Авторы: Савочкина Татьяна Сергеевна, Сильченко Елена Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект: «Мы дети одной страны»
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Мы дети одной страны»
«Живи с другими так, чтобы
твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями»
Пифагор
1
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях
гуманизации
и
демократизации
общества
проблема
толерантности
весьма
актуальна,
так
как
сегодня
на
первый
план
выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и
развития:
этика и стратегия ненасилия;
идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
необходимость
поиска
диалога
и
взаимопонимания,
взаимоприемлемых
компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами
на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой
безопасности
страны.
В
России,
где
проживают
люди
разных
национальностей
и
религиозных
убеждений,
особое
место
занимает
проблема
внешней
и
внутренней
миграции
населения.
Разрешить
возникающие
проблемы
взаимоотношений
можно
только
с
помощью
воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в
детской
и
подростковой
среде,
получают
недоброжелательность,
озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно
много.
В
первую
очередь
стоит
отметить
понижение
общего
уровня
культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации,
обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или
через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны
взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В
дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее
базис,
соответствующий
общечеловеческим
духовным
ценностям…
Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается
именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что
может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе
2
и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим)
средствам жизнедеятельности людей".
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков
уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с
представителями
разных
культур,
умение
воспринимать
окружающее
как
результат
сотрудничества
людей
разных
национальностей,
разного
этнического
происхождения.
Они
положительно
влияют
на
человека,
преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на
протяжении
всего
дошкольного
периода
интенсивно
развиваются
психические
функции,
формируются
сложные
виды
деятельности,
закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных
отношений,
может
и
должен
уделять
особое
внимание
проблеме
толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы
поведения
человека
в
обществе.
Но
для
этого
необходимо
проводить
систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса,
создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень
самосознания
и
проявления
толерантности
у
воспитателей,
специалистов
ДОУ, родителей воспитанников.
Проведённый опрос родителей и сотрудников детского сада показал
невысокий
уровень
осознания
проблемы
толерантности,
низкий
уровень
национального
самосознания.
Социальные
проблемы
не
позволяют
родителям
уделять
достаточно
внимания
детям
–
формированию
их
мировоззрения.
Поэтому
одной
из
главных
задач
детского
сада
является
формирование
у
детей
самосознания,
толерантного
отношения
к
окружающему миру.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах
многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие
3
«толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются
принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста,
несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и
учёными,
имеет
ряд
проблем
и
противоречий.
Социальный
заказ
современного
общества
ориентирован
на
свободную
самостоятельную
личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их
права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и
методик
по
воспитанию
толерантности
в
дошкольном
возрасте
немного.
Возможности
дошкольного
детства
хорошо
изучены
в
плане
развития
познавательных
и
творческих
способностей
ребёнка,
но
вместе
с
тем
недостаточно
используется
потенциал
совместной
культурно-досуговой
деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию
толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных
технологиях и методиках
воспитания детей с ориентировкой на семейные
ценности и национальные
традиции.
Необходимость
разрешения
выявленных
проблем
в
системе
дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование
толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель проекта:
1.
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного
возраста толерантного отношения к окружающему миру. Развитие у детей
старшего дошкольного возраста навыков толерантных отношений в группе
сверстников;
развитие
компетенций
у
педагогов
и
родителей
в
области
межнационального воспитания
Задачи:
1.
Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической
литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного
поведения и общения
4
2.
Применение
в
работе
с
детьми
педагогических
технологий,
ориентированных на развитие толерантности;
3.
Оснащение
предметно-развивающей
среды
в
группах
и
в
ДОУ,
отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
4.
Взаимодействие
педагогов
и
родителей
детей
в
воспитании
толерантности.
5.
Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней
правовой культуры.
6.
Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.
Вид
проекта:
творческо-исследовательский,
межгрупповой,
средней
продолжительности.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: ноябрь 2017 года – апрель 2016 года.
Этапы проекта
Организационный (ноябрь)
o
Разработать план работы МБДОУ по формированию толерантности на
2017-2018 учебный год
o
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели
толерантности
o
Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической
литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного
поведения и общения
o
Оснащение
предметно-развивающей
среды
в
группах
и
в
ДОУ,
отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности
o
Вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс,
подготовку
общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.
Содержательный (декабрь –март)
Разработка плана мероприятий по формированию основ толерантности у
детей старшего дошкольного возраста.
5
Результативный (апрель)
Выявление результатов работы по теме проекта и перспективность
Технология работы по проекту
Формы
Тема
Цели
Цикл занятий
«Узнаем друг о друге»
Поэтапный
цикл
занятий
для
знакомства
детей
с
различными
нациями,
народностями,
расами.
Н а ч а т ь
с
о з н а к о м л е н и е
с
национальным составом группы и
довести до ознакомления детей с
нациями мира.
