Напоминание

сценарная разработка театральной композиции "Страницы блокадной книги"


Автор: Коротышева Дарья Алексеевна
Должность: педагог–организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: сценарная разработка театральной композиции "Страницы блокадной книги"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий

литературно-музыкальной композиции

школьного театра «Мир на ладошке»

«Страницы блокадной книги»

Автор методической разработки театральной постановки:

Коротышева Дарья Алексеевна,

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга

Действующие лица и исполнители:

1.

Диктор.

2.

Ветеран.

3.

Гитлер.

4.

Хор.

5.

Таня Савичева.

6.

«Подростки на крыше».

7.

«Ставка русских».

8.

Бойцы с письмами.

9.

Бойцы в автомобиле.

Оборудование:

Зал зрительно делится на фрагменты:

Ставка русских,

Квартира,

Дорога Жизни,

Улица.

Плакаты на стенах:

разрушенные дома,

нормы выдачи хлеба,

письма Тани Савичевой,

слово «Блокада», сделанное из черно-белых фотографий времен войны,

окно, заклеенное белым скотчем крест-накрест,

надпись «Бомбоубежище».

Проволока.

Свечи.

Громкоговоритель на стене.

Печка буржуйка.

Санки.

Бидончик.

Стакан.

Чайник.

Ткань белая и черная на полу.

Карта боевых действий.

Борт автомобиля.

125 г хлеба на столе.

1

Патефон.

Надолбы.

Концепция стилизации мероприятия:

В зале по периметру с трех сторон расставлены стулья, на которых сидят

участники и зрители. Вдоль одной из стен стоит стол, на нем метроном, патефон

времен войны, альбом с военными фотографиями из школьного музея, билет на концерт

Шостаковича (копия). За столом сидит ветеран. Сзади за ним висит его мундир в

медалях.

В центре зала композиция, изображающая зиму 1941 года. На полу смятая белая

ткань, символизирующая снег. На ткани стоят санки. На санках алюминиевый бидончик,

похожий на тот, что использовали в блокадные дни, идя за водой. На санки небрежно

брошен платок, он отчасти лежит на «снегу». Для завершения композиции по углам

ткани с четырех сторон стоят «надолбы», изготовленные из бумаги. Они обвиты

проволокой.

Одно окно в зале затемнено. На черной ткани висят листочки с нормами выдачи

хлеба и рисунки, символизирующие дневник Тани Савичевой. Рядом с окном макет печки-

буржуйки, на которой располагается чайник, тарелка, стакан и кусочек хлеба. На полу

рядом с печкой старые валенки.

На

стене,

что

напротив

окна,

огромными

буквами,

сделанными

из

военных

фотографий, написано «Блокада». Кольца проволоки обвивают эту надпись. Здесь же

плакат, изображающий обгоревший полуразрушенный дом. К нему прикреплены гвоздики.

Рисунок

самолета,

летящего

над

домом,

и

макет

рупора.

Рядом

с

этой

стеной

расположилась «Ставка командования русских войск». Это стол, покрытый красной

скатертью, на котором лежит карта боевых действий. На столе лампа. Вокруг стола

сидят ребята, одетые в военную форму.

Музыка.

Стихотворение собственного сочинения читает ветеран ВОВ

(Мамаев И.Ф.).

Ход мероприятия:

В зале гаснет свет.

Видео. Вступление.

Прожектор освещает диктора.

В конце августа 1941 года немецко-фашисткие войска повели наступление на

Ленинград.

25

дивизий,

300тыс.

гитлеровских

солдат

и

офицеров

были

брошены

против

Ленинграда. Враги имели 6 тыс. орудий, около 20 тыс. ручных, легких и станковых

пулеметов,

свыше

4500

минометов,

более

тысячи

танков.

Воздушная

армия

врага

насчитывала до 1000 самолетов.

На

защиту

Ленинграда

встали

войны

Северо-Западного

фронта,

моряки

Краснознаменного Балтийского флота, дивизии народного ополчения.

Прожектор высвечивает ветерана (его роль теперь играет ученик), сидящего за столом

и листающего газету. Рядом висит его мундир в медалях. На столе патефон.

Складывает газету, кладет ее на стол. Говорит в зал.

ВЕТЕРАН:

Помните? Мы все когда –то были детьми.

У каждого из нас было свое детство.

2

И в то же время оно было общим для всех.

Мы – дети блокадного города.

Видео. Что такое фашизм…» На его фоне звучит текст. Прожектор высвечивает

чтеца.

Что такое фашизм,

Он увидел глазами своей души,

Всей ее детской чистотой

И впечатлительностью.

Это была жестокая школа.

