Авторы: Мокроусова Ирина Владимировна, Югова Наталия Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: ВОЛГОГРАД
Наименование материала: проект
Тема: "Забавные жучки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда»
400123, г. Волгоград, ул. Триумфальная, 20
Проект
«Забавные жучки»
Волгоград, 2018
Проект
разработан: Юговой
Н.В.,
Мокроусовой
И.В.
–
воспитатели группы «Теремок», воспитанники группы, родители
воспитанников.
Тема: «Забавные жучки».
Проблема: Жуки – это насекомые?
Паспорт проекта:
Тип проекта:
- по методу, доминирующему в проекте – исследовательский
- по характеру содержания проекта – ребенок и природа
- по характеру участия ребенка в проектировании – участник
проекта от зарождения идеи до получения результата
- по характеру контактов – внутри одной возрастной группы
-
по количеству участников проекта – фронтальный (средняя
группа), родители воспитанников, воспитатели МДОУ №375
- по продолжительности реализации проекта – среднесрочный
(1 неделя)
Место
проведения
–
М Д О У
« Д е т с к и й
с а д
№ 3 7 5
Краснооктябрьского района Волгограда», групповое помещение
группы «Теремок».
Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой
полна глубокого содержания.
И.В.Гете.
Актуальность.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников
играет
практико-исследовательская
деятельность
в
природных
условиях. Запросы воспитанников сегодняшнего дня выдвигают
перед
специалистами
дошкольного
образования
задачу
поиска
универсальных
средств
экологического
воспитания
детей
в
современных
условиях.
Одним
из
таких
средств
является
проектная деятельность. Участие в проектной деятельности для
детей
становится
способом
удовлетворения
познавательной
активности,
средством
выражения
и
развития
творческих
способностей;
оно
помогает
детям
осознать
многостороннее
значение природы, познакомиться с её многообразием, получить
опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Постановка проблемы:
Однажды во время прогулки дети наблюдали различных жуков,
муравьев,
бабочек,
гусениц.
Кирилл
С.
назвал
этих
существ
одним словом – насекомые. Стас Ю. сказал, что это жуки. Дети
стали
спорить.
И
Артем
М.
задал
вопрос:
«Жуки
–
это
насекомые?» Так у детей родилась идея – выяснить, являются ли
жуки насекомыми. Именно поэтому, мы решили вместе с детьми
разработать и реализовать проект «Забавные жучки».
Цель проекта:
Дети хотят выяснить, являются ли жуки насекомыми и создать
панно для центра природы «Забавные жучки».
Задачи для детей:
1.
Выяснить являются ли жуки насекомыми.
2.
Научиться добывать информацию у взрослых на интересующую
тему.
3.
Удовлетворить
потребность
в
общении
со
сверстниками
и
взрослым.
4.
Учиться положительно эмоционально переживать и воспринимать
результаты
своей
деятельности,
достигнутые
в
процессе
совместной деятельности.
Задачи для воспитателя:
1.
Показать
детям
многообразие
насекомых
(жуки,
бабочки,
кузнечики, пчелы), научить отличать насекомых от членистоногих
(пауков, мокриц).
2.
Учить наблюдать за насекомыми в природе, замечать отличия и
сходства между насекомыми разных видов, делать выводы.
3.
Познакомить
детей
с
различными
видами
жуков
(колорадский
жук, божья коровка), их отличительными особенностями (жесткие
и мягкие крылья, 6 лапок); подвести их к выводу, что жуки – это
насекомые.
4.
Учиться
вместе
с
ребенком
положительно
переживать
и
воспринимать продукт совместной деятельности.
5.
Создать
условия
для
развития
познавательного
интереса
и
исследовательской деятельности детей.
6.
Развивать
навыки
совместной
проектной
деятельности
во
взаимодействии с детьми и родителями.
7.
Вовлечь
родителей
в процесс проектной деятельности, как
участника
проектирования;
привлекать
их
к
совместной
творческой деятельности.
8.
Воспитывать
у
детей
бережное
отношение
к
живой
природе,
формировать понятие взаимосвязей в природе.
Задачи для родителей:
1.
Организовать помощь в обеспечении техническими материалами
проекта.
2.
Поддержать
воспитателей
и
детей
в
проектной
деятельности
активным
участием
при
создании
элементов
панно
«Забавные
жучки».
3.
Повысить
уровень
проектной
культуры
и
информированности
родителей по теме проекта.
4.
Способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Задачи для МОУ:
1.
Повысить имидж дошкольной образовательной организации среди
родителей.
2.
Пополнить
развивающую
предметно-пространственную
среду
группы «Теремок».
Ожидаемые результаты с детьми.
1.
Дети выяснили, что жуки являются насекомыми.
2.
Дети активно добывают информацию по интересующим вопросам
у взрослых.
3.
Расширены
знания
детей
о
многообразии
насекомых,
об
отличительных особенностях насекомых.
4.
Дети умеют наблюдать, сравнивать жуков, делать вывод, что жуки
– это насекомые.
5.
Дети
эмоционально
положительно
воспринимают
результаты
совместной деятельности.
Ожидаемые результаты с родителями.
1.
Родители охотно участвуют в проектной деятельности, активно
помогают
детям
и
воспитателю
в
добывании
информации,
изготовлении конечного продукта проекта.
2.
Проявляется
стойкий
интерес
к
другим
совместным
видам
деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты для воспитателей:
1.
Повышение практической компетентности (умений и навыков) в
организации совместной проектной деятельности.
2.
Повышение практической компетентности (умений и навыков) в
организации партнерского взаимодействия с воспитанниками и их
родителями.
Ожидаемые результаты проекта для группового помещения.
1.
Пополнилась
предметно-развивающая
среда
наглядными
материалами, пособиями, книгами о насекомых и пауках.
2.
Пополнился «Уголок природы» панно «Забавные жучки».
Продукт реализации проекта: панно «Забавные жучки».
Технология реализации проекта.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа (подготовительный,
основной и заключительный).
1 этап - подготовительный.
•
Определение целей и задач проекта.
•
Анализ
методической
и
педагогической
литературы
по
теме
проекта.
•
Составление
предварительного
плана
проекта
с
детьми
и
родителями.
•
Постановка проблемной ситуации с информационной беседой
(с использованием «модели 3 вопросов») с детьми о насекомых.
•
Пополнение
предметно-пространственной
среды
наглядными
материалами, пособиями, книгами о жуках.
•
Разработка с детьми эскиза панно «Забавные жучки».
•
Накопление материалов, из которых будет изготовлено панно.
•
Подбор
художественной
литературы,
мультфильма
–
презентации по теме проекта.
•
Продумывание и составление бесед, наблюдений, исследований
на прогулках.
•
Подготовка
к
организации
различных
видов
деятельности
детей.
•
Встреча с родителями для обсуждения проекта.
Участниками
данного
этапа
стали
воспитатели,
родители
и
воспитанники группы «Теремок».
После прогулки, на групповом сборе, используя «модель трех
вопросов»,
вместе
с
детьми
мы
выяснили:
что
дети
знают
о
насекомых,
что
хотят
узнать
и
что
им
нужно
сделать,
чтобы
узнать?
Что мы знаем о
насекомых?
Что
мы
хотим
узнать?
Что нам сделать,
чтобы узнать?
Насекомые
это
живые существа.
(ответ Кирилла С.)
О н и
б ы в а ю т
р а з н ы м и
п о
форме,
окраске,
способах
передвижения
и
т.д.
(ответ Вероника Г.)
Я в л я ю т с я
л и
жуки
насекомыми?
(ответ Артема М.)
Ка к и е
б ы в а ю т
жуки?
(ответ Адрианы Б.)
С п р о с и т ь
у
взрослых.
(ответ Василисы К.)
Прочитать вместе
с
воспитателем
или родителями в
книге.
(ответ Любима В.)
Рассмотреть
различных жуков
на
т е р р и то р и и
детского
с а д а ,
сравнить
их
с
другими
насекомыми.
(ответ Саши Е.)
Сделать
вывод,
являются ли жуки
насекомыми.
После определения способов добывания информации о жуках,
дети принялись её собирать.
2
этап – основной (практический).
Так как на групповом сборе Артем предложил посмотреть
мультфильм
про
насекомых,
то
в
группе
был
организован
просмотр мультфильма – презентации «Кто такие насекомые?», из
которой дети узнали основные признаки насекомых – наличие 6
лапок, а не 8, как у паука и рака.
После этого, на прогулке по запросу детей было организовано
наблюдение
и
исследование
насекомых.
Дети
рассматривали
кузнечика, бабочку и жука-листоеда. В результате наблюдения
дети выяснили, что все они имеют одинаковое строение (голова,
туловище,
6
лапок).
Рассмотрев,
несколько
разных
жуков
и
сравнив их с другими насекомыми, дети пришли к выводу, что
жуки – это насекомые.
Позже дети предложили прочитать произведение про насекомых.
В
группе
было
организовано
прочтение
произведения
К.И.
Чуковского «Муха-Цокотуха». После чтения – поиграли в игру «Я
насекомое?», в которой дети, рассматривая каждого героя сказки,
доказывали, является ли он насекомым.
В свободной деятельности дети раскрашивали различных
насекомых: жуков, муравьев, дорисовывали им по 6 лапок.
Василиса предложила сделать жука из картона. По запросу детей
была
организована
совместная
деятельность
по
изготовлению
аппликации «Божья коровка».
Родителям
было
предложено
–
пришить
вместе
с
детьми
жесткие крылья божьей коровке. Так у детей получились жучки с
двигающимися крыльями. Дети некоторое время играли с ними в
группе. А вечером, перед уходом оставляли их в центре природы в
специально отведенном для этого месте.
Наигравшись, дети приступили к подготовке презентации для
родителей, т.е. к сбору коллективного панно «Забавные жучки».
На родительском собрании дети представили продукт проекта и
родители посмотрели презентацию.
Организация и проведение образовательной деятельности с
воспитанниками группы
1.
Беседа «Кто такие насекомые?»
Задачи:
познакомить
детей
с
различными
видами
насекомых
(жуки,
бабочки,
пчелы,
кузнечики).
Научить
детей
отличать
насекомых от пауков по основному признаку – количество ног (у
насекомых 6, у пауков – 8).
Просмотр презентации «Кто такие насекомые?»
2.
Продуктивная
деятельность
(изобразительная):
раскрашивание
жука, муравья, паука.
3.
Проведение исследовательской работы на участке. Наблюдения за
жуками, сравнение их с другими насекомыми, выводы детей в
процессе наблюдений.
4.
НОД.
Тема: «Жуки».
Задачи:
познакомить
детей
со
строением
жука:
голова,
грудь,
брюшко,
лапки–6,
надкрылья
(жесткие
крылья),
крыло.
Познакомить с назначением каждой части жука в его жизни.
5.
Продуктивная
деятельность
(изобразительная):
дорисовывание
лапок жуку- божья коровка.
6.
НОД.
Тема: «Жуки – божья коровка».
Задачи:
познакомить
с
различными
видами
жуков,
их
отличительными
особенностями
(размер,
цвет
надкрыльев,
форма). Познакомить с божьей коровкой и её пользой для природы
и человека.
7.
Продуктивная деятельность (аппликация): Жук – божья коровка.
8.
Работа
с
родителями
(совместная
деятельность
детей
и
родителей): пришивание надкрыльев божьей коровке.
9.
НОД.
Тема: «Забавные жучки – божья коровка».
Задачи:
закрепить
знания
различных
видами
жуков,
их
отличительных особенностей (размер, цвет надкрыльев, форма,
способ передвижения). Продолжать знакомить с божьей коровкой
и её пользой для природы и человека. Закрепление понимания
того, что жуки – это насекомые.
10.Продуктивная деятельность (аппликация): приклеивание мягких
крыльев божьей коровке.
11.Продуктивная деятельность (аппликация): коллективная работа –
сборка панно «Забавные жучки».
3 этап – заключительный.
Оформление результата проекта – панно «Забавные жучки».
Рекомендации родителям по организации наблюдений в живой
природе
за
насекомыми.
Предоставление
родителям
перечня
произведений о природе для домашнего прочтения детям с целью
закрепления полученных знаний и расширения кругозора детей по
теме проекта.
Анализ выполнения проекта.
Результаты проекта.
Положительные.
Дети активно добывают информацию по интересующим вопросам
у взрослых.
Расширены
знания
детей
о
многообразии
насекомых,
об
отличительных особенностях насекомых, дети знают, что жуки –
это насекомые.
Дети умеют наблюдать, сравнивать жуков, делать вывод, что жуки
– это насекомые.
Дети
эмоционально
положительно
воспринимают
результаты
совместной деятельности.
Пополнилась
предметно-развивающая
среда
наглядными
материалами, пособиями, книгами о насекомых и жуках.
Пополнился «Уголок природы» панно «Забавные жучки».
Дети принимают активное участие в подготовке и реализации
проектов.
Отрицательные.
Не
все
родители
проявили
заинтересованность
к
проектной
деятельности.
Выводы.
Постараться
найти
новые
формы
убеждения
родителей
в
привлечении их к совместной проектной деятельности.
Презентация
проекта:
«Жуки
-
это
насекомые?»
на
родительском собрании.
Литература
1.
Бологова В. Насекомые и пауки: Махаон, 2010.
2.
Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников
(4-5 лет): Мозаика – Синтез, 2015.
3.
Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет:
Учитель,2015.
4.
Емельянова Э. Расскажите детям о насекомых.
Приложение
Строение божьей коровки