Напоминание

Урок русского языка в 6 классе "Корни с чередованием гар–гор"


Автор: Рогачева Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: п.Талинка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 6 классе "Корни с чередованием гар–гор"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

Урок подготовлен по учебно-методическому комплексу «Русский язык.5-9 класс», авторы:

Ладыженская

Т.А.,

Баранов

М.Т.,

Тростенцова

Л.А.

и

другие

(издательство

«Просвещение»).

Тема: «Корни с чередованием -гар- - -гор-»

Планируемые результаты

Предметные: различать условия выбора букв а-о в корнях гар-гор, отличать корни с

чередованием от омонимичных корней, графически обозначать условия выбора изученной

орфограммы

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, прогнозировать действия, осуществлять

контроль и самоконтроль, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать

закономерности, действовать по алгоритму, уметь отбирать и структурировать

информацию, строить высказывания, выбирать способ действия.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.

Проблемная ситуация. Целеполагание

-Работая в парах, найдите в каждом ряду слов третье лишнее слово, выпишите его,

обоснуйте выбор буквы в нем.

1) прик.сание, прик.снулся, прик.сновение;

2) выр.стил, р.сток, зар.стают;

3) зап.реть, выж.гать, выт.рать;

4) подр.стать, выг.рать, прик.саться.

5)выр…стила, выг..рела, заг..рала

-Почему последние строчки вызвали у вас затруднение?

-Какие орфографические правила вы вспомнили, выполняя это задание? (Правописание

корней с чередованием е-и, кас-кос, раст-рос)

-Какая задача стоит перед нами? Как сформулируем тему и цель нашего урока?

(Различать условия выбора букв а-о в корнях гар-гор)

3.Актуализация знаний.

-Каковы условия выбора гласной в корнях с чередованием е-и, корнях раст-рос, лаг-лож,

кас-кос?

Как

вы

думаете,

что

определяет

выбор

гласной

в

корнях

гар-гор?

Каким

лексическим значением объединяются слова с этими корнями?

4.Этап первичного усвоения знаний. Работа с учебником.

-Откройте учебник на странице 62, определите, пользуясь словарем, лексическое значение

слов первого (1вариант) и второго (2 вариант) столбиков.

1) Гореть – уничтожаться огнем,

горелый – обожженный огнем, жаром, но не окончательно им уничтоженный;

загорать –приобретать загар;

2) угар – удушливый газ, образующийся при неполном сгорании древесного угля;

огарок – остаток недогоревшей свечи;

загар – смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца.

- Сделайте вывод о лексическом значении корней с чередованием гар-гор.

(Поддаваться воздействию огня, жара)

- Определите, какая из чередующихся гласных в корне гар-гор находится под ударением,

какая – в безударном положении. Сформулируйте вывод.

-Теперь мы сможем объяснить выбор третьего лишнего слова в строчках, вызвавших у нас

затруднение:

4) подр.стать, выг.рать, прик.саться.

5)выр…стила, выг..рела, заг..рала

5.Первичное закрепление новых знаний. Упражнение 141

6. Применение знаний и способов действий.

- Работаем в группах. По лексическому значению слова узнайте слова с чередованием гар-

гор. Графически обозначьте выбор буквы в корне. Через пять минут проверим, какая

группа найдет больше всего слов.

Группы получают карточку:

По лексическому значению слова определите слова с чередованием гар-гор, запишите,

графически обозначьте выбор букв а-о:

1) отравиться угаром -

2) почернеть при жарении (о тесте) --

3) уничтожиться огнем -

4) ярко-оранжевый весенний цветок -

5) игра, в которой участники ловят друг друга -

6) человек, у которого сгорело при пожаре имущество -

7) остаток недогоревшей свечи -

8) удушливый ядовитый газ -

9) нарост от горения -

( Угореть, подгореть, сгореть, горицвет, горелки, погорелец, огарок, угар, нагар).

7.Применение знаний и способов действий.

Работа в парах (на слайде слова)

-Назовите фразеологизмы, в которые входят слова с чередованием гар-гор, найдите справа

соответствующие им значения.

Какое слово пропущено во фразеологизме? Назовите фразеологизм, найдите справа его

значение.

(…) разг.релись легко выполняется любое дело

Г.ри синим (…) быть в крайнем волнении

Г.рит в (…) сильно захотелось иметь что-либо

Как на г.рящих (…) полное безразличие к дальнейшему развитию чего-либо

(глаза разгорелись - сильно захотелось иметь что-либо,

гори синим пламенем - полное безразличие к дальнейшему развитию чего-либо,

горит в руках - легко выполняется любое дело,

как на горящих углях - быть в крайнем волнении)

8. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

-Распределите слова в 3 столбика: слова с проверяемой безударной гласной (1й ряд), с

непроверяемой безударной гласной (2йряд), с чередованием гар-гор (3й ряд).

Г…рчица,

г...родской,

приг..рает,

приг..рюнился,

г..ризонтальный,

г..рошек,

заг..рали,

г..ристый, г..рячий, выг..рели, заг..р.

- Каковы условия выбора гласной в каждой группе слов?

(1 -горчица, пригорюнился, городской, гористый

2-горизонтальный, горошек, горячий

3-пригорает, загорали, выгорели, загар)

8.Информация о домашнем задании.

9.Итог урока. Рефлексия.

- Какое общее значение у корней с чередованием гар-гор?

- Каковы условия выбора гласной в этих корнях?

Литература:

1.Александрова Г.В. Занимательный русский язык.- Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.

2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы.- Москва, «Просвещение», 1995.

3.Жердева Л.А. Русский язык в средней школе. Морфология. Орфография.-

Москва,

«Владос», 2002.

4.Михайлова С.Ю.,Шарапова О.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7

классов средней школы. Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1998.



В раздел образования