Автор: Серова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12
Населённый пункт: Город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическое пособие "Панно "Чудо – дерево"
Раздел: дошкольное образование
Авторское панно «Чудо-дерево»
«Чудо-дерево» позволяет превратить образовательный процесс в
игровую деятельность
Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо дерево»
предназначено для развития детей младшего возраста. Это пособие
реализует
принципы
развивающего
обучения
и
воспитания
и
соответствует требованиям ФГОС ДО.
Данное
пособие
можно
использовать
в
совме стной
деятельности
детей
и
воспитателей,
в
непо средственно
организованной
деятельности
как
демонстрационный
материал,
а
также
для
создания
игровой
мотивации
и
решения
проблемных
ситуаций.
Цель: развитие умственных способностей, речи, тактильных
ощущений, познавательно-исследовательской деятельности; умение
устанавливать
про стейшие
взаимо связи;
формирова ние
элементарных математических представлений.
Задачи:
Развивать пальчиковую моторику;
Закреплять знание основных цветов;
Закреплять умение подбирать по форме фрукты;
Обучать группировке предметов по цвету.
Закреплять понятия «много», «один», «части», «форма»,
«размер».
Обогащать
с енсорный
опыт
детей
( гл а д к и й ,
шероховатый, мягкий);
Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и
различать предметы по величине (большой — маленький) и цвету
(красный, желтый, зеленый, синий) ;
Обогащать словарь детей (использовать в активной речи
названия атрибутов по временам года);
«Чудо-дерево» расположено на стене и является украшением
группы. Со сменой времен года меняется и облик дерева. Зимой –
оно
белое,
без
листвы,
украшенное
снежинками,
а
под
деревом
располагаются такие животные, как белка и заяц. На ветках сидят
птицы: снегири и воробьи. Весной (когда начинают цвести плодовые
деревья) на дереве появляются почки, затем зеленые листики. Летом
на дерево прилетают бабочки. А осенью
на дереве появляются
желтые и красные листья и фрукты – либо яблоки, либо груши.
Появляются новые животные – еж.
Панно
«Чудо-дерево»
даёт
возможность
развития
воспитанников
во
всех
образовательных
областях,
позволяет
подобрать дидактические игры в рамках таких тем как «Времена
года»,
«Птицы»,
«Дикие
животные»,
«Растения»,
«Насекомые»;
активизирует игровую и познавательную деятельность детей
Давая
различные
задания
и
организовывая
образовательные
ситуации,
у
детей
развиваются
умения
слушать
друг
друга,
рассуждать, совместно решать поставленные задачи.
Пособие позволяет решать задачи из разных образовательных
областей:
«Речевое
развитие»
-
данное
пособие
способствует
формированию навыка составления описательных рассказов, сказок,
обыгрыванию
различных
сюжетов.
Детям
п р ед л а г а е т с я
самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на
панно и рассказать, почему, например, белка делает на зиму запасы.
«Познавательное
развитие»
-
способствует
расширению
знаний
о
временах
года,
позволяет
научиться
сопоставлять
различные
атрибуты
с
определенным
временем
года
(зима
–
снежинки, осень – желтые листья, лето – бабочки, весна – гнездо и
т.п.) , а также изучать диких животных и птиц.
«Социально-коммуникативное
развитие»
-
п о м о г а е т
формировать
интерес
к
игровым
действиям
сверстников,
формировать умение играть рядом, не мешая друг другу.
«Художественно-творческое развитие» - помогает развивать
эстетическое восприятие, способствует восприятию художественной
литературы. Мы рассматриваем с детьми «Чудо-дерево», обращаем
внимание
на
то,
какое
оно
красивое,
яркое;
предлагаем
самостоятельно украсить его.
«Физическое развитие» - используем данное пособие в ходе
физкультминуток и динамических пауз.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки
в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки
вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети
машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –так деревья ветер гнет. (Наклоны
вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети
приседают)
Панно
«Чудо-дерево»
позволяет
проводить
т а к и е
дидактические игры, как:
«Какие птицы прилетают на наш участок?», цель - учить детей
различать и называть птиц.
На прогулку мы пошли
Вон и голуби, смотри
Воробей, синица
А это, что за птица?
«Времена года», цель – закрепить знания о временах года.
«Какой
листочек
прилетел?»,
цель
–
закрепить
знания
основных цветов (жёлтый, зелёный, красный)
«Угадай по описанию», цель – познакомить детей с дикими
животными
«Найди такой же», цель – развивать тактильные ощущения,
мелкую моторику рук
«Чего
больше?
Чего
меньше?»,
цель
-
закрепить
понятия
«много», «один», «части», «форма», «размер».
Позволяет
формировать
умение
различать
количество
предметов:
много-один
(один-много);
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора:
учить
детей
называть
цвет,
сравнивать
предметы
(яблоко
красное,
яблоко
зеленое,
груша
желтая,
груша
зеленая),
подбирать
предметы
по
тождеству
(найди
предметы
одинаковые на ощупь).
Игровой персонаж «Совушка»
«Загадки от Совушки»
-Найди, кого я назову
-
Узнай,
о
ком
(о
чём)
я
расскажу
(по
типу
«Узнай
по
описанию»)
Осень (Зиму) вам изображу.
Но немножко не похоже,
Отгадайте почему?
Детям предлагается найти и исправить ошибки.
Ожидаемые
результаты
применения
авторского
панно
«Чудо-дерево»
1.
Дети научились: различать 3-4 цвета; контрастные
размеры (большой - маленький).
2.
Значительно
развилось
зрительное,
слуховое
восприятие, внимание, мелкая моторика.
3. Создана разнообразная развивающая среда.
4. Эмоциональный отклик на нашу деятельность со стороны
детей и со стороны родителей.
Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся; запоминают
новое.
Ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.