Автор: Лазарева Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №179
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Мысли после экзаменов …"
Раздел: полное образование
Педагогическое эссе:
«Мысли после экзаменов…»
Автор: Лазарева Марина Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №179, г. Новосибирск
Литература умерла потому,
что не ужилась с прогрессом.
М. Гелприн «Свеча горела».
Больно, когда читаешь: «моя любимая книга-это «Дерьмовочка», «Ревизорро»
Гоголя, «советский восшизм» … Причины понятны. И каждый словесник сегодня
должен сражаться за великую литературу, за души детей.
Необходимо формировать навык систематического чтения (жёсткая система
зачётов,
тестов,
собеседований
по
тексту,
литературные
игры,
ведение
читательских
дневников…).
И
только
на
основе
текстового
знания
можно
осуществлять переход к целостному осмыслению художественного произведения.
Школа – это особый мир, где неокрепшие (социально, идейно, философски,
нравственно, этически) души ребят «взращиваются». И «рост» этот идёт через
постижение духовной глубины книги к Знанию, через расширение «круга чтения»
детей
эстетически
ценными
и
значимыми
в
духовной
культуре
России
и
человечества книгами, через воспитание уважения и любви к русской литературе,
через формирование диалогической формы мышления.
В своей работе использую технологию «Литературные мотивы», в основу
которой положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней
речи»
В.С.Выготского,
идеи
о
«правомерности
ассоциаций»
Б.М.Гаспарова.
Основная идея технологии - это осмысление литературного процесса как «диа-
поли-лога»
текстов.
Технология
создаёт
условия
для
развития
мотивации
учащихся, развивает «сильных» и «слабых». Так как чтение «трудных» по объёму
и осмыслению текстов классической литературы чередуется с чтением текстов
современной литературы, связанных с классикой мотивными нитями.
Так тема одиночества героев в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание» может быть «сопряжена» с одиночеством Ларры (М.Горький «Старуха
Изергиль»), с одиночеством Иуды (Л.Андреев «Иуда Искариот»), с одиночеством
командарма
Гаврилова
(Б.Пильняк
«Повесть
непогашенной
луны»),
с
одиночеством
Андрея
Срубова
(В.Зазубрин
«Щепка)
с
одиночеством
героев
Платонова,Тендрякова,Астафьева, Пелевина,Брэдбери…
Учитель
и
ученик,
тексты
классической
и
современной
литературы
-
равноправные участники диалога о нравственных вневременных ценностях. И
если диалог состоялся, то состоялось, по словам А.Перовского «общение человека
с человечеством».
Список источников информации
1.
А.В. Воронцов. Статья «Чтение как социальная проблема»
2.
М. Гелприн. Рассказ «Свеча горела»