Автор: Глазунова Наталия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №10" им. Н.К. Крупской
Населённый пункт: г.Железноводск
Наименование материала: Статья
Тема: Дополнительное образование в детском доме.
Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Одним
из
основных
институтов
социального
воспитания
являются
внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ
преобразованы
в
учреждения
дополнительного
образования
детей.
С
приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает их роль в
выполнении
государственного
заказа
на
социальное
формирование
и
развитие личности.
Внешкольные
учреждения
предоставляют
детям
возможность
свободного
выбора
видов
деятельности,
направленных
на
формирование
их
мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и
положительной мотивационной направленности в сфере свободного времени.
Основными задачами дополнительного образования воспитанников детского
дома являются:
1.
обеспечение необходимых условий для личностного развития;
2.
укрепление здоровья;
3.
профессиональное самоопределение;
4.
творческий труд;
5)
социальная
защита,
поддержка,
реабилитация
и
адаптация
к
жизни
в
обществе;
6) социализация детей - инвалидов;
7)формирование
общей
культуры
и
организация
содержательного
досуга.
Деятельность
дополнительного
образования
детей
нацелена
на
создание
условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов,
нужд
и
потребностей
детей;
общественного
характера
образования,
гуманности
и
демократизма;
дифференциации
образования
с
учетом
реальных возможностей каждого воспитанника.
В
данном
программы
дополнительного
образования
реализуется,
сопряженные с такими направлениями социально - педагогической работы,
как
валеология,
социология,
техника,
физкультура
и
спорт,
творческая
ориентация
детей,
культура
быта,
художественно-эстетическое
и
допрофессиональное образование.
Большой
спектр
направлений
интеллектуальной
и
практической
деятельности позволяет дополнительному образованию быстро откликаться
на социальные потребности детей. Опираясь на положительную мотивацию
воспитанников, их актуальные, социальные и образовательные потребности,
дополнительного
образования
имеют
больше
возможностей
для
создания
условий интенсивной социализации формирующейся личности, социальной
защиты ее прав и свобод в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Содержание
и
многообразие
форм,
применяемых
в
воспитательном
-образовательном процессе, даёт возможность педагогам дополнительного
образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему,
увеличить
число
воспитывающих
факторов,
влияющих
на
сознание
и
поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.
Полное
представление
о
возможностях
дополнительного
образования
невозможно
без
анализа
особенностей
его
содержания,
к
которым
необходимо отнести следующие:
1.Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами.
Его содержание определяется социальным заказом детей, других социальных
институтов.
Сфера
дополнительного
образования
предоставляет
ребенку
широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной,
технической, спортивной, эстетической и многих других.
2.В
детском
доме
дополнительное
образование
реализуется
через
многообразие функций деятельности. Можно выделить две группы целевых
функций
деятельности
дополнительного
образования:
образовательные
и
социально - педагогические. К образовательным функциям можно отнести
функции обучения, воспитания и развития детей, которые могут выступать
как
самостоятельные
функции
или
организуются
как
единый
процесс.
Обучение традиционно предполагает формирование у детей знаний, умений
и
навыков,
новых
понятий
и
способов
действия,
системы
научных
и
специальных
знаний.
Особенность,
дополнительной
образовательной
программы состоит в том, что она не повторяет дошкольную, основную
общеобразовательную или профессиональную программу.
Дополнительное образование в детском доме имеет огромное значение и
является по сути приоритетным в решении многих проблем, связанных с
правонарушениями
и
безнадзорностью
среди
воспитанников.
Правильная
организация сферы дополнительного образования играет огромную роль в
воспитательном - образовательном процессе детского дома в целом, так как
занятия в этой сфере помогают ребенку:
1.
выявить и развить свои потенциальные творческие способности;
2.
достаточно
рано
определиться
в
своих
интересах
и
возможностях,
осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;
3.
испытать
ситуацию
успеха,
чего
он,
возможно,
лишен
в
основной
учебной деятельности;
4.
п ол у ч и т ь
р а з н о о б р а з н ы й
с о ц и а л ь н ы й
о п ы т,
н ау ч и т ь с я
содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
5.
самоутвердиться социально адекватным способом;
6.
удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки
школьной программы.
