Напоминание

"Игры и упражнения,развивающие предпосылки связной речи малышей"


Автор: Яшкова Ксения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 90 "Медвежонок"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и упражнения,развивающие предпосылки связной речи малышей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВО «УлГПУ им.И.Н.Ульянова»)

Факультет дополнительного образования

Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального образования

Выпускная работа

на тему:

«Игры и упражнения, развивающие предпосылки связной речи малышей»

Выполнила: слушатель гр. Д-22-16

Воспитатель МБДОУ № 90 «Медвежонок»

Г.Ульяновска

Яшкова Ксения Владимировна

Научный руководитель

Ульяновск 2016

1

Содержание

1.1. Введение……………………………………………………. 3-4

1.2. Теоретическая часть…………………………………..5-18

1.3. Практическая часть……………………………………..19-29

1.4. Заключение………………………………………………….30-32

1.5. Литература……………………………………………………33

1.6. Приложение…………………………………………………34-55

Карта мониторинга

Перспективное планирование

сюжетно – ролевые игры

Перечень народных игр

Введение

2

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого

развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий

(речевой среды, социального окружения, семейного благополучия,

индивидуальных особенностей личности, познавательной активности

ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе

целенаправленного речевого воспитания.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и

первоначальной является коммуникативная функция -назначение речи быть

средством общения. Целью общения может быть как поддержание

социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты

коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и

активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает

ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим

строем, к освоению диалогической речи.

Диалогическая речь-это речь обусловленная ситуацией и контекстом

(смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более

высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диалог –это

непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс

двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для

каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Развитие

диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных,

с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них

-ребенок.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в

недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться

как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и

может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой

беседы.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к

малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно

откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина),

интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные

высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной

формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои

взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено

потребность в самопрезентации потребность во внимании сверстника,

желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого

общения, в котором проявляются межличностные

отношения, очень

важные

в личностном развитии ребёнка. В детском саду развитие диалога

3

определено программными задачами. Но, несмотря на работу, которую

проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, существуют

определённые проблемы в данном разделе работы. Исследования А.

Шахнорович, К. Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь

простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет

речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать

диалог, недостаточно инициативны.

Диалог – самая естественная, природная форма речи. Это реактивная,

ситуативно – непроизвольная речь, которая часто жёстко подавляется в

условиях организованных занятий. В этой ситуации педагогическая логика

вступает в конфликт с логикой речевого общения (Арушанова).

Следовательно, для детей младшего возраста нужны способы работы

(технологии), включающие игры и игровые упражнения в развитии диалога.

Теоретическая часть

Диалогическое общение – это когда беседуют два (и более) партнёра на

какую – либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и

готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не

просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнёров, при

котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение,

обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное –

это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к

сотрудничеству, к общей деятельности. А достаточно ли внимания и

времени уделяется общению со сверстниками в методике развития речи?

Какие формы и методы используются для развития диалога сверстников?

Для развития диалога детей со сверстниками необходимо обогатить

содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и

методы речевой работы.

4

Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей

из личного опыта; организацию словесного коллективного

творчества (сотворчество); обучение диалогу; умению слушать и

слышать партнёра, поддерживать речевое и игровое

взаимодействие, отвечать на высказывания партнёра, рассуждать,

аргументировать высказывания.

К новым формам организации диалога детей со сверстниками

относятся: работа с подгруппами; организация пространства

общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания

внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

Методами и приёмами развития диалога являются групповые

беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование,

аппликация, конструирование, художественный труд);

театрализованные игры (игры – драматизации, инсценировки);

дидактические игры.

Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с

соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очерёдность

игровых и речевых действий; слушать партнёра; сказанного не

повторять; дополнять высказывания партнёра; задавать вопросы,

вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие;

рассуждать, обосновывать свои суждения.

Зададимся вопросом: что сегодня волнует детей, о чём они разговаривают

между собой? Можно сказать, что детей волнует всё, что происходит в их

жизни и что они наблюдают сами (их личный опыт).

