Автор: Белякова Антонина Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: пгт.Афипский Северский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Стратегии смыслового чтения"
Раздел: среднее образование
Стратегии смыслового чтения.
Белякова А.С, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6
Актуальность
данной темы
обусловлена
тем,
что
в
концепции
универсальных
учебных
действий
наряду
с
другими
познавательными
универсальными
действиями
выделены
действия
смыслового
чтения,
связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости
от
коммуникативной
задачи
и
определением
основной
и
второстепенной
информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Цель:
через
чтение
и
письмо
—
научить
ученика
самостоятельно
осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию.
Задачи:
1) ознакомиться со стратегией смыслового чтения;
2) продемонстрировать приемы стратегии смыслового чтения;
3) апробировать их в учебной деятельности;
Проблема: современный школьник испытывает затруднения во время
чтения.
Смысловое
чтение
- достаточно
новое
понятие
в
педагогике.
По
определению
А.А.
Леонтьева, смысловое
чтение
–
это восприятия
графически
оформленной
текстовой
информации
и
ее
переработка
в
личностно-смысловые
установки
в
соответствии
с
коммуникативно-
познавательной задачей.
Если посмотреть на чтение как процесс, то можно выделить в нем три
основные фазы:
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла,
своеобразная расшифровка (или декодирование), когда из отдельных слов,
фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение
включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий,
узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с
помощью
привлечения
имеющихся
знаний,
интерпретация
текста.
Здесь
1
происходит
упорядочивание
и
классифицирование,
объяснение
и
суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ
и
обобщение,
соотнесение
с
собственным
опытом,
размышление
над
контекстом и выводами.
Третья
—
это
создание
собственного
нового
смысла,
то
есть
“присвоение”
добытых
новых
знаний как
собственных
в
результате
размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание
предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение,
применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности. В
ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли,
образы. Это одно из объяснений сосуществования различных точек зрения по
многим вопросам.
С
текстовой
информацией
работают
на
разных
предметах
гуманитарного цикла: литературе, истории и обществознании, русском языке.
Синхронизация
гуманитарных
предметов
предполагает
умение
ориентироваться не только в различных по жанру фрагментах, но и в текстах
различных
типов:
сплошных,
не
сплошных,
смешанных,
составных,
деформированных - все эти типы текстов встречаются школьникам уже в
учебниках.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
До чтения текста (предтекстовая);
Во время чтения текста (текстовая);
После чтения текста (послетекстовая).
Предтекстовые стратегии:
I. «Мозговой штурм»
Цель:
актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие
отношение к теме текста.
Ход работы:
1.
Сегодня мы будем читать и обсуждать тему «Сатирические и
юмористические и рассказы А.П. Чехова. «Налим».
2
Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации:
чтение,
юмор,
диалог,
смех,
герои,
автор,
сатира,
положительный/отрицательный персонаж, анализ, пересказ, рыба, вода, река
и т.д.
2.
Учитель записывает все называемые ассоциации.
3.
Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация,
данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
II. «Глоссарий»
Цель: актуализировать и повторить словарь, связанный с темой текста.
Ход работы:
Мы будем читать информационный текст «Прилагательные - источник
особой образной экспрессии»
1.
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть
связаны с текстом.
Прилагательное,
действие,
признак,
степень
сравнения,
суффикс,
качественное, относительное, предмет, реалист, сентименталист, образ,
эпитет,
сравнение,
метафора,
приставка,
определение,
литература,
грамматика, текст, сравнение, романтик, автор.
Прилагательное — источник особой образной экспрессии.
Существует
значительное
различие
в
употреблении
качественных
прилагательных в произведениях разных писателей и поэтов.
Для
языка
русских
сентименталистов
характерно
обилие
прилагательных, которые помогают авторам выразить субъективную оценку
предметов
действительности,
передать
свои
переживания.
Исследователи
установили, что в текстах сентименталистов прилагательные указывают на
несущественное, нереальное, кажущееся качество предмета.
В
поэзии
романтиков
особенно
употребительными
оказываются
прилагательные тихий, святой, унылый, прекрасный. Причем они получают
особое смысловое наполнение.
3
Пушкин
резко
сокращает
количество
прилагательных
в
роли
определений,
но
те,
что
он
оставляет,
несут
огромную
смысловую
и
экспрессивную нагрузку. Лингвист А. И. Федоров писал: «Прилагательные-
определения в поэтических и прозаических текстах Пушкина указывают на
такие качества предмета, которые определяют его сущность. Поэтому их
можно назвать синтетическими эпитетами».
Реалисты
максимально
используют
образные
и
семантические
возможности прилагательных, широко используют их в текстах. (124 слова)
2.
Закончив
чтение
текста,
вернитесь
к
данным
словам и
посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
Прилагательное,
действие,
признак,
степень
сравнения,
суффикс,
качественное, относительное, предмет, реалист, сентименталист, образ,
эпитет,
сравнение,
метафора,
приставка,
определение,
литература,
грамматика, текст, сравнение, романтик, автор.
III. «Соревнуемся с писателем».
Цель: мотивировать человека на прочтение книги.
1.
Сегодня
мы
будем
читать
и
обсуждать
тему
«Сказки
М.Е.
Салтыкова-Щедрина».
Попробуйте
спрогнозировать
содержание
сказок,
просмотрев
иллюстрации.
Один
ученик
предлагает
свой
вариант
сюжета
сказок,
остальные его дополняют.
4
Стратегии текстовой деятельности
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации
I. «Чтение в кружок»
Ход работы:
1.
Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача –
читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы
проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия
текста, которую мы передаем следующему чтецу.
2.
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий
отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Слово гусь имеет индоевропейские корни. Серый гусь стал первой
птицей, одомашненной человеком около 20 тысяч лет назад. На фресках
внутри египетских пирамид нередко изображался египтянин, обжаривающий
гуся на вертеле.
А уж сколько выражений об этих птицах сохранил язык! Гуси, как
известно, "спасли Рим". Произошло это, согласно преданию, следующим
образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные
стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража,
и только гуси, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготом римских
воинов. С тех пор у римлян гуси пользовались особым почетом.
Интересно, что ловкого, хитрого, изворотливого человека называют
"гусь лапчатый" и считают, что "ему все как с гуся вода".
(По В. Волиной)
5
Вопросы:
1.Этимология слова «гусь»?
2.Когда серый гусь стал одомашненной человеком птицей?
3.Кто изображал на фресках гуся, обжаренного на вертеле?
4.С какой легендой связано выражение «гуси спасли Рим»?
5.Как называют ловкого, изворотливого человека?
Стратегии послетекстовой деятельности
I. «Отношения между вопросом и ответом»
Цель: обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо
найти место нахождения ответа.
Можно провести такую работу по выявлению уровня понимания текста
после чтения сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».
Ученикам выдаются листочки с заданиями.
1. Заполните таблицу.
Фамилия
автора
Заголовок
Жанр
Тема
2. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает,
что
1) в этой сказке есть волшебство;
2) эта сказка бытовая.
3. Как вы понимаете выражения.
1) «Да понадеялся он на русский авось»–
2) ««Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»» –
4. Найдите в тексте слова, которые встречаются в народных сказках.
Запишите и подберите синоним.
_
___________
6
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Восстановите последовательность сказки, расставив номера.
1. Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит…
2.Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок…
3. Пошел поп по базару…
4. Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
5.Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе…
6. Какими словами автор и другие персонажи сказки называют главного
героя? Заполните схему.
7. Какого диалога нет в сказке? Отметьте ответ.
□ Поп и Балда
7
Балда
□ Старый бес и Поп
□ Чертёнок и Балда
8