Напоминание

"Сотрудничество детского и взрослого сообщества в процессе выявления, поддержки и развития детской одаренности"


Автор: Голер Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №198
Населённый пункт: гор. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество детского и взрослого сообщества в процессе выявления, поддержки и развития детской одаренности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развить…

В. С. Юркевич

Талант — присущие от рождения, определенные способности и мы, взрослые, стараемся

раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребенок знал, на что он способен, нашел свое

место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания

России! Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни, качество, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или

нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей. Она

объединяет познавательную, интеллектуальную, художественную и двигательную

деятельность, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и

другие сферы. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или

скрытыми; она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или

специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных,

лидерских, технических) способностей. Среди самых интересных и загадочных явлений

природы — детская одаренность. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки к ним) в том

или ином виде деятельности. Самым сензитивным периодом для развития способностей

является раннее детство и дошкольный возраст. В дошкольном возрасте раскрывается

индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера.

Именно поэтому о ребенке дошкольного возраста можно говорить как о развивающейся

личности, так как в этот период закладывается основы таких качеств, как компетентность,

самостоятельность, креативность (творчество) и т. д. Таким образом, одной из задач

взрослых с одаренными детьми является создание условий, помогающих ребятам

достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна. Доказано,

что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который, при

благоприятных условиях, эффективно развивается и дает возможность малышу достигать

больших высот в своем развитии. Одаренный ребенок — личность, требующая к себе

внимания, помощи и поддержки. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и

никогда не прекращающийся процесс, требующий много времени, знаний и сил. Это

дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для

полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед

остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их

способностей проходила эта работа. Она требует от педагогов личного роста, постоянно

обновляемых знаний в области психологии обучения одаренных, а также тесного

сотрудничества с психологами, педагогами дополнительного образования,

администрацией и обязательно с родителями детей. Одной из актуальных проблем

развития детской одаренности является в настоящее время повышение информационной

компетентности родителей. Интерес к проблеме работы с родителями обусловлен тем, что

родители являются первыми учителями для своих детей. Важность понимания этого

процесса заставляет современных педагогов, начиная, с раннего возраста включать в

работу родителей, знакомить их с понятиями «детская одаренность». Влияние семьи и

семейного воспитания на психологические особенности ребенка и становление его

личности многократно показано и доказано. Всем известно, какое сильное

психоэмоциональное воздействие оказывает на ребенка оценка значимого взрослого.

Далеко не все родители осознают, какие сильные эмоции и чувства испытывают дети в

ситуациях родительского оценивания. Порой, не замечая, близкие родные дают резкую

обвиняющую оценку действиям маленького ребенка. Тогда эти оценки не обеспечивают

его психологическую безопасность, эмоциональное благополучие, и как следствие,

нарушается психологический климат в детско-родительских отношениях. В оценке

ребенок видит и слышит отношение к себе через эмоциональные реакции родителей,

стиль общения, проявление интереса к его достижениям. Как показывает практический

опыт, оценка родителей имеет для ребенка особую важность. Взрослый для малыша —

образец того, как нужно делать, и одновременно — источник оценки его действий.

Ребенок дошкольного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от

родителей. Так, потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, желание

ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное

благополучие во многом определяет его поведение. Ребенку важно, чтобы взрослый не

просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его действия. Поддержка и

одобрение родителями любых, даже самых незначительных успехов позволяет

удовлетворить базовые потребности ребенка в любви, эмоциональной поддержке,

уважении, признании и психологической безопасности. А если взрослый постоянно делает

замечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-

либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его. Под влиянием

оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат

своих действий, стремится достичь желаемых социально- и личностно-значимых

результатов. Оценка родителей становится регулятором действий ребенка. Под ее

воздействием развивается умение действовать сознательно, формируются волевые

процессы, характер. У дошкольников 5–7 лет проявляется обостренная чувствительность к

мнению взрослого и неуважительного к себе отношения; любое замечание может вызвать

обиду. Поэтому в процессе родительского оценивания главной точкой отсчета должны

стать собственные достижения ребенка. Нельзя резко подчеркивать, что ребенок еще чего-

то не умеет, чтобы не сформировать у него тревожность и страх, не отбить у него интереса

к значимому для него занятию; важно внушить уверенность в своих силах и почувствовать

свою значимость. Прежде всего, родные должны сохранять и оберегать общее

положительное отношение ребенка к самому себе. Оценка родителей может стать для

ребенка мощнейшим развивающим стимулом. Она рождает уверенность в своих силах,

устойчивое положительное отношение к себе, открытость внешнему миру. Ребенок,

находясь в состоянии эмоционального комфорта, будет более оптимально развиваться, т. е.

