Напоминание

Использование интерактивных технологий в системе коррекционно–развивающего обучения и воспитания


Автор: Чернова Наталья Александровна
Должность: учитель–дефектолог, учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40"
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский
Наименование материала: Использование интерактивных технологий в системе коррекционно–развивающего обучения и воспитания
Тема: Использование интерактивных технологий в системе коррекционно–развивающего обучения и воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование интерактивных технологий в системе коррекционно-

развивающего обучения и воспитания

Автор:

учитель-дефектолог, учитель-логопед высшей квалификационной

категории МБДОУ № 40 Чернова Наталья Александровна.

Современные

требования

к

организации

работы

в

дошкольном

учреждении, заложенные в федеральном государственном образовательном

стандарте

дошкольного

образования,

характеризуют

процесс

обучения

и

воспитания как

личностно-развивающее взаимодействие взрослых и детей,

где ребёнок признан полноценным участником (субъектом) образовательных

отношений.

В

этой

связи

реализация

программы

дошкольного

коррекционно-

развивающего

образования

и

воспитания

должна

проходить

в

формах

творческой активности при поддержке инициативы детей в различных видах

деятельности.

Этот

факт

побуждает

коррекционных

педагогов

переориентировать

свою

деятельность

из

диагностико-коррекционной

в

более

активную

форму

сопровождения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

сделать

родителей,

как

основных

заказчиков

образовательных

услуг,

полноценными

участниками

совместного

коррекционно-развивающего взаимодействия.

В

предлагаемой

работе

представлена

небольшая

часть

опыта

практической

деятельности

учителя-дефектолога,

учителя-логопеда

Черновой

Н.А.

по

теме

«Содержание

и

организация

коррекционно-

развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с

ограниченными возможностями здоровья», где был представлен модульный

принцип

организации

образовательного

пространства

(диагностико-

консультативный,

коррекционно-развивающий,

социально-педагогический,

профилактико-оздоровительный).

Актуальным,

по

мнению

автора,

является

иной

подход

к

организационным формам работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья

и

их

родителями,

которые

заключаются

в

использовании

технологий,

ставящих

в

центр

образовательной

системы

личность

обучаемого,

обеспечение

ему

комфортных,

бесконфликтных

условий

для

развития и реализации его природных потенциалов.

Возможность

выбора

педагогической

технологии

обязательно

рассматривается

с

позиции

влияния

её

на

психофизическое

состояние

и

здоровье

дошкольника,

поскольку

достижение

результатов,

не

является

приоритетным, если это травмирует его психику, опережает его реальные

возможности, перепрыгивает через временные рамки созревания функций

головного

мозга

данного

конкретного

ребёнка.

Таким

образом,

основу

построения

коррекционно-развивающих

мероприятий

с

детьми

с

ограниченными возможностями здоровья составляет принцип не нанесения

вреда.

Анализ

исследований

психологов

позволяет

сделать

вывод

о

том,

что

только

практическая

и

игровая

деятельность

и

всё,

что

с

ними

связано,

могут

дать

положительный

результат

при

обучении

и

воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому самое широкое

применение в педагогической практике получили методики, основу которых

составляет игровой подход, так как в жизни дошкольника игра занимает

сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, и именно

игра

есть

то

самое

универсальное

средство,

обеспечивающее

широкий

комплекс

психолого-педагогических

влияний

на

процессы

развития,

обучения

и

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Игровой

подход

к

обучению и развитию детей активно используется и в работе с детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья,

так

как

эти

дети

инертны,

неэмоциональны,

они не проявляют желания активно действовать, у них

отсутствует мотивация к любому обучению.

Но

существует

ещё

один

эффективный

способ

воздействия

в

коррекционно-развивающем

обучении

дошкольников.

Это

использование

интерактивных

методов

обучения,

так

как

они

способствуют

основному

принципу

обучения

здоровье сберегающему.

О

т е х н о л о г и и

интерактивного

обучения

говорится

уже

давно,

её

широкое

применение

было

направлено

на

обучение

взрослых,

подростков,

учащихся

общеобразовательных

школ. Но при правильной организации, грамотном

профессиональном

подходе

использование

интерактивных

методов

может

«оживить»,

динамично

организовать,

актуализировать

и

обучение

дошкольников.

Преподавание и обучение можно назвать интерактивным, если во время

занятия между обучающимися, а также между обучающимися и обучающим

наблюдается высокий уровень взаимодействия. Наиболее важно здесь то, что

процесс получения знаний становится таким же важным или, возможно, даже

важнее,

чем

сами

знания.

Это

связано

с

тем,

что

целью

интерактивной

методики

является

не

просто

передача

информации,

а

привитие

детям

навыков самостоятельного нахождения ответов. В процессе взаимодействия

дети учатся быстрее и лучше используют свои знания в практической жизни.

Это происходит по следующим причинам:

дети не только получают готовую информацию, но они

вынуждены

самостоятельно попробовать добыть эту информацию, дать логическое

объяснение,

почему

их

путь

к

решению

и

само

решение

является

правильным;

дети во время решения проблемы используют свой и чужой опыт, такой

общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного взятого

ребёнка;

педагог

тоже постоянно учится, узнавая что-то новое о детях, их

личном жизненном опыте.

