Автор: Аксёнова Елена Евгеньевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Светлячок"
Населённый пункт: п. Ванино Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательный потенциал народной игры и ее влияние на развитие детской личности
Раздел: дошкольное образование
Воспитательный потенциал народной игры
и ее влияние на развитие детской личности
В формировании разносторонне развитой личности ребенка играм отводится
важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод воспитания.
Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно
оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая - наиболее общая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить
двумя словами: "Хочу играть!"
Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением
правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования "надо": "Надо
играть так, а не иначе!"
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по
сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат - "Могу!"
Такая трехступенчатая мотивация "хочу! - надо! - могу!" имеет особую воспитательную
ценность, т.к. эти требования ребенок предъявляет сам себе, а не получает от взрослых.
Это и составляет основной механизм влияния игры на личность ребенка и процесс его
самовоспитания.
Игры поразительно разнообразны, прихотливы, переменчивы. Они ведь обслуживают
быстро меняющиеся интересы и настроения детей, развивающихся буквально по дням,
часам, порой минутам.
Играть не заставляют, а приглашают. Объединения играющих почти всегда
добровольны и свободны. Но это достоинство легко может превратиться в свою
противоположность. Сложившаяся группа играющих порой замыкается, перестает
принимать в свои ряды новых участников: "Уходи, мы с тобой не играем!" Почти всегда в
таких случаях можно обнаружить какие-то переделки в самом содержании игры. Однако
традиционным народным играм свойственен демократизм: "Игра принимает всех".
Игры, в том числе и народные, оказывают положительное влияние на
физическое развитие детей.
В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках,
лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений
активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь
оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект
подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных
переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает
ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы,
но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством
совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы,
выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой,
ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Достижение высоких спортивных результатов требует многократное повторение
упражнений, что будет являться залогом создания и закрепления двигательных навыков.
Такая многократная и рутинная работа вызывает психологический «застой», потерю
интереса даже у детей, что является естественной реакцией на однообразие занятия.
Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре, приводит весь организм в
исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребёнок
добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он
никогда бы не добился.
Подвижная игра по своей значимости не является основой занятия, она служит
вспомогательным средством призванным эмоционально окрасить монотонность
движений легкоатлетических упражнений.
Давно стало расхожим изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,
как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно для быта, а с веками
исчезло, сохранилось лишь благодаря детским играм.
Народная игра содержит в себе информацию о многих поколениях, которые через
игровое общение усваивали культуру своего народа. Испокон веков в народных играх ярко
отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве,
быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Все русские народные игры можно разделить на четыре раздела.
Первый
-
включает
в
себя
игры,
отражающие
отношение
человека
к
природе,
они
воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда можно отнести игры - «Гуси
– лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши», «Коршун и наседка», «Стадо»,
«У медведя во бору», «Лягушата» и разные их варианты.
Ко
второму
разделу
относятся
игры
быта
русского
народа,
в
которых
отражаются
повседневные занятия наших предков. Это – «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Каравай»,
«Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи».
К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость,
быстроту, хорошую координацию. К этому разделу относятся игры «Городки», «Горелки»,
«Жмурки», «Ловишки», «Третий - лишний», «Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок».
Возможность померится своей силой и ловкостью появляется у ребят при освоении игр
четвёртого раздела, которых отражает стремление детей стать сильнее, победить всех, эти
игры у ребят самые любимые – «Перетяни канат», «Бой петухов», «Тяни в круг», «Бои на
бревне», «Тяни в круг».
Особая характерность народных игр прежде всего в том, что они в большинстве
своем очень просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по
силам и способностям.
Во-вторых, инвентарь для народных игр очень прост и может быть изготовлен в
основном самими играющими - от 12 палочек с дощечкой до больших палок-бит, ходуле!”
качелей и т.д.
В-третьих, среди традиционных игр большинство не
требует специально
оборудованного места, вроде кортов, катков с искусственным льдом и т.п. Не говоря уже о
настольных и настенных играх, даже подвижные и полуспортивные игры легко при-
способить к имеющимся площадкам. Если есть футбольное поле, то здесь поместится
почти любая из тысяч народных игр, включая в такие "размашистые", как лапта.
Малоподвижные русские народные игры
Бирюльки —
сбор
игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская
настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить
пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав
остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов,
имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и так далее. Иногда бирюльки
изготавливают в виде кусочков абстрактной формы, тогда в них сверлят несколько
небольших отверстий. В качестве бирюлек можно также использовать подручные
предметы — соломинки или спички. Основное назначение игры - стимуляция мозга,
воображения, расчета движения тел в пространстве В переносном смысле «играть в
бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное
и важное.
Игра в камушки.
Популярной в России в своё время была игра в камешки. Эти игры увлекательны и
полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость
рук и пальцев, точную координацию движений.
Называли её по-разному: кремушки, галанцы, просферы. Для игры дети берут пять
камешков величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой поверхно-
стью. Такие камешки удобно взять в руку, легко рассыпать во время игры на столе. (Можно
использовать для игры также жёлуди и т.д.)
Перед игрой дети по взаимному согласию или считалке устанавливают, кому за кем
бросать камешки. Но есть и особый жребий, когда все играющие берут пять камешков,
слегка подбрасывают вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются поймать их на
тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру.
Затем участники игры садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где
проходит игра, называется коном. Очередь игроки ведут "по солнцу", т.е. справа на лево.
Среди игр в камешки есть простые, когда дети выполняют только одну фигуру (такие,
как "Грудка", "Жары", "Мостик"), и трудные, когда дети выполняют несколько фигур.
Комбинация фигур бывает сложной, и не всегда всем играющим они удаются, но частое
повторение игры даёт свои результаты.
Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность,
находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений.
"Жары"
Пять камешков игрок берёт в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе.
Брошенный камешек ловит и снова бросает вверх. И пока он летит, нужно успеть
прикоснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков
лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек.
Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.
"Верты"
Та же самая игра, но рассыпанные камешки нужно перевернуть или просто сдвинуть в
сторону.
"Мостик"
Дети кладут в ряд по четыре камешка близко друг к другу. Пятый камешек бросают вверх,
быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый.
"Из руки в руку"
Та же игра, но нужно успеть взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем
поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.
"Грудка"
В правую руку дети берут по пять камешков, один бросают вверх, а четыре грудкой
кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек. Камешек подбрасывают вверх
ещё раз, быстро берут лежащие на столе четыре камешка и ловят брошенный. Игра
заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.
Куча-мала
Блошки в
плошке
Подвижные игры
1.
Игры с бегом
«Курочки»
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек
гулять, зёрнышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: "Петушок, петушок,
не видал мою курочку?" - "А какая она у тебя?" -спрашивает петушок. "Рябенькая, а
хвостик чёрненький". - "Нет, не видел". Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: "Кшш!