Дети рассказывают друг другу, кто где был в выходные дни, какие новые

игрушки у них появились, сообща рассматривают иллюстрации и обсуждают,

рассказывают

друг

другу,

кто

какие

мультфильмы

и

фильмы

смотрел.

В

группе

дети

договариваются

о

распределении

ролей,

иногда

спорят

при

выборе

темы

игры,

распределении

игрушек,

атрибутов

к

играм.

Обмениваются впечатлениями о занятиях и играх, об игрушках и предметах,

которые принесли с собой. Обсуждают также, кто кому нравится и почему,

высказывают пожелания взрослым и сверстникам.

Обогащению жизненного опыта детей, а значит, содержания их общения

способствуют

коллективные

посещения

театра,

экскурсии

и

прогулки

по

достопримечательным местам района, чтение книг.

5

Одно из важных условий налаживания общения между детьми –

организация

гибкого

режима

занятий,

работа

педагогов

с

подгруппами

детей.

Чтобы

общение

детей

было

естественным,

важно,

чтобы

они

действовали и говорили под влиянием искренних чувств, по собственному

побуждению. Но при этом необходимо, чтобы не было шумно, чтобы дети

слышали друг друга и педагога. Здесь занятия с подгруппами незаменимы.

В дошкольной дидактике накоплен большой опыт недисциплинарного

управления вниманием детей. Это и элементы ряжения педагога и детей,

неожиданные

и

всевозможные

сюрпризные

моменты,

прежде

всего

неожиданные новые интересные действия педагога (рисование, внесение

игрушек, особенно звучащих, двигающихся и плавающих и т.д.)

Особую роль играет коммуникативная мотивированность действий и

высказываний детей. Мотив – это побудитель деятельности, то, ради чего она

происходит. Мотивы педагога и детей часто не совпадают. Например, нам

надо, чтобы дети учились пересказывать текст, многократно его повторили и

запомнили. А детям это неинтересно. Нет побудительного мотива. Но вы

перестроили педагогический процесс и предложили детям поиграть в сказку

ту,

которую

хотите

научить

пересказывать).

Демонстрируете

детям

элементы сказочных костюмов, «волшебную палочку» и моментально смысл

коммуникативной ситуации изменяется. Это уже не урок пересказывания, а

интересное

для

детей

дело:

ряжение,

драматизация,

игра.

Детям

неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание было

интересным, можно использовать такой приём: звери хвалятся, кто из них

красивее, кто наряднее одет.

Высокой побудительной силой обладает приём драматизации, который

можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки и при

сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на снежинку,

одуванчик, которые нарисовали; «съедают» ягодку на аппликации; «пекут

пирожки», ожидая маму – козу и т.д. Соотнесение слова и выразительного

движения

организуют

структуру

детских

высказываний,

делают

речь

динамичной.

Беседа

отличается

от

разговора

своей

подготовленностью,

продуманностью,

масштабностью

темы

содержания.

В

дошкольной

дидактике

обычно

выделяются

беседы,

предшествующие

экскурсиям

и

наблюдениям,

подготавливающие

восприятие

(вводные

беседы)

и

обобщающие

ходе

их

воспитатель

закрепляет

знания

детей

об

окружающем, о природе, общественной жизни и т.д.)

Диалог – это не просто вопросно – ответная форма речи, диалог

предполагает личностные, партнёрские отношения между собеседниками.

6

Поэтому закономерно возникает ещё один вид беседы – светская, то есть

свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями

и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребёнком, а

позицию интересного приятного собеседника, партнёра.

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читаем

весёлые стихи, сказки, рассматриваем с ними картинки. Целью беседы, в

данном случае, является не проверка знаний детей, а обмен чувствами,

представлениями,

переживаниями,

высказывание

собственного

мнения,

рассуждения.

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное

словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный

рассказ со взрослым и совместный рассказ детей).

В совместном со взрослым рассказывании используется следующий

приём:

взрослый

начинает

предложение,

а

ребёнок

его

завершает.

Получается своеобразный диалог. Этот приём широко используется и при

описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по

игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и

пр.