Интерактивная

методика

может

охватывать

разные

направления

коррекционно-развивающей работы:

1.

Стать

основой

построения

организованной

образовательной

деятельности детей в виде особого дизайна занятия.

2.

Применяться

в

активном

взаимодействии

с

родителями

воспитанников на родительских собраниях, семейных праздниках,

открытых занятиях.

3.

Использоваться как форма построения взаимодействия педагогов,

осуществляющих

сопровождение

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Интерактивная методика как основа построения организованной

образовательной деятельности

Интерактивный

подход

к

организации

н е п о с р ед с т в е н н о й

образовательной

деятельности

заключается

в

использовании

необычного

дизайна занятия.

Традиционная схема

построения занятия

Дизайн занятия с использованием

интерактивной методики

Организационный момент

Игра-энергизатор

Введение в тему

Мозговой штурм

Объяснение нового материала

Мини-лекция

Закрепление нового материала

Практическая работа

Подведение итога занятия

Игра-энергизатор

Предлагаемый дизайн не ломает общей структуры занятия, как это

может показаться на первый взгляд, а лишь видоизменяет её. Кроме того, он

отвечает

требованиям

современного

подхода

к

обучению

и

воспитанию

детей, основанных на принципах:

- динамического восприятия новой информации;

- продуктивной обработки информации;

- развития и коррекции высших психических функций;

-мотивации к обучению;

-соблюдением здоровьесберегающего подхода к ребёнку в целом, из-за

создания необходимого, достаточного и рационально организованного

двигательного режима.

Интерактивная методика как форма взаимодействия с родителями.

В рамках коррекционно-развивающего обучения и воспитания педагоги,

сопровождающие

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

проводят ряд традиционных мероприятий в работе с родителями:

-

своевременно

знакомят

родителей

с

результатами

диагностического

обследования,

- информируют родителей о возможных трудностях в обучении и воспитании

ребёнка,

-

консультируют

родителей

с

целью

повышения

их

педагогической

компетентности и формирования объективной оценки возможностей своего

ребёнка,

- разъясняют права и обязанности родителей при выборе образовательного

маршрута своего ребёнка.

Но повысить эффективность коррекционно-развивающей работы может

только активное вовлечение родителей в совместные мероприятия. В этом

случае

интерактивный

подход

тоже

может

дать

стойкий

положительный

результат.

В основной массе родители привыкли быть зрителями, наблюдателями,

экспертами взаимоотношений педагогов и детей, как в непосредственной

образовательной деятельности, так и в досуговых мероприятиях. Вовлечение

их

в

интерактивное

взаимодействие

поможет

раскрыть

возможности

взрослого,

удовлетворить

его

требования

и

научить

принимать

на

себя

обязательства. Иными словами, родители начнут понимать не только свою

значимость, но и ответственность в выборе и реализации образовательного

маршрута

своего

ребёнка.

Они

научатся

устанавливать

партнёрские

отношения с детьми и педагогами, будут правильно реагировать на успехи и

неуспехи своих детей, как в дошкольном, так и будущем школьном возрасте.

К р оме

э то го ,

в

а кт ив ном

в за имод е йс т в ии

р од ит е ли

у в и д я т

заинтересованность каждого педагога в успехах каждого без исключения

ребёнка, что поможет сформировать адекватные, толерантные отношения

между всеми субъектами образовательного пространства.

Планирование совместных мероприятий происходит в начале учебного

года

и

доводится

до

сведения

родителей

на

первом

организационном

родительском собрании (Приложение 3). Координатором всех мероприятий

становится

учитель-дефектолог.

Все

мероприятия

проходят

в

трёх

направлениях:

1.

Мероприятия в рамках одной группы компенсирующей направленности

(коллектив «Группа, как семья»).

2.

Мероприятия

совместной

деятельности

в

группах

компенсирующей

направленности ДОУ (коллектив «Такие же, как я»).

3.

Мероприятия в рамках объединения всех детей ДОУ и всех желающих

родителей (коллектив «Я и общество вокруг меня»).

В совместные мероприятия включены не только праздники и развлечения,

но и другие формы взаимодействия:

детско-родительские

собрания, цель

которых

научить

родителей

и

детей воспринимать деловую информацию, познакомить родителей с

активными формами работы с детьми;

открытые

занятия,

цель

которых

учить

детей

регулировать

своё

поведение в присутствии родителей, знакомить родителей с формами,

методами работы, достижениями детей;

проектная

деятельность,

цель

которой

учить

детей

и

родителей

совместно

решать задачи продуктивного и познавательного характера,

знакомить

родителей

с

новыми

формами,

методами

коррекционно-

развивающей работы;

конкурсы чтецов, цель которых учить родителей оказывать помощь

детям

в

подготовке

к

открытым

мероприятиям,

формировать

способность адекватной, объективной оценки деятельности детей;

семейные

викторины,

цель

которых

учить

детей

и

родителей

действовать совместно по общим правилам, знакомить родителей с

достижениями детей.

