Автор: Сагдатдинова Оксана Сабирчановна
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: НИК (филиал) ФГБОУ ВО "ЮГУ"
Населённый пункт: ХМАО–Югра, г. Нефтеюганска
Наименование материала: Методическая разработка урока–викторины по учебной дисциплине ОБЖ
Тема: "Пожарная безопасность"
Раздел: среднее профессиональное
НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
Методическая разработка
урока-викторины по учебной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 1-х курсов
по теме "Пожарная безопасность"
Разработала:
Преподаватель ОБЖ,
Сагдатдинова О.С.
Нефтеюганск
2018 г.
Цели:
Обучающие:
обобщить
и
систематизировать
знания
обучающихся
по
теме
“Пожарная безопасность”;
обучение
детей
безопасному
поведению
и
действиям
в
условиях
пожара;
осуществление противопожарной пропаганды.
Развивающие:
расширение кругозора обучающихся;
развитие интереса к предмету.
Воспитательные:
воспитание чувства патриотизма;
формирование культуры безопасного и ответственного поведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, листы
формата А3, цветные карандаши, маркеры, фломастеры.
I.
Вступительное слово: По известной легенде, огонь людям подарил
Прометей, похитив его с Олимпа. Благодаря огню жизнь людей
кардинально
изменилась
-
огонь
стал
надежным
товарищем
и
помощником
человеку.
Сегодня
трудно
представить
себе
такую
отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.
Но
неосторожное
обращение
с
огнем
может
привести
к
беде.
Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5
миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два
получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Вот
почему нам надо знать правила безопасного поведения с огнем.
II. Ход мероприятия
1.
И в сказках бывает…
Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
К.Чуковский "Путаница”
И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
С. Маршак "Кошкин дом”
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
С. Михалков "Дядя Стѐпа”.
”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули
даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел,
на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.
Шарль Перро “Спящая красавица”
”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у
него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину
вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по
кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные
блюдца”
Г.Х. Андерсен, “Огниво”
“В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то
вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку,
где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось
повесить бабушкину люстру”
Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
“Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и
дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха
металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный
нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то
заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая
пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную
миску и поставила миску перед Яковом”
Вильгельм Гауф, “Карлик Нос”
“Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в
пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне.
Сам сварил какао на воде:
- Живо! Садись завтракать. Они видели дымок костра у корней старой сосны,
но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные
человечки, да еще зажгли костер”
А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»
2. Народная мудрость
Искру туши до пожара,… - … беду отводи до удара.
Спички не тронь,… - … в спичках огонь.
Спички не игрушка,… - … огонь не забава.
Огонь - не вода, … - … схватит – не выплывешь.
Спичка – невеличка, … - … а огонь великан.
Не шути с огнѐм … - … можно сгореть.
Дорого при пожаре… - … и ведро воды.
3. Краткая история пожарного дела (Презентация)
1
слайд.
В
“Судебнике
Ивана
III”,
введенном
в
1498
году,
сказано:
“Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью”.
2 слайд. С 1689 года Петр I приказал тушить пожары силами московских
стрельцов, сотских старост и посадских людей.
3 слайд. В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге
пожарной охраны.
4 слайд. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в
нее входило 25 человек.
5 слайд. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах
борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
4. Что правильно?
1. Какая монета нужна, чтобы вызвать пожарную бригаду по телефону-
автомату?
А) 2 рубля;
Б) 1 рубль;
В) никакой.
2.
Находясь
дома,
вы
почувствовали
запах
горящей
проводки.
Что
надо
делать в первую очередь?
А) приступить к ее тушению водой, песком;
Б) обесточить электропроводку в квартире;
В) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.
3. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие
жидкости?
А) водой;
Б) песком;
В) землей.
4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?
А) переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой;
Б) попытаться спуститься вниз;
В) убежать в дальнюю комнату;
5. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?
А) можно, чтобы быстрее покинуть дом;
Б) можно, если лифт остановился на вашем этаже;
В) ни в коем случае нельзя.
6. Что нужно делать при ожоге?
А) охладить обожженное место под струей холодной воды;
Б) смазать жиром;
В) проколоть образовавшийся пузырь.
7. Как определить, что за закрытой дверью — пожар?
А) открыть дверь и посмотреть;
Б) позвать маму или папу посмотреть;
В) потрогать дверь ладонью.
8. Для костра следует выбирать место:
А) на лесосеках;
Б) на торфяниках;
В) на открытой поляне.
9. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?
А) в полный рост;
Б) пригнувшись;
В) ползком, держа голову ближе к полу.
5. Вопрос – ответ:
1)
Назовите
основные
причины
возникновения
пожара?
Неосторожное
обращение
с
огнем,
детская
шалость,
нарушение
правил
пожарной
безопасности.
2) Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану,
принять меры к эвакуации.
3) Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”? Легко запомнить.
4) Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что
горит.
5) Чем опасен пожар, кроме огня? Дым, угарный газ.
6) Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок,
одеяло.
7)
Почему
во
время
пожара
нельзя
пользовать
лифтом?
Лифт
может
остановиться, лифтовая шахта- это дымовая труба, дым будет закачиваться
туда.
8) Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие
вещества.
9) Чем опасны лесные пожары? Уничтожается лес, животные, пожар может
достичь жилых построек, огонь может проникнуть в торфяные пласты.
10) Чем опасна печь в деревенском доме? От выскочившего уголька может
произойти пожар.
11) Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро
распространяется, часто перекидывается на жилые строения.
12) Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нет, т.к.
дополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
13) Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.
14) На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на
сковороду мокрое полотенце.
15) Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или
выключать свет? Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть
искра, что приведет к пожару или взрыву.
16) Что самое страшное при пожаре для людей? Паника.
III. Итог занятия. Нарисовать плакат по теме: «Профилактика пожарной
безопасности».
IV. Литеатура
1.
Журнал “Основы безопасности жизнедеятельности”. Курганский С.М.
“Путешествие по Играй-городу”. М. 5 за знания, 2007 – 189 с.
2.
Миткалёва
Е.М.
“Сборник
сценариев
по
основам
безопасности
жизнедеятельности”. М., Айрис-пресс, 2006 – 96 с.
3.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. “Внеклассное мероприятие”. М., ВАКО,
2004 – 176 с.