Автор: Самойличенко Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация игр детей с природным материалом"
Раздел: дошкольное образование
Организация игр детей с природным материалом.
«В игре проявляется характер маленького человека, его взгляды на
жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к
решению сложных жизненных проблем». Так оценивает детскую игру русский
писатель Ю. Нагибин.
Игра – ведущий вид детской деятельности, один из важнейших путей
познания окружающего мира. Игра заполняет все жизненное пространство
ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание,
прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует
себя комфортно. Игры детей с природными материалами (песок, вода, глина,
снег
и
т.п.)
-
это
исторически
сложившаяся
деятельность
детей,
заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на
ориентировку и познание предметной действительности.
По
мнению
большинства
выдающихся
педагогов,
ознакомление
с
природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном
развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания
детей
и
их
всестороннего
развития.
Специалисты
полагают,
что
ни
один
дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе
развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно
предстают перед детьми.
В
настоящее
время
возникает
необходимость
позаботиться
об
укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту
и
ценность.
Работа
с
природными
материалами
помогает
им
развить
воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает
любовь к прекрасному.
Актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего
мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных
свойств,
предметов
и
явлений
действительности
при
непосредственном
воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и
явлений
окружающего
мира,
действующих
в
данный
момент
на органы
чувств).
Хотя,
известно,
развитие
ощущений
и
восприятий
создает
необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных
познавательных
процессов (памяти,
воображения,
мышления).
Развитая
сенсорика
-
основа
для
совершенствования
практической
деятельности
современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, "самые
далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего,
но и на ощущающего человека".
Основным
мотивом
игры
является
неполучение
результата,
а
сам
процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и
песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок. Эти игры
явно
приносят
внутренний
покой
и
радость,
они
полны
свободой,
независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.
Сухой
песок
дети
могут
пропускать
через
воронки,
заполнять
им
баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет детям с увлечением
строить замки и крепости, рыть каналы и глубокие колодцы, разбивать парки и
сады.
В
процессе
игры
они
называют,
уточняют,
а
иногда
и
изменяют
состояние материалов, их свойства; доказывают последовательность игровых
действий. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что песок рыхлый
и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается
в нее не сразу. Действуя, таким образом, с песком, ребенок узнает его свойства
(вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет.
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в
групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой,
разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы
(плавающие и тонущие). На участке детского сада малыши собираются около
лужи,
весеннего
ручейка,
пускают
лодочки,
сделанные
из
бумаги,
коры,
дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.
В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода
течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не
имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она
прозрачная.
Богатый
ассортимент
игрушек
создает
условия
для
разнообразия
действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще
недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества
материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в
младших
группах,
участие
в
играх
детей
воспитателя.
Созидательная
деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх
воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах
материалов, показом приемов строительства, то при переходе к сюжетным
играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры.
В процессе знакомства с различными природными материалами и их
свойствами
осуществляется
развитие
памяти,
внимания,
восприятия,
мышления,
речи.
Дети
учатся
сравнивать
объекты
и
явления,
выделять
признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету,
величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников,
обогащается их жизненный опыт.
Игры
со
снегом
имеют
свою
специфику.
Игры
со
снегом
требуют
усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Педагог
предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку,
чтобы
его
накормить.
В
присутствии
детей
воспитатель
лепит
снеговика,
потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот,
уши, волосы. Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети
4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега – лепка снежных
комьев, так делают фигуры человека, крепости. Катая комья, дети подходят к
пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести.
Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного
снега.
Комбинирование
разнообразных
материалов
стимулирует
развитие
инициативы, смекалки, творчества. С возведением какой-либо постройки из
песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно.
Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится
не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы
дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не
переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком.
Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен
знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных
условиях,
владеть
необходимыми
приемами
работы,
например
подготовке
снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление
цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр.
Педагогическое руководство играми с природными материалами должно
быть
направлено
на
организацию
условий,
необходимых
для
развития
ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для
игр
с
песком,
водой,
снегом:
следует
использовать
разнообразные
пластмассовые
и
деревянные
лопатки,
формочки,
воронки,
сита,
ведерки,
фигурки животных, куклы.
Особая
роль
в
сенсорном
воспитании
детей
принадлежит
природе.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами,
задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской
забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Познание
природного
окружения
вначале
осуществляется
чувственным
путём,
при
помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши
учатся
различать
окраску
листвы.
Картина
осеннего
леса,
парка
воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц,
шум
ветра,
шорохи
опадающих
листьев;
учит
определять
запахи
грибов,
пресной зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем
больше
признаков
и
свойств
выделяет
ребёнок
в
исследуемом
объекте,
явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.
На основе таких представлений возникают мыслительные процессы,
воображение, формируются эстетические чувства.
С прогулки дети часто приносят: желуди, шишки, ветки, а с экскурсии к
водоему
—
красивые
камушки,
ракушки.
Ребята
подолгу
рассматривают
собранный
материал,
перебирают,
ощупывают,
обследуют
его.
Это
способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с
игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из
коры,
шишек,
желудей,
травы,
палочек,
глины.
Это
могут
быть
лодочки,
кораблики, птицы, животные, различная мебель.
Из
природных
материалов
также
можно
изготовить
музыкальные
инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а
потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать
«шумелки», в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание. Из
плодов
ягод
рябины,
с
помощью
иголки
с
ниткой
можно
изготовить
украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов,
осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.
При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно
изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.
Летом,
собирая
разные
цветы
и
листья,
высушенные
на
солнце,
изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.
Игры
с
«живыми
камнями»
способствуют
развитию
воображения
и
связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной
формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных,
сказочных
персонажей.
Также
использовать
как
формы
домов,
машин,
животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления
историй.
Кроме
того,
на
камнях
можно
нарисовать
цифры
или
буквы
и
использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и
чтению.
Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных
материалов,
привезенных
с
моря
интересны
и
детям
и
взрослым.
Изготовлению поделок из природных материалов не просто дают возможность
занять время, но и пробуждают фантазию ребенка. После того, как вы сделаете
несколько
простых
поделок,
можно
приступать
к
изготовлению
более
сложных. Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте
волю, фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.
Игры
с
природным
материалом
—
снегом,
водой,
песком,
глиной,
травой,
палочками,
ракушками,
шишками,
каштанами,
желудям,
плодами
шиповника,
семенами
клена,
липы,
колосьями,
листьями,
корнями,
корой,
мхом являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.
Они развивают
у
детей
художественные
способности,
фантазию,
воображение,
мелкую
моторику.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные
условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем
дошкольном
возрасте
приобретают
значительную
побудительную
силу.
Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от
личного участия в общем деле.
Таким
образом,
тактильное
взаимодействие
с
окружающей
средой
начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни,
являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также
благополучие
эмоциональной
сферы.
Природная
среда
является
тем
уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой
работы
и
где
игра,
изобразительная
деятельность
и
спонтанность
тесно
связаны друг с другом.