Автор: Шульгина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс №8 "Родничок"
Населённый пункт: г.Морозовск Ростовская область
Наименование материала: конспект нод
Тема: "Откуда сахар пришел"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ детский сад №8 «Родничок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по разделу программы «Ребенок и окружающий мир»
для детей старшей группы
«Откуда сахар пришел? Сладкие истории»
Воспитатель: Шульгина Т.В.
2016г.
г. Морозовск
Цель: Познакомить детей с процессом переработки сахарной свеклы в сахар.
Программные задачи:
1.Углубить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы;
2.Стимулировать
познавательную
активность
и
любознательность,
активизировать восприятие учебного материала;
3.На основе исследования свойств сахара, знакомить с его применением;
4.Выявить полезные и вредные свойства сахара;
5.Познакомить с процессом варения леденцов;
6.Воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: иллюстрации
«Откуда
сахар
пришел»,
сосуд
с
водой,соломинки, сахар, лимон, ложка, свеча, формочки для леденцов.
Ход НОД:
1. Вводная часть. Организация внимания.
Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек.
(С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка)
Дети:
Сахар.
(Воспитатель
демонстрирует
разные
виды
сахара:
сахарная
пудра, сахар-песок, рафинад)
2. Основная часть
Воспитатель: О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде
растворился».
Воспитатель: Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как
он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем.
Беседа о выращивании и переработке свеклы с показом иллюстраций.
Воспитатель: Весной семена сахарной свеклы опускают в землю, прикатывая
катками. В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. В конце
августа начинается уборка сахарной свеклы. Корнеплоды складируются на
поле в громадные кучи, в которых они хранятся до приемки на заводе.
Грузовыми машинами свеклу везут на завод.
На заводе
свекла поступает на свеклоизмельчители, где превращается в
мелкую
стружку.
На
заводе
происходит
процесс
переработки
сахарной
свеклы в сахар-песок.
- Стружку эту опускают в котлы с водой и варят. Получившийся сироп
отделяют от стружки, выпаривают и сушат. По ленте сахар поступает в
упаковочный цех..
- В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад
хранения. Затем сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики.
Беседа об использовании сахара с показом иллюстраций «Сладкие продукты»
П р о в о д и т с я
и г р а
с
м я ч о м
« С л а д к о е
–
н е
с л а д к о е » .
(леденцы,колбаса,сыр,торт,шоколад,майонез,мармелад,котлета)
Воспитатель: Сахар, благодаря его свойствам, используют в приготовлении
различных
блюд,
кондитерских
изделий,
сладких
напитков.
Давайте
же,
познакомимся со свойствами сахара.
Проведение опытов.
Опыт№1:Сахар бывает разный.
Дети
рассматривают
разные
виды
сахара:
рафинад,
сахар-песок,
используя лупы.
Опыт№2: Какой сахар растворится быстрей (песок или рафинад)
Дети опускают в стакан с водой кубик рафинада и ложку песка и следят за
тем, как он растворяется.
Опыт № 3: Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
Далее пробуют воду на вкус через соломинку.
Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой.
Опыт № 4. Термическая обработка сахара.
Воспитатель держит ложку с сахаром-песком над пламенем свечи. Сахар
плавится, становиться жидким. Выливает в форму и сироп застывает.
Вывод: при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое.
При охлаждении – наоборот.
Опыт
повторяется
с
добавлением
в
сахарный
сироп
сока
лимона.
Так
получаются
леденцы.
Они
насыщаются
витамином
С,
содержащимся
в
лимоне и приобретают лечебные свойства.
Примечание: соблюдается техника безопасности.
Воспитатель: Как вы думаете, сладкие продукты полезны или
вредны для здоровья? (Ответы детей).
Воспитатель: Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не
бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои
минусы.
Рассматривание иллюстраций о пользе и вреде сахара.
Польза:
•
Сахар улучшает память.
•
Сахар помогает наладить работу печени.
•
Сахар делает нас счастливыми.
•
Сахар дает нам энергию.
Вред:
•
Сладкое портит фигуру, приводит к ожирению.
•
Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
•
Чрезмерное
потребление
сахара
способствует
развитию
сахарного
диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Дети: Мы узнали, как из сахарной свеклы получают сахар. Познакомились со
свойствами сахара. Выяснили, что при добавлении сока лимона в процессе
варки, леденцы насыщаются витамином С и обретают лечебные свойства.
Выявили полезные и вредные свойства сахара.