Автор: Илюшина Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кадетская школа по делам ГОЧС № 70" г. Пензы имени 70–летия Победы в ВОВ
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактический материал для подготовки к сочинениям на ГИА"
Раздел: среднее образование
Дидактический материал для подготовки к сочинениям на ГИА.
На
уроках
подготовки
к
сочинению,
как
известно,
используется
специально
отобранный
дидактический
материал,
главное
назначение
которого
–
языковая
подготовка
к
созданию
текста:
обогащение
словаря
учащихся
лексикой
определенных
тематических
групп,
овладение
синонимическими
средствами
языка
(лексическим
и
грамматическими),
уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов
речи; знакомство с лексическими и грамматическими средствами выражения,
смысловой связи между предложениями в тексте.
При анализе текстов целесообразно обращать внимание на связь между
содержанием текста (темой, основной мыслью) и отбором языковых средств,
что очень важно для более глубокого восприятия содержания текста.
Упражнения могут выполняться как на специальных уроках развития
речи, так и при изучении лексики, грамматики на всех уроках, а также для
орфографической и пунктуационной работы.
Предлагаемые
упражнения
могут
быть
использованы
как
дополнительный дидактический материал для подготовки к сочинениям о
подвиге советского народа в Великой Отечественной войне (например, «Они
защищали Родину», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вечно живые» «У
памятника погибшим героям» и др.
Упражнение 1
Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.
Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час когда оно
должно взять на себя равную со старшими меру ответственности «за Россию,
за народ и за все на свете». В обычных условиях это происходит постепенно
незаметно исподволь. В войну это произошло сразу и задолго до обычного
срока. И на этом крутом душевном переломе юноши которые только еще
вступили в самостоятельную жизнь не спасовали перед взрослой да еще
чрезвычайной
-
в
связи
с
обстоятельствами
военного
времени
-
ответственностью. Они обрели высшее мужество: не то которого достает на
храбрость в одном бою, а то что вело к победе через четыре казавшихся
бесконечными года войны. (Л.Лазарев)
1.
Какова основная мысль текста?
2.
Какие слова из данных синонимов используются в тексте? Как
это связано с ее темой?
Смелость,
храбрость,
мужество,
отвага,
дерзость,
бесстрашие,
доблесть, героизм, геройство.
3.
Найдите в тексте наречия – синонимы и наречия – антонимы.
Какова их роль в тексте?
4.
Прочитайте синонимы получить- приобрести- обрести – найти.
Какой из этих глаголов имеет в толковом словаре стилистическую помету
высок.?
Выпишите
из
последнего
предложения
словосочетания
с
этим
словом. Почему из синонимического ряда автор выбрал именно это слово?
Как это связано с содержанием, стилем текста?
5.
Понаблюдайте, какую роль в этом тексте выполняет слово ЭТО.
Какие еще языковые средства служат для связи предложений в этом тексте?
Упражнение 2
Прочитайте цитату из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
1.
Обратите
внимание
на
знаки
препинания
при
частичном
цитировании этих слов, которое используется в тексте предыдущего задания.
2.Вспомните
другие
способы
цитирования.
Запишите
несколько
предложений, включающих слова А. Твардовского.
3.К
сочинениям
на
какие
темы
цитата
из
поэмы
может
быть
эпиграфом? Как оформляется эпиграф?
Упражнение 3
Прочитайте текст. К сочинениям на какие темы его можно использовать
в качестве вступления?
Около одной из московских школ стоит выполненный из белого камня
памятник-
стела
воспитанникам
школ
Свердловского
района
столицы,
погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
На камне вырублены проникновенные строки:
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан - знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
1.
Обратите внимание на способ включения цитаты- отрывка из
стихотворения С.Щипачева. Какова основная мысль этих слов? Выпишите из
отрывка
антонимы
(глаголы
и
существительные).
Как
использование
антонимов связано с темой стихотворения?
2.
Запишите словарную статью.
