Автор: Голер Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №198
Населённый пункт: гор. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество детского и взрослого сообщества в процессе выявления, поддержки и развития детской одаренности"
Раздел: дошкольное образование
Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развить…
В. С. Юркевич
Талант — присущие от рождения, определенные способности и мы, взрослые, стараемся
раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребенок знал, на что он способен, нашел свое
место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания
России! Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни, качество, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей. Она
объединяет познавательную, интеллектуальную, художественную и двигательную
деятельность, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и
другие сферы. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или
скрытыми; она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или
специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных,
лидерских, технических) способностей. Среди самых интересных и загадочных явлений
природы — детская одаренность. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки к ним) в том
или ином виде деятельности. Самым сензитивным периодом для развития способностей
является раннее детство и дошкольный возраст. В дошкольном возрасте раскрывается
индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера.
Именно поэтому о ребенке дошкольного возраста можно говорить как о развивающейся
личности, так как в этот период закладывается основы таких качеств, как компетентность,
самостоятельность, креативность (творчество) и т. д. Таким образом, одной из задач
взрослых с одаренными детьми является создание условий, помогающих ребятам
достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна. Доказано,
что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который, при
благоприятных условиях, эффективно развивается и дает возможность малышу достигать
больших высот в своем развитии. Одаренный ребенок — личность, требующая к себе
внимания, помощи и поддержки. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и
никогда не прекращающийся процесс, требующий много времени, знаний и сил. Это
дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для
полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед
остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их
способностей проходила эта работа. Она требует от педагогов личного роста, постоянно
обновляемых знаний в области психологии обучения одаренных, а также тесного
сотрудничества с психологами, педагогами дополнительного образования,
администрацией и обязательно с родителями детей. Одной из актуальных проблем
развития детской одаренности является в настоящее время повышение информационной
компетентности родителей. Интерес к проблеме работы с родителями обусловлен тем, что
родители являются первыми учителями для своих детей. Важность понимания этого
процесса заставляет современных педагогов, начиная, с раннего возраста включать в
работу родителей, знакомить их с понятиями «детская одаренность». Влияние семьи и
семейного воспитания на психологические особенности ребенка и становление его
личности многократно показано и доказано. Всем известно, какое сильное
психоэмоциональное воздействие оказывает на ребенка оценка значимого взрослого.
Далеко не все родители осознают, какие сильные эмоции и чувства испытывают дети в
ситуациях родительского оценивания. Порой, не замечая, близкие родные дают резкую
обвиняющую оценку действиям маленького ребенка. Тогда эти оценки не обеспечивают
его психологическую безопасность, эмоциональное благополучие, и как следствие,
нарушается психологический климат в детско-родительских отношениях. В оценке
ребенок видит и слышит отношение к себе через эмоциональные реакции родителей,
стиль общения, проявление интереса к его достижениям. Как показывает практический
опыт, оценка родителей имеет для ребенка особую важность. Взрослый для малыша —
образец того, как нужно делать, и одновременно — источник оценки его действий.
Ребенок дошкольного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от
родителей. Так, потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, желание
ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное
благополучие во многом определяет его поведение. Ребенку важно, чтобы взрослый не
просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его действия. Поддержка и
одобрение родителями любых, даже самых незначительных успехов позволяет
удовлетворить базовые потребности ребенка в любви, эмоциональной поддержке,
уважении, признании и психологической безопасности. А если взрослый постоянно делает
замечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-
либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его. Под влиянием
оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат
своих действий, стремится достичь желаемых социально- и личностно-значимых
результатов. Оценка родителей становится регулятором действий ребенка. Под ее
воздействием развивается умение действовать сознательно, формируются волевые
процессы, характер. У дошкольников 5–7 лет проявляется обостренная чувствительность к
мнению взрослого и неуважительного к себе отношения; любое замечание может вызвать
обиду. Поэтому в процессе родительского оценивания главной точкой отсчета должны
стать собственные достижения ребенка. Нельзя резко подчеркивать, что ребенок еще чего-
то не умеет, чтобы не сформировать у него тревожность и страх, не отбить у него интереса
к значимому для него занятию; важно внушить уверенность в своих силах и почувствовать
свою значимость. Прежде всего, родные должны сохранять и оберегать общее
положительное отношение ребенка к самому себе. Оценка родителей может стать для
ребенка мощнейшим развивающим стимулом. Она рождает уверенность в своих силах,
устойчивое положительное отношение к себе, открытость внешнему миру. Ребенок,
находясь в состоянии эмоционального комфорта, будет более оптимально развиваться, т. е.