Кшш!" Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех
пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
Правила:
1.
Курочки бегут в дом только на слова: "Кшш! Кшш!"
2.
Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв
крылья, встаёт на её пути.
Указание к проведению.
Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10-
20 м). Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия,
перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по
мостику через ручеёк. В своём доме они взлетают на насест (на скамейку).
«Мы весёлые ребята»
Дети стоят в кругу, ловишка в середине круга. Дети двигаются по кругу и произносят
слова:
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три, лови!»
Дети разбегаются по залу, ловишка пытается осалить играков.
«Два Мороза»
С одной стороны площадки располагаются дети, в середине-двое водящих (два Мороза).
Они говорят:
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые.
Я-Мороз красный нос,
Я – Мороз синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься»,
Дети отвечают:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз».
По окончании стихотворения дети перебегают на другую сторону площадки, Морозы
стараются их осалить (заморозить).
«Солнышко» - играющие образуют круг. В центре круга -«солнышко», в руках у него
четыре обруча жёлтого цвета. Дети идут по кругу. Солнышко движется в
противоположном направлении, раскладывая обручи, ближе к играющим:
«Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!
Мы колечки соберём.
Золочённые возьмём».
Дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг.
«Покатаем, поиграем,
И опять тебе вернём!»
Играющие кладут обратно на пол обручи.
По сигналу ведущего (удар в бубен, фортепиано и т.д.) все разбегаются врассыпную, по
следующему сигналу каждая команда собирается возле своего обруча. Выигрывают те, кто
сделал это быстрее.
2.Игры с лазанием, подлезанием.
«Медведь и пчёлы»
Играющие делятся на две группы: медведи пчёлы.
Пчёлы-большая часть детей-размещаются на скамейке (улей), медведи-в стороне. По
сигналу воспитателя пчёлы улетают за мёдом, а медведи забираются в улей (скамейку) и
лакомятся мёдом.
Пчёлы возвращаются домой и жалят (ловят) медведей.
«Перелёт птиц»
Дети находятся стороне площадки. С другой стороны расположены снаряды для лазания
(гимнастическая стенка). По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По
сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, спасаясь от бури.
«Наседка и цыплята»-роль наседки отводится воспитателю. Дети-цыплята. Они
располагаются на одной стороне площадки. Перед ними находится верёвка на высоте 40
см. По сигналу «Цып, цып, мои цыплятки. Выходите погулять, зелёную травку пощипать.
Дети подлезают под верёвку и двигаются по залу (пьют водичку, клюют зёрнышки и т.д).
По сигналу воспитателя «Кошка»- дети возвращаются назад, подлезая под верёвку.
3. Игры с элементами соревновательности
требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение
ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть
двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он
соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно
также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо
оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные
системы, осуществляются сенсорные коррекции.
4.Прыжковые
упражнения в играх и эстафетах выполняются интенсивно, быстро и мощно. Для
некоторых обучающихся подвижная игра «Зайцы, сторож и Жучка» помогает преодолеть
барьер страха перед прыжком в высоту. Выносливость развивается в таких подвижных
играх, как «Салки», «Третий лишний», «Кошки-мышки» и другие.
5.Игры на развитие силы:
«Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию», «Борьба за территорию»
и др. Игры, наиболее часто используемые при развитии выносливости: «Сумей догнать»,
«Гонка с выбыванием», «Драконы», «Круговые эстафеты» и др. Занимающиеся с большим
желанием принимают игры на развитие ловкости: «Салки», «Ловля парами», «Мороз»,
«Эстафеты с предметами», игры с использованием мяча, предметов, например: «Мяч на
полу», «Снайпер», «Мяч капитану» и другие.
6.Игры и эстафеты на развитие гибкости физиологически обосновано
проводить в конце основной части занятия. Отличный тренировочный материал эстафеты
с различными передачами мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами),
эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати
мяч под мостиком».
Педагог по физической культуре должен хорошо знать основные средства и методы
развития разных двигательных способностей, а также способы организации подвижных
игр на занятии. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств,
форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
7. Игры с мячом
Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий Педагог Ф. Фребель,
отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка,
подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в
совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается
ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особо важное значение
имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими
моменту и настроению словами и песнями.
Отбивание мяча повышает настроение,
снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает
удовольствие. Удовольствие, по его мнению, - это свобода телодвижения от мышечной
брони, мышечного напряжения.
Сколько замечательных игр с мячом было во времена нашего детства, и всегда они
проходили необыкновенно весело и интересно. Сейчас понимаешь, что кроме радости эти
игры несли в себе и массу других полезных свойств: развивали ловкость и выносливость,
тренировали координацию движений и внимание.
Целая серия игр предполагала соревнования между участниками в ловкости и умении
виртуозно владеть мячом. Назывались эти игры по-разному: «Попугайчики», «Десятки».
Для одних упражнений нужен был только небольшой мячик (идеально – теннисный), для
других – мяч побольше (волейбольный) и стена. Хороши эти забавы еще и тем, что для них
необязательно собирать «кворум». Играть можно вдвоем, а совершенствоваться – даже в
одиночку.
Упражнения-«попугайчики»:
Подбросить мячик вверх и, когда он упадет и отскочит от земли, – поймать.
Невысоко подбросить мяч и поймать.
Подбросить мяч вдвое выше и поймать.
Последний раз подбросить мяч как можно выше и поймать.
Взять мячик в правую руку, отпустить, чтобы он начал падать вниз, и тут же поймать
на лету. Тот же трюк проделывается и левой рукой.
Мячик кладется на ладошку, слегка подбрасывается вверх, ловится тыльной
стороной ладони, снова подбрасывается и ловится одной или двумя руками.
Рука с мячиком заводится за спину, делается бросок из-за спины, и мячик ловится
спереди, но уже другой рукой.
Подбросить мячик вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать мячик. С каждым
броском увеличивается и число хлопков (обычно до пяти).
Для этих упражнений нужен теннисный мячик. Каждый игрок упражняется до тех пор,
пока не ошибется или не уронит мяч. После этого ход переходит к следующему игроку. И
так по кругу, пока кто-нибудь первым не закончит «обязательную» программу.
Рекомендации воспитателям по проведению подвижных игр с детьми для развития
интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками":
1. При назначении игр необходимо учитывать возраст детей, их здоровье, уровень
физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.
2. При определении величины нагрузки подвижной игры нужно учитывать не только
физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.
3. Нельзя допускать большое число участников игры в группе ослабленных и маленьких
детей. Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль за
состоянием каждого ребенка во время игры.
