Напоминание

Проект: «Мы дети одной страны»


Авторы: Савочкина Татьяна Сергеевна, Сильченко Елена Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект: «Мы дети одной страны»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект: «Мы дети одной страны»

«Живи с другими так, чтобы

твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями»

Пифагор

1

ВВЕДЕНИЕ

В

условиях

гуманизации

и

демократизации

общества

проблема

толерантности

весьма

актуальна,

так

как

сегодня

на

первый

план

выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и

развития:

этика и стратегия ненасилия;

идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

необходимость

поиска

диалога

и

взаимопонимания,

взаимоприемлемых

компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами

на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой

безопасности

страны.

В

России,

где

проживают

люди

разных

национальностей

и

религиозных

убеждений,

особое

место

занимает

проблема

внешней

и

внутренней

миграции

населения.

Разрешить

возникающие

проблемы

взаимоотношений

можно

только

с

помощью

воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в

детской

и

подростковой

среде,

получают

недоброжелательность,

озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно

много.

В

первую

очередь

стоит

отметить

понижение

общего

уровня

культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации,

обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или

через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны

взрослых.

В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В

дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее

базис,

соответствующий

общечеловеческим

духовным

ценностям…

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается

именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что

может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе

2

и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим)

средствам жизнедеятельности людей".

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков

уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с

представителями

разных

культур,

умение

воспринимать

окружающее

как

результат

сотрудничества

людей

разных

национальностей,

разного

этнического

происхождения.

Они

положительно

влияют

на

человека,

преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на

протяжении

всего

дошкольного

периода

интенсивно

развиваются

психические

функции,

формируются

сложные

виды

деятельности,

закладываются основы познавательных способностей.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных

отношений,

может

и

должен

уделять

особое

внимание

проблеме

толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы

поведения

человека

в

обществе.

Но

для

этого

необходимо

проводить

систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса,

создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень

самосознания

и

проявления

толерантности

у

воспитателей,

специалистов

ДОУ, родителей воспитанников.

Проведённый опрос родителей и сотрудников детского сада показал

невысокий

уровень

осознания

проблемы

толерантности,

низкий

уровень

национального

самосознания.

Социальные

проблемы

не

позволяют

родителям

уделять

достаточно

внимания

детям

формированию

их

мировоззрения.

Поэтому

одной

из

главных

задач

детского

сада

является

формирование

у

детей

самосознания,

толерантного

отношения

к

окружающему миру.

Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах

многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие

3

«толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются

принципы воспитания.

Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста,

несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и

учёными,

имеет

ряд

проблем

и

противоречий.

Социальный

заказ

современного

общества

ориентирован

на

свободную

самостоятельную

личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их

права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и

методик

по

воспитанию

толерантности

в

дошкольном

возрасте

немного.

Возможности

дошкольного

детства

хорошо

изучены

в

плане

развития

познавательных

и

творческих

способностей

ребёнка,

но

вместе

с

тем

недостаточно

используется

потенциал

совместной

культурно-досуговой

деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию

толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных

технологиях и методиках

воспитания детей с ориентировкой на семейные

ценности и национальные

традиции.

Необходимость

разрешения

выявленных

проблем

в

системе

дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование

толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель проекта:

1.

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного

возраста толерантного отношения к окружающему миру. Развитие у детей

старшего дошкольного возраста навыков толерантных отношений в группе

сверстников;

развитие

компетенций

у

педагогов

и

родителей

в

области

межнационального воспитания

Задачи:

1.

Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической

литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного

поведения и общения

4

2.

Применение

в

работе

с

детьми

педагогических

технологий,

ориентированных на развитие толерантности;

3.

Оснащение

предметно-развивающей

среды

в

группах

и

в

ДОУ,

отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;

4.

Взаимодействие

педагогов

и

родителей

детей

в

воспитании

толерантности.

5.

Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней

правовой культуры.

6.

Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.

Вид

проекта:

творческо-исследовательский,

межгрупповой,

средней

продолжительности.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: ноябрь 2017 года – апрель 2016 года.

Этапы проекта

Организационный (ноябрь)

o

Разработать план работы МБДОУ по формированию толерантности на

2017-2018 учебный год

o

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели

толерантности

o

Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической

литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного

поведения и общения

o

Оснащение

предметно-развивающей

среды

в

группах

и

в

ДОУ,

отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

o

Вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс,

подготовку

общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.

Содержательный (декабрь –март)

Разработка плана мероприятий по формированию основ толерантности у

детей старшего дошкольного возраста.

5

Результативный (апрель)

Выявление результатов работы по теме проекта и перспективность

Технология работы по проекту

Формы

Тема

Цели

Цикл занятий

«Узнаем друг о друге»

Поэтапный

цикл

занятий

для

знакомства

детей

с

различными

нациями,

народностями,

расами.

Н а ч а т ь

с

о з н а к о м л е н и е

с

национальным составом группы и

довести до ознакомления детей с

нациями мира.

