Напоминание

"Скелет – наша опора"


Автор: Хандова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: город Нижняя Тура
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Скелет – наша опора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

Интегрированное познавательное занятие

в старшей группе №7

«СКЕЛЕТ – НАША ОПОРА»

Составитель:

Хандова И.Г.,

первая квалификационная категория

г. Нижняя Тура

2017

Программное содержание:

Формировать элементарные знания детей об опорно-двигательной системе

человека, о том, что все кости составляют скелет, скелет выполняет защитную

функцию для внутренних органов, состоит из различных отделов: череп,

позвоночник, грудная клетка, конечности; о вредных и полезных продуктах.

Учить детей опытным путём доказывать прочность скелета – каркаса

организма, его двигательную функцию, гибкость позвоночника; учить делать

выводы о важности скелета, бережного отношения к организму, здоровью.

Закреплять знания о внутренних органах, умения определять их проекции на

схеме.

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве в чётко заданном

алгоритме.

Воспитывать интерес к изучению своего организма,

желание вести

здоровый, безопасный образ жизни.

Словарная работа:

Опорно-двигательная система, череп, позвоночник, позвонки, рёбра, грудная

клетка, суставы, кальций, фосфор.

Индивидуальная работа:

Контролировать правильность прохождения по «полю» в игре (Катя,

Милена); контролировать правильный подбор картинок при конструировании

(Лёня, Рома).

Материалы к занятию:

«Поле» с клетками для игры «Квест», картинки с изображением внутренних

органов на магнитах, тарелочки с цифрами, мольберт, схематическое

изображение человека на большом листе, модель скелета, стойка для него,

трубочки от фломастеров, целые и наборные в корзинках, по 2 шт. на

каждого

ребёнка,

картинка

с

изображением

человека

без

скелета,

пластилиновые фигурки человечков по количеству детей на подставках на

столе, каркасы из проволоки или др. материала – упрощённые модели

скелета, кубики «Ca», «F», ЛЕГО-детали с картинками полезных и вредных

продуктов, иллюстрации по ОБЖ – опасность падений с высоты, в гололёд и

т.п., МР3-плеер, телевизор, аудиозапись песни, видеозапись на

USB-

носителях.

Предварительная работа:

Беседы, рассказы воспитателя о внутренних органах, о кальций- и

фосфорсодержащих

продуктах,

чтение

стихов,

отгадывание

загадок,

рассматривание альбомов «Полезные и вредные продукты», картинок-схем

строения

человека;

игра

«Квест-головоломка»;

ЛЕГО-конструирование;

просмотр видеофильма «Моё тело».

Используемая литература:

Обо всём на свете. Занимательная анатомия, Москва, Росмэн, 1999.

Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и моё здоровье, Челябинск, 1999.

Ход занятия: (Дети сидят на стульях по краю ковра - «поля»)

- Мы продолжаем изучать свой организм. Вы уже знаете, что у нас внутри,

какие есть органы и какую роль они играют для жизни человека. И для

начала мы вспомним о них в разминке. Но сегодня мы поговорим ещё об

одном органе. Это даже не часть тела человека, а целая система, одна из

самых важных. А вот что это за система, о чём будет речь, вы узнаете, если

выполните все условия игры «Квест-головоломка».

Итак, начинаем разминку. Кому то из вас нужно будет со стартовой точки на

«поле» правильно пройти и найти ключ к следующему решению. Ключом

является цифра, которая указывает на одну загадку. Найти ответ на загадку

вам помогут картинки-карточки. Нужно не только взять правильную

карточку, но и поместить её на схеме – изображении человека в правильной

проекции.

1

й

игрок: Ты налево повернись

И по «полю» ты пройдись,

Сделай ровно два шага…

И узнаешь ты тогда…(ребёнок называет цифру, я читаю загадку,

ребёнок находит картинку-отгадку, помещает её на схему)

1

я

загадка: Он всё запоминает,

Смотреть и слушать, говорить

И видеть помогает,

Работой организма бессменно управляет (мозг)

2

й

игрок: Ты кругом развернись

И вдоль комнаты пройдись,

Сделай ровно три шага…

И узнаешь ты тогда…

2

я

загадка: Два воздушных лепестка

Розоватые слегка,

Важную работу выполняют –

Дышать нам помогают (лёгкие)

3

й

игрок: А ты прямо становись

И так – прямо уж пройдись,

Сделай ты один шажок…

И узнаешь ты, дружок…

3

я

загадка: День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук (сердце)

4

й

игрок: Ты направо повернись

И по «полю» ты пройдись,

Сделай ты четыре шага…

И узнаешь ты тогда…(цифра находится на шкафу)

4

я

загадка: Он всем опору телу, бесспорно, составляет,

Ходить и бегать, приседать и прыгать помогает (скелет)

(Открываю шкаф) – Ребята, у нас в шкафу – скелет! Пусть взрослые

улыбнутся – у нас есть свой скелет в шкафу! ( Вешаю модель скелета на

стойку).