В

диалогическом

взаимодействии

детей

эффективен

приём

драматизации.

Он

привлекает

близостью

игре,

использованием

игрушек,

элементов

декорации,

ряжения.

Драматизацию

можно

включать

в

рассматривание картин, рисование. Очень оживляют занятие разнообразные

пластические

этюды,

выполняющие

роль

двигательной

паузы,

физкультминутки. Диалогическому общению со сверстником служит также

приём совместного составления детьми рассказа: один ребёнок начинает

рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают

партнёров, договариваются о содержании, об очерёдности рассказывания.

Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек,

по

потешке.

Рассказы

можно

записать

и

оформить

альбом

детского

словесного

творчества.

Замечательным

приёмом,

создающим

почву

для

диалога детей является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Детское словесное творчество тесно связано с игрой Р. А. Иванкова

предлагает интересный приём организации совместной игры – фантазии,

игры – сочинения. Дети вдвоём сочиняют «кино». Первый кадр сочиняет –

схематически рисует и озвучивает – первый ребёнок, второй кадр – развитие

сюжета – его партнёр. И т.д.

Особенно важным для развития диалогической речи имеет деятельность

кооперативного

типа,

прежде

всего

творческая

сюжетно-ролевая

игра,

в

7

которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают

тему

и

развивают

сюжет,

разыгрывают

ролевые

диалоги

и

по

ходу

их

вступают

в

разнообразные

реальные

взаимоотношения.

Здесь

мы

рассматриваем

развитие

сюжетно

ролевой

игры

как

показатель

коммуникативной компетенции детей. Однако сюжетно – ролевая игра как

сфера коммуникативной самодеятельности детей предполагает их свободу в

выборе партнёров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого

лишь

в

роли

равноправного

партнёра.

Поэтому

совместная

сюжетно

ролевая игра не может выступать как средство обучения речевому общению.

Диалог

детей

в

совместной

сюжетно

ролевой

игре

не

средство,

а

результат

освоения

опыта

общения

в

других

видах

деятельности.

Диалогическое

общение

развивается

в

творческой

игре

не

в

результате

обучения

взрослого,

а

в

результате

саморазвития.

Механизмом

такого

саморазвития является возникновение и разрешение противоречий между

имеющимися у детей средствами общения и объективными требованиями к

их эффективности в игре. Дети, увлечённые игрой, сами осваивают новые

средства и способы общения, в которых они испытывают нужду.

Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре

можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через

создание

предметно

игровой

среды,

обогащение

знаний

детей

об

окружающем

(прежде

всего

о

социальных

отношениях),

через

участие

взрослого в детских играх в качестве партнёра.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность

детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят

театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.

Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы:

игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно –

ролевых

играх.

Для

игр

первой

подгруппы

характерна

ориентировка

на

зрителя

и

установка

на

эстетическую

ценность

действия.

Игры

второй

подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя

и не стремятся к эстетической выразительности.

Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе

подгруппы игр.

При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности

речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи,

способы игрового взаимодействия с партнёром. Принимая на себя роль,

ребёнок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встаёт на точку

зрения

персонажа.

Эти

действия

создают

предпосылки

для

развития

самодеятельного

диалогического

общения

детей

со

сверстниками

в

8

нерегламентированных

ситуациях,

в

повседневной

жизни

и

сюжетно

ролевых играх.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют

в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам

сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет

сказки

и

опыт

совместного

разыгрывания

спектакля

позволяют

детям

налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога,

действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль

взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр

не непосредственная, а опосредованная.

По

наблюдениям,

в

играх

с

куклами

дети

проявляют

больше

самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнёру по игре. В играх

с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако, при

вмешательстве педагога активно включаются в импровизированные ролевые

диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как

игра – драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные

диалоги персонажей. Это такие игры, как «гуси – гуси», «краски», «где мы

были, мы не скажем» и др.

Народные игры используют разные способы налаживания

диалогического общения детей со сверстниками.