4. Не рекомендуется подводить итоги соревнования, эстафет непосредственно после их
окончания из-за резкой смены возникшего во время игры динамического состояния
организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом). Это может оказать
отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм
ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов
рекомендуется проводить с детьми игры малой подвижности или упражнения,
направленные на релаксацию организма.
5. Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся
нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников
(в роли «судей»).
6. Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы,
туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.
7. При распределении роли в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень
возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть
негромкий, строгий; с тихими детьми - поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое
достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым, придавая им бодрость и
уверенность в своих силах.
8. Необходимо правильно оценивать индивидуальные особенности ребенка при
распределении ролей в игре. Например, иногда поощряется ненужное честолюбие у
ребенка возбудимого, всегда желающего быть первым, неправильно уступать его просьбам
и давать ему подряд активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. (Иногда чересчур
активные дети только производят впечатление активных. Среди них нередко встречаются
суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил
игры).
9. Нежелательно концентрировать внимание группы детей на успехах в игре застенчивого
ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному
результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка хвалить надо тихо, без
свидетелей.
10. Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного внимания
детей, или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировки одного и того же
навыка, что приводит к быстрому утомлению ребенка.
Традиционная
мальчишеская игра на Пасху –
это скатывание яиц с деревянного лотка.
1.
Берем желоб. Раньше такой желоб делали из дерева. Длина его должна быть 1 метр и
более, ширина примерно 20 см, края высотой 3-5 см. Один конец желоба поднят над
землей / над полом на 20 см. Подставкой для желоба может быть пень, бревно,
кирпич, опрокинутый таз или ведро. Сейчас мы легко можем заменить деревянный
желоб плотным картоном, вырезав него длинную полосу нужного размера, и сложив
ее буквой п, чтобы получилась «труба – горка».
2.
Расставляем на столе рядом с нашей горкой яйца всех участников игры (каждый
игрок выставляет по 1 яйцу). Расставляем яйца так, чтобы скатываясь с горки и
прокатываясь
по
столу,
яйцо
игрока
могло
сбить
яйца
участников
игры
или
прокатиться мимо их (вспомним современную игру в кегли). В первой игре обычно
мальчики выставляют яйца как попало. А в дальнейшем, наблюдая за траекторией
движения яиц, уже начинают подмечать, где лучше поставить свое яйцо.
3.
Каждый мальчик отправляет свое яйцо вниз с нашей горки (это делается по очереди).
Игрок, отправляющий яйцо, должен рассчитать так, чтобы яйцом сбить с места
одно из расставленных на столе яиц других участников игры.
4.
Если мальчику удалось сбить яйцо, он забирает себе сбитое яйцо и продолжает игру
– снова запускает свое яйцо с горки. Если же ему не удалось сбить яйцо, то он
уступает ход следующему игроку. Яйцо, которое скатилось и не сбило других яиц
остается в игре.
5.
Побеждает тот, кто набрал больше всех яиц в этой игре.
Игра очень азартная, требует наблюдательности, сноровки. Развивает
сенсомоторную координацию. Учит экспериментировать, изобретать, стимулирует
детей изобретать новые способы прокатывания яиц. Наш маленький игрок пытается
выиграть и всегда удачно прокатывать свое яйцо по горке. А для этого нужно понять:
- как лучше держать руку,
- с какого угла наклона бросать яйцо, чтобы оно двигалось по нужной траектории,
- с какой скоростью его лучше бросать, чтобы сбить больше яиц других участников игры.
И
в
этом развивающее
значение
этой
игры.
Это
подлинно
развивающая
игра
–
экспериментирование, игра — изобретение для наших современных детей. В этой игре им
не задается готовый способ, как надо делать. Они сами на своем опыте открывают самый
эффективный способ действия, пробуют, ищут и находят его. И это главное! Ведь в жизни
часто
придется
искать
свой
собственный
эффективный
способ
решения
задач
и
не
отчаиваться, а стремиться к победе! Подскажите мальчикам, чтобы они пробовали разные
способы бросания и катания яйца, проверяли их, наблюдали за удачными ходами других
игроков
и
искали
этот
самый
результативный
способ!
Сами
попробуйте
по-разному
действовать с яйцом и найти свой удачный способ. Это тоже очень увлекательное занятие
– настоящее открытие!
Прятание яиц.
В игре нужна смекалка и умение ориентироваться в пространстве. Игра похожа на
жмурки.
1. На землю (или в современном варианте на пол, на стол, на стул) кладут яйцо.
2. Одной девочке завязывают глаза и отводят ее подальше от места, где лежит яйцо. В
первый раз девочки редко запоминают «дорогу», в дальнейшем они сами догадываются,
что надо считать шаги и запоминать повороты, чтобы понять, куда тебя отвели и где от
тебя находится яйцо.
3. Девочка с завязанными глазами идет к яйцу. Она идет до того места, пока сама не решит,
что уже подошла к яйцу (ей никто не подсказывает и никто ее не останавливает).
4. Дойдя до нужного места (как она считает), она останавливается и снимает повязку.
5. Теперь ей надо достать это яйцо и взять его в руки. Если девочка подошла к нужному
месту, то задача эта решится просто. А если далеко? Придется проявить изобретательность
чтобы достать яйцо!
Если девочке удалось достать яйцо, она забирает его себе.
Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!
Игра в катание яиц мячом
1.
Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга.
2.
Отойдите на 10, а лучше на 20 шагов от них.
3.
Возьмите небольшой мягкий мяч (лоскутный, войлочный, кожаный) и покатите
его или бросьте. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе,
при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход.
4.
Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А
Ваше яйцо остается в общей игре.
5.
Задача – собрать как можно больше яиц.
Эта подвижная игра развивает меткость, зоркость, смекалку, сенсомоторную
координацию, умение подчиняться правилу игры, не отчаиваться в случае неудачи,
умение сорадоваться и сопереживать другим игрокам. А еще – требует
изобретательности – ведь нужно изобрести самый ловкий способ бросания или
катания мяча для его попадания в цель.
Кручение яиц.
В эту игру играть можно как вдвоем, так и большой группой. Все игроки одновременно
закручивают свои яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось – тот и победитель. Он забирает
яйцо проигравшего. Но чтобы твое яйцо крутилось долго – нужно еще и сообразить, как
лучше его закручивать – ставить яйцо горизонтально или вертикально, как держать руку и
т.д. Изобретайте! Этот способ находится путем проб и ошибок, но он есть! Желаю успеха!
Катание яиц навстречу.
Игра в паре. Каждый игрок встает у стены комнаты. Один говорит: «Христос Воскресе!».
Второй ему отвечает: «Воистину воскресе!». После этого игроки катят яйца по полу
навстречу друг другу. Задача – чтобы яйца встретились и столкнулись. У кого яйцо при
этом разбилось – отдает ему выигравшему.
