Автор: Сидорова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1788
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг для детей подготовительной группы "Доставляй людям радость добрыми делами"
Раздел: дошкольное образование
«Доставляй людям радость добрыми делами»
(тренинг для детей подготовительной группы)
Цель: Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения,
закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Задачи:
1.Создать
доброжелательную
и
комфортную
атмосферу,
позитивное
эмоциональное единство группы.
2.
Уточнить
представление
детей
о
добрых
и
злых
поступках
и
их
последствиях, развивать умение высказывать суждения.
3.
Закрепить
умение
определять
эмоциональное
состояние
близких,
знакомых, побуждать к оказанию помощи.
4. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания.
5. Развивать творческое воображение.
Оборудование к тренингу: цветок добра, трон, мантия короля, корона, листы
бумаги: белые и черные, одноразовая посуда, мука, соль, вода, клей, краски,
лист картона, песни из мультфильмов «Улыбка», «Если добрый ты» про кота
Леопольда, магнитофон, фартуки.
Ход тренинга.
Дети заходят в группу под песню «Улыбка». Приветствуют гостей.
Педагог-психолог приветствует детей:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром»,
С добрым утром,
С добрым утром говорим.
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длиться до вечера.
Упражнение «Доброе утро»:
Дети садятся в круг, держатся за руки, девочки приветствуют мальчиков:
«Доброе утро, мальчики!», мальчики девочек: «Доброе утро, девочки», все
вместе приветствуем гостей: «Доброе утро, гостям».
Игра «Доброе сердце»
Приложите руку к груди. Что вы чувствуете? Да, это бьются ваши сердца.
Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце». Что значит доброе сердце?
Про каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: «сердце
ноет»,
«сердце
ответчик»,
«сердце
радуется»?
А
у
вас
добрые
сердца?
Подарите тепло и доброту своих сердец другим. (дети отнимают ладошку от
груди и дуют на неё).
Игра «Цветок добра»
Добрые дела могут быть большими и маленькими. Даже самая маленькая
забота приятна людям.
О
каких
добрых
делах
вы
можете
вспомнить
и
р а с с к а з ат ь ?
(На ковре разложен разноцветный цветок.
Дети берут по лепестку, кому
какой нравится и вспоминают свои добрые дела).
А кого из детей вашей группы вы можете назвать добрым?
Надо всегда быть добрым, заботливым, помогать своим товарищам, не ждать,
когда вас попросят о помощи, помогать так, чтобы товарищи не обиделись.
Ситуации, как бы вы поступили, если:
- к вам в группу вошли взрослые;
- воспитатель уронил что-то со стола;
- Сережа нечаянно толкнул девочку, она ушиблась;
- у меня в руках мяч, а вы хотите в него поиграть. Как вы поступите?
- Коля никак не может завязать шнурки. Что ему делать?
Вижу, что вы добрые, воспитанные. Добрым быть всегда приятно. Когда
люди помогают друг другу им легче жить.
А сейчас, дорогие ребята, нам пора приниматься за добрые дела.
Я расскажу вам сказку. Рассаживаетесь поудобнее (за круглый стол).
Давным-давно на свете жила одна добрая Волшебница. Она очень хотела,
чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали
повелевать другими людьми, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали
друг с другом. Конечно, это очень печалило Волшебницу. Долгими вечерами
она размышляла о людях и о том, как помочь им лучше понимать друг друга.
И вот однажды она решила посмотреть на мир глазами самого неуживчивого
и
вздорного
короля.
Она
прочла
заклинание
и
…
очутилась
на
месте
ворчливого короля. Что тут началось! (педагог – психолог набрасывает себе
на плечи мантию короля, корону, изображая короля).
- Какое неудобное кресло!!!
- Какая на мне неприятная одежда!!!
- Какие вокруг бродят самые несимпатичные в мире люди!!!
- Какие некрасивые столы и стулья!!1
Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым
(педагог-психолог раздает детям черные и белые листы бумаги). А дети в
черно-белом мире стали злыми, грубыми, непослушными.
