
три
перечня
качеств
(компетенций):
1)
женские
(материнские); 2) мужские (отцовские) и 3) универсальные.
1
Таблица была
предложена вниманию родителей в виде слайда на экране, а также всем были
розданы листы с этой таблицей. Мы это сделали намеренно, чтобы родители
могли их взять с собой и, возможно, время от времени заглядывать в них или,
даже, разместить где-то в уголке ребенка, на видном месте.
С чего же начал свой разговор с родителями профессор Молчанов? Он
спросил:
«Хотите,
чтобы
ваши
дети
были
счастливыми?».
–
«Да!»
-
ответили родители. И задали вопрос: «Но как это сделать?».
«Вот об этом мы и поговорим» - ответил профессор Молчанов и
продолжил, - «Уже у малышей можно и нужно формировать позитивное
отношение и стремление к социально-верным нормам и способам поведения.
Начиная
с
3-4-летнего
возраста
дети
выбирают
для
совместной
деятельности
и
общения
сверстников
и
сверстниц
только
с
положительными
качествами.
Поэтому,
если
вы
хотите
видеть
своего
ребенка счастливым, нужно сделать так, чтобы его «выбирали», любили и
дети, и взрослые. А для этого ему нужно обладать как можно большим
количеством
положительных
качеств,
которые
и «скрепляют» каждого
ребенка, да и всех нас, с другими хорошими людьми».
Далее профессор Молчанов построил разговор с родителями в виде
диалога, в рамках которого были сделаны следующие акценты:
Первый акцент.Умный, ответственный родитель понимает, что только
вместе с педагогом, влияя на окружение своего ребенка в группе, он может
обеспечить формирование у него позитивных качеств, а значит сделать его
счастливым.
Второй акцент. Каждый ребенок хочет, чтобы его оценили, похвалили,
одобрили,
наградили.Но,
чтобы
добиться
одобрения
от
окружающих,
от
взрослых, ребенок должен проявить себя в хорошем: совершить социально-
одобряемый поступок. Значит - научить ребенка проявить себя в хорошем –
вот задача и воспитателя, и родителя.
Третий
акцент.
Ведь,
когда
делаешь
ДОБРО,
чувствуешь
себя
счастливым. И хочешь, чтобы все знали о твоем счастье, о твоем добром
деле. «А ЗЛО - всегда прячется: только обнаглев, оно, иногда, выплескивается
из переполненной клоаки. Но в клоаках -ДОБРО не живет» - сказал С.Г.
Молчанов.
1
Женских качеств – 21 наименование; мужских – 19; универсальных – 66.
Четвертый акцент. Был обсужден вопрос: «Где человечество хранит
информацию
о
положительных
качествах?
О
позитивных
социальных
компетенциях?». И был дан ответ: «В общественно-историческом опыте! В
культуре! А это все фиксируется в ЯЗЫКЕ, на котором мы говорим». В
методике
[6,
с.
8:
табл.
1]отобраны
и
зафиксированы,
при
помощи
компьютерной
программы,
слова,
обозначающие
только
позитивные
компетенции:
а)
универсальные,
б)
по
преимуществу,
мужские
и
в)
по
преимуществу, женские. Все эти слова накоплены и оформлены нашими
предками
и
воспринимаются
нами,
русскоговорящими,
как
позитивные
качества.
После этого вступления, родителям было предложено выбрать, какие
качества они хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах своего сына,
своей дочери.
Выбор родителями, как экспертами, качеств из перечня осуществлялся
в соответствии с инструкцией.
Инструкция
Уважаемые родители!
Вам предстоит выступить в качестве экспертов
.
Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице
1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам кажется (как
экспертам), вы хотели бы видеть у
сверстника (сверстницы) Вашего
ребенка.
Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе.
При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех
столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные во 2-ом и 3-ем столбцах,
поскольку отобрать (как эксперты) вы должны только те качества, которые вы
хотели бы видеть всверстнике (сверстнице) Вашего ребенка.
Выбирая
качества
девочек
и
мальчиков,
окружающих
его
ребенка,
родитель выступает как нормальный эгоист и выбирает те слова, те качества,
которые сделают окружение ребенка для него комфортным, удобным. И это,
во-первых.
Во-вторых,
родители
начинают
понимать,
что
наличие
или
отсутствие тех или иных качеств у их ребенка будет зависеть от того, какие
качества есть в окружающих их ребенка сверстниках. В-третьих, родитель
начинает понимать, что если и у его ребенка будут эти же качества, то он
будет комфортен для других детей в группе.
Уже одно это делает методику отбора содержания социализации весьма
действенной
с
точки
зрения
социального
вмешательства
в
воспитание
ребенка в семье. Мы, таким образом, инициируем понимание родителем того,
что если он хочет сформировать у своего ребенка некие, конкретные качества,
то он должен помочь педагогу эти качества сформировать и у окружения
своего
ребенка.
Это
один
из
факторов,
который
может
активизировать
участие родителей в социализационно-образовательном процессе в ДОУ.