Можно в эту игру играть и большой группой. Тогда одна команда встает у одной стены, а
другая у другой стены. Каждая пара катит яйца навстречу. Задача – прокатить так, чтобы
яйца встретились. Если это произошло, то пара обнимается (христуется).
«За двумя зайцами»
Две крашенки кладем рядом. Нужно третьей попасть так, чтобы они покатились в разные
стороны.
Найди наперсток
(реквизит – наперсток)
Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это
время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих.
Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток
глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не
найдет наперсток, платит фант.
Раньше верили, что человек, выигравший в игре крашеное яйцо, обеспечивает себе этим
здоровье и богатство на целый год вперед! Поиграйте в пасхальные игры для детей и
Вы увидите, насколько мудрыми и интересными, развивающими и веселыми были
эти
древние
игры!
Давайте
возродим пасхальные традиции в наших семьях! И
поиграем друг с другом, с гостями, знакомыми, друзьями детей!
Милые и забавные, немного мультяшные подставки для пасхальных яиц отлично подойдут
в качестве подарка для малышей. Такие подставки ваши дети могут изготовить в подарок
своим друзьям.
Попробуйте сделать оригинальное яйцо-улитку. Для этого рисуем на сыром яйце восковым
карандашом спираль и окрашиваем яйцо в нужный цвет. Изготавливаем подставку из
ролика от туалетной бумаги. Поделку можно оклеить цветной бумагой, тогда улитка
получится еще наряднее!
Окрашенные яйца можно декорировать под различных животных, и в итоге у вас
получится целый зоопарк! Рисуем, вырезаем и приклеиваем звериные мордочки на
окрашенные яйца. Из поддона для яиц вырезаем «клеточку» и делаем лапы для животного.
По необходимости добавляем детали: хвост, крылья и прочее.
Из округлой коробки, банки, пластиковой бутылки, ролика от скотча можно сделать
подставку для пасхальных яиц. Для этого декорируем ее бумагой сверху и делаем
«подстилку» внутри корзиночки. Вот такие замечательные корзиночки-курочки
получаются!
Сделать ярких курочек можно из надутых резиновых перчаток. Раскрашиваем их и
декорируем цветной бумагой. Их можно посадить в корзиночку вместе с окрашенными
яйцами или декорировать подобным образом праздничный стол. Посмотрите, как здорово
получается!
Русские народные подвижные игры
Уголки.
Игра происходит большей частью летом в срубах, зимой - в избах, иногда же играют и
летом, и зимой на открытом воздухе, очерчивая для этого предварительно
четырёхугольник. Для игры собирается пять человек, четыре становятся по углам, а пятый
(мышка) посредине и водит, говоря: «Из угла в угол железным прутом вон!» При этом
стоящие по углам меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий старается также
занять какой-либо освободившийся угол. Оставшийся без угла становится посредине и
снова водит.
Чур на дереве.
Участвующие в этой игре выбирают такое место, где есть несколько деревьев (Рис.1).
Один встаёт на середину между деревьев, а другие становятся возле деревьев и начинают
перебегать от дерева к дереву. Стоящий посредине должен ловить их в то время, когда
бегущий ещё не подбежал к дереву и не сказал: «Чур на дереве!» Пойманный становится
водящим, а водящий занимает место у дерева.
Стоячие столбики.
Играющие становятся в круг попарно, на расстоянии 1-1,5 аршина одна пара от другой и
притом так, что в каждой паре один становится впереди, смотря в круг, изображая собою
столб неподвижный, а другой, стоя позади его, изображает собою хозяина или сторожа
этого столбика. К одной из пар, и именно к одному из сторожей, встаёт ещё один игрок,
так что здесь вместо пары образуется тройка. Позади круга, а иногда и в центре его,
становится ещё один игрок, водящий. Когда игроки встали таким образом, третий,
приставший к тройке, отделяется от последней и бежит к соседней паре, где таким образом
становятся трое. Сторож или хозяин этой пары отделяется и бежит к следующей паре и т.
д. Цель водящего - словить бегущего и таким образом получить право на его место, а ему
передать своё. Поэтому он зорко следит за малейшими поползновениями третьего лица,
намеревающегося бежать, а при беге старается поймать его или просто задеть его рукой,
чего совершенно достаточно для успеха дела. На каждом из сторожей, наоборот, лежит
обязанность всячески содействовать побегу и успешной роли третьего лица, для чего он
немедленно уступает ему своё место при приближении, а сам бежит к следующей паре.
Ловишки.
Один из играющих с помощью прибауток выбирается ловить. Остальные разбегаются в
разные стороны. Кого ловильщик изловил, тот присоединяется к нему и ловит вместе с
ним остальных. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т. д., пока не переловят
всех. После этого игра начинается снова.
Лепки, ляпки.
Один из играющих, получая название, по жребию, «ляпка», водит, а другие бегают. Вожак
старается поймать кого-либо или, по крайней мере, дотронуться до него ладонью,
приговаривая: «На тебе ляпку, отдай её другому!». Получивший «ляпку», бегая за
товарищами, старается в свою очередь передать её кому-нибудь с тем же приговором.
Остальные игроки, наоборот, стараются убегать от водящих, поддразнивая их таким
образом: «Не дашь лепок, не вырастешь с вершок!».
Бары.
Это коренная французская игра, требующая, с одной стороны, много проворства, ловкости
и внимательности, с другой - так много распространяющая между людьми веселья и
удовольствия, что, благодаря этому, она в настоящее время встречается почти всюду в
Европе. Она ведётся таким образом: на большой площади, или на сухом лугу, при
многочисленном обществе, человек в 20-30, играющие разделяются на два лагеря, как бы
на войне, имея каждый во главе матку, которую все беспрекословно слушаются. Затем
каждый лагерь на известном расстоянии друг от друга, например, шагов в 50, проводят
черту (barres) по земле, вдоль которой становятся принадлежащие к данному лагерю (Рис.
2). По правую сторону каждой линии чертится четырёхугольник для обозначения дома или
места, куда будут отводить пленных. Затем из какой-либо партии, которой, по жребию,
следует начинать, выходит один и вызывает себе противника с другой стороны. Оба
вышедшие становятся друг перед другом в такой позе, в какой в известный момент легче
перейти в бег. При этом вызывающий ударяет по руке своего противника до трёх раз и
затем стремглав бежит от него к своим, а этот догоняет его. На выручку последнему
является защитник с его стороны и т. д. Вообще пятнать в этой игре может только тот, кто
позже вышел из своего лагеря. Тот, кто запятнал, кричит: «Взят в плен!». Тогда все
играющие немедленно идут по своим местам, а пойманный отводится в плен. Таким же
порядком игра опять возобновляется, но усложняется желанием выручить своего товарища
из плена, для чего нужно подбежать так близко к пленному, чтобы можно было ударить его
по руке. Однако сделать это небезопасно, потому что при пленном обыкновенно ставят
часового, который внимательно следит за приближающимися и пятнает их самих. Для
того, чтобы иметь право пятнать, необходимо побывать в своём доме. Если кого запятнали
или освободили пленных, то нельзя начать игры, пока все не вошли в дома. Если матка
попала в плен, то вместо себя она имеет право, если пожелает, послать в плен двух игроков
из своей партии, или выпустить на волю двух пленных чужой партии, если таковые есть у
той партии. Обыкновенно ещё до начала игры определяется то число пленных, которыми
решается победа, чаще всего игра считается оконченной тогда, когда все одной партии
попались в плен.
