Напоминание

"Мысли после экзаменов …"


Автор: Лазарева Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №179
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Мысли после экзаменов …"
Раздел: полное образование





Назад




Педагогическое эссе:

«Мысли после экзаменов…»

Автор: Лазарева Марина Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №179, г. Новосибирск

Литература умерла потому,

что не ужилась с прогрессом.

М. Гелприн «Свеча горела».

Больно, когда читаешь: «моя любимая книга-это «Дерьмовочка», «Ревизорро»

Гоголя, «советский восшизм» … Причины понятны. И каждый словесник сегодня

должен сражаться за великую литературу, за души детей.

Необходимо формировать навык систематического чтения (жёсткая система

зачётов,

тестов,

собеседований

по

тексту,

литературные

игры,

ведение

читательских

дневников…).

И

только

на

основе

текстового

знания

можно

осуществлять переход к целостному осмыслению художественного произведения.

Школа – это особый мир, где неокрепшие (социально, идейно, философски,

нравственно, этически) души ребят «взращиваются». И «рост» этот идёт через

постижение духовной глубины книги к Знанию, через расширение «круга чтения»

детей

эстетически

ценными

и

значимыми

в

духовной

культуре

России

и

человечества книгами, через воспитание уважения и любви к русской литературе,

через формирование диалогической формы мышления.

В своей работе использую технологию «Литературные мотивы», в основу

которой положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней

речи»

В.С.Выготского,

идеи

о

«правомерности

ассоциаций»

Б.М.Гаспарова.

Основная идея технологии - это осмысление литературного процесса как «диа-

поли-лога»

текстов.

Технология

создаёт

условия

для

развития

мотивации

учащихся, развивает «сильных» и «слабых». Так как чтение «трудных» по объёму

и осмыслению текстов классической литературы чередуется с чтением текстов

современной литературы, связанных с классикой мотивными нитями.

Так тема одиночества героев в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и

наказание» может быть «сопряжена» с одиночеством Ларры (М.Горький «Старуха

Изергиль»), с одиночеством Иуды (Л.Андреев «Иуда Искариот»), с одиночеством

командарма

Гаврилова

(Б.Пильняк

«Повесть

непогашенной

луны»),

с

одиночеством

Андрея

Срубова

(В.Зазубрин

«Щепка)

с

одиночеством

героев

Платонова,Тендрякова,Астафьева, Пелевина,Брэдбери…

Учитель

и

ученик,

тексты

классической

и

современной

литературы

-

равноправные участники диалога о нравственных вневременных ценностях. И

если диалог состоялся, то состоялось, по словам А.Перовского «общение человека

с человечеством».

Список источников информации

1.

А.В. Воронцов. Статья «Чтение как социальная проблема»

2.

М. Гелприн. Рассказ «Свеча горела»



В раздел образования