быстро принимать решения, предпринимать попытки действовать, проявлять инициативу,
самостоятельность в разных видах детской деятельности, творческую активность, не
опасаясь возможности неудачи и негативной оценки. Родители должны стимулировать
самостоятельность, инициативность, оригинальность в осуществлении разнообразных
видов детской деятельности и поведения. Таким образом, с целью развития у детей
способностей, талантов можно отметить некоторые психолого-педагогические
рекомендации для родителей: — руководствоваться правилом «не навреди»;
опираться
на то положительное, что есть в ребенке;
ориентироваться на оценку личностных и
деятельных успехов;
не сравнивать своего ребенка с другими детьми;
исходить не
только из интересов ребенка, но и из перспектив его дальнейшего развития;
сместить
акцент оценки с личности ребенка на оценку конкретных поступков; — формулировать
конкретные, непротиворечивые и посильные требования к детям. Работа по развитию
детской одаренности будет эффективна, если ее построить на тесном сотрудничестве
педагогов, ребенка и родителей. В свою очередь, в дошкольном учреждении должны быть
созданы благоприятные условия для максимального удовлетворения запросов родителей,
чьи дети являются дошкольниками. В нашем учреждении с целью развития детской
одаренности воспитательно-образовательный процесс мы осуществляем под девизом:
Растить, любить, воспитывать Способности учитывать Вести к искусству, красоте,
Здоровью, силе, доброте!» Таким образом, в нашем дошкольном учреждении созданы все
необходимые условия для развития у детей способностей, формирования детской
одаренности: Наличие квалифицированных педагогических кадров (воспитатели, педагоги
дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре, педагог-психолог, учитель-логопед). Налажено тесное сотрудничество между
специалистами ДОУ. Создана соответствующая предметно-развивающая среда
(специализированные помещения, кабинеты, игровой оздоровительный конкурс).
Организовано дополнительное образование с детьми по следующим направлениям:
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательно- речевое
развитие в форме детских объединений по интересам. Прослеживается систематическое
взаимодействие с родительской общественностью, социальными партнерами ДОУ
(учреждения образования, культуры, спорта и т. д.) Создана атмосфера
доброжелательности и заботливости по отношению к каждому ребенку, учет
индивидуальных особенностей. Родители являются полноправными участниками
воспитательно-образовательного процесса, и их мнение, запросы учитываются при
планировании и организации образовательного процесса с детьми. Взаимодействие с
родителями осуществляется через разнообразные формы работы, как традиционные, так и
нетрадиционные:
выставки, фотовыставки, семейные стенгазеты,
изготовление
коллажей, альбомов, портфолио семьи;
организация открытых мероприятий, совместно
с родительской общественностью (открытые занятия, мастер — классы, Дни открытых
дверей, родительские гостиные, фестивали творчества «Радуга талантов», творческие
вечера «Юные дарования», организация театральных и хореографических постановок,
совместные экскурсии, посещения выставок, участие в проектной деятельности детского
сада, спортивные встречи, ярмарки и т. д.);
Создание библиотечного фонда, портфолио
семьи и ребенка, обмен литературой, цифровой информацией, просмотр совместных
тематических фильмов, слайдов, мультимедийных презентаций и др.
Проведение
различного вида анкетирования, тестирования и опроса с целью выявления интересов,
просьб, запросов родителей (законных представителей). Опыт показывает, что тесное
сотрудничество ДОУ и семьи в полной мере способствует развитию творческих
способностей, талантов, детской одаренности.