Автор: Хандова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: город Нижняя Тура
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Скелет – наша опора"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
Интегрированное познавательное занятие
в старшей группе №7
«СКЕЛЕТ – НАША ОПОРА»
Составитель:
Хандова И.Г.,
первая квалификационная категория
г. Нижняя Тура
2017
Программное содержание:
Формировать элементарные знания детей об опорно-двигательной системе
человека, о том, что все кости составляют скелет, скелет выполняет защитную
функцию для внутренних органов, состоит из различных отделов: череп,
позвоночник, грудная клетка, конечности; о вредных и полезных продуктах.
Учить детей опытным путём доказывать прочность скелета – каркаса
организма, его двигательную функцию, гибкость позвоночника; учить делать
выводы о важности скелета, бережного отношения к организму, здоровью.
Закреплять знания о внутренних органах, умения определять их проекции на
схеме.
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве в чётко заданном
алгоритме.
Воспитывать интерес к изучению своего организма,
желание вести
здоровый, безопасный образ жизни.
Словарная работа:
Опорно-двигательная система, череп, позвоночник, позвонки, рёбра, грудная
клетка, суставы, кальций, фосфор.
Индивидуальная работа:
Контролировать правильность прохождения по «полю» в игре (Катя,
Милена); контролировать правильный подбор картинок при конструировании
(Лёня, Рома).
Материалы к занятию:
«Поле» с клетками для игры «Квест», картинки с изображением внутренних
органов на магнитах, тарелочки с цифрами, мольберт, схематическое
изображение человека на большом листе, модель скелета, стойка для него,
трубочки от фломастеров, целые и наборные в корзинках, по 2 шт. на
каждого
ребёнка,
картинка
с
изображением
человека
без
скелета,
пластилиновые фигурки человечков по количеству детей на подставках на
столе, каркасы из проволоки или др. материала – упрощённые модели
скелета, кубики «Ca», «F», ЛЕГО-детали с картинками полезных и вредных
продуктов, иллюстрации по ОБЖ – опасность падений с высоты, в гололёд и
т.п., МР3-плеер, телевизор, аудиозапись песни, видеозапись на
USB-
носителях.
Предварительная работа:
Беседы, рассказы воспитателя о внутренних органах, о кальций- и
фосфорсодержащих
продуктах,
чтение
стихов,
отгадывание
загадок,
рассматривание альбомов «Полезные и вредные продукты», картинок-схем
строения
человека;
игра
«Квест-головоломка»;
ЛЕГО-конструирование;
просмотр видеофильма «Моё тело».
Используемая литература:
Обо всём на свете. Занимательная анатомия, Москва, Росмэн, 1999.
Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и моё здоровье, Челябинск, 1999.
Ход занятия: (Дети сидят на стульях по краю ковра - «поля»)
- Мы продолжаем изучать свой организм. Вы уже знаете, что у нас внутри,
какие есть органы и какую роль они играют для жизни человека. И для
начала мы вспомним о них в разминке. Но сегодня мы поговорим ещё об
одном органе. Это даже не часть тела человека, а целая система, одна из
самых важных. А вот что это за система, о чём будет речь, вы узнаете, если
выполните все условия игры «Квест-головоломка».
Итак, начинаем разминку. Кому то из вас нужно будет со стартовой точки на
«поле» правильно пройти и найти ключ к следующему решению. Ключом
является цифра, которая указывает на одну загадку. Найти ответ на загадку
вам помогут картинки-карточки. Нужно не только взять правильную
карточку, но и поместить её на схеме – изображении человека в правильной
проекции.
1
й
игрок: Ты налево повернись
И по «полю» ты пройдись,
Сделай ровно два шага…
И узнаешь ты тогда…(ребёнок называет цифру, я читаю загадку,
ребёнок находит картинку-отгадку, помещает её на схему)
1
я
загадка: Он всё запоминает,
Смотреть и слушать, говорить
И видеть помогает,
Работой организма бессменно управляет (мозг)
2
й
игрок: Ты кругом развернись
И вдоль комнаты пройдись,
Сделай ровно три шага…
И узнаешь ты тогда…
2
я
загадка: Два воздушных лепестка
Розоватые слегка,
Важную работу выполняют –
Дышать нам помогают (лёгкие)
3
й
игрок: А ты прямо становись
И так – прямо уж пройдись,
Сделай ты один шажок…
И узнаешь ты, дружок…
3
я
загадка: День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (сердце)
4
й
игрок: Ты направо повернись
И по «полю» ты пройдись,
Сделай ты четыре шага…
И узнаешь ты тогда…(цифра находится на шкафу)
4
я
загадка: Он всем опору телу, бесспорно, составляет,
Ходить и бегать, приседать и прыгать помогает (скелет)
(Открываю шкаф) – Ребята, у нас в шкафу – скелет! Пусть взрослые
улыбнутся – у нас есть свой скелет в шкафу! ( Вешаю модель скелета на
стойку).