Ориентировка

на

партнёра,

необходимость

слушать

и

слышать

его

голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу», «что

изменилось»

Цели

создания

ориентировки

на

партнёра

служат

разнообразные

хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе,

держась за руки (тактильный и слуховой контакты).

Установка

на

ответ,

необходимость

внимательно

слушать

речь

партнёра и готовность вовремя быстро ответить ему. Игра «садовник»

Поддержание

диалога

через

обмен

высказываниями

(вопросы,

комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в

которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения, типа:

- гуси, гуси!

-га, га, га!

-есть хотите?

9

-да, да, да. И т.д.

Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной

труд представляют широкие возможности для налаживания диалогического

общения детей. И даже тогда, когда ребёнок выполняет индивидуальную

работу,

он

комментирует

свои

действия,

обращается

к

соседям

с

восклицаниями,

возгласами,

выражая

широкую

палитру

чувств

и

находя

отклик

в

виде

аналогичных

проявлений

партнёра.

Занятия

по

изобразительной

деятельности

в

изостудии

создают

у

детей

чувство

сопричастности

к

прекрасному,

интересному,

волнующему,

пробуждают

эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.

Однако, изобразительная деятельность – это деятельность прежде всего

индивидуальная,

в

которой

дети

выражают

своё

отношение,

своё

индивидуальное видение, своё собственное миропонимание. Этим занятия

изобразительной деятельностью и ценны прежде всего. Поэтому не следует в

угоду развития диалога со сверстниками делать эти занятия по преимуществу

коллективными,

совместными.

Присутствие

сверстников

и

возможность

переговариваться с ними – уже условия развития диалогического общения,

но не как взаимодействия при создании общего продукта, а как совместного

переживания в общей творческой атмосфере. Изобразительная деятельность

может

быть

совместной,

когда

дети

создают

общий

продукт

и

взаимодействуют

в

процессе

его

создания:

общее

панно

из

отдельных

индивидуальных

работ

фрагментов

(праздничная

улица,

созданная

из

отдельных домов; зимний лес, составленный из отдельных деревьев и т.п.);

общая работа (например,

«Сказочный замок»: каждый ребёнок расписывал

какую – то часть и рисовал персонажи, работая на одном листе, за одним

мольбертом). Тогда изображение как действие выполняется индивидуально,

а

создание

единого

сюжета

на

одном

пространстве

даёт

основу

для

обсуждения

этой

новой

целостности,

для

рассуждения,

для

общения.

Подчеркну

ещё

раз:

изобразительная

деятельность

как

форма

художественного

творчества

предполагает

индивидуальное

проявление

образного

мышления,

образного

видения,

эмоций,

личностную

позицию

каждого ребёнка и не должна подчиняться целям обучения налаживанию

взаимодействия. Взаимодействие возникает в силу объективной ситуации

(общее

пространство,

единая

композиция)

и

разворачивается

как

нерегламентированная самодеятельная детская активность, как проявление

свободного желания детей к сотрудничеству, сотворчеству, сопереживанию.

Изобразительные

навыки

детей

могут

использоваться

ими

в

коллективных

занятиях

типа

«Запомни

и

нарисуй»

(картинки

на

стенде,

персонажи в инсценировке, набор предметов в кузовке и пр.) Но в этом

10

случае рисование выступает скорее как приём схематического изображения,

как средство обозначения, пространственного моделирования.

В этой своей функции рисование может использоваться как приём при

обучении совместному сюжетосложению, рассказыванию по схеме, по серии

схематических изображений, как средство фиксации знаний об обобщающих

наименованиях,

многозначных,

одноструктурных,

однокоренных

словах,

антонимах и т.п. Основу для общения со сверстником при этом создаёт

условие:

нарисовать

вместе,

на

одном

листе;

нарисовать

так,

чтобы

изображения

не

повторялись.

Этот

приём

хорошо

использовать

в

дидактических играх.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое

положительное

влияние

на

развитие

диалогического

общения

детей

со

сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается

не

только

на

усвоение

познавательного

содержания,

но

и

на

формы

взаимодействия детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных игр: лото,

домино,

разрезные

картинки.

