Напоминание

"Формирование этикетной культуры и навыков поведения в рамках реализации авторской воспитательской программы в Центре психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи"


Авторы: Ключникова Светлана Николаевна, Шевчук Елена Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г. Семилуки, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование этикетной культуры и навыков поведения в рамках реализации авторской воспитательской программы в Центре психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи"
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 376

Ключникова Светлана Николаевна, Шевчук Елена Николаевна,

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи», г. Семилуки Воронежской области

Формирование этикетной культуры и навыков поведения в рамках

реализации авторской воспитательской программы в Центре психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи

Авторы делятся опытом работы с воспитанниками Центра психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи в области реализации авторской воспитательской

программы «Речевой этикет и этикет поведения». Программа рассчитана на 5 лет и позволяет

сформировать у воспитанников устойчивые знания, умения и навыки в этикетной культуре.

Авторская программа, формирование культуры общения, дети с особыми

образовательными потребностями, направленность, актуальность и целесообразность

программы.

Долгие годы работая в Центре психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи (ранее - санаторной школе-интернате) воспитателями, мы

накопили большой опыт работы со школьниками, имеющими ограниченные

возможности здоровья. Наш основной контингент - дети из неполных и

неблагополучных семей, семей социального риска. Социальные и бытовые

условия жизни до поступления в Центр зачастую находились на низком уровне,

поэтому дети не владеют начальными навыками общения, имеют слабое

представление о правилах этикета.

Для упрощения задачи социальной адаптации и социализации таких детей

мы разработали уникальную авторскую программу, которая предусматривает

поэтапный процесс адаптации ребенка к новым для него условиям путем

приобщения к понятиям этикетной культуры и этикета поведения в обществе.

Особенно актуальна она для воспитанников, когда они оказываются в новой для

себя среде общения, что требует знания правил поведения в малых группах, в

коллективе, с взрослыми, сверстниками.

Воспитательская направленность, актуальность, педагогическая

целесообразность, новизна – отличительные особенности нашей программы.

Программа относится к программам социально-педагогической направленности и

является общекультурной по уровню освоения. Актуальность программы

состоит в том, что правила этикета подаются не в традиционной форме, а

посредством игр, психологических тренингов, психологических экспериментов,

тестов, упражнений, педагогических задач, активизирующих детскую

деятельность и творчество. Для оценки уровня знаний нами разработаны

разнообразные формы и методы контроля: текущий контроль на индивидуальных

и групповых занятиях, опросы, анкетирование, викторины, общешкольные

конкурсы, открытые занятия и самоподготовки.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она

помогает нам решать важнейшую воспитательную проблему – пробудить в детях

желание стать культурными людьми, научить их основным правилам поведения в

типичных и нетипичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное

отношение к нормам поведения, к пониманию того, почему и как следует вести

себя в том или ином случае. Данная программа помогает ребенку выработать у

себя такие качества как воспитанность, обязательность, вежливость и

доброжелательность.

Отличительной особенностью данной программы является широкое

привлечение для рассмотрения на занятиях разнообразных жизненных ситуаций.

Это позволяет воспитателям учить детей правильно оценивать те или иные

поступки свои и окружающих, делать верные выводы. Другой отличительной

особенностью программы является ее конкретная направленность на

воспитанников, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению норм и

правил поведения. Программа составлена с учетом дидактических принципов:

индивидуальность, наглядность, сознательная активность, направленность на

творчество, упрочение знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по

воспитательному маршруту постепенно, осваивая все более сложные темы.

Каждая последующая тема является логическим продолжением предыдущей.

Курс уроков этикета с подростками 5-9 классов рассматривается как

самостоятельный объект в воспитательном процессе. Он включен в

перспективный план работы воспитателей и рассчитан на регулярную работу с

детьми по приобщению их к основам этикета, а также ежедневное практическое

применение в условиях Центра.

При проведении занятий используем индивидуальные и коллективные

формы работы. Постоянно отслеживаем психофизиологическое состояние детей.

Соединяя практическую работу по привитию этикетных навыков, игру как

естественное состояние ребенка и эстетическую составляющую занятий, мы

делаем нашу работу с детьми более разнообразной, эмоционально и

информационно насыщенной, более продуктивной и результативной.

Список использованной литературы

1.

Агафонова И.Н. Уроки Общения. СПб, Ривьера, 2003.

2.

Богуславская Н.Е. Веселый этикет., Екатеринбург, АРГО, 1997.

3.

Гангнус Л.В. Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001.

4.

Ладыженская Т.А. Речевые уроки, Москва, Просвещение, 1993.

5.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб, АКЦИДЕНТ, 2007.



В раздел образования