СТЕЛА
-
каменная
плита
или
столб
с
надписью
или
рельефным
изображением
Объясните постановку тире.
3.Найдите
в
тексте
слова,
которыми
можно
проиллюстрировать
правило о написании Н и НН в прилагательных и причастиях.
4. Произведите пунктуационный разбор первого предложения
5.Напишите сочинение на одну из выбранных вами тем, используя
данное начало.
Упражнение 4
Прочитайте текст. Какова его главная мысль?
Память – не абстрактное понятие, не только дань прошлому. Она –
основа будущего. Память- это благодарность старшим поколениям за боль и
страдания, которые перешли в счастье жизни сегодняшней.
Каждое имя солдата, погибшего за свободу Родины,- это нравственное
богатство народа. И беречь мы его должны свято, как мир, завоеванный такой
дорогой ценой.
1.
Выпишите антонимы. Какова их роль в тексте?
2.
2.Какие
языковые
средства
служат
средством
связи
между
предложениями в этом тексте?
3.
Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Почему в 1 и 2 предложениях поставлено тире, хотя обычно в таких случаях
оно не ставится? (Найдите ответ в примечании к правилу.)
Упражнение 5
Прочитайте текст. Какова в нем роль антонимов?
Никто не знает, но помнят все.
Есть в Москве, в саду у кремлевской стены, могила, возле которой
всегда много людей.
Никогда не гаснет над ней посреди гранитной пятиугольной звезды
огонь. Всегда горит он - и днем и ночью.
Никогда не увидишь тут увядших цветов. Всегда лежат свежие, недавно
принесенные, бережно уложенные букеты и венки.
Никто не знает, как звали человек, который похоронен здесь. Но все
знают, что он храбро сражался, и помнят, за что погиб этот неизвестный
солдат (Л, Кассиль)
1.Выпишите из текса антонимы в такой последовательности: глаголы,
прилагательные, местоимения, наречия.
2. Запишите один из абзацев, в котором
антонимы усиливают связь
между предложениями.
3.
Какие
еще
языковые
средства
обеспечивают
связь
между
предложениями, между абзацами в этом тексте?
Упражнение 6
Перепишите стихотворение С. Орлова. Какова его главная мысль?
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей Земля-
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным- давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной
Как будто в мавзолей.
1.Найдите в тексте синоним к слову земля.
2.Что достигается благодаря тому, что в 1 предложении слово земля
заменено
синонимом?
Как
употребление
этого
синонима
связано
с
содержанием стихотворения, его главной мыслью?
3. Подчеркните слова, которые употребляются в переносном значении.
4. Выпишите из текса стихотворения и из словаря слова, которые имеют
со словом земля общий корень.
5.Прочитайте
предложение,
в
котором
есть
обращение.
Вспомните
правило о знаках препинания в предложениях с обращением.
Упражнение 7
Спишите,
вставляя
пропущенные
буквы.
Расставьте
недостающие
знаки препинания.
Стать героем можно поступком далеко выходящ…м за рамки обыде…
ого долга. Совершая подвиг герой ж…ртвует риску…т всем, вплоть до
жизни - во имя истины во имя Родины.
1.Понаблюдайте, как использование повтора и слов, связанных с одной
темой (поступок, подвиг, долг, истина, жертвовать, рисковать, жизнь,
Родина, герой), служит средством связи между предложениями.
2.Прочитайте,
как
дается
толкование
значения
слова подвиг
в
«Школьном
толковом
словаре».
Составьте
несколько
предложений
и
словосочетаний с этим словом
3. К слову истина подберите синоним и родственные слова.
4. В сочинении на какую тему можно использовать слова Д. Гранина в
качестве эпиграфа?
Упражнение 8
Прочитайте отрывок из рассказа Ю.Бондарева «Память» Какова тема,
основная мысль текста?