Скелет – это все кости человека. Вместе с мышцами он является опорно-
двигательной системой человека. Почему она так называется? (ответы
детей). Это наша опора: мы стоим, сидим, идём, бежим, опираясь на кости.
Двигательная: кости вместе с мышцами движутся вверх-вниз, вперёд-назад,
влево-вправо, почти вращаются. Мы вскоре это продемонстрируем, а пока –
слушайте и смотрите: (показываю на модели).
У скелета есть основные части: череп защищает мозг, он для него, как шлем,
потому
что
кости
черепа
очень
прочно
соединены
между
собой.
Позвоночник – это стержень всего организма. Он состоит из маленьких
косточек – позвонков, которые обеспечивают нам гибкость. Без этого мы не
смогли бы нагнуться, повернуться, сделать кувырок. Давайте посмотрим.
(Раздаю трубочки от фломастеров – целые и нарезанные на маленькие
кусочки и нанизанные на шнурки. Дети сгибают целые и наборные трубочки,
убеждаются, что вторые легко гнутся, а первые – нет)
На позвоночник прикреплены рёбра, они составляют грудную клетку.
Грудная клетка – это всё равно, что доспехи, защищающие внутренние
органы – лёгкие и сердце.
Ребята, что бы было, если бы мы не имели скелет? (ответы детей).
Правильно, мы превратились бы в желе, кисель, вот как на этой картинке
(показываю и помещаю на мольберт).
Давайте сейчас опытным путём докажем, что скелет – это наш каркас, и без
него тело – это просто мешок. (Дети встают вокруг стола). Среди этих
пластилиновых фигурок есть такие, внутри которых вот такой каркас, это
простая модель нашего скелета. А другие фигурки не имеют каркаса.
Попробуем размять, раздавить, расплющить и те, и эти и посмотрим, что
получится. (Дети выполняют задание, убеждаются, что фигурки без каркаса
легко смялись, а с каркасом – нет; затем возвращаются на стульчики).
А это - кости конечностей – наших рук и ног (показываю на модели). С
помощью суставов
- хитроумных соединений, они легко движутся, им
помогают в этом мышцы. Давайте сейчас весело подвигаемся под музыку и
убедимся, как легко и ловко движутся наши части тела. (Проводится
музыкальная разминка-зарядка; дети садятся).
Кости скелета обеспечивают нам опору, чтобы мы прочно стояли на Земле.
Но они сами нуждаются в прочности. А для этого нужны полезные вещества,
витамины, которые человек употребляет с продуктами питания.
Много микроэлементов и витаминов полезно для укрепления костей, но
самые главные – это кальций и фосфор. (показываю 2 кубика, условно
обозначающие эти элементы). Мы с вами уже говорили об этом. Давайте
вспомним, в каких продуктах содержатся эти полезные элементы и поиграем
в ЛЕГО. Постройте из ЛЕГО-деталей прочные устойчивые конструкции, но
подбирайте картинки так: одна команда собирает конструкцию из картинок с
полезными продуктами, где есть Са и F, а другая – из картинок с вредными
продуктами. Начали! (Проводится ЛЕГО-игралочка: дети на полу складывают
из кубиков и кирпичиков ЛЕГО башенки, пирамиды и т.п.)
Если полезных веществ в костях недостаточно, они становятся ломкими,
хрупкими, слабыми, легко могут сломаться. Когда это может случится?
(Выставляю иллюстрации по ОБЖ; ответы детей). Переломы костей – это
очень плачевно! Кости правят, ставят на место, накладывают гипсовые
повязки – врачи-хирурги. Кости срастаются очень долго, и человек в гипсе
уже не может так легко двигаться и плясать, как мы сейчас с вами.
Давайте сделаем вывод: Важны для нас кости? (Да). Что они обеспечивают?
(опору, движение, защищают внутренние органы). Нужно их беречь? (Да).
Как? (Есть полезные продукты, избегать травм).
У зверей, рыб, птиц тоже есть скелеты, своя опорно-двигательная система.
Попробуем по скелетам узнать животных. (Просмотр видеоролика «Чей это
скелет?», дети называют животных.)