Такая организация работы с родителями даёт стойкие положительные

результаты.

Аналитика

последних

трёх

лет

показала,

что

в

группах

компенсирующей направленности участие родителей в мероприятиях ДОУ и

группы, которую посещает ребенок, составляет почти 95% от их общего

количества.

К

положительным

результатам

работы

в

активном

взаимодействии можно отнести и то, что:

на образовательные мероприятия стали приходить целыми семьями,

включая бабушек и дедушек;

родители стали чаще обращаться за индивидуальной консультативной

помощью к специалистам ДОУ;

посещение

ДОУ

детьми

стало

регулярным,

сократилось

число

пропусков без уважительных причин;

родители

стали

больше

доверять

специалистам,

выполнять

их

рекомендации по определению образовательных маршрутов не только в

рамках ДОУ, но и после его окончания.

Интерактивная методика как форма взаимодействия педагогов

Распределение

обязанностей

специалистов

сопровождения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

прописаны

во

многих

методических

источниках

(С.Г.Шеченко,

Борякова

Н.Ю.,

Касицына

М.А.,

Маркова

Л.С.,

Екжанова

Е.А.

и

др.).

В

основном

там

говорится

о

междисциплинарном взаимодействии, при котором каждый специалист на

занятии решает свои коррекционно-образовательные задачи. Объединяет всех

специалистов совместное планирование работы (выбор темы, обсуждение

общих целей и задач).

В рамках интерактивного взаимодействия включение специалистов в

образовательный

процесс

носит

мультидисциплинарный

характер,

где

результат зависит не от количества специалистов, сопровождающих ребёнка,

не от количества использованных каждым в отдельности приёмов, но от

качества их взаимодействия, общности педагогических воздействий. Каждый

преследует не свою цель, а служит достижению общей цели. При таком

подходе сохраняется охранительный режим воздействия на ребёнка, а значит,

вновь соблюдается принцип не нанесения вреда.

Варианты

взаимодействия

специалистов

могут

быть

разными

в

зависимости

от

конкретной

ситуации,

конкретного

ребёнка,

запросов

родителей, педагогических запросов специалистов сопровождения. Можно

выделить

две

основные

формы:

парное

взаимодействие,

групповое

взаимодействие.

Парное взаимодействие:

1.

Ежедневное

взаимодействие

учителя-дефектолога

и

воспитателя

группы

компенсирующей

направленности.

Оно

является

одним

из

самых

важных,

так

как

формирует

систему

работы

в

группе

(планирование фронтальных и индивидуальных занятий, определение

форм

проведения

режимных

моментов,

организации

предметно-

пространственной

среды

в

группе,

проведение

игр-энергизаторов,

парной и групповой работы с целью формирования коммуникативных,

регулятивных умений и навыков детей).

2.

Взаимодействие

музыкального

руководителя

и

инструктора

по

физвоспитанию.

Педагоги

совместно

планируют

работу

по

формированию общемоторных, двигательных навыков и умений детей,

проведение музыкально-спортивных развлечений и праздников.

3.

Взаимодействие

учителя-дефектолога

и

педагога-психолога.

Планирование

мероприятий

по

коррекции

эмоционально-волевой

сферы

и

развитию

познавательных

процессов.

Важным

в

этом

взаимодействии является выработка единых требований к проведению

диагностического

обследования

и

коррекционно-развивающих

мероприятий. Педагоги не должны дублировать друг друга, но обязаны

грамотно

выстроить

систему

коррекционно- развиваю щих

мероприятий,

при

которой

каждый

дошкольник

получит

навыки

переноса полученных знаний и умений в новые виды деятельности.

4.

Взаимодействие

учителя-дефектолога

и

учите ля-логопеда .

Планирование работы по формированию коммуникативных навыков

дошкольников. Принцип взаимодействия такой же, как и с педагогом-

психологом.

Групповая работа:

1.

Заседания

психолого-медико-педагогических

консилиумов

ДОУ

с

целью

осуществления

целенаправленного

сопровождения

детей,

корректировки

работы

всех

специалистов,

обсуждения

критериев

и

результатов диагностического обследования.

2.

Совместное

планирование

и

проведение

творческих

мероприятий

(конкурсов чтецов, проектной деятельности, семейных викторин и т.д.).

3.

«Мозговые штурмы» на заседаниях круглых столов. Поиски решений в

трудных ситуациях, возникающих в коррекционно-развивающей работе

(ребёнок со сложными сочетанными дефектами и его включение в

образовательный

процесс,

работа

с

асоциальными

семьями,

определение

кадровых

условий

реализации

коррекционно-

образовательного

процесса:

отсутствие

специалиста

и

варианты

замещения его функций и др.)

4.

Мастер-классы

с

использованием

интерактивных

методик

по

повышению

педагогической

компетенции

специалистов

ДОУ.

Пропедевтические

мероприятия

по

профилактике

«педагогической

выгораемости».



В раздел образования