Автор: Миннивалеев Ринат Маратович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДЮСШ "Ак буре"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ
Раздел: дополнительное образование
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ
Миннивалеев Р.М.
тренер-преподаватель по каратэ
Для достижения высоких спортивных результатов в спортивных единоборствах
существенное влияние имеют психофизиологические особенности спортсмена, которые
характеризуются особенностью нервной системы и темперамента.
В
настоящее
время
психофизиологические
особенности
юных
единоборцев
остаются
недостаточно изученными или же исследования проводились с взрослыми спортсменами.
Практически
отсутствуют
работы
по
исследованию
важных
психофизиологических
характеристик
каратистов,
таких
как
общий
тонус,
подвижность,
лабильность,
силы
центральной нервной системы (ЦНС) и баланс нервных процессов [1,3].
В
с вя з и
с
э т и м
ц е л ь ю
н а ш е го
и с с л ед о ва н и я
я в и л о с ь
и з у ч е н и е
психофизиологических особенностей каратистов в подготовительном периоде спортивной
тренировки.
Объектом
исследования
является
психологическая
подготовка
юных
каратистов
занимающихся
в
учебно-тренировочной
группе.
Предметом
исследования
является психофизиологические показатели каратистов в возрасте 10 – 12 лет, спортивный
стаж которых составляет от трех до пяти лет.
Изучение психофизиологических особенностей юных каратистов осуществлялось с
помощью программно-технического компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» фирмы
«Нейрософт». В ходе исследования мы изучали показатели простой зрительно-моторной
реакции
(ПЗМР),
теппинг-тест
и
реакцию
на
движущий
объект
(РДО).
Для
оценки
психоэмоционального состояния, напряжения и волнения проводился тест Люшера [3].
Результаты исследования показали, что ПЗМР юных каратистов составили 296±40 мс, что
свидетельствует о средней скорости сенсомоторной реакции. При этом у всех спортсменов
результаты
теппинг-теста
показали
слабый
тип
нервной
системы,
характерный
для
данного возраста. Среднее количество ударов составляло 171±12 раз, при частоте 5,8±0,8
Гц.
По
критерию
Е.П.
Ильина
эти
показатели
свидетельствуют
о
том,
что
уровень
лабильности составляет среднее значение, а уровень выносливости – высокий [2].
Таблица 1
Психофизиологические показатели каратистов 10 – 12 лет
в ходе педагогического эксперимента
Исследуемый
показатель
ПЗМР, мс
Теппинг-тест
Частота
ударов, Гц
Кол-во
ударов
Среднее
арифметическое
значение (X)
296±40
5,8±0,8
171±12
При изучении реакций на движущий объект нами выявлено, что у юных каратистов
складывались следующие соотношения процессов возбуждения и торможения: у 18,75% (3
чел.) – преобладает процесс торможения (стратегия запаздывания), а у 81,25% (13 чел.) –
точное значение, при этом не было ни одного спортсмена, с преобладанием процесса
возбуждения (стратегия опережения). Это означает, что систематические занятия каратэ,
способствуют сбалансированному варианту тормозного и возбудительного процессов у
юных каратистов.
Для
оценки
психоэмоционального
состояния,
напряжения
и
волнения
нами
проводился тест Люшера. В ходе эксперимента спортсмены показали средний или низкий
уровень
непродуктивной
нервно-психической
напряженности,
что
свидетельствует
о
достоверности результатов исследования. В целом исследование показало активирующее
воздействие занятий каратэ на ЦНС. Таким образом, регулярные занятия интенсивно
формируют
психомоторные
функции,
способствующие
сбалансированному
варианту
тормозного
и
возбудительного
процесса,
высокому
уровню
лабильности
и
развитию
скорости сенсомоторной реакции.
Список литературы
1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001. –235 с.
2.
Собчик
Л.Н.
Метод
цветовых
выборов.
Модифицированный
восьмицветовой
тест
Люшера. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2001.
3.
Фарбер
Д.А.
и
др.
Нейрофизиологическая
основа
формирования
когнитивных
процессов в онтогенезе: сенситивные и критические периоды // Тез. докл. ХVII съезда
физиологов России. – Ростов н/Д, 1988. – С. 16.