Беседа
« С т у п е н и
в
м и р
национальностей»
Ознакомить детей с разработанной
программой
Беседа
« Д а в а й т е
ж и т ь
дружно»
Сформировать у детей знание, что
все люди на земле должны жить в
дружбе
и
мире,
не
смотря
на
национальные и расовые различия.
Н О Д
п о
ознакомлению
с
окружающим
« Ч т о
т а к о е ,
к т о
такой?»
Ознакомить
детей
с
понятиями
н а ц и о н а л ь н о с т ь ,
н а р о д ,
м и р ол ю б и е ,
т о л е р а н т н о с т ь ,
поликультурность
Занятие
«Общаемся играя»
П о м о г а т ь
с т р о и т ь
взаимоотношения
между
детьми
р а з н ы х
н а ц и о н а л ь н о с т е й
в
процессе
игровой
деятельности,
в к л ю ч а я
в
и г р ы
в с е х
б е з
исключения детей
Игра
«Пойми меня»
Вырабатывать
у
детей
интерес
к
разным
языкам,
учить
детей
безбарьерному общению
НОД Физкультура «Детские
подвижныеНаправлять
действия
детей
в
6
игры разных народов»
о к а з а н и и
в з а и м о п о м о щ и
и
взаимовыручки
в
подвижных
народных играх
НОД по трудовой
деятельности
«Обновка для группы»
С п о с о б с т во ват ь
с о в м е с т н о й
деятельности педагогов с детьми в
оформлении
группы
и
создании
предметно-развивающей
среды
с
учетом национального колорита
Игра
«Дружные ребята»
Совместное разучивание народных
игр
Реализация проекта в образовательной деятельности:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие
социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм
поведения
в
социуме
через
сюжетно
–
ролевые
игры,
театральную
деятельность, дидактические игры.
2. Чтение
художественной
литературы из
серии
«Развитие
безусловного
принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.
3. Система блочных занятий.
Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе
во взаимодействии с детьми, что предполагает:
–
свободу
высказываний
и
поведение
ребенка
в
разных
формах
педагогического процесса,
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным
поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального
опыта,
– недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и
желания детей.
Содержание
занятий ориентировано
на
развитие
интереса
к
человеку,
обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с
7
другими
людьми,
что
приводит
к
осознанию
и
накоплению
своего
жизненного
опыта.
Это
позволяет
активизировать
интерес
дошкольника
вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
4.Проектная и исследовательская деятельность:
Цель:
формировать
у
детей
активную
познавательно–
исследовательскую
деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры,
создание мини-музеев о народностях РФ.
5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:
- День вежливости,
- День прав ребенка,
- День добрых дел,
- Семья – всему голова
- Мы помощники и т.д.
6. Издание групповых тематических газет и плакатов.
Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его
проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.
7.Тренинги со старшими дошкольниками по освоению социальных норм.
– разрешение проявления агрессивности у детей по принципу “ Здесь и
сейчас”,
– коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и
взаимодействию друг с другом и т.д.
8.Целевые экскурсии по городу, посещение музеев, встреча с ветеранами
Великой Отечественной войны, почетными людьми города.
Работа с родителями:
o
Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей»,
брошюр,
стенгазет,
памяток-рекомендаций
по
во спитанию
толерантного отношения к окружающему миру.
o
Организация совместной деятельности.
o
Мастер классы.
Заключительный этап
8
Представление
презентации
проекта педагогической
и
родительской
общественности ДОУ (презентация прилагается)
Практическая значимость
Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в
ДОУ
(дети
старшего
дошкольного
возраста,
педагоги
,
специалисты,
родители), с целью создания условий для формирования у детей старшего
дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Данный проект используется:
o
в работе педагогов и специалистов
o
на педагогическом совете ДОУ
o
в работе ГМО
o
на муниципальных педагогических конференциях
Заключение:
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание
условий
для
формирования
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности
ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения,
9
он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками,
усваивает традиции и культуру своего народа.
Результаты работы:
o
Повышение
педагогической
компетентности
воспитателей
и
специалистов детского сада по тематике проекта.
o
Составление
картотеки
подвижных
игр,
сценариев
спортивного
праздника, досугов с родителями.
o
Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-
передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
o
Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского
сада, их коммуникативных качеств.
o
Укрепление
отношений
сотрудничества
между
детским
садом
и
родителями воспитанников.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность
заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И
только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они
смогут
социализироваться
в
обществе,
и
как
сложиться
их
дальнейшая
жизнь.
Список использованной литературы:
1.
Семина Л.И., Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.
[текст] Семина Л.И. Семья и школа. 2001 №№11-12
2.
Степанов
П,
Как
воспитать
толерантность?
[текст] Степанов
П
Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
10
3.
Риэрдон Б. Э., Толерантность – дорога к миру. [текст] Риэрдон Б. М.,
2001
4.
Воробьева О.Я., Педагогические технологии воспитания толерантности
учащихся., .[текст] Воробьева О.Я ., 2007
5.
Байбородова Л.В Воспитание толерантности в процессе организации
деятельности
и
общения
школьников.,
[текст]
Байбородова
Л.В.,
Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
11
12