Напоминание

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ


Автор: Миннивалеев Ринат Маратович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДЮСШ "Ак буре"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

Миннивалеев Р.М.

тренер-преподаватель по каратэ

Для достижения высоких спортивных результатов в спортивных единоборствах

существенное влияние имеют психофизиологические особенности спортсмена, которые

характеризуются особенностью нервной системы и темперамента.

В

настоящее

время

психофизиологические

особенности

юных

единоборцев

остаются

недостаточно изученными или же исследования проводились с взрослыми спортсменами.

Практически

отсутствуют

работы

по

исследованию

важных

психофизиологических

характеристик

каратистов,

таких

как

общий

тонус,

подвижность,

лабильность,

силы

центральной нервной системы (ЦНС) и баланс нервных процессов [1,3].

В

с вя з и

с

э т и м

ц е л ь ю

н а ш е го

и с с л ед о ва н и я

я в и л о с ь

и з у ч е н и е

психофизиологических особенностей каратистов в подготовительном периоде спортивной

тренировки.

Объектом

исследования

является

психологическая

подготовка

юных

каратистов

занимающихся

в

учебно-тренировочной

группе.

Предметом

исследования

является психофизиологические показатели каратистов в возрасте 10 – 12 лет, спортивный

стаж которых составляет от трех до пяти лет.

Изучение психофизиологических особенностей юных каратистов осуществлялось с

помощью программно-технического компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» фирмы

«Нейрософт». В ходе исследования мы изучали показатели простой зрительно-моторной

реакции

(ПЗМР),

теппинг-тест

и

реакцию

на

движущий

объект

(РДО).

Для

оценки

психоэмоционального состояния, напряжения и волнения проводился тест Люшера [3].

Результаты исследования показали, что ПЗМР юных каратистов составили 296±40 мс, что

свидетельствует о средней скорости сенсомоторной реакции. При этом у всех спортсменов

результаты

теппинг-теста

показали

слабый

тип

нервной

системы,

характерный

для

данного возраста. Среднее количество ударов составляло 171±12 раз, при частоте 5,8±0,8

Гц.

По

критерию

Е.П.

Ильина

эти

показатели

свидетельствуют

о

том,

что

уровень

лабильности составляет среднее значение, а уровень выносливости – высокий [2].

Таблица 1

Психофизиологические показатели каратистов 10 – 12 лет

в ходе педагогического эксперимента

Исследуемый

показатель

ПЗМР, мс

Теппинг-тест

Частота

ударов, Гц

Кол-во

ударов

Среднее

арифметическое

значение (X)

296±40

5,8±0,8

171±12

При изучении реакций на движущий объект нами выявлено, что у юных каратистов

складывались следующие соотношения процессов возбуждения и торможения: у 18,75% (3

чел.) – преобладает процесс торможения (стратегия запаздывания), а у 81,25% (13 чел.) –

точное значение, при этом не было ни одного спортсмена, с преобладанием процесса

возбуждения (стратегия опережения). Это означает, что систематические занятия каратэ,

способствуют сбалансированному варианту тормозного и возбудительного процессов у

юных каратистов.

Для

оценки

психоэмоционального

состояния,

напряжения

и

волнения

нами

проводился тест Люшера. В ходе эксперимента спортсмены показали средний или низкий

уровень

непродуктивной

нервно-психической

напряженности,

что

свидетельствует

о

достоверности результатов исследования. В целом исследование показало активирующее

воздействие занятий каратэ на ЦНС. Таким образом, регулярные занятия интенсивно

формируют

психомоторные

функции,

способствующие

сбалансированному

варианту

тормозного

и

возбудительного

процесса,

высокому

уровню

лабильности

и

развитию

скорости сенсомоторной реакции.

Список литературы

1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001. –235 с.

2.

Собчик

Л.Н.

Метод

цветовых

выборов.

Модифицированный

восьмицветовой

тест

Люшера. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2001.

3.

Фарбер

Д.А.

и

др.

Нейрофизиологическая

основа

формирования

когнитивных

процессов в онтогенезе: сенситивные и критические периоды // Тез. докл. ХVII съезда

физиологов России. – Ростов н/Д, 1988. – С. 16.



В раздел образования