Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Федосеева Светлана Николаевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР
Населённый пункт: р.п.Шолоховский, Белокалитвинский р–н, Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ

ОДАРЕННЫХ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА

ЗАНЯТИЯХ

ТУРИСТСКО-

_КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ (для детей 10-14 лет)

«Нельзя

чему-нибудь

научить

человека,

можно

только

помочь

ему

обнаружить это внутри себя.» Г. Галилей

Еще

М.А.Данилов

(

Советский

педагог-теоретик,

историк

педагогической

мысли)

,

главным

результатом

образования

называл

не

объем

фактических

знаний

(вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность

обучающихся

к

их

самостоятельному

добыванию

и

применению

как

инст румент ария

для

да льнейшего

познания

и

п р е о б р а з о в а н и я

действительности, в том числе и самого себя. В начале своей деятельности по

вовлечению учащихся в исследовательские проекты я для себя определила: что

такое исследование. Первое значение: исследование – извлечь нечто «из следа»,

т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам

общего

закона

в

конкретных,

случайных

предметах.

Второе

значение:

исследование

процесс

выработки

новых

знаний,

один

из

видов

познавательной деятельности человека.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда

приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений.

На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует

должен

сам

«узнать»,

«выяснить»,

«понять»,

«сделать

в ы вод » .

Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно

только её развивать, а не подавлять.

Способность

к

самостоятельному

познанию

развивается

только

в

исследовательской

деятельности,

поэтому

тема

исследовательской

работы

с

о б у ч а ю щ и м и с я

б у д е т

а к т у а л ь н о й .

Предлагаемый

способ

работы

позволяет

преодолеть

отрыв

теоретических

знаний от практики. Обучающиеся могут усвоить инструментарий, с помощью

которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по

общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.

Главная

цель

педагога

подготовка

учеников

к

творческой

деятельности,

учащиеся

выступают

в

роли

исследователей,

самостоятельно

добывающих

знания,

использующих

разнообразные

источники

и

материалы.

Навыки

исследовательской деятельности я начинаю формировать с 10 лет. Как правило,

это монопредметные групповые кратковременные проекты. При работе над

ними

учу

ребят

выделять

проблему,

определять

цели

и

задачи,

собирать

материал по теме из разных источников, готовить презентации и выступать

публично. Важно также познакомить учащихся с методами исследований. В 12-

14

лет,

исследовательская

деятельность

усложняется:

проекты

становятся

индивидуальными,

долгосрочными

и

межпредметными. В

15-16

л е т

преобладают надпредметные проекты, выходящие за рамки общеразвивающих

программ.

Для

выполнения

межпредметных

и

надпредметных

исследований

важно

определить

область

исследования.

В

моей

практике

это

краеведческий

материал, изучение природы родного края во всем ее многообразии. Например,

при изучении темы «Развитие Донского казачества» дается задание: составить

рассказ от имени казака о посещении Ростовской области. В другой группе

после

изучении

разделов

связанных

с

положением

казаков

в

России,

обучающиеся получают задание: придумать и написать свою «Историю казака»,

придумать

его

биографию,

семейный

герб,

поставить

его

в

реальное

историческое окружение, отправить его в реальный бой или восстание при

защиты

Родины,

записать

его

приключения,

составить

карту

странствий,

описать

реальные

сражения.

При

выполнении

данных

заданий

учащиеся

проявляют

самостоятельность

при

выборе

источников

знаний,

формы

подготовки

своего

выступления.

Такие

задания

очень

нравятся

ребятам

и

проходят

всегда

очень

интересно

и

познавательно.

Для

более

старших

обучающихся

чаще

используем

форму

семинара,

где

можно

предложить

обсуждение разных точек зрения, проблемных вопросов, которые позволяют

учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, при

изучении темы «Участие казаков в Первой мировой войне», учащиеся делятся

на

группы

по

странам.

Командам

даются

задания

ознакомить

с

целями

их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы («Была

ли

неизбежна

мировая

война?»,

«Почему

война

стала

мировой?»,

Каковы

главные итоги и уроки войны?», Какую роль сыграли в этой войне казаки? и

т.д.),

выступить

со

своими

предложениями

о

заключения

мира

и

др.

Результатом

нетрадиционных

форм

проведения

занятий

являются

умение

работать

с

различными

источниками

информации,

составление

плана,

конспекта,

выделение

главного,

участие

в

обсуждении

проблемы,

свое

собственное суждение, овладение коммуникативными навыками.

Большое значение для развития исследовательских качеств имеют практические

работы

по

краеведению.

Примером

может

послужить практическая

работа

обучающихся с материалом дополнительной литературы при изучении темы

«Быт и традиции Донского казачества», «Воспитание мальчиков и девочек в

традициях казачества». Ребятам предлагаются различные задания, ответы на

которые они самостоятельно находят в материалах книг.

Результатом этого этапа является включение обучающихся в активную учебно-

познавательную деятельность, повышение коммуникативной культуры.

Исходя из опыта моей работы, могу сделать вывод о том, что применение

исследовательской деятельности на занятиях в объединении «Родники Дона»

позволяют

заинтересовать

обучающихся

предметом,

повысить

качество

обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков

и умений у каждого отдельного ребенка.

В организации исследовательской деятельности обучающихся на занятиях по

краеведению можно выделить несколько видов и приемов.

П о д г о т о в к а

и

п р о в е д е н и е

н е т р а д и ц и о н н ы х

з а н я т и й .

В

каждой

группе

несколько

занятий

обобщения

наиболее

интересного

изученного материала мы с обучающимися проводим в нетрадиционной форме:

урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар.

При этом обучающимся при подготовке к таким занятиям требуется провести

небольшую

исследовательскую

работу.

Отдельные

темы

или

вопросы

изучаются

с

использованием

различных

источников

знаний:

документов,

справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов.

Конечно,

не

у

всех

ребят

это

получается

т.к.

ученик

должен

обладать

определенными компетентностями:

1 . Умение работать с рекомендованной литературой, а это является

основой

научного

исследования.

Необходимо

читать

материал

последовательно,

т.е.

необходимо

читать

источник

по

порядку,

досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться

в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение

практический пример или практическое объяснение.

2. Умение критически осмысливать материал, представленный в

книге

т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и

явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность

того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. –

Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу

изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе

наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение

фактическим материалом?

3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение

своего

исследования

необходимо

излагать

последовательно,

не

перескакивая

с

одной

проблемы

на

другую.

В

работе

должны

быть

использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне

известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

> Педагог должен сам быть творческой личностью

> Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

> Должен

занимать

активную

педагогическую

позицию,

иметь

собственное

стремление к исследовательской деятельности

> Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и

деятельности учащегося

> Должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь

диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Хотя

не

обходится

и

без

проблем.

Проблемы

исследовательской

работы

в

дополнительном образовании:

· Практическое использование полученных результатов;

· Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело.



В раздел образования