Сало.
Игроки разделяются на две равные партии, и одна партия становится против другой на
расстоянии 10-20 саженей. Посредине между партиями ставится столик, который
называется салом. Затем одна партия вызывает кого-нибудь из другой. Вызванный бежит и
старается забежать за сало, а его ловит вся враждебная партия. Если он успевает забежать
за сало, то остаётся в своей партии; если нет - то переходит в противную. Так делается до
тех пор, пока не поймают из противной партии всех, исключая одного. Этому последнему
завязывают глаза и он идёт с распростёртыми руками в противную партию, причём
сколько людей он захватит руками, столько захваченных идёт на его сторону. Теперь все
захваченные идут в противную сторону и ловят всех по одному, пока переловят всех. Тем
игра и кончается.
Терем.
Один из играющих, по жребию или уговору, становится посреди улицы и ловит при этом
остальных игроков, перебегающих с одной стороны и даже с одного назначенного пункта
на другой. Во время перебежки дети приговаривают: «Терем, терем, за всяким деревом!
Дуб, калач, стань, не плачь!». Если водящему удастся кому-то поймать, тогда последний
становится водящим, а прежний водящий присоединяется к играющим.
Дедушка-рожок.
Сначала выбирается, по жребию, с помощью какой-нибудь прибаутки, водящий
(«Дедушка-рожок»). Ему отводится дом, в котором он сидит смирно до поры, до времени.
Затем остальные игроки делятся на две равные партии и расходятся на две
противоположные стороны, по бокам дома водящего, большей частью на расстояние 5-10
сажен. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладёт жердь, обозначая тем
каждая свой дом. Свободное пространство между этими чертами или домами называется
полем. Когда все таким образом устроилось, водящий из своего дома спрашивает: «Кто
меня боится?» - «Никто!» - отвечают игроки и вместе с тем перебегают из одного своего
дома в другой через поле, не преминув, конечно, поддразнить при этом водящего,
например, таким образом: «Дедушка-рожок, на печи дыру прожёг!». В это время водящий
ловит бегущих, и если кого поймает, то отводит в свой дом, из которого пойманный
убегать не должен. Но бегущим иногда удаётся выручить пойманных. Это делается таким
образом: пока водящий занят ловлей кого-нибудь из бегущих, один из товарищей
подбегает к дому колдуна и дотрагивается рукой до пойманных, и тогда каждый из них
считается вырученным, после чего может беспрепятственно выйти из дома водящего и
присоединиться к прежней группе. Когда водящий переловит всех, тогда водить в
следующей игре начинает тот, кто был пойман прежде других. Иногда пойманные, по
условию игры, обязаны помогать водящему ловить остальных игроков, причём игра
продолжается до тех пор, пока всех не переловят.
Горшки.
Дети более взрослые сажают в кружок маленьких детей, которые называются горшками,
крыночками и т. д. Около каждого горшка становится мать, кум, кума, хозяин или сторож.
К кому-нибудь из этих стоящих подходит водящий, находящийся вне круга, обыкновенно
избираемый по жребию, и спрашивает стоящего: «Нет ли продажных горшков?», или
«Кума, продай дитя!». Хозяин отвечает: «Нет продажных!» или «Кочерга со двора!», что
означает ответ отрицательный. После того водящий идёт дальше к соседу с тем же
вопросом. Если последний желает дать утвердительный ответ, то говорит «Купи! Что
дашь?». Тот отвечает: «Шильце, мыльце, золотое зеркальце!» - «Ладно, по рукам!». Оба
ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны
вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится хозяином, а опоздавший
становится водящим. Случается, однако, и так, что оба игрока добегут до места в одно
время, тогда спор решается тем, кто первый прикоснулся к горшку. Иногда же для решения
спора заставляют обоих игроков бежать снова. Игра эта особенно занимает детей лет 5-10.
Горелки.
Водящий становится впереди всех, на расстоянии 1-2 аршин от остальных горящих. Ему
строго воспрещается оглядываться назад и смотреть в сторону. Позади его выстраиваются
вереницей, попарно, одна пара за другой, остальные игроки, причём пары
преимущественно составляются из мальчика и девочки. Затем кто-нибудь один из стоящих
в парах или все хором распевают: «Гори, гори масло! Гори, гори ясно! Чтобы не погасло!
Глянь на небо, там птички летают!» В это время водящий должен оглянуться на небо, а
задняя пара отделяется от других и бежит. В большей части России, однако, по
условленному знаку со стороны водящего, например, хлопку в ладоши, произнесению
слов «раз, два, три!», «готово!» и т. д. задняя пара медленно отделяется от ряда,
разъединяется по сторонам, один направо, другой налево, сначала идёт шагом, обходя
стоящих попарно, а поравнявшись с водящим, бежит со всех ног вперёд, стараясь
схватиться за руки, между тем водящий не только мешает этому, но даже прежде чем
бегущая пара успеет сблизиться, старается поймать одного из них или просто ударить,
прикоснуться ладонью, что признаётся равносильным изловлению. Смотря по тому, кто
теперь составил новую пару - опять старая или водящий с кем-либо из бежавших - эта пара
становится вперёд других, оставшийся же без пары становится водящим, становится
впереди всех и ловит следующую заднюю пару. Игра продолжается до тех пор, пока все
достаточно не набегаются. Игра эта особенно часто ведётся вечером, после того, как
схлынет жар, а сон после неё, по замечанию игроков, бывает особенно крепок.
Двойные горелки
Играющие делятся на две половины - правую и левую. Каждая из них становится одна от
другой на расстоянии 20 саженей, но так же парами в ряд одна за другою, как в
обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между упомянутыми партиями
становится ещё отдельно пара водящих. Во время игры задние пары из каждой партии
отделяются, расхватываются и бегут один к другому по обеим сторонам своих партий.
Водящие их ловят, и те, которых они поймали, или если пойман только один, то он и не
поймавший становятся парой ловить остальных, а не пойманные или удачно ловившие
образуют новые пары, которые становятся впереди той и другой партии.
