Автор: Байманова Элмира Тофик Кызы
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 244"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Проект по ПДД
Тема: "Маленькие пешеходы"
Раздел: дошкольное образование
МБ ДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 244»
Проект: «Маленькие пешеходы»
младший возраст
Выполнил: Байманова Э.Т.
Новокузнецк
2018
Жизнедеятельность
человека
неразрывно
связана
с
окружающей
его
средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во
всем мире.
Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и
жизнедеятельности
отдельной
личности
и
общества
принадлежит
образованию.
Жизнь
доказала
необходимость
обеспечения
безопасной
жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и
детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
Период
дошкольного
детства
у
детей
характеризуется
нарастанием
двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка,
которые,
сочетаясь
с
повышенной
любопытностью,
стремлением
к
самостоятельности,
нередко
приводят
к
возникновению
травмоопасных
ситуаций.
Обеспечивая
качественное,
универсальное
образование
в
дошкольном
учреждении
своим
воспитанникам,
необходимо
обеспечивать
высокий
уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Реализация
данного
проекта
направлена
на
предупреждение
детского
дорожно-
транспортного травматизма.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного
возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку,
которая
свойственна
взрослым.
Их
жажда
знаний,
желание
постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными
опасностями, в частности, на улицах города. Именно поэтому соблюдение
правил
безопасной
жизни
должно
стать
у
воспитанников
осознанной
необходимостью.
Проект рассчитан на 1 месяц для детей младшего дошкольного возраста (3-
4 года).
Цель проекта:
формирование представлений у младших дошкольников о
правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
1.
Формировать начальные представления у младших
дошкольников о
правилах безопасного поведения на улице.
2.
Оптимизировать
работу
с
родителями
детей
младшего
дошкольного
возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного
движения
3.
Укрепить
материально-техническую
6азу
для
работы
по
данному
направлению.
4.
Выработать систему воспитательно-образовательной ра6оты.
Ожидаемые результаты
1.
с родителями:
Положительная динамика родительской компетентности в вопросах
безопасности дорожного движения
2.
с детьми:
У
детей
сформированы
начальные
представления
о
правилах
безопасного поведения на улице
3.
по группе:
Разработаны
перспективные
планы,
конспекты
игр-бе сед,
диагностика, план работы с семьёй, оформлены картотеки и т.д.
Улучшена материально-техническая база группы
Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет
личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и
физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст
ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые
привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка
позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие
последствия
могут
подстерегать
их
в
дорожной
среде.
Однако
нельзя
чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх
перед
улицей
и
дорогой
можно
вызвать
обратную
реакцию
(искушение
рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная
ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно
разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся
объектов.
Необходимо
формировать,
развивать
и
совершенствовать
восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные
действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать,
что
они
живут
в
обществе,
где
надо
соблюдать
определенные
нормы
и
правила поведения.
6.
Принцип
самоорганизации,
саморегуляции
и
самовоспитания.
Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых,
следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Реализация данного проекта осуществляется 3 этапа.
1-й этап – подготовительный (1 неделя) включает в себя:
Анкетирование родителей (Приложение № 2)
Пополнение развивающей среды
Диагностика детей (Приложение №1)
Составление перспективных планов (для работы с родителями и с
детьми)
Разработка конспектов игр-занятий, бесед, целевых экскурсий
Составление картотек наблюдений, игр, стихов
2-й
этап
–
основной
(2-3
неделя)
содержит
работу
по
нескольким
направлениям:
- организация просвещения родителей по проблеме формирования у детей
младшего
дошкольного
возраста
начальных
представлений
о
правилах
безопасного
поведения
на
улице.
Данное
направление
решается
через
следующие
формы
работы:
родительские
собрания,
консультации,
организации
выставки
рисунков
по
ПДД,
индивидуальные
беседы,
оформление информационного стенда,
- формирование у детей начальных представлений о правилах безопасного
поведения
на
улице.
Данное
направление
включает
в
себя
следующие
мероприятия:
Ежедневные игры-занятия с детьми
Выставки детских работ
Целевые прогулки
Наблюдения за транспортом
Заучивание стихов
Игровая
деятельно сть
(строительные,
с юже т н о - р о л е в ы е ,
дидактические)
Изодеятельность
Просмотр мультфильмов
Рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, книг
3-й этап – итоговый (4 неделя) – посвящён обобщению результатов.
На данном этапе планируется:
проведение диагностики с детьми,
анкетирования родителей,
проведение развлечения по ПДД с детьми и родителями
презентация результатов реализации проекта на итоговом педсовете
Перспектива:
Трансляция опыта реализации проекта
Публикация
План-график работ
1 этап подготовительный
мероприятия
сроки
Продукт
деятельности
и планируемый
результат
участники
Диагностика детей
Выявление уровня
знаний по ПДД
Дети,
Воспитатели
Анкетирование
родителей
Отзывы родителей,
оказание помощи по
вопросам ПДД
Родители,
Воспитатели
Составление перспективных
планов для работы с
родителями и детьми
1 неделя
Перспективные
планы
Воспитатели
Пополнение развивающей
среды
Настольно-печатные
игры,
панно, транспорт,
художественная
литература, картины,
макеты, игрушечный
светофор, жезл
Воспитатели,
родители
Разработка конспектов игр-
занятий, бесед, целевых
экскурсий, картотеки
Конспекты, картотеки
стихов, загадок,
песен,
наблюдений, игр,
мультимедийные
презентации,
иллюстрации.