Упражнение «Злюка»
Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом
сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и
можно немного потопать. Побросать комки бумаги друг в друга. Позлиться. В
мешочек собираем все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев и комки
бумаги (в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от
доброй волшебнице). Все это для вздорного короля!
Добрая волшебница расстроилась увидев все это. Как в сердцах может жить
Любовь и Доброта, когда все так злятся друг на друга. Что же делать?!
И вдруг Волшебница придумала: «А добавлю – ка я в жизнь этого вздорного
короля
разноцветные
краски!»
Дни
и
ночи
трудилась
она
над
рецептом
волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей
добрее. «Пожалуй, я смогу им помочь» - размышляла Волшебница, но мне
нужны помощники.
Р е б я т а ,
х о т и т е
п о м о ч ь
Волшебнице
приготовить
волшебные краски и изменить
черно - белый мир? Тогда за
работу!
В основу для красок положим
муку, чтобы люди были всегда
с ы т ы ,
и
з д о р о в ы
( д е т и
насыпают муку на тарелочку).
Потом
мы
добавим соли,
чтобы
люди
могли
узнать
тайны
жизни
(дети
добавляют соль – и тщательно перемешивают вилкой).
Педагог – психолог знакомит детей с пословицами о соли. Затем мы капнем
масла, чтобы дела людей шли удачно. Смотрите, у нас получилось нечто,
похожее на тесто. Замесим наше волшебное тесто, постепенно разбавляя его
водой, тщательно перемешивая, растирая комочки вилочкой, чтобы не было в
жизни людей обид и ссор. Психолог вспоминает поговорки о масле и воде.
Посмотрите, наше волшебное тесто стало достаточно жидким, таким, из
которого Волшебница могла бы испечь чудесные оладьи. И вот теперь мы
добавим в него особого клея ПВА! Чтобы склеивались разбитые отношения,
склеивались дела и добрые начинания (дети добавляют). Ну что ж., ребята, у
нас получилось чудесное тесто, а теперь добавим краску – кто какую хочет.
Небо прислало голубой цвет, вода – синий, лес – зеленый, огонь – красный,
солнышко – желтый (дети добавляют краску в тесто).
Что же было дальше? – спросите вы. А дальше Волшебница и ее помощники
стали
обходить
жителей
этой
страны
и
учить
их
смешивать
волшебные
краски и рисовать ими, и даже вздорный король научился этому. Правда,
сначала он ворчал, не доверяя Волшебнице, но потом процесс создания
красок
его
захватил.
А
когда
он
стал
рисовать
ими,
его
вздорность
растворилась, ведь он стал видеть мир в
цвет е.
Трон
сразу
ст а л
уд о б н ы м ,
королевская
одежда
–
приятной,
а
придворные
показались
ему
милыми
и
инт е р е с ны ми.
В
с е рд це
у
ко р о л я
поселилась доброта.
Давайте
и
мы
нарисуем
эту
волшебную
страну
нашими
волшебными
красками
(дети содержимое тарелочек выливают на
картон,
где
смешиваются
краски).
Получается
большое
цветное
пятно,
которое стимулирует воображение детей.
- А может здесь горы и реки?
- А может красивые замки? (мысли детей)
Вот такая история, дорогие друзья! Все в волшебной стране счастливы. А мне
хочется, чтобы у вас в группе все были счастливы.
Упражнение «Протяни друг другу руку»
Дети стоят в кругу. Педагог – психолог протягивает руку ребенку слева со
словами: «Давай делать добрые дела!». Так же последовательно поступают
все дети по кругу. Когда все возьмутся за руки, хором произносят: «Давайте
делать добрые дела!» Данную фразу дети произносят с разной силой голоса.
Давайте вспомним про наш мешочек. В него мы собирали: гнев, злость,
обиду и оставили все королю. Открываем его – в нем конфеты. Добрая
Волшебница в знак благодарности за помощь ей все превратила в конфеты
для вас. Спасибо ей.
Дети
под музыку «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда
прощаются с гостями.
Список литературы
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» - СПб.: ООО
«Речь» , 2000,-310с.