Четыре прясла
Играющих восемь человек. Сначала они встают попарно, как в горелках, друг за другом,
потом делятся на две равные партии так, что стоящие в парах с правой стороны
составляют одну партию, а с левой - другую. После этого обе партии бросают жребий:
какой партии бегать и какой ловить (быть пеньками). Затем они встают посредине двора,
улицы или вообще другой какой-либо площади и уговариваются поймать кого-нибудь
одного из другой партии, встающей по два человека с противоположных сторон в 10-12
шагах от них. Как только эта последняя партия заметит, что они уговорились насчёт того,
кого следует ловить, тотчас бегут от них, стараясь сбежаться вместе вчетвером,
приговаривая «пень да колода». Если, наоборот, пни поймают того, кого желали, то вся
партия с пойманными превращается в пней и т. д.
Прятки простые, Кулючки.
Сначала уговариваются, где можно прятаться и где нельзя, затем выбирают по жребию
водящего, которого ставят лицом в угол какого-либо строения, называя это место домом,
или просто оставляют водящего на каком-либо другом месте, покрывая при этом его
голову большим платком, одеждой и т. д., потом разбегаются и прячутся. Водящий,
оставшись один, скороговоркой причитает:
Кулю-кулю-баба!
Не выколи глаза!
Глаз на полице,
Другой в солонице.
Пора, что ли?
(Тверская губерния)
Или
Кума-кума-баба!
Не выколи глаза!
Сын под окошком
Свинья под лукошком.
Пора, что ли?
Если кто-либо ещё не успел скрыться, то обыкновенно отвечает: «Нет!». Тогда водящий
снова причитает свою поговорку, а под говор её остальные стараются спрятаться. Когда
все игроки скрылись и водящий на обычный свой вопрос «Пора ли?» не получает ответа,
то, заключая из этого, что уже все, действительно, спрятались, приступает к отыскиванию
своих товарищей. Как только он найдёт кого-нибудь, тотчас же называет его по имени и
кричит: «На кашу, ребята!» (Вятская губерния). После того или все выходят из засад и
снова прячутся, или же выходят из засад только те, которые считают, что они плохо
спрятались в первый раз, или если подозревают, что первый найденный знает и видел
места их укрывания. Затем найденный становится водящим, приговаривая приведённые
выше слова до тех пор, пока на вопрос «Пора ли?» не получит ответа со стороны только
что спрятавшихся. Но иногда водящий обязывается всех сыскать, оставляя разысканных в
своём дому - пока ищет остальных.
Зоря, палочка-выручалочка.
Игра проводится где-нибудь во дворе или у забора, а где-нибудь у выхода или лазейки
назначается место (дом или сало) для краденой палочки. Затем кто-нибудь из играющих,
по жребию, состоящему большей частью из прибауток или меряния на палке, обязывается
водить. Потом кто-нибудь из играющих посильнее бросает палку через забор на улицу как
можно подальше, после чего все остальные прячутся в потаённых местах. Если дети
выбирают место для игры довольно открытое, малообеспеченное от скорых розысков, то
они стараются вводить в заблуждение водящего таким образом: закинувши палочку, они
быстро, иногда даже на бегу, меняются друг с другом одеждой. В свою очередь водящий
поспешно бежит за палочкой, и по возвращении к условленному месту стучит ею, давая
тем самым знать, что начинает искать - «зорить», а при стуке громко кричит: «палочка
пришла, никого не нашла, кого первого найдёт, тот за краденой пойдёт!». После этого,
положив палочку на место, ищет спрятавшихся, стараясь, однако, по возможности, далеко
не уходить от неё, чтобы в противном случае кто-нибудь из играющих не украл палочки.
Отыскав или просто заметив кого-нибудь, водящий тотчас же громко кричит: «Вижу
такого-то», называя при этом имя и фамилию, затем спешит к палочке, стучит ею и
приговаривает: «Стук, стук, палочка на месте!». Так он отыскивает и прочих, и если
благополучно всех сыщет, то первый сысканный в следующей игре начинает водить, а
остальные прячутся. Но при поисках с водящим могут быть такие случаи: если водящий и
сысканный окажутся близко друг к другу, то, чтобы первому зачурать другого, а
сысканному отчураться от водящего, оба они бегут к палочке и каждый старается прежде
другого застукать ею. Если первым добежит водящий, то, стукая, он кричит:«Чур у
палочки!». Если, наоборот, первым добежит найденный, то, постукивая, кричит: «Палочка
украдена!» Опоздавший к палочке обязывается водить, после чего овладевший ею снова
забрасывает её и игра продолжается. Кроме того, в этой игре в обязанности каждого
входит забота выручать товарищей, то есть отысканных и «застуканных» палочкой, а
потому они стараются воспользоваться оплошностью или дальним нахождением водящего,
завладеть палочкой и простучать со словами: «Палочка украдена!». Весть эта обыкновенно
приятно поражает играющих, после того палочку снова закидывают, отысканные снова
прячутся, а водящий снова бежит за палочкой. Вот он снова нашёл кого-нибудь, и, уже
застукав его, пошёл отыскивать другого, а в это время, несмотря на полнейшую
осторожность и зоркость его, откуда ни возьмись, точно коварный вор, выбежавший из
засады игрок выручил товарища. Опять водящему забрасывается палка, а не спрятавшиеся
прячутся. Водящий снова нашёл одного из товарищей, спешит к палочке, а найденный, по
дальности расстояния, даже не попытается гнаться с ним до палочки, но вот, откуда ни
возьмись, на выручку найденному игроку приходит третий игрок, находившийся к палочке
ближе игрока; он выбегает из засады, скорее водящего достигает палочки, и, таким
образом, выручает найденного. Бывают и такие случаи: соблазн берет кого-нибудь из
находящихся в засаде выручить найденных товарищей - только что он вышел из засады и
возымел намерение показать своё удальство перед товарищами, как на беду его зоркий
водящий заметил его, скорее добрался до палочки и застукал её. Иногда в этой игре
применяются также некоторые из тех способов, которые употребляются и при простых
прятках, а именно: если водящий найдёт кого-нибудь и зачурает, то зачурованный обязан
идти к дому или салу и стоять там до окончания игры, то есть пока водящий не отыщет
всех, или пока кто-нибудь не выручит его, укравши палочку. После того в следующей игре
водит или найденный раньше других, или новый игрок по жребию. Игра эта обыкновенно
очень нравится детям в возрасте 6-10 лет. Движений, хохота, острот в ней без конца,
вследствие чего дети обыкновенно играют в неё с большим увлечением подолгу.
Дай, дедушка, ручку!
Сначала играющие делятся на две равные партии, которые бросают жребий - кому
прятаться, а кому - искать. Те, кому выпал жребий искать, выбирают из своей среды
дедушку и уходят с ним в сторону. Прячущиеся же выбирают мать, которая прячет теперь
своих детей по разным укромным местам, но, по возможности, недалеко друг от друга.
