Напоминание

«Нравственные отношения в семье»


Автор: Ковалева Анжелла Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС (Я) "Алданский СРЦН"
Населённый пункт: Саха (Якутия), г. Алдан
Наименование материала: Семинар практикум
Тема: «Нравственные отношения в семье»
Раздел: начальное образование





Назад




Семинар практикум

на тему: «Нравственные отношения в семье»

Время проведения:

Форма проведения: творческая лаборатория.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Цели: совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности:

провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной

оценки себя и других; способствовать получению опыта содержательного и

конструктивного мышления.

План проведения

1.

Вступительное слово.

2.

Педагогический всеобуч.

3.

Анализ результатов анкетирования детей и родителей.

4.

Выступление психолога.

5.

Тестирование родителей «мой стиль воспитания ребёнка в семье»

6.

Тренинг. Решение педагогических ситуаций.

7.

Выступление педагога с опытом работы.(соц. педагог)

8.

Подведение итогов семинара. Принятие решения.

Ход собрания.

1.

Подготовительный этап

а). Провести анкетирование детей и родителей (приложение 1) вопросы

связаны и перекликаются по содержанию у детей и взрослых.

Проанализировать полученные ответы и оформить в виде диаграмм.

б). Подготовить памятки «Основы нравственных отношений в семье»

(приложение 2).

в). Подготовить небольшое детское выступление для родителей -

театрализованную сценку из жизни центра.

Оформить плакаты с цитатами:

«Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших отражали и

другу честь умели подавать» (Софокл)

«Растите детей своих в добродетели, только она одна и может дать

счастье» (Л, Бетховен)

«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так

ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши

чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не

отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя». (К.

Ушинский).

2.Вступительное слово воспитателя.

Сообщает тему семинара

3.Этап педагогического всеобуча

Воспитатель. Воспитывая ребёнка, и воспитатели и родители надеются

вырастить из него достойного человека, Каждый родитель хочет гордиться

своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни

(обращает внимание родителей на плакат с цитатами).Софкол, драматург

Древней Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать».

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: «Растите детей своих в

добродетели, только она одна и может дать счастье»

К Ушинский отмечал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши

не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши

чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного

решения, а всего содержания души нашей и её строя».

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе

которого лежит развитие чувств. « Те высокие нравственные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и которые способны

вдохновлять его на большие дела и на благородные поступки, не даны

ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на

протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и

воспитания», - писал А. Запорожец

Воспитание нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось

большое внимание, ведь воспитание в ребёнке гражданина своей Родины

неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств доброты, справедливости,

способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет

учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот,

кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и

справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так

считал В. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со

взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет всё же семья.

4. Этап социологического исследования

Воспитатель. Разрешите познакомить Вас с результатами анкетирования

детей и родителей «Нравственные ценности». Предлагается сравнить итоги

опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей

и детей.

(анализ анкет)

5. Выступление психолога.

Психолог сообщает о том, как моральные принципы по-разному

проявляются в семье. Проводит тестирование «Мой стиль воспитания

ребёнка в семье» (приложение 3) проводит тренинг.

6. этап проведения тренинга

Предложить участникам обсудить несколько педагогических ситуаций,

решив предложенные задачи, найти выход из них (приложение 4) После

обсуждения педагогических ситуаций подводятся итоги, какими же должны

быть нравственные отношения в семье. В целях активизации родителей

можно использовать приём «Полезный совет» Каждый участник получает

карточку, в которую вписывает условие нравственных отношений в семье или

советы. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.

Любовь и взаимное уважение.

Взаимопонимание и взаимовыручка.

Ценность и личная значимость каждого члена семьи.

Участие каждого члена семьи в её жизни – труд, отдых, учёба.

Справедливое распределение материальных и моральных благ между

взрослыми и детьми.

7. Выступление соц.педагога

рассказывает о том, как осуществляется нравственное воспитание, как детям

прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам,

воспитателям. Далее идёт обсуждение памятки (предложить родителям

обсудить памятку, которую они получили.

8.Подведение итогов

Воспитатель. Предлагает высказать родителям своё мнение о проведении

семинара.

(Идёт обсуждение положений проекта, которые будут внесены в решение

родительского собрания

В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на

них глаза, а решать их. Увидеть проблему - это сделает шаг к её решению И

не следует откладывать её решение на более поздний период, успокаивая себя

тем, что ребёнок ещё маленький, он не понимает. Откладывая её решение, вы

просто усугубляете ситуацию. Предлагаем продолжить данный разговор и

поговорить о правилах жизни ребёнка в семье, что «можно» и «нельзя», на

следующем родительском собрании

Приложение 1

Анкетирование детей и родителей «Нравственные ценности»

Вопросы для детей

1.

Каким ты хочешь быть человеком?

2.

Кем ты хочешь быть?

3.

Что нужно, чтобы дома было всё хорошо?

4.

Без чего нельзя прожить человеку?

5.

Если бы ты нашёл клад, то что бы ты сделал?

6.

Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?

Вопросы для взрослых

1.

Качества необходимые вашему ребёнку как человеку -…

2.

Вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок стал…

3.

В хорошей семье всегда …

4.

Нельзя прожить без…

5.

Если бы я нашёл(ла) клад. то…

6.

Если бы я всё мог(ла), то…

Приложение 2.

Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»

Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребёнка, будьте

искренним – подражая . малыш очень скоро вернёт это вам.

Ваши

показные

вежливость

и

чуткость

к

окружающим

легко

распознаются ребёнком, и он учиться лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим

недостаткам

это

будет

для

вашего

ребёнка

уроком

доброты

и

человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребёнок вырастет и станет

отзываться так же о вас.

Поведение

это

нравственное

мерило

человека.