Война
–
это
горький
пот
и
кровь,
это
после
каждого
боя
уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе,
разделенный на пятерых, оставшихся в живых…
Война – это письма, которых ждут и боятся получать, и это особая
обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу… погибшие
молодые
жизни,
непрожитые
биографии,
это
несбывшиеся
надежды,
ненаписанные
книги,
несовершившиеся
открытия,
невесты,
не
ставшие
женами.
Иногда я вижу, как дети играют в войну; в их понимании война - лишь
романтика и подвиги. У детей нет той памяти – опыта, что есть у взрослых.
В войну мое поколение научилось и любить, и верить, ненавидеть и
отрицать, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в силу привычки
теряет цену в мирные дни, что становится обыденным…
Мы
научились
ненавидеть
фальшь,
трусость,
ложь,
ускользающий
взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие,
от которого один шаг до предательства.
Наша память - это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой
ценой.
Вот почему, когда по случайным ассоциациям память возвращает нас к
дням войны, мы начинаем больше ценить тишину, спокойный блеск солнца,
прозрачность воздуха.
1.
Определите стиль текса. Докажите это.
2.
Выпишите из текса антонимы, (из 2-3 абзацев). Какова их роль?
3.
Выпишите из текста несколько предложений, в которых ставится
тире между подлежащим и сказуемым, Понаблюдайте, как использование
предложений,
одинаковых
по
строению,
служит
средством
связи
между
абзацами и предложениями в тексте.
4.
Какую роль в композиции текста играет последний абзац? Какие
языковые средства подчеркивают, что он является выводом, заключительной
частью.
5.
Объясните правописание НЕ с причастиями во 2 абзаце.
Упражнение 9
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Ладога… Дорога жизни…Ленинград и вся страна низко кланяются
тебе, твоим постам, твоим шоферам!
Сейчас
на
103
километре
дороги
Ленинград-
Петрозаводск
стоит
памятник.
На
гранитном
валуне
высечено:
«Неизвестному
шоферу,
отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне».
И самый памятник – каменная полуторка над краем прервавшейся
дороги.
Остановится
она
или
упадет?
Светлые
бетонные
плиты
дороги
смонтированы на разных уровнях, под разным наклоном - не понять, шоссе
ли это или ломающийся лед Ладоги.
Памятник
сооружен
на
средства
трудящихся
Волховского
района
Ленинградской области.
1.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
2. Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.
Упражнение 10
Запишите слова.
Памятник,
обелиск,
монумент,
монументальный,
мемориал,
мемориальный, комплекс, постамент, пьедестал, скульптор, архитектор,
сооружать, воздвигнуть, символизировать, олицетворять, величественный
Составьте
с
некоторыми
из
этих
слов
словосочетания
или
предложения.
Упражнение 11
Дополните тематическую группу слов, которые могут использоваться в
сочинениях на темы «У памятника погибшим героям», « О чем рассказал
памятник», используя текст.
Все
новые
и
новые
памятники,
прославляющие
воинские
подвиги,
сооружаются в стране. Только на территории Белгородской области на месте
исторических боев 1943 года, где проходила «Огненная дуга» открыто около
пятисот
памятников.
В
последние
годы
новые
памятники
сооружены
в
Москве, Брянске, Калуге, Пензе, Омске и многих других городах…
Сколько бы времени ни отделяло нас от памятных событий Великой
Отечественной войны, героизм и подвиг ее участников навсегда останутся в
памяти
народной
и
будут
служить
для
молодых
поколений
образцом
стойкости, отваги и самоотверженности. (По книге «Наши праздники»)
1 . П од бе р и т е
с и н о н и м ы
к
с л о ва м сооружать,
воздвигнуть,
величественный.
Упражнение 12
Прочитайте стихотворение школьника. Какова его основная мысль?
ОБЕЛИСК
Здесь давно отгремели бои
И замолкли глухие раскаты,
Но остались, как память земли,
Обелиски погибшим солдатам.
А над ними листва шелестит,
В поле травы колышутся тихо
На граните, алея, лежит,
Каплей крови застыла гвоздика.