Воспитатели
2 этап основной (работа с детьми)
мероприятия
сроки
Продукт
деятельности,
результаты
участники
Конструирование на тему:
«Транспорт»
Конспекты, схемы,
образцы фото
построек детей,
выставка
Дети, Воспитатели
Рисование, аппликация на тему:
ПДД
Рисунки,
выставка,
размещение
работ детей на
сайте МБДОУ
Дети, Воспитатели
Работа с макетом,
фланелеграфом, с плоскостными
игрушками
Фото-видео
материалы,
конспекты
Дети, Воспитатели
С/ролевые игры:
1.
поезд
2.
автобус
3.
путешествие в лес
2-3 неделя
Фото-видео
материалы,
Дети, Воспитатели
Слушание и разучивание песен о
транспорте
видео материалы,
картотека песен
Дети, Воспитатели
Заучивание стихов о транспорте,
загадывание загадок
Стихи: «Светофор», «Полосатые
лошадки», «Машина»
Картотеки стихов
и загадок, знание
детьми стихов и
загадок
Дети, Воспитатели
Дидактические игры:
«Светофор»
«Собери машину»
«Найди отличия грузовой и
легковой машины»
Фотографии,
перспективный
план
Дети, Воспитатели
Непосредственно
образовательная деятельность
по ПДД
Конспекты,
презентация,
отзывы, фото-
видео материалы
Дети, Воспитатели,
родители
Беседы на тему ПДД
Конспекты бесед,
фото
Дети, Воспитатели
Экскурсия к светофору
пешеходной дорожке
Конспект
экскурсии, фото
Дети, Воспитатели
Мультфильм
«Смешарики»
Уточнение,
заключение
знаний о ПДД
Дети
Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль»
«Машины на дороге»
«Автобус» «Мы шоферы»
«Паровоз»
Атрибуты к играм
Дети, Воспитатели,
родители
Развлечение для родителей и
детей: «В гостях у светофора»
Конспект
развлечения,
отзывы, фото-
видео
Дети, Воспитатели,
родители
3 этап итоговый
Анкетирование родителей
апрель
Анкеты, анализ
Родители, Воспитатели
Диагностика детей
Результаты знаний
детей по ПДД
Воспитатели, дети
Выступление на педсовете
4 неделя
Конспект
выступления
итоговая работа
Воспитатели
по ПДД
мультимедийная
презентация
Публикация проекта
проект
Воспитатели
Приложение № 1
Диагностика детей
1.
Назови цвета светофора
2.
Покажи грузовой и легковой автомобили
3.
Назови части автомобиля
4.
Кто управляет автомобилем?
5.
Что делает водитель?
6.
Где едут машины?
7.
Кого перевозит автобус?
8.
Где останавливается автобус?
9.
Где ходят люди?
10.
Где играют дети на улице?
Приложение №2
Анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
1. На Ваш взгляд, с какого возраста нужно обучать детей правилам дорожного
движения?
• С 3- 4 лет
• С 4 – 5 лет
• С 5 – 6 лет
• С 6 – 7 лет
2.
Что
необходимо
сделать,
чтобы
оградить
детей
от
опасности,
подстерегающей их на дороге?
3. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
• Да
• Нет
• Иногда
4. Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить
дорогу?
• Да
• Нет
• Иногда
5. Как Вы со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?
6. Какие формы обучения дошкольников правилам дорожного движения с
детьми Вы используете? (подчеркните)
• Личный пример поведения
• Просмотр телепередач, мультфильмов по данной тематике
• Объяснение, беседа
• Решение проблемной ситуации на практике
7. Используете ли Вы при перевозе ребенка в личном транспорте кресло
безопасности?
• Постоянно
• Иногда
• Не используем
8. В какие мероприятиях по обучению дошкольников правилам дорожного
движения Вы хотели бы
принять участие? (подчеркните)
• Викторина
• Развлечение
• Кукольный театр
• Инсценировка
• Брейн- ринг
• Игра «Самый умный»
Список использованной литературы:
1.
Волков С. Как пройти через дорогу. - М.: ООО «Омега-пресс», 2010. -
С.14
2.
Волков С. Пешеходы и машины. - М.: ООО «Омега-пресс», 2010. -
С.14
3.
Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного
возраста Правилам дорожного движения – СПб.: ООО «Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – С.208
4.
Кастыркина В.Н., Попова Г.П. Организация деятельности детей на
прогулке: вторая младшая группа. – Волгоград Издательство
«Учитель», 20 С.200
5.
Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 2-4 классы. -
М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. – С. 71
6.
Приходкин М. По улицам города. Ростов-на-Дону, ООО «ЛИНГ-БУК»,
2002. С.8