Проявляйте

благородство

при

любых

обстоятельствах.

Станьте

примером

для

своего ребёнка.

Приложение 3.

Из

трёх

ответов

по

каждому

вопросу

выберите

тот,

который

более

соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1.

Ребёнок капризничает за столом, отказывается есть то, что всегда ел

Вы:

а). дадите ребёнку другое блюдо

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.

2.

Ваш

ребёнок,

вернувшись

с

прогулки,

расплакался,

обнаружив,

что

потерял во дворе свою любимую игрушку – плюшевого медведя Вы:

а) идёте во двор и ищите игрушку ребёнка;

б) погрустите вместе с ребёнком о его утрате;

в) успокоите ребёнка словами: «Не стоит расстраиваться из-за пустяков»

3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное

им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребёнка за несобранность.

4. ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место6 пусть поскучает

без них;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: «я вижу, что тебе скучно делать

это одному…», «я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…»;

в) накажите ребёнка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и

вы

успеете

зайти

на

почту,

в

аптеку.

Но

он

под

разными

предлогами

отвлекается от сборов домой, «тянет» время Вы

А) отчитываете ребёнка, показывая своё недовольство его поведением;

Б) говорите ребёнку, что когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и

досаду,

воспринимая

это

равнодушие

с

его

стороны

к

вашим

заботам,

сообщаете ему, чего вы ждёте сейчас от него;

В) попытаетесь сами одеть ребёнка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая

при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Результат

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите

резюме.

«А» - тип авторитарного стиля воспитания, , мало доверия ребёнку и учёта

его потребностей;

«Б» - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный

опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

«В»

-

стиль

воспитания

без

особых

попыток

понять

ребёнка,

основные

методы – порицание и наказание

Приложение 4

Педагогические ситуации для тренинга

Ситуация первая

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На

остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с

сыном

Вопросы:

1.

Как дальше будет развиваться ситуация?

2.

Кто должен уступить место?

3.

Как вы учите своих детей вести себя в транспорте.

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю ёлку. Пятилетнему Игорю очень

хотелось вместе со старшими наряжать ёлку. Но мама, боясь за красивые

дорогие шары, не сразу согласилась на это и всё время поглядывала

настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик

уронил и разбил самую большую красивую игрушку. Мать стала кричать на

сына, а он стоял, опустив голову и плакал, старшая сестрёнка постаралась

вступиться за брата.

- Мама , разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?

- Не твоё дело, своих будешь воспитывать, тогда поймёшь! – прервала она

дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

1.

В чём состоит педагогический просчёт матери?

2.

Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

3.

Как вы поступили бы в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Лена очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним.

Как только отец приходил с работы, Лена обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит мы сейчас пойдём играть.

Однажды отец пришёл с работы очень усталым Лена как обычно встретила

его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор.

Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдём, я плохо себя чувствую.

- Нет пойдём, всё равно пойдём! – кричала девочка, цепляясь за отца и

увлекая его к двери.

- доченька подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Лена

послушно подала отцу руку, отец приложил её к своей груди и сказал:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдём играть, оно может не

выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану.

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

1.

Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

2.

Какие чувства по отношению к отцу возникли у Лены?

3.

Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства

сострадания, жалости?

Приложение 2.

Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»

Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребёнка, будьте

искренним – подражая . малыш очень скоро вернёт это вам.

Ваши

показные

вежливость

и

чуткость

к

окружающим

легко

распознаются ребёнком, и он учиться лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим

недостаткам

это

будет

для

вашего

ребёнка

уроком

доброты

и

человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребёнок вырастет и станет

отзываться так же о вас.

Поведение

это

нравственное

мерило

человека.

Проявляйте

благородство

при

любых

обстоятельствах.

Станьте

примером

для

своего ребёнка.

Приложение 4

Педагогические ситуации для тренинга

Ситуация первая

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На

остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с

сыном

Вопросы:

4.

Как дальше будет развиваться ситуация?

5.

Кто должен уступить место?

6.

Как вы учите своих детей вести себя в транспорте.

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю ёлку. Пятилетнему Игорю очень

хотелось вместе со старшими наряжать ёлку. Но мама, боясь за красивые

дорогие шары, не сразу согласилась на это и всё время поглядывала

настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик

уронил и разбил самую большую красивую игрушку. Мать стала кричать на

сына, а он стоял, опустив голову и плакал, старшая сестрёнка постаралась

вступиться за брата.

- Мама , разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?

- Не твоё дело, своих будешь воспитывать, тогда поймёшь! – прервала она

дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

4.

В чём состоит педагогический просчёт матери?

5.

Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

6.

Как вы поступили бы в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Лена очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним.

Как только отец приходил с работы, Лена обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит мы сейчас пойдём играть.

Однажды отец пришёл с работы очень усталым Лена как обычно встретила

его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор.

Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдём, я плохо себя чувствую.

- Нет пойдём, всё равно пойдём! – кричала девочка, цепляясь за отца и

увлекая его к двери.

- доченька подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Лена

послушно подала отцу руку, отец приложил её к своей груди и сказал:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдём играть, оно может не

выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану.

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

4.

Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

5.

Какие чувства по отношению к отцу возникли у Лены?

6.

Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства

сострадания, жалости?

Литература.

Арнаутова Е.П. когда ребёнок сводит взрослого с ума Управление ДОУ 2005 г

№ 8

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника М., 1985

Маханева

М.Д.

нравственно-патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного возраста М., 2004

Арнаутова Е.П. когда ребёнок сводит взрослого с ума Управление ДОУ 2005 г

№ 8

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника М., 1985

Маханева

М.Д.

нравственно-патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного возраста М., 2004



В раздел образования