Напоминание

Дополнительное образование в детском доме.


Автор: Глазунова Наталия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №10" им. Н.К. Крупской
Населённый пункт: г.Железноводск
Наименование материала: Статья
Тема: Дополнительное образование в детском доме.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Одним

из

основных

институтов

социального

воспитания

являются

внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ

преобразованы

в

учреждения

дополнительного

образования

детей.

С

приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает их роль в

выполнении

государственного

заказа

на

социальное

формирование

и

развитие личности.

Внешкольные

учреждения

предоставляют

детям

возможность

свободного

выбора

видов

деятельности,

направленных

на

формирование

их

мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и

положительной мотивационной направленности в сфере свободного времени.

Основными задачами дополнительного образования воспитанников детского

дома являются:

1.

обеспечение необходимых условий для личностного развития;

2.

укрепление здоровья;

3.

профессиональное самоопределение;

4.

творческий труд;

5)

социальная

защита,

поддержка,

реабилитация

и

адаптация

к

жизни

в

обществе;

6) социализация детей - инвалидов;

7)формирование

общей

культуры

и

организация

содержательного

досуга.

Деятельность

дополнительного

образования

детей

нацелена

на

создание

условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов,

нужд

и

потребностей

детей;

общественного

характера

образования,

гуманности

и

демократизма;

дифференциации

образования

с

учетом

реальных возможностей каждого воспитанника.

В

данном

программы

дополнительного

образования

реализуется,

сопряженные с такими направлениями социально - педагогической работы,

как

валеология,

социология,

техника,

физкультура

и

спорт,

творческая

ориентация

детей,

культура

быта,

художественно-эстетическое

и

допрофессиональное образование.

Большой

спектр

направлений

интеллектуальной

и

практической

деятельности позволяет дополнительному образованию быстро откликаться

на социальные потребности детей. Опираясь на положительную мотивацию

воспитанников, их актуальные, социальные и образовательные потребности,

дополнительного

образования

имеют

больше

возможностей

для

создания

условий интенсивной социализации формирующейся личности, социальной

защиты ее прав и свобод в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Содержание

и

многообразие

форм,

применяемых

в

воспитательном

-образовательном процессе, даёт возможность педагогам дополнительного

образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему,

увеличить

число

воспитывающих

факторов,

влияющих

на

сознание

и

поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.

Полное

представление

о

возможностях

дополнительного

образования

невозможно

без

анализа

особенностей

его

содержания,

к

которым

необходимо отнести следующие:

1.Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами.

Его содержание определяется социальным заказом детей, других социальных

институтов.

Сфера

дополнительного

образования

предоставляет

ребенку

широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной,

технической, спортивной, эстетической и многих других.

2.В

детском

доме

дополнительное

образование

реализуется

через

многообразие функций деятельности. Можно выделить две группы целевых

функций

деятельности

дополнительного

образования:

образовательные

и

социально - педагогические. К образовательным функциям можно отнести

функции обучения, воспитания и развития детей, которые могут выступать

как

самостоятельные

функции

или

организуются

как

единый

процесс.

Обучение традиционно предполагает формирование у детей знаний, умений

и

навыков,

новых

понятий

и

способов

действия,

системы

научных

и

специальных

знаний.

Особенность,

дополнительной

образовательной

программы состоит в том, что она не повторяет дошкольную, основную

общеобразовательную или профессиональную программу.

Дополнительное образование в детском доме имеет огромное значение и

является по сути приоритетным в решении многих проблем, связанных с

правонарушениями

и

безнадзорностью

среди

воспитанников.

Правильная

организация сферы дополнительного образования играет огромную роль в

воспитательном - образовательном процессе детского дома в целом, так как

занятия в этой сфере помогают ребенку:

1.

выявить и развить свои потенциальные творческие способности;

2.

достаточно

рано

определиться

в

своих

интересах

и

возможностях,

осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;

3.

испытать

ситуацию

успеха,

чего

он,

возможно,

лишен

в

основной

учебной деятельности;

4.

п ол у ч и т ь

р а з н о о б р а з н ы й

с о ц и а л ь н ы й

о п ы т,

н ау ч и т ь с я

содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

5.

самоутвердиться социально адекватным способом;

6.

удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки

школьной программы.

Коррекционно-развивающая

функция,

где

учебно-воспитательный

п р о ц е с с

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я

п о з в о л я е т

развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого

ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

Воспитательная функция - содержание и методика работы дополнительного

образования

оказывают

значительное

влияние

на

развитие

социально

значимых

качеств

личности,

формирование

коммуникативных

навыков,

воспитание

у

ребенка

социальной

ответственности,

коллективизма

и

патриотизма.

Статус и роль дополнительного образования, как отдельного структурного

подразделения

детского

дома

регламентируется

нормативно

-

правовыми

документами, основными среди которых являются:

1.

Раздел

«Дополнительное

образование»

в

Программе

развития

учреждения;

2. Положение о структурном подразделении дополнительного образования и

самостоятельные

образовательные

программы

каждого

из

реализуемых

направлений;

3.Планы учебно-воспитательной работы структурного подразделения и всех

кружков, секций на учебный год;

5.Списки воспитанников;

6.Расписание занятий каждого подразделения;

7.Журналы учета посещения воспитанников.

Система

дополнительного

образования

детского

дома

позволяет

каждому

ребенку или подростку приобрести устойчивую потребность в познании и

творчестве,

максимально

реализовать

себя,

самоопределиться

предметно,

социально,

профессионально,

личностно.

Отличительными

чертами

педагогики дополнительного образования детей являются:

1.

Создание

условий

для

свободного

выбора

каждым

ребенком

образовательной

области,

профиля

программы

и

времени

ее

освоения,

педагога;

2.

Многообразие

видов

деятельности,

удовлетворяющей

самые

разные

интересы, склонности и потребности ребенка;

3.

Личностно

-

деятельностный

характер

образовательного

процесса,

способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству,

самореализации и самоопределению;

4.

Личностно-ориентированный

подход

к

ребенку,

создание

«ситуации

успеха» для каждого;

5. Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения

личности;

6. Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на

пересмотр возможностей в самоопределении;

Применение

таких

средств

определения

результативности

продвижения

ребенка

в

границах

избранной

им

дополнительной

образовательной

программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему

увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не

ущемляя достоинства личности ребенка.

Дополнительное

образование

детей

опирается

на

следующие

принципы:

гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация,

педагогика

сотрудничества.

Важнейшим

принципом

дополнительного

образования детей является добровольный выбор ребенком предмета или

вида деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано

детьми,

педагогами,

так

как

позволяет

удовлетворять

в

условиях

неформального

образовательного

процесса

разнообразные

познавательные

интересы личности.

В детском доме созданы определенные условия для развития творческих

способностей.

Этому

способствует

в

не

учебная

деятельность,

которая

реализуется через кружковые занятия.

Деятельность

системы

дополнительного

образования

в

детском

доме

основывается на следующих принципах:

1.

Добровольность;

2.

Самостоятельность;

3.

Творчество;

4.

Многопрофильность;

5.

Неформальное общение;

6.

Возможность выхода из объединения;

7.

Отсутствие обязательной оценки;

8.

Сплочение детского коллектива.

Цель

дополнительного

образования:

создание

условий

для

развития

творческой

индивидуальности

воспитанников

на

основе

их

интересов,

потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации

и самоактуализации.

Задачи:

1.

Выявление

интересов,

способностей,

склонностей,

возможностей

воспитанников к различным видам деятельности;

2.

Оказание помощи в выборе кружка, секции;

3.

Формирование

системы

знаний,

умений,

навыков

в

избранном

направлении деятельности;

4.

Развитие творческих способностей;

5.

Создание

необходимых

условий

для

реализации

приобретенных

знаний,

умений,

навыков

(участие

в

выставках,

ярмарках,

благотворительная деятельность, обмен опытом).

Таким

образом,

воспитанники

детского

дома

в

системе

дополнительного

образования

имеют

возможность

осознать

себя,

находят

удовлетворение

потребности в разных видах деятельности: в спорте, в творчестве, искусстве,

в изготовлении поделок и т.д.

У воспитанников есть свобода выбора и это выражается в спектре кружков и

секций,

целью

которых

служит

подготовка

воспитанников

к

дальнейшей

жизни.



В раздел образования