Спрятавши детей, мать идёт к дедушке и говорит ему: «Дедушка, дай ручку!». Дедушка
подает руку, а мать ведёт его со своими внучатами совсем в другую сторону от детей. На
пути дедушка и внучата зорко смотрят по сторонам, выглядывая место, в котором
спрятаны дети. Как только они заметят это место, тотчас же все бегут к спрятавшимся,
чтобы словить хоть одного из них. В свою очередь спрятавшиеся, заметя это, тотчас же
выбегают из своих засад навстречу матери, которая также бежит к ним навстречу и
старается обогнать дедушку с внучатами. Если она успеет это сделать и раньше своих
соперников добежит до своих детей, то уже из последних никто не может быть пойман.
Если же противная партия успеет поймать хоть одного из них, в таком случае игроки
меняются ролями и игра снова продолжается в том же порядке.
В короли.
Один из играющих большей частью без всякого жребия, а прямо по желанию, избирается
королём. Остальные считаются разбойниками. Король садится на определённое место, а
работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у
него. Сговорившись, подходят и говорят: «Здравствуй, король!» - «Здравствуйте!» -
отвечает он. «Нужны ли работники?» - «Нужны». - «Какие?» - и в это время различными
знаками и телодвижениями изображают из себя кто плотника, кто пильщика, кто пахаря,
кто - землекопа и т.д. Король должен назвать работу каждого и если сразу назовёт всё
верно, то работники убегают к назначенному раньше месту, которое, однако, не имеет
никакого определённого названия, а король ловит их, и кого поймает, тот становится
королём. Остальные идут снова сговариваться насчёт работы. Но если король назовёт
показываемые ему работы неверно, то называет их во второй, в третий раз и т. д., пока,
наконец, узнает. Ловить работников король может только тогда, когда они ещё не добежали
до назначенного места, и если не поймает никого, тот опять остаётся королём на
следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу,
которую трудно будет угадать, а через это заставить выборных или вновь пойманных
подольше быть водящими.
Казаки и разбойники.
Играющие разделяются на две партии: одна представляет казаков, другая - разбойников.
Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например, крест из жёлтой бумаги на груди, или
повязывает руки платками. Разбойники разбегаются в разные стороны, чтобы спрятаться
от казаков, а казаки стараются узнать каждый потаённый уголок, где спрятался разбойник.
Разбойник, если увидел, что его убежище открыто, бежит спрятаться в другое место, казак
гонится за ним, оказывая храбрость и ловкость, если же не может поймать один, то
призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника ведут в темницу, после чего он
уже становится казаком и обязан помогать ловить своих прежних товарищей.
Коршун.
Играющие прежде всего выбирают из среды своей двух товарищей посильнее. Одного из
них назначают коршуном, другого - маткой, остальных играющих - цыплятами или
детками матки. Коршуна сажают где-нибудь на земле, в которой он палочкой роет ямку. К
нему подходит матка, за которую крепко держатся детки, становясь один за другим гуськом
и крепко держась за платье друг друга. Подошедши к коршуну, сначала все несколько раз
обходят его кругом и хором поют:
«Вокруг коршуна хожу
Ожерелье нижу
По три ниточки
Бисериночки
Я снизала вороток
Вокруг шеи короток»
(Астраханская губерния)
«Коршун, коршун-цыплятник
Приди ко мне во вторник
Я курочку заколю
Твоих деток накормлю!»
(Астраханская губерния)
После этой церемонии матка, останавливаясь перед коршуном, ведёт с ним такой
разговор:
«Коршун! Что делаешь?» - «Ямочку рою»
«Зачем тебе ямочку?» - «Денежку ищу»
«Зачем тебе денежку?» - «Иголку купить»
«Зачем тебе иголку?» - «Мешочек шить»
«Зачем мешочек?» - «Камешки класть»
«Зачем камешки?» - «В твоих детей бросать!»
«За что?» - «Они ко мне в огород лазят»
«Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, так лови их!»
После этого коршун, размахивая руками и изображая собой летящего коршуна, бросается
на детей матки - сначала на заднего, стараясь поймать его и оторвать от вереницы
остальных. Мать всеми мерами защищает и отбивает своего цыплёнка, последний, в свою
очередь, также всеми средствами старается уклониться и увернуться от ловких и сильных
рук хищника. При таких условиях коршуну не всегда удаётся сразу поймать заднего
цыплёнка, потому он иногда пускается на хитрости, а именно: то вдруг проворно
производит фальшивую тревогу в какую-либо сторону, то вслед за тем стремительно
бросается в другую, причём вся вереница уклоняется от него то в ту, то в другую сторону,
а между тем коршун опять быстро поворачивается и неожиданно схватывает оплошавшего
цыплёнка. Эти движения коршуна и вереницы бывают особенно забавны и вызывают со
стороны детей много хохота, тревог и веселья. Пойманный тотчас же отводится в сторону,
как добыча коршуна, который после того таким же образом охотится за остальными
детьми матки, пока не переловит всех их.
Гуси-лебеди.
Играющие выбирают из своей среды волка и хозяина, а сами изображают гусей-лебедей.
Волк уходит на указанное ему место, называемое горой, а гуси-лебеди, посидевшие
некоторое время дома, у хозяина - убегают в поле. Через некоторое время хозяин,
хватившись гусей-лебедей, идёт в поле и кричит: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают:
«Волк под горой!» - «Что волк делает?» - «Траву щиплет». - «Ну, бегите же домой!» Гуси
бегут, а волк их ловит и по одиночке увоидт в свою гору.
У медведя на бору.
Один изображает медведя, а другие идут к нему в бор за грибами и ягодами и припевают:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
При этих словах медведь, до сих пор как будто дремавший, тихо ворочается, потягивается
и как будто неохотно идёт на детей, которые между тем бросаются от него в разные
стороны. Затем медведь, всё более и более раздражаемый песнью детей, бежит за ними и
кого-нибудь ловит. Если же медведю долго не удаётся никого словить, то он опять идёт на
своё место, игра начинается таким же порядком снова.
Репка.
Изображающий репку цепляется за неподвижный предмет, например, за столб или дерево.
Второй игрок обхватывает его сзади за талию, третий таким же образом обхватывает
второго и т. д. Один или двое из остальных игроков старается «выдернуть репку», то есть
оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удаётся, то почти все
играющие вследствие потери равновесия падают на землю и только разве ловкие из них
могут удержаться на ногах. Но если при этом обрывается ряд средних игроков, вследствие
чего происходит так называемый «лычей» (лыч), то со стороны упавших товарищей
следует смех и насмешки над упавшими, не попробовавшими репки.
У бабушки маланьи.
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
Шатёр.
Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам
площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с
узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и
приговаривают:
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки,
подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер»)
дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде
шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».