В течение родительского собрания каждый родитель на специально
заготовленных бланках зафиксировал свою экспертную позицию в виде 10
слов, обозначающих качества мальчиков, и 10 слов, обозначающих качества
девочек. Эти листы родители сдали воспитателям соответствующих групп
для обработки.
После
родительского
собрания
воспитатели
обработали
экспертные
листы и мы, таким образом, оформили и структурировали информацию от
каждой группы родителей (от каждой группы детей нашего детского сада)
относительно
социального
заказа: какие качества родители наших детей
хотели бы видеть в окружающих их сына (дочь) сверстниках (-ицах), а,
следовательно, и в них самих?
В
рамках
родительского
собрания,
кроме
этой
информации,
мы
получили также информацию при ответе на вопрос: «Нужно ли использовать
технологию
«Духовные
скрепы»
С.Г.
Молчанова
в
образовательных
учреждениях». Родителям было предложен выбрать вариант ответа: «Да»;
«Нет»; «Не знаю» (табл. 1).Всего в опросе приняло участие27 родителей.
Таблица 1
Всего
родителей
Варианты ответов
Да
Нет
Не знаю
10 декабря 2013 г. Родительское собрание ДОУ № 7 (г. Копейск)
27
24
-
3
Опрос родителей показал, что даже 30-40минутное ознакомление с
технологией
вызывает
у
родителей
положительную
реакцию:
почти
80%
выражают полное согласие с необходимостью внедрения технологии (табл.
3). Родители, также, выражают желание активно участвовать и в оценивании
социализованности детей, и в формировании социальных компетенций, и в
индивидуальных (групповых) проектах.
Что
касается
педагогов,
то,
практически
100
%
педагогов
поддерживают
необходимость
и
целесообразность
внедрения
технологии
«Духовные скрепы».
По результатам опроса родителей и педагогов учреждения, был издан
приказ,
положение,
план
мероприятий
творческой
группы
по
теме«Организационно-педагогические
условия
социализации
детей
дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности». На
сегодняшний
момент
разработаны
банк
конспектов
образовательной
деятельности
по
формированию
социальных
качеств
у
дошкольников.
Педагогами
проведены
ряд
мероприятий
с
детьми
старшей
и
подготовительных
групп.
Разрабатывается
банк
конспектов
родительских
собраний, бесед, наглядной информации и т.д. В ближайшее время будет
проведено совместное мероприятие с участием дошкольников, родителей,
педагогов и Мордвиновой Е. А. по реализации методики. В конце учебного
2016 года планируется промежуточный мониторинг по результатам работы.
По
результатам
участия
в
городских
конкурсах
наше
учреждение
заняло призовое место в конкурсе «Я-исследователь».
Во Всероссийском конкурсе творческих работ «Мои младшие друзья»
мы заняли 1-ое место.
Теперь мы видим яркие результаты работы, а это означает, что у детей
нашего сада, их родителей и педагогов проявились следующие социальные
качества:
энергичность,
работоспособность,
способность
защищать
свои
взгляды, умение полагаться на свои силы и т.д.
Мы
убедились,
что
технология
«Духовные
скрепы»
позволит
педагогам видеть динамику позитивного в каждой группе, и родителям - в
каждом ребенке в группе и, прежде всего, конечно, в своем. Ознакомление
родителей
с
методикой,
в
течение
30-40
минут
в
ходе
выступления
Мордвиновой Е. А., позволяет убедиться, что технология «Духовные скрепы»
поддерживается
родителями.
Технология
ориентирована
на
увеличение
доброты, справедливости, дружелюбия, честности, щедрости … в поступках
детей. Таким образом, технология обеспечивает реализацию ΙV-ого раздела
ФГОС ДО: на это и направлены усилия педагогов детского сада.
Успехи
детского
сада
в
социализации
детей высоко оценивается со
стороны городского Управления Копейского городского округа Челябинской
области.
В
частности,
начальник
Управления
А.А.
Ангеловский
поддерживает и содействует инновациям в МДОУ ДС № 7: «...ведь такая
организация
«воспитательной
компоненты»,
действительно,
обеспечит
ответственность,
гражданственность
и
духовность
юных
Россиян»
-
в
частности, сказал на встрече с персоналом.
Дошкольное
образование
должно
обеспечить
не
только
высокую
готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную
социализацию, снижению случаев асоциального поведения.
Список литературы:
1.
Журнал для школьников, родителей и педагогов Челябинской области
Особый формат №6 (20) 2013г. Воспитание на совесть,2013-15 с.
2.
Козлова, С. А. Я - человек: программа социального развития ребенка /
С. А. Козлова. - Москва: Школьная Пресса, 2005. - 44c.
3.
Князева, О.Л. Я – ты – мы: Программа социально-эмоционального
развития дошкольников/ О.Л.Князева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005.
– 168с.
4.
Тишков,
В.А.
Этничность
и
толерантность
в
средствах
массовой
информации. М., 2002. - 348 с.
5.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№ 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования». Приложение.
6.
Молчанов, С.Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС –
ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС
–
ДОУ)
в
дошкольном
образовательном
учреждении
[Текст]
/
С.Г.
Молчанов
// пособие для работников дошкольного образования. –
Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.