быстро принимать решения, предпринимать попытки действовать, проявлять инициативу,

самостоятельность в разных видах детской деятельности, творческую активность, не

опасаясь возможности неудачи и негативной оценки. Родители должны стимулировать

самостоятельность, инициативность, оригинальность в осуществлении разнообразных

видов детской деятельности и поведения. Таким образом, с целью развития у детей

способностей, талантов можно отметить некоторые психолого-педагогические

рекомендации для родителей: — руководствоваться правилом «не навреди»;

опираться

на то положительное, что есть в ребенке;

ориентироваться на оценку личностных и

деятельных успехов;

не сравнивать своего ребенка с другими детьми;

исходить не

только из интересов ребенка, но и из перспектив его дальнейшего развития;

сместить

акцент оценки с личности ребенка на оценку конкретных поступков; — формулировать

конкретные, непротиворечивые и посильные требования к детям. Работа по развитию

детской одаренности будет эффективна, если ее построить на тесном сотрудничестве

педагогов, ребенка и родителей. В свою очередь, в дошкольном учреждении должны быть

созданы благоприятные условия для максимального удовлетворения запросов родителей,

чьи дети являются дошкольниками. В нашем учреждении с целью развития детской

одаренности воспитательно-образовательный процесс мы осуществляем под девизом:

Растить, любить, воспитывать Способности учитывать Вести к искусству, красоте,

Здоровью, силе, доброте!» Таким образом, в нашем дошкольном учреждении созданы все

необходимые условия для развития у детей способностей, формирования детской

одаренности: Наличие квалифицированных педагогических кадров (воспитатели, педагоги

дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической

культуре, педагог-психолог, учитель-логопед). Налажено тесное сотрудничество между

специалистами ДОУ. Создана соответствующая предметно-развивающая среда

(специализированные помещения, кабинеты, игровой оздоровительный конкурс).

Организовано дополнительное образование с детьми по следующим направлениям:

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательно- речевое

развитие в форме детских объединений по интересам. Прослеживается систематическое

взаимодействие с родительской общественностью, социальными партнерами ДОУ

(учреждения образования, культуры, спорта и т. д.) Создана атмосфера

доброжелательности и заботливости по отношению к каждому ребенку, учет

индивидуальных особенностей. Родители являются полноправными участниками

воспитательно-образовательного процесса, и их мнение, запросы учитываются при

планировании и организации образовательного процесса с детьми. Взаимодействие с

родителями осуществляется через разнообразные формы работы, как традиционные, так и

нетрадиционные:

выставки, фотовыставки, семейные стенгазеты,

изготовление

коллажей, альбомов, портфолио семьи;

организация открытых мероприятий, совместно

с родительской общественностью (открытые занятия, мастер — классы, Дни открытых

дверей, родительские гостиные, фестивали творчества «Радуга талантов», творческие

вечера «Юные дарования», организация театральных и хореографических постановок,

совместные экскурсии, посещения выставок, участие в проектной деятельности детского

сада, спортивные встречи, ярмарки и т. д.);

Создание библиотечного фонда, портфолио

семьи и ребенка, обмен литературой, цифровой информацией, просмотр совместных

тематических фильмов, слайдов, мультимедийных презентаций и др.

Проведение

различного вида анкетирования, тестирования и опроса с целью выявления интересов,

просьб, запросов родителей (законных представителей). Опыт показывает, что тесное

сотрудничество ДОУ и семьи в полной мере способствует развитию творческих

способностей, талантов, детской одаренности.



В раздел образования