Огородник.
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо
игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на
пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки
(«овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает
тот, кто больше всех наберет колышков.
Катай каравай.
Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и,
продолжая поворачивать поют:
Катай каравай,
Поворачивай , давай,
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,-
Куда головой?
«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к
окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.
Аисты и лягушки.
Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на
противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают
к ним со словами:
На одной ноге стоишь,
На болото ты глядишь,
А мы весело, прыг – скок,
Догони – ка нас, дружок!
Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.
Селезень.
Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу,
держась за руки, и поют:
Селезень утку догонял
Молодой утку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой
стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки».
Поймав «Уточку» , Селезень приводит ее в круг и целует в щеку.
Гори ясно.
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке
(водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети
останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С
окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу
детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза
взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился
водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится
прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра повторяется.
Гори, гори ясно. (2)
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается
оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают
стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за
руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный
становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым
водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого
– либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним
водящим.
Ворон.
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. ( он стоит в кругу
вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает
круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни
ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.
Краски.
Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая
краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его
хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о
землю и говорит с хозяином:
- Тук, тук!
- Кто пришел?
- Я черт с рогами, с горячими порогами,
С неба свалился, в горшок провалился!
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.
Если краска есть, хозяин говорит:
Скачи на одной ножке по красной дорожке
Найди красные сапожки.
Поноси, поноси
И назад принеси!
В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.
Родничок.
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все
поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У -ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый
мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
Грачи летят.
Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается –
тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.
Колечко.
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают
ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в
ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на
несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие
рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не
пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо
ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру
Ворон (2).
Выбираются Ворон и Заяц. Остальные дети – зайчата. Они цепляются за Зайца,
растягиваясь в длинную цепочку и приговаривают:
Вокруг Ворона идем,
По три зернышка несем.
Кому два, кому одно,
А Ворону – ничего!
Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
-Ворон, Ворон, что ты делаешь?
-Ямку копаю – отвечает Ворон.
-На что тебе ямка?
-Денежки ищу.
-На что тебе денежки?
-Ситчику куплю.
-На что тебе ситчик?
-Мешочек шить.
-Зачем тебе мешочек?
-Камушки класть.
-На что тебе камушки?
-В твоих деток кидать!
-Что тебе мои детки сделали?
- В огород мой прибегали
Лучик да мачик потаскали!
А репочку, да мяточку –
Топотали пяточками!
Кар-р-р!- кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц защищает. Тотзайчонок,
которого вытянет ворон из цепочки и становится новым вороном.
Капуста.
Рисуется круг – огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса,
платки, обозначающие капусту .Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят,
выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями
воображаемую работу поет:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу/ 2раза
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобр и куница,
Заинька усатый
Медведь толстопятый.
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик
коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех
унесет из огорода «капусты» , объявляется победителем.
Волк и овцы.
Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные – овечки. Пастух становится
посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом.
Пастух поет:
Пасу, пасу овечек недалеко от речки
Волк за горою, серый за крутою.
И днем и ночью рыщет, моих овечек ищет.
А я волка не боюсь. батожком оборонюсь,
Кочережкой отобьюсь.
«Пойду, буду спать!» - говорит пастух, ложится и делает вид, что овечек нет, и припевает:
Пасу, пасу до вечера,
А гнать домой нечего!
Пришел серый волк
Моих овечек столк?
А я заснул и духом не чул!
Пастух начинает искать овечек, стучит палкой о землю и приговаривает: «Тут волчий след,
тут овечий след..»
Подходит к волку и спрашивает:
-Волк, ты не видел моих овечек?
-А какие они?
- Беленькие.
- Побежали по беленькой дорожке. (овечки, у кого светлые волосы убегают от волка к
пастуху) Затем волк говорит «Побежали по черненькой дорожке» и убегают овечки с
темными волосами.
Баба Яга.
По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки
ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала
А потом и говорит:
-У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.
Пчелы.
Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы
– сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые
Крылья золотые
Что вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождиком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают
им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не
сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и
пожужжать в уши.
Золотые ворота.
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные
участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую
он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их
вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в
ворота, и ему поют:
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар . образовавшиеся 2 команды
меряются силой – перетягивают канат.
Дятел.
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с
дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество
раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева,
становится новым дятлом и игра повторяется.
Заря – Заряница.
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий
берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и
запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из
игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто
первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим.
Игра повторяется.
Ерыкалище.
Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище. На него надевают маску
страшного чудовища. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и припевают:
Эко диво, чудо – юдо,
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо – юдо,
С горынова дуба – хромое поганище!
Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга, и прыгая, на одной
ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен в круг и
отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком
прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с
помощниками не переловят всех детей.
Дедушка Мазай.
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие
движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они
подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если
дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает,
тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему
показывают другую работу.
Вор – воробей.
Выбирается огородник и воробей. Остальные играющие образуют круг и берутся за руки.
Огородник выходит на середину хоровода, воробей остается за кругом. Дети водят
хоровод и огородник поет:
Эй, вор – воробей,
Не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за ту коноплю
Тебе ножку перебью.
Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают в круг воробья и выпускают, а
огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют:
Наш воробьишка
В сером армячишке
В чисто поле не идет,
Коноплю не клюет,
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Поймав воробья, огородник меняется с ним местами, или выбираются новые огородник и
воробей, и игра повторяется.
Сова.
Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» и
тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают
двигаться. Зетем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и
петь:
Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит «Ночь». При этом слове мыши мгновенно замирают. Сова подходит к
каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается
рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает.
Тот, кто не рассмеется остается в игре.
Молчанка.
Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют:
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По – турецки говорили:
-Чаб – чаляби, чаб – чаляби.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить
каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков
засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из
участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия
(поют, читают стих…)
Жмурки.
Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он
и есть жмурка, - подводят к двери и поют:
Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек, а не нас!
После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят
на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет
близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря:
«ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и
игра повторяется.
Мельница.
Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом
все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет
или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и
опять кружатся. Остается в круге самый выносливый . он и выигрывает.
Льдинка.
Играют зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на
одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:
Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке,
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горкам.
Бух! По норкам!
С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети
подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим
и продолжает игру.
Подкиды.
Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля, дуб зеленый
Ландыш белый, зайка серый
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету
его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Чурилки.
Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают
бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка
стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра
продолжается.
Перстень.
Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в
ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить
«паерстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом
напевают:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню –
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали-
Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему
приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка – по овинам, по клетям, по
амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, с тем у кого было колечко
обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим.
Жаворонок.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается
поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол
между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот,
кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в
противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком.
Игра повторяется.