Автор: Рогачева Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: п.Талинка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 6 классе "Корни с чередованием гар–гор"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе
Урок подготовлен по учебно-методическому комплексу «Русский язык.5-9 класс», авторы:
Ладыженская
Т.А.,
Баранов
М.Т.,
Тростенцова
Л.А.
и
другие
(издательство
«Просвещение»).
Тема: «Корни с чередованием -гар- - -гор-»
Планируемые результаты
Предметные: различать условия выбора букв а-о в корнях гар-гор, отличать корни с
чередованием от омонимичных корней, графически обозначать условия выбора изученной
орфограммы
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, прогнозировать действия, осуществлять
контроль и самоконтроль, корректировать свою деятельность;
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать
закономерности, действовать по алгоритму, уметь отбирать и структурировать
информацию, строить высказывания, выбирать способ действия.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.
Проблемная ситуация. Целеполагание
-Работая в парах, найдите в каждом ряду слов третье лишнее слово, выпишите его,
обоснуйте выбор буквы в нем.
1) прик.сание, прик.снулся, прик.сновение;
2) выр.стил, р.сток, зар.стают;
3) зап.реть, выж.гать, выт.рать;
4) подр.стать, выг.рать, прик.саться.
5)выр…стила, выг..рела, заг..рала
-Почему последние строчки вызвали у вас затруднение?
-Какие орфографические правила вы вспомнили, выполняя это задание? (Правописание
корней с чередованием е-и, кас-кос, раст-рос)
-Какая задача стоит перед нами? Как сформулируем тему и цель нашего урока?
(Различать условия выбора букв а-о в корнях гар-гор)
3.Актуализация знаний.
-Каковы условия выбора гласной в корнях с чередованием е-и, корнях раст-рос, лаг-лож,
кас-кос?
Как
вы
думаете,
что
определяет
выбор
гласной
в
корнях
гар-гор?
Каким
лексическим значением объединяются слова с этими корнями?
4.Этап первичного усвоения знаний. Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 62, определите, пользуясь словарем, лексическое значение
слов первого (1вариант) и второго (2 вариант) столбиков.
1) Гореть – уничтожаться огнем,
горелый – обожженный огнем, жаром, но не окончательно им уничтоженный;
загорать –приобретать загар;
2) угар – удушливый газ, образующийся при неполном сгорании древесного угля;
огарок – остаток недогоревшей свечи;
загар – смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца.
- Сделайте вывод о лексическом значении корней с чередованием гар-гор.
(Поддаваться воздействию огня, жара)
- Определите, какая из чередующихся гласных в корне гар-гор находится под ударением,
какая – в безударном положении. Сформулируйте вывод.
-Теперь мы сможем объяснить выбор третьего лишнего слова в строчках, вызвавших у нас
затруднение:
4) подр.стать, выг.рать, прик.саться.
5)выр…стила, выг..рела, заг..рала
5.Первичное закрепление новых знаний. Упражнение 141
6. Применение знаний и способов действий.
- Работаем в группах. По лексическому значению слова узнайте слова с чередованием гар-
гор. Графически обозначьте выбор буквы в корне. Через пять минут проверим, какая
группа найдет больше всего слов.
Группы получают карточку:
По лексическому значению слова определите слова с чередованием гар-гор, запишите,
графически обозначьте выбор букв а-о:
1) отравиться угаром -
2) почернеть при жарении (о тесте) --
3) уничтожиться огнем -
4) ярко-оранжевый весенний цветок -
5) игра, в которой участники ловят друг друга -
6) человек, у которого сгорело при пожаре имущество -
7) остаток недогоревшей свечи -
8) удушливый ядовитый газ -
9) нарост от горения -
( Угореть, подгореть, сгореть, горицвет, горелки, погорелец, огарок, угар, нагар).
7.Применение знаний и способов действий.
Работа в парах (на слайде слова)
-Назовите фразеологизмы, в которые входят слова с чередованием гар-гор, найдите справа
соответствующие им значения.
Какое слово пропущено во фразеологизме? Назовите фразеологизм, найдите справа его
значение.
(…) разг.релись легко выполняется любое дело
Г.ри синим (…) быть в крайнем волнении
Г.рит в (…) сильно захотелось иметь что-либо
Как на г.рящих (…) полное безразличие к дальнейшему развитию чего-либо
(глаза разгорелись - сильно захотелось иметь что-либо,
гори синим пламенем - полное безразличие к дальнейшему развитию чего-либо,
горит в руках - легко выполняется любое дело,
как на горящих углях - быть в крайнем волнении)
8. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
-Распределите слова в 3 столбика: слова с проверяемой безударной гласной (1й ряд), с
непроверяемой безударной гласной (2йряд), с чередованием гар-гор (3й ряд).
Г…рчица,
г...родской,
приг..рает,
приг..рюнился,
г..ризонтальный,
г..рошек,
заг..рали,
г..ристый, г..рячий, выг..рели, заг..р.
- Каковы условия выбора гласной в каждой группе слов?
(1 -горчица, пригорюнился, городской, гористый
2-горизонтальный, горошек, горячий
3-пригорает, загорали, выгорели, загар)
8.Информация о домашнем задании.
9.Итог урока. Рефлексия.
- Какое общее значение у корней с чередованием гар-гор?
- Каковы условия выбора гласной в этих корнях?
Литература:
1.Александрова Г.В. Занимательный русский язык.- Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы.- Москва, «Просвещение», 1995.
3.Жердева Л.А. Русский язык в средней школе. Морфология. Орфография.-
Москва,
«Владос», 2002.
4.Михайлова С.Ю.,Шарапова О.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7
классов средней школы. Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1998.