Все

они

строятся

на

взаимодействии

играющих.

Роль

взрослого,

организующего

взаимодействие,

когда

дети

осваивают

эти

игры,

велика.

Потом

дети

начинают

управлять

играми

самостоятельно.

Появляются

указания:

твой

ход,

ходи,

ставь

фишку,

не

подглядывай: возникают вопросы: вишня – это фрукт? Кукуруза – это овощ?

Телевизор – это мебель? Дети учатся

рассуждать, самостоятельно находить

решения познавательных задач.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками

имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3

человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка

(многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и

др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают

слушать

и

слышать

партнёра,

задавать

ему

вопросы,

давать

поручения,

указания,

высказывать

согласие

или

несогласие

с

игровыми

и

речевыми

действиями

партнёра,

аргументировать

высказывание,

рассуждать,

соблюдать очерёдность, отвечать на высказывания собеседника.

В

процессе

словесных

дидактических

игр

парами

обучающими

моментами

являются

осознание

игровых

правил

общения,

а

также

обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами.

Игры парами могут быть организованны как самостоятельная форма

обучения

в

отдельном

помещении

(например,

фольклорном

кабинете,

горнице и т.д.) или в групповой комнате следующим образом: двое детей

11

играют, а остальные наблюдают за ними. При этом очень важно, чтобы дети

начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает

взаимодействие со сверстником (Иначе, это фронтальная форма всё того же

общения со взрослым.) При неоднократном обращении к одной и той же

игре дети усваивают правила и содержание игры и начинают получать от неё

удовольствие.

Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные

дидактические игры, как «угадай на ощупь» (дифференцирование звуков),

«чего не стало?» (родительный падеж множественного числа), «бывает – не

бывает» (рассуждение).

Парное взаимодействие может быть

эффективно организовано и в

процессе

коллективного

речевого

занятия.

Для

этого

хороши

задания

с

разрезными картинками, на составление рассказа по серии картин или по

условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «запомни и

нарисуй», а также игра в кругу с мячом «закончи предложение». Очень

хорошо

использовать

на

фронтальном

занятии

игру

«отгадай

предмет,

который я загадала»: один ребёнок загадывает предмет, а остальные дети

пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только

«да» и «нет». Например, на стенде картинки с изображением часов (часы

механические и электронные; настенные, напольные, настольные, наручные;

песочные,

ходики,

будильник

и

т.п.).

Дети

отгадывают

предмет,

задавая

вопросы типа: это часы электронные? механические? У этих часов есть гири?

У них есть маятник? Они стоят на полу? И т.д.

По этому же типу можно строить игры, в которых материалом являются

разнообразные игрушки, предметы посуды, мебели, сюжетные картинки.

Опыт работы по развитию диалогического общения детей со

сверстниками

говорит

о

том,

что

на

разных

возрастных

этапах

первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости

от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Мною были проведены программные занятия по пересказу сказки

«Кот,лиса и петух», занятия в виде дидактической игры «Похвалялись

звери», «Петрушка, угадай мою игрушку».

Кроме вышеперечисленных занятий для обучения были использованы и

занятия познавательного характера, например: «Как нужно вести себя во

время разговора», «Называние действий и качеств предметов.»

В повседневной деятельности с детьми были организованы различные

виды деятельности и использованы различные методы и приемы.

Включены в работу с детьми народно – хороводные игры со словами, как

например, игры «снежный ком», «овёс», «карусель», «заря – зарница»

(прилагаются) и др.

Во время проведения подвижных игр, дети всегда проявляют активность и

интерес. Стараюсь вовлекать в ведущие роли малоактивных детей с целью

раскрепощения. Этот приём очень помогает, дети, чувствуя поддержку со

стороны взрослого становятся более уверенными. Постепенно дети

вовлекались в процесс игры, использовали реплики, диалог. Те дети,

которые раньше всех выкрикивали, постепенно приучались сдерживаться,

выслушивать диалог своих партнеров по игре, только после этого

начинали свою речь.

В систему обучения диалогической речи я ввожу

также и дидактические, словесные