Школа колючей проволоки и окрика.

Школа пули и виселицы.

Школа восторга мести

И жажды справедливости.

Он увидел глазами своей детской души

Свой народ, его горе,

Его силу и благородство.

Он понял, что жестокость есть

Орудие страха.

Он понял и узнал цену хлеба

и слова.

Он очень рано стал взрослым.

Видео постепенно стихает.

Прожектор высвечивает ветерана (его роль теперь играет ученик), сидящего за столом

и листающего альбом с фотографиями. Рядом висит его мундир в медалях. Проектор

показывает фото, которые смотрит «ветеран». Он вспоминает.

ВЕТЕРАН:

Вот альбом старых фотографий. Таким я был 76 лет назад. В июне 41 мне было 3 года. Это

я, моя мама, отец. В то июньское утро мы собирались в Летний сад.

Музыка. В центр зала выходит ученик, его освещает прожектор. На ее фоне звучит

текст.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких-то 5 минут осталось…

Музыка стихает.

Звучит 7 Симфония Шостаковича (11.10). В центр зала выбегает ученик, одетый во все

черное.

Разбрасывает

листовки.

«Гитлер»

произносит

речь.

Прожектор

хаотично

освещает зал.

3

ГИТЛЕР:

Мы сотрем с лица земли этот город.

Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет раньше или позже.

Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии.

Ленинграду суждено умереть голодной смертью.

Телеграмма. Звук. Диктор произносит ее текст. Прожектор освещает диктора.

ДИКТОР:

Военному совету северного фронта.

В связи с явной угрозой прорыва противника в районе Остров, Псков. Немедленно занять

рубеж обороны на фронте Нарва, Луга, Старая Русса, Боровичи. На этом рубеже и на

предполье глубиной 10 – 15 км создать заграждения и минные поля, оставив лишь пути

для войск Северо-Западного фронта. Собрать больше противотанковых пушек и поставить

их в качестве орудий ПТО.

Жуков.

4 июля1941 год

Музыка «Артиллерийская канонада».

В центр зала выходят трое учеников. Они читают стихотворение.

Тишина. Призамолкла на час канонада,

Скрыто все в этой режущей слух тишиной.

Рядом – город бессмертный. За честь Ленинграда

Встали сосны стеной, люди встали стеной!

Тишина непривычной была, непонятной,

Предзакатною. Медленно день умирал.

И тогда вдоль рядов, величавых, как клятва,

С новым воинским знаменем прошагал генерал.

Тишина перед боем. Враг, не жди, не надейся.

Заберет тебя ночи чернее тоска.

Здесь, готовые к битвам, встали гвардейцы,

Молодые, победные наши войска.

Рядом были землянки, блиндажи в пять накатов,

На поляне в сосновом лесу за Невой,

Обернувшись на запад, на запад, к закату,

Встала гвардия наша в полукруг боевой.

Знамя принял полковник. Снег на знамени – пеной,

Бахрому тронул иней. Даль застыла, строга.

И, охваченный трепетом, командир на колено

Опустился в глубокие наши снега.

И «Клянемся!» - сказал он. И духом геройства

Вдруг пахнуло на рощи, поля и луга,

И тогда, как один, опустилося войско

На колени в глубокие наши снега.

4

Тишина. Все в снегу, больше черном, чем белом,

И тогда над холмом, за который деремся,

Над снегами летящее ввысь прогремело,

Прогремело железное слово «Клянемся!».

Песня «Священная война».

Метроном.

Карта на экране. Битва за Ленинград. Сменяется видео. Горят Бадаевские склады.

Ставка русских. Над столом включается настольная лампа. Над картой склонились

учащиеся, одетые в военную форму, они играют Жукова, Жданова, Кузнецова.

Первый ученик: Противник овладел Мгой. 8 сентября – Шлиссельбургом, замкнув кольцо

сухопутной блокады Ленинграда. В кольце блокады оказалось более 2,5 млн. гражданского

населения, войска 42, 55, 23-й армий, корабли и части Краснознаменного Балтийского

флота, а также соединения и части 8-й армии и береговой обороны КБФ. Сообщение с

городом возможно только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Второй ученик: В кратчайшие сроки наладить бесперебойное сообщение с Большой

землей

по

водному

пути

через

Ладогу.

Начать

строительство

причалов

и

портовых

сооружений.

Третий ученик: 8 сентября в 7 часов вечера немецкие самолеты подвергли жестокой

бомбежке

промышленные

объекты

и

жилые

кварталы,

сбросив

на

город

12

тыс.

зажигательных бомб. Особенно сильно пострадал Московский район, там возникло 114

очагов пожара. И, самое страшное, немцы подожгли деревянные Бадаевские склады.

