Автор: Извекова Екатерина Александровна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МКДОУ–д⁄с "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Краснообск
Наименование материала: Родительский клуб
Тема: "Тепло родного очага"
Раздел: дошкольное образование
«Тепло родного очага»
Здравствуйте дорогие мамы. Мы рады встрече с вами и благодарны за то,
что вы оставили свои домашние дела и пришли на встречу.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях
и их назначении в воспитании и развитии ребёнка.
Для ребенка, да и для каждого из нас, дом – самое дорогое и светлое место на
земле, сколько бы лет нам не было, где бы мы небыли, наше сердце всегда
будет тянуться к родному дому. Почему же дом для нас является самым
дорогим местом на земле? Что же так притягивает нас к родному дому?
Наверное, тепло, уют, любовь и нежность, а также тихие семейные вечера,
семейные праздники и традиции. Каждому человеку необходимо, чтобы
рядом с ним были близкие, родные, любимые люди. Именно семья делает нас
счастливыми, но, к сожалению, мы не всегда это осознаем. Семья для детей –
источник развития, познания, усвоения и понимания различных семейных
ценностей и традиций. Их формируют в родительской семье и передают из
поколения в поколение. Сегодня семьи, в которых существуют семейные
традиции, поделятся с нами знаниями и секретами семейного счастья.
1.Визитка: участники тренинга приветствуют друг друга, представляются
2.Самые счастливые дети живут в семьях , где все любят друг друга. Семьи
бывают и маленькие и большие, богатые и не очень, но самое главное, чтобы
в семье почитали и уважали старших, помнили своих предков, любили друг
друга, хранили тепло родного очага. С древних времен на Руси почитали
семью и семейные ценности и традиции, вследствие чего народ сложил
много пословиц о семье. Давайте их вспомним и посмотрим, кто знает
пословиц больше: наши семьи или гости. (Дружеское соревнование в знании
пословиц). Ответы записываются на ватмане, который прикреплён к доске.
Педагог-психолог: Все семьи разные. Чем они отличаются друг от друга?
Конечно, своим укладом, обычаями, традициями и привычками. Традиции
передаются из поколения в поколение.
3.Вопросы для обсуждения:
Какие из этих традиций «живут» в ваших семьях?
4.Тренинговое упражнение «Мой дом – моя планета»
Педагог-психолог: Все наши семьи можно представить в виде планет одной
галактики, т. к., несмотря на все наши различия, мы находимся во
взаимодействии и оказываем влияние друг на друга. И сейчас я предлагаю
нашим семьям с помощью цветного песка, ракушек, пуговиц создать свою
планету. Ваши рукотворные планеты должны отражать ваши семейные
ценности и традиции. Планета – это ваш дом, а в доме должны царить
любовь, уют, покой – те семейные ценности, которые наработали ваши
предки и передали вам. Ваша задача это все сохранить и передать своим
детям, внукам и правнукам. На создание планет у вас 10 минут. Посмотрите
на свою планету, может быть, вы хотите что-то исправить или добавить, из-
менить? Вопросы для обсуждения: • Что вы изменили? • Для чего нужны эти
перемены? • Будут ли они во благо вашей семье?
5. Продолжая рассматривать нашу сегодняшнюю тему , хочется особое
внимание обратить на ценности семейного воспитания. Сегодня мы
вместе с вами попробуем определить ценности семейного воспитания,
которые являются фундаментальными, понятными и необходимыми для
развития и воспитания детей.
Вот перед вами «солнышко», которое мы назовем «Ценности
семейного воспитания». Лучей у этого солнца нет. Лучами собственно и
будут те ценности, которые мы определим.
Многие семьи поддерживают тесные и добрые отношения с бабушками и
дедушками. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми
мы связаны в истории человечества одной кровью. И каждый из нас –
продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит,
уважает и бережет. Предлагается творческое задание «нарисуй свою
семью».
Вопросы:
– У кого получилась самая многочисленная семья?
– У кого в семье бабушки и дедушки принимают участие в воспитании
ребенка?