Все деревья вершины склонили
Этим ласковым солнечным днем,
И цветы на солдатской могиле
Загораются Вечным огнем.
(Серафим Пиглицин, 7 класс)
1.Какие слова употреблены в переносном значении?
2.Произвед ите
лексич е ский
разб ор
слова обелиск
( д а й т е
характеристику слову, раскрывая его значение, особенности употребления).
Упражнение 13
Прочитайте
текст,
На
что
указывает
его
заглавие
-
на
тему
или
основную мысль?
Никто не забыт , и ничто не забыто.
В
скорбном
молчании
стоят
москвичи
и
гости
столицы
у
могилы
Неизвестного солдата, чтя память героических сынов и дочерей Советской
Родины, тех, кто с оружием в руках защищал ее от фашистских захватчиков и
не дожил до победы.
«Никто
не
забыт,
и
ничто
не
забыто»
-
в
этих
словах
и
чувство
глубокого уважения нашего народа к героическому прошлому, и гражданская
ответственность перед настоящим и будущим
Проходят
годы,
уходят
из
жизни
очевидцы
событий,
но
люди,
свершившие подвиги, живут вечно.
1.К какому стилю относится текст? Аргументируйте свой ответ.
2. Подберите синонимы к словам скорбный, чтить, свершить. Какова
стилистическая окраска глаголов чтить, свершить? Как использование форм
этих глаголов связано с содержанием, стилем текста?
Упражнение 14
Прочитайте отрывок из книги К. Ваншенкина, Озаглавьте текст.
Сталинград...Одно из величайших сражений человечества.
Перелом в войне, поворот в судьбе каждого из нас.
Горящий,
искореженный,
заваленный
фугасными
бомбами
город
сопротивлялся ежеминутно, яростно.
Никогда прежде не приходилось нам вести столь долгие и упорные
городские , уличные бои. Да что уличные! Бой шел за каждый дом или за то,
что осталось от дома, за каждый этаж, подвал, лестничную клетку, Среди
проломленных
перекрытий,
исковерканной
арматуры,
перепутанных
проводов и труб, битого кирпича, вырванных батарей парового отопления
Бессистемное
нагромождение
развалин
давало
возможность
для
внезапного
удара
во
фланг,
для
обстрела
снизу
и
сверху.
Каждое
окно,
дверной проем и пролом в стене превращались в бойницу и амбразуру.
Наши
лучше
и
быстрей
приноровились
к
новым
условиям,
враг
слишком любил определенность, заранее заведенный порядок, и это мешало
ему.
Не только невиданную стойкость проявили защитники города, но уже в
полной мере - воинское умение, быструю реакцию, сообразительность и
выдумку.
Взят наконец Мамаев курган, Сколько же полегло здесь наших солдат!
И чем моложе были эти ребята, тем больше их полегло. Они сделали в своей
жизни одно - погибли за Родину.
Флаг Победы над освобожденным городом. Собственно, города нет,
одни развалины. Но он был, и он будет. Значит, он есть. Город, откуда
началась наша победа.
1.Подберите
синонимы
к
словам
сражение,
стойкость,
враг,
сопротивляться
2.Выпишите из 3 или 4 абзаца несколько причастий, разберите их по
составу, объясните их правописание.
3. Напишите изложение.
Упражнение 15
Продолжите, пользуясь словарем, ряды синонимов
Бой, битва…
Враг, противник…
Армия, войско…
Воин, боец…
Командир, военачальник…
Воевать, сражаться…….
Победить, одержать победу…
1.Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд?
Упражнение 16
Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Винокурова.
Двадцатый век.
Боец багряным флагом,
Клубящимся
И рвущимся с древка,
Указывает,
Вставши над рейхстагом,
Что путь вперед
Свободен на века.
1.Запомни написание слов НавЕки, на векА, навЕк, навечно,
придумайте предложения с данными словами.
Подберите синонимы к прилагательному багряный.