В «ставке» появляется «солдат».

Первый ученик: Горят?

Солдат: Горят.

Второй ученик: Там же запасы муки, сахара, продуктов…

Все это богатство в деревянных помещениях, притулившихся вплотную друг к другу.

Огонь поднялся метров на двадцать. Море пламени. Сахар течет расплавленной лавой. Две

с половиной тысячи тонн!

Третий ученик: Может, что-нибудь удастся спасти?

Солдат: Вряд ли. Сгорит, наверное, все.

Второй ученик: Нет, не деревяшки виноваты, а мы с вами. У народа есть все основания

помянуть нас недобрым словом. Кстати, что народ говорит?

Солдат: Ничего не говорит. Люди бросаются прямо в огонь. Спасают, что можно спасти и

сами горят… Пожарных машин мало.

Свет лампы над столом гаснет.

Голос диктора читает факты. Прожектор освещает диктора.

Телеграмма. Звук.

ДИКТОР:

13 ноября 41 по решению Военного Совета Ленинградского фронта на рабочую карточку

стали выдавать 300 г, а на все остальные – 150 г хлеба. Это было уже четвертое снижение

норм выдачи хлеба. К сожалению, не последнее. В городе наступал голод. К концу ноября

смертность населения выросла в 3-4 раза по сравнению с мирным временем и составила

11 тыс. человек.

Прожектор показывает ученика-ветерана. Он вспоминает. Звучит музыка.

5

Презентация «Блокада»

ВЕТЕРАН:

Всех нас ожидала долгая и холодная зима.

Я работал на заводе вместе с такими же, как и я ребятами. Нам было голодно, но мы ни на

минуту не сомневались в победе.

Трамваи не ходили, на завод я добирался пешком, иногда спал прямо в цеху. Не было

света, пользовались коптилками, горели они плохо и сильно коптили, распространяя

неприятный запах.

Не было дров, мы постепенно разобрали какой-то деревянный дом, стоявший рядом.

И 250 граммов хлеба для работающих и 125 - для всех остальных.

День мой начинался с того, что я шел на темную лестницу и колол щепки для буржуйки.

Колоть приходилось ощупью, осторожно вгонять в полено косо поставленный топор,

потом уже ударяя. Очень плохи были руки. Пальцы скрючивались и замирали в какой-

нибудь

случайной

позе.

Рука

теряла

хватательные

движения,

и

ею

можно

было

пользоваться только как культяпкой или палкообразным орудием. Я зажимал кучу щепок

между двумя культяпками, бросал их в корзину.

Музыка стихает.

Таня Савичева. Она сидит у буржуйки, на которой

стакан, хлеб, чайник. Холодно.

Девочка что-то пишет карандашом, держит лист бумаги на коленях. Тексты помещены

сзади нее на затемненном окне. Она произносит тексты записок вслух.

Видео. Воздушная тревога.

Чтение письма прерывается голосом диктора.

ДИКТОР:

Внимание! Воздушная тревога! Всем спуститься в бомбоубежище.

Аэростат воздушного заграждения в зале.

Четверо ребят, одетых в фуфайки, шапки-ушанки, валенки, выбегают в центр зала. У

всех в руках ведра, щипцы. Прожекторы освещают небо.

Бомбежка. Слышны разрывы бомб, снарядов.

Музыка. «Тревожная музыка воспоминаний».

- Ведра взяли? Молодцы. Вы на тот конец крыши, мы на этот.

- Ребята, мне страшно.

- Не бойся, хватай зажигалку за стабилизатор и сбрасывай с крыши на землю.

Ребята разбегаются. Постепенно стихают разрывы бомб, снарядов.

Прожектор высвечивает ученика-ветерана.

ДИКТОР:

Тысячи зажигательных снарядов было сброшено на город. Фашисты хотели сжечь его до

тла, но город не горел. Благодаря ученым, на заводе фосфатных удобрений, который был в

городе, была изготовлена специальная негорючая сметанообразная смесь. Ею обмазали

почти все чердаки зданий, и спасли город от пожаров.

Звучат воспоминания ветерана. Прожектор наведен на него.

ВЕТЕРАН:

6

Когда начиналась бомбежка, мы спускались в бомбоубежище.

Я был тогда слишком мал, чтобы вместе с ребятами тушить зажигательные бомбы.

Во время одной из таких бомбежек мамы не стало.

Сколько было таких детей, потерявших матерей.

А сколько было таких матерей, не дождавшихся с фронта своих детей.

Тревожная музыка воспоминаний стихает.

В центре зала появляется ученик, он читает «Балладу о Матери» Михалкова (отрывок).

Воспоминания ветерана. Прожектор наведен на него.

Кадры Дорога жизни.

ВЕТЕРАН:

Лед на Ладоге долго не замерзал. Осень была затяжной, теплой.

Казалось, взрывы снарядов, огонь пожаров, кровь, боль, все смешалось.

И природа все плакала и плакала.

Поэтому облегчение мы почувствовали не скоро после того, как была открыта Дорога

Жизни.

Ее тогда называли и Дорогой Смерти, потому что многие машины проваливались под лед,

и спасти их было нельзя.

Кроме того, немцы постоянно бомбили.

В центр зала выходит девушка регулировщица с красными флажками. Регулировщица

уходит.

Потомок! Знай!

В суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели Дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

В центре зала появляется ученик, он читает стихотворение О.Бергольц.

О да – иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

И свищет воздух, и скрежещет,

Под бомбами ломаясь, лед,

И озеро в воронке плещет.

7

Но вражеской бомбежки хуже,

Еще мучительней и злей –

Сорокоградусная стужа,

Владычащая на земле.

Казалось - солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

Навеки лунный снег, и лед,

И голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

«К заре, сказали, привезут…»

-«Гражданочки, держаться можно…»

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев».

И вот - в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как воют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарни до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

…О, мы познали в декабре –

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех –

Хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

8

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный, ленинградский.

Музыка. Голос диктора о прорыве блокады.

Прорыв блокады.

Звучит

музыка.

Ветеран

встает

из-за

стола.

Включает

потифон

громче,

чтобы

отчетливее слышалась торжественная музыка.

ВЕТЕРАН:

Всю ночь в городе не спали, всю ночь звучало радио, песни и музыка разносились в эфире.

Снова звучал родной голос Ольги Бергольц.

…Нам только надо в городе прибраться,-

он пострадал, он потемнел в бою.

Но мы залечим все его увечья,

Следы ожогов злых, пороховых.

Трудно

человеку,

не

жившему

в

Ленинграде

в

дни

блокады,

понять

чувства,

переполнявшие сердца ленинградцев.

В центр зала выходит ученик. Он читает стихотворение.

Я буду сегодня с тобой говорить,

Товарищ и друг ленинградец,

О свете, который над нами горит,

О нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но мы не забыты с тобой, не одни –

И это уже победа.

Смотри – материнской тоскою полна

За дымной грядою осады,

Не сводит очей воспаленных страна

С защитников Ленинграда.

А сколько посылок приходит с утра

Сюда, в ленинградские части!...

Как пахнут и варежки и свитера –

Забытым покоем и счастьем…

Мы знаем, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но Родина с нами, и мы не одни,

И нашею будет победа.

ДИКТОР:

900

дней

и

ночей

ленинградцы

героически

обороняли

город.

Выдержали

все:

артиллерийские обстрелы, голод блокады. И вот, наконец, настал этот день – день полного

снятия блокады, 27 января 1943 года.

В центр зала выходит ученик. Звучит стихотворение Воронова Ю. «27 июня 1941 года»

За залпом залп…

9

Ветеран подходит к мундиру. Дотрагивается до медалей.

В блокадных днях

Мы так и не узнали

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в 43-ем выдали медали

И, только, в 45-ом паспорта.

Звучит песня «Облака». В. Егорова. Исполняют участники композиции.

В центр зала по очереди выходят учащиеся, в руках они держат красные свечи. Двое

детей 1 класса, одетые в военную форму, раздают им воздушные шары белого цвета. В

момент звучания последнего припева, учащиеся замирают в композиционных группах,

постепенно отпускают шары в воздух. Шары, как белые облака летят вверх.

Свет в зале загорается.

Звучат аплодисменты.

Руководитель

школьного

театра

«Мир

на

ладошке»

произносит

имена

участников

композиции.

В. Егоров. О Б Л А К А

Над землей бушуют травы,

Облака плывут, как павы.

А одно, вон то, что справа,

Это я, это я, это я,

И мне не надо славы.

Ничего уже не надо

Мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить - и вся награда,

Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить,

А мы плывем по небу.

Эта боль не умолкает,

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает,

Ах зачем, ах зачем, ах зачем,

Зачем нас убивают ?

А дымок над отчей крышей

Все бледней, бледней и выше.

Мама, мама, ты услышишь

Голос мой, голос мой, голос мой,

Все дальше он, все тише.

Мимо слез, улыбок мимо,

Облака плывут над миром.

Войско их не поредело,

Облака, облака, облака,

И нету им предела.

Облака, облака.

10



В раздел образования