Напоминание

"ДИфференциация звуков С–Ш"


Автор: Мартель Ирина Геннадьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ №2 гор.Гвардейска"
Населённый пункт: город Гвардейск, Калининградская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "ДИфференциация звуков С–Ш"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Дифференциация звуков

С-Ш .

»

Приключения звуков

С, Ш.

Материал: Замок гласных звуков, замок согласных звуков; картинка «Страна

чудес» с изображениями забавных предметов, в названии которых есть звуки

С, Ш ; рисунки цветов, символы звуков; предметные картинки, в названии

которых есть звуки С, Ш для каждого ребенка.

Цель занятия: Закрепить образы звуков в восприятии и в произношении.

Задачи:

Формирование навыка звуко-слогового анализа слов;

Развитие познавательных процессов;

Развитие творческих процессов;

Воспитание нравственно-эстетических чувств;

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Дети, представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие, высокие

деревья.

Дети поднимают руки вверх.

Вдруг, подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих-не шевеляться больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются.

Снова подул ветер.

Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

2.Сообщение темы занятия.

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш). Как подул холодный ветер?

(С-с-с-с).

Сегодня мы будем играть с какими песенками-звуками?

Дети называют звуки: С-Ш.

3.Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

4.Произношение звуков С,Ш в слогах.

Решили

звуки С ,

Ш совершить

путешествие.

Мы

отправляемся

вместе

с

ними.

Подошли звуки С, Ш к Красному замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.)

Давайте подружим звуки С,Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А.

Что получилось? (Слог СА. )

Аналогичные задания проводятся с другими звуками.

Гласный звук О подружился вначале со звуком С , затем со звуком Ш , и получились

слоги …(СО,ШО.) Познакомились слоги: СА-ША, СУ-ШУ, СО-ШО. Потом решили

поговорить друг с другом: «Са-са, Ша-ша».(Удивленно, с оживлением.)

«Су-су, Шу-шу!» (С восхищением.) «Со-со, Шо-шо» (Грустно).

Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

5.Произношение звуков С, Ш в словах.

Пошли звуки С, Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в

Страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук Ш просит нас

назвать его слова.

Дети

называют

слова

со

звуком Ш . Затем

называют

слова

со

звуком

со

звуком С . Задание

усложняется – дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.

А теперь гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали.

Выделяются гласные звуки из слов: слон, шкаф, сыр, шар, зонт.

Что общего в этих словах? ( В них один гласный звук и один слог.)

6. Деление слов на слоги.

Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Деление на слоги слов: мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Слова

произносятся логопедом с неправильным ударением: машина, санки. Дети исправляют.

7.Физминутка.

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные нами в Стране

чудес. Са-са-са, изображаем мы слона. Су-су-су, изобразим мы сову.

Ши-ши-ши, постим мы как шкафы. Шо-шо-шо, полетаем на самолете хорошо.

8. Произношение звуков С, Ш в чистоговорках. Словотворчество детей.

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-

небылицы со словами: слон, лиса, душ.

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

9. Произношение звуков С,Ш в рифмованных фразах. Словообразование.

Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог - куш. Кто это? (Кукушка).

Она сообщила нам, что звуки С, Ш попали к Страшилке, который живет на

острове. Он перепутал в словах не только звуки С, Ш, но и слова. Поедем к нему.

Закройте глаза.

Выставляется Страшила.

Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно.

Что ты, Страшила натворил? Послушайте, дети.

Логопед читает рифмовки-путаницы.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «Мышку»,

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску»,

Танцует Миша в «машке»,

Конфету дали «маске».

Чтобы Страшила вернул звуки С, Ш и правильные слова на место, скажите ему

добрые слова от слов, которые я назову: ласка…(ласковый), слава…(славный),

послушание…(послушный), смелость…(смелый). Ура! Страшила возвратил

«перепутанные» звуки С, Ш на место и отдал правильные слова.

Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на

правильные.

А теперь скажите ему добрые слова о друзьях, о себе. (Петя добрый, и я добрый.)

10. Развитие фонематических представлений.

А теперь поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И

еще: подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы

предметы, в названии которых есть звук С, а потом те, что со звуком Ш.

Дети выбирают подарки из лежащих на столах картинок.

11. Разгадывание ребусов из слов.

Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания.

«Возьмите» первые звуки из слов: сумка, осень, куст, и соедините в слово.

Какое слово получилось? (Сок.) «Возьмите» первые звуки из слов: шуба, утка,

мак. Какое слово получилось? (Шум.)

12.Работа с буквами по загадкам.

Выставляется полоска с четырьмя окошками.

Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там

должно быть. Эти слова- отгадки загадок.

«Теплая, пушистая греет нас зимой?» (Шуба.)

«Огромный, толстый, деревянный, хранит в себе все вещи дома?» (Шкаф.)

13.Творческие задания детей.

Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слово со звуками С, Ш ,

задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.

14.Итог занятия.



В раздел образования