Беседа

« С т у п е н и

в

м и р

национальностей»

Ознакомить детей с разработанной

программой

Беседа

« Д а в а й т е

ж и т ь

дружно»

Сформировать у детей знание, что

все люди на земле должны жить в

дружбе

и

мире,

не

смотря

на

национальные и расовые различия.

Н О Д

п о

ознакомлению

с

окружающим

« Ч т о

т а к о е ,

к т о

такой?»

Ознакомить

детей

с

понятиями

н а ц и о н а л ь н о с т ь ,

н а р о д ,

м и р ол ю б и е ,

т о л е р а н т н о с т ь ,

поликультурность

Занятие

«Общаемся играя»

П о м о г а т ь

с т р о и т ь

взаимоотношения

между

детьми

р а з н ы х

н а ц и о н а л ь н о с т е й

в

процессе

игровой

деятельности,

в к л ю ч а я

в

и г р ы

в с е х

б е з

исключения детей

Игра

«Пойми меня»

Вырабатывать

у

детей

интерес

к

разным

языкам,

учить

детей

безбарьерному общению

НОД Физкультура «Детские

подвижныеНаправлять

действия

детей

в

6

игры разных народов»

о к а з а н и и

в з а и м о п о м о щ и

и

взаимовыручки

в

подвижных

народных играх

НОД по трудовой

деятельности

«Обновка для группы»

С п о с о б с т во ват ь

с о в м е с т н о й

деятельности педагогов с детьми в

оформлении

группы

и

создании

предметно-развивающей

среды

с

учетом национального колорита

Игра

«Дружные ребята»

Совместное разучивание народных

игр

Реализация проекта в образовательной деятельности:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие

социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм

поведения

в

социуме

через

сюжетно

ролевые

игры,

театральную

деятельность, дидактические игры.

2. Чтение

художественной

литературы из

серии

«Развитие

безусловного

принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.

3. Система блочных занятий.

Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе

во взаимодействии с детьми, что предполагает:

свободу

высказываний

и

поведение

ребенка

в

разных

формах

педагогического процесса,

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным

поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального

опыта,

– недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и

желания детей.

Содержание

занятий ориентировано

на

развитие

интереса

к

человеку,

обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с

7

другими

людьми,

что

приводит

к

осознанию

и

накоплению

своего

жизненного

опыта.

Это

позволяет

активизировать

интерес

дошкольника

вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

4.Проектная и исследовательская деятельность:

Цель:

формировать

у

детей

активную

познавательно–

исследовательскую

деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры,

создание мини-музеев о народностях РФ.

5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:

- День вежливости,

- День прав ребенка,

- День добрых дел,

- Семья – всему голова

- Мы помощники и т.д.

6. Издание групповых тематических газет и плакатов.

Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его

проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.

7.Тренинги со старшими дошкольниками по освоению социальных норм.

– разрешение проявления агрессивности у детей по принципу “ Здесь и

сейчас”,

– коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и

взаимодействию друг с другом и т.д.

8.Целевые экскурсии по городу, посещение музеев, встреча с ветеранами

Великой Отечественной войны, почетными людьми города.

Работа с родителями:

o

Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей»,

брошюр,

стенгазет,

памяток-рекомендаций

по

во спитанию

толерантного отношения к окружающему миру.

o

Организация совместной деятельности.

o

Мастер классы.

Заключительный этап

8

Представление

презентации

проекта педагогической

и

родительской

общественности ДОУ (презентация прилагается)

Практическая значимость

Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в

ДОУ

(дети

старшего

дошкольного

возраста,

педагоги

,

специалисты,

родители), с целью создания условий для формирования у детей старшего

дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Данный проект используется:

o

в работе педагогов и специалистов

o

на педагогическом совете ДОУ

o

в работе ГМО

o

на муниципальных педагогических конференциях

Заключение:

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание

условий

для

формирования

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности

ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения,

9

он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками,

усваивает традиции и культуру своего народа.

Результаты работы:

o

Повышение

педагогической

компетентности

воспитателей

и

специалистов детского сада по тематике проекта.

o

Составление

картотеки

подвижных

игр,

сценариев

спортивного

праздника, досугов с родителями.

o

Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-

передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).

o

Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского

сада, их коммуникативных качеств.

o

Укрепление

отношений

сотрудничества

между

детским

садом

и

родителями воспитанников.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность

заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И

только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они

смогут

социализироваться

в

обществе,

и

как

сложиться

их

дальнейшая

жизнь.

Список использованной литературы:

1.

Семина Л.И., Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.

[текст] Семина Л.И. Семья и школа. 2001 №№11-12

2.

Степанов

П,

Как

воспитать

толерантность?

[текст] Степанов

П

Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

10

3.

Риэрдон Б. Э., Толерантность – дорога к миру. [текст] Риэрдон Б. М.,

2001

4.

Воробьева О.Я., Педагогические технологии воспитания толерантности

учащихся., .[текст] Воробьева О.Я ., 2007

5.

Байбородова Л.В Воспитание толерантности в процессе организации

деятельности

и

общения

школьников.,

[текст]

Байбородова

Л.В.,

Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

11

12



В раздел образования