Скелет – это все кости человека. Вместе с мышцами он является опорно-

двигательной системой человека. Почему она так называется? (ответы

детей). Это наша опора: мы стоим, сидим, идём, бежим, опираясь на кости.

Двигательная: кости вместе с мышцами движутся вверх-вниз, вперёд-назад,

влево-вправо, почти вращаются. Мы вскоре это продемонстрируем, а пока –

слушайте и смотрите: (показываю на модели).

У скелета есть основные части: череп защищает мозг, он для него, как шлем,

потому

что

кости

черепа

очень

прочно

соединены

между

собой.

Позвоночник – это стержень всего организма. Он состоит из маленьких

косточек – позвонков, которые обеспечивают нам гибкость. Без этого мы не

смогли бы нагнуться, повернуться, сделать кувырок. Давайте посмотрим.

(Раздаю трубочки от фломастеров – целые и нарезанные на маленькие

кусочки и нанизанные на шнурки. Дети сгибают целые и наборные трубочки,

убеждаются, что вторые легко гнутся, а первые – нет)

На позвоночник прикреплены рёбра, они составляют грудную клетку.

Грудная клетка – это всё равно, что доспехи, защищающие внутренние

органы – лёгкие и сердце.

Ребята, что бы было, если бы мы не имели скелет? (ответы детей).

Правильно, мы превратились бы в желе, кисель, вот как на этой картинке

(показываю и помещаю на мольберт).

Давайте сейчас опытным путём докажем, что скелет – это наш каркас, и без

него тело – это просто мешок. (Дети встают вокруг стола). Среди этих

пластилиновых фигурок есть такие, внутри которых вот такой каркас, это

простая модель нашего скелета. А другие фигурки не имеют каркаса.

Попробуем размять, раздавить, расплющить и те, и эти и посмотрим, что

получится. (Дети выполняют задание, убеждаются, что фигурки без каркаса

легко смялись, а с каркасом – нет; затем возвращаются на стульчики).

А это - кости конечностей – наших рук и ног (показываю на модели). С

помощью суставов

- хитроумных соединений, они легко движутся, им

помогают в этом мышцы. Давайте сейчас весело подвигаемся под музыку и

убедимся, как легко и ловко движутся наши части тела. (Проводится

музыкальная разминка-зарядка; дети садятся).

Кости скелета обеспечивают нам опору, чтобы мы прочно стояли на Земле.

Но они сами нуждаются в прочности. А для этого нужны полезные вещества,

витамины, которые человек употребляет с продуктами питания.

Много микроэлементов и витаминов полезно для укрепления костей, но

самые главные – это кальций и фосфор. (показываю 2 кубика, условно

обозначающие эти элементы). Мы с вами уже говорили об этом. Давайте

вспомним, в каких продуктах содержатся эти полезные элементы и поиграем

в ЛЕГО. Постройте из ЛЕГО-деталей прочные устойчивые конструкции, но

подбирайте картинки так: одна команда собирает конструкцию из картинок с

полезными продуктами, где есть Са и F, а другая – из картинок с вредными

продуктами. Начали! (Проводится ЛЕГО-игралочка: дети на полу складывают

из кубиков и кирпичиков ЛЕГО башенки, пирамиды и т.п.)

Если полезных веществ в костях недостаточно, они становятся ломкими,

хрупкими, слабыми, легко могут сломаться. Когда это может случится?

(Выставляю иллюстрации по ОБЖ; ответы детей). Переломы костей – это

очень плачевно! Кости правят, ставят на место, накладывают гипсовые

повязки – врачи-хирурги. Кости срастаются очень долго, и человек в гипсе

уже не может так легко двигаться и плясать, как мы сейчас с вами.

Давайте сделаем вывод: Важны для нас кости? (Да). Что они обеспечивают?

(опору, движение, защищают внутренние органы). Нужно их беречь? (Да).

Как? (Есть полезные продукты, избегать травм).

У зверей, рыб, птиц тоже есть скелеты, своя опорно-двигательная система.

Попробуем по скелетам узнать животных. (Просмотр видеоролика «Чей это

скелет?», дети называют животных.)



В раздел образования