Коррекционно-развивающая
функция,
где
учебно-воспитательный
п р о ц е с с
д о п о л н и т е л ь н о г о
о б р а з о в а н и я
п о з в о л я е т
развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого
ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
Воспитательная функция - содержание и методика работы дополнительного
образования
оказывают
значительное
влияние
на
развитие
социально
значимых
качеств
личности,
формирование
коммуникативных
навыков,
воспитание
у
ребенка
социальной
ответственности,
коллективизма
и
патриотизма.
Статус и роль дополнительного образования, как отдельного структурного
подразделения
детского
дома
регламентируется
нормативно
-
правовыми
документами, основными среди которых являются:
1.
Раздел
«Дополнительное
образование»
в
Программе
развития
учреждения;
2. Положение о структурном подразделении дополнительного образования и
самостоятельные
образовательные
программы
каждого
из
реализуемых
направлений;
3.Планы учебно-воспитательной работы структурного подразделения и всех
кружков, секций на учебный год;
5.Списки воспитанников;
6.Расписание занятий каждого подразделения;
7.Журналы учета посещения воспитанников.
Система
дополнительного
образования
детского
дома
позволяет
каждому
ребенку или подростку приобрести устойчивую потребность в познании и
творчестве,
максимально
реализовать
себя,
самоопределиться
предметно,
социально,
профессионально,
личностно.
Отличительными
чертами
педагогики дополнительного образования детей являются:
1.
Создание
условий
для
свободного
выбора
каждым
ребенком
образовательной
области,
профиля
программы
и
времени
ее
освоения,
педагога;
2.
Многообразие
видов
деятельности,
удовлетворяющей
самые
разные
интересы, склонности и потребности ребенка;
3.
Личностно
-
деятельностный
характер
образовательного
процесса,
способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству,
самореализации и самоопределению;
4.
Личностно-ориентированный
подход
к
ребенку,
создание
«ситуации
успеха» для каждого;
5. Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения
личности;
6. Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на
пересмотр возможностей в самоопределении;
Применение
таких
средств
определения
результативности
продвижения
ребенка
в
границах
избранной
им
дополнительной
образовательной
программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему
увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не
ущемляя достоинства личности ребенка.
Дополнительное
образование
детей
опирается
на
следующие
принципы:
гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация,
педагогика
сотрудничества.
Важнейшим
принципом
дополнительного
образования детей является добровольный выбор ребенком предмета или
вида деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано
детьми,
педагогами,
так
как
позволяет
удовлетворять
в
условиях
неформального
образовательного
процесса
разнообразные
познавательные
интересы личности.
В детском доме созданы определенные условия для развития творческих
способностей.
Этому
способствует
в
не
учебная
деятельность,
которая
реализуется через кружковые занятия.
Деятельность
системы
дополнительного
образования
в
детском
доме
основывается на следующих принципах:
1.
Добровольность;
2.
Самостоятельность;
3.
Творчество;
4.
Многопрофильность;
5.
Неформальное общение;
6.
Возможность выхода из объединения;
7.
Отсутствие обязательной оценки;
8.
Сплочение детского коллектива.
Цель
дополнительного
образования:
создание
условий
для
развития
творческой
индивидуальности
воспитанников
на
основе
их
интересов,
потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации
и самоактуализации.
Задачи:
1.
Выявление
интересов,
способностей,
склонностей,
возможностей
воспитанников к различным видам деятельности;
2.
Оказание помощи в выборе кружка, секции;
3.
Формирование
системы
знаний,
умений,
навыков
в
избранном
направлении деятельности;
4.
Развитие творческих способностей;
5.
Создание
необходимых
условий
для
реализации
приобретенных
знаний,
умений,
навыков
(участие
в
выставках,
ярмарках,
благотворительная деятельность, обмен опытом).
Таким
образом,
воспитанники
детского
дома
в
системе
дополнительного
образования
имеют
возможность
осознать
себя,
находят
удовлетворение
потребности в разных видах деятельности: в спорте, в творчестве, искусстве,
в изготовлении поделок и т.д.
У воспитанников есть свобода выбора и это выражается в спектре кружков и
секций,
целью
которых
служит
подготовка
воспитанников
к
дальнейшей
жизни.