Связь поколений – это ценность семейного воспитания.
Прикрепляется лучик к солнцу – 1.
Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни,
очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны
загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а
иногда даже не верят, что взрослые тоже были, когда-то детьми. Очень
полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя
при этом фотографии. Это могут быть истории весёлые, успешные, и
наоборот о каких-то неудачах, но с которыми вы справились, чему-то
научились, обнадеживающие вашего ребенка в том, что и у него все
получится. Старайтесь оформлять некоторые
странички семейного альбома вместе с детьми. Каждая страничка будет
ассоциироваться с каким-то рассказом из жизни и обязательно запомнится
ребенком. В альбом можно поместить какой-то рисунок ребенка рядом с
фотографией в том возрасте, в котором он его нарисовал.
Ваши дети рисовали семью. Вот эти рисунки. Предлагаем поместить этот
рисунок в фотоальбом, а рядом фото вашей семьи в настоящее время или
фото ребенка, но сделать это вместе с малышом. Родителям раздаются
рисунки детей «моя семья» для фотоальбома.
Семейный фотоальбом – это ценность семейного воспитания.
Прикрепляется лучик к солнцу – 2.
Как вы думаете, какое занятие больше всего сближает взрослых и детей?
Что для ребенка остается самым интересным и захватывающим?
Ответы родителей.
Конечно это совместные игры. Совместные игры, по мнению педагогов и
психологов, являются самым продуктивным, результативным в воспитании
дошкольников и этот вид деятельности, который бесспорно
является ценностью семейного воспитания, мы еще не назвали.
Совместная игра – это ценность семейного воспитания.
Прикрепляется лучик к солнцу – 3.
В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и
детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение, а умеем ли
мы пользоваться этой роскошью, и учим ли этому своих детей?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми
примерно 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу
указаний. Вы можете возразить и ответить, что сегодня динамика жизни
слишком быстрая и очень трудно найти время для общения. Все происходит
в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете
детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин,
разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут
сплотить и укрепить семью. Однако опять общение ограничивается
краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и
идет интересная телепередача?
А ведь можно отказаться от телевизора и приготовить ужин вместе,
сообща.
Именно в совместной деятельности, где каждый участник, выполняя
свою роль тесно взаимодействует с другими участниками общего дела, а
результат зависит от того насколько все слажено действовали. Для детей
очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и
нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности,
уверенности повышают самооценку, развивают положительные эмоции:
чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его
с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи.
Совместная деятельность – это
ценность семейного воспитания.
Прикрепляется лучик к солнцу – 4.
Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные
традиции.
Очень важно чтобы ребенок был активным участником семейных
традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и
проживал эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей
семьи традицией. Подведем итог:
Семейные традиции – это ценность семейного воспитания.
Прикрепляется лучик к солнцу – 5.
6.Презентация коллажей (домашняя работа) Педагог-психолог: У наших
семей-участников есть традиции и ценности, которые они чтят и передают из
поколения в поколение и сейчас они нам их представят. Примечание. Семьи
проводят творческую защиту коллажей на темы: «Наши семейные традиции»;
«Семейные ценности, которые мы чтим»; «Секреты семейного счастья».
7.Книга «Рецептов и советов семейного счастья»
Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю из ваших домашних заготовок
составить книгу «Рецептов и советов семейного счастья». Эта книга
«Рецептов» будет прикреплена в холле на первом этаже, и все желающие
смогут ее просмотреть. Примечание. Готовые рисунки с письменными
пояснениями рассматриваются, обсуждаются и вставляются в папку с
файлами.
8. Подведение итогов.
Наша встреча подходит к концу, хочется закончить ее словами великого
русского писателя Л. Н. Толстого: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Пусть в вашем доме царит всегда покой, уют, тепло и светит яркое солнце.
Тепло семейного очага
«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но
решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию
каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та
ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та
ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за
принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, —
говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и
получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего
ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома
никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома,
потому что
счастье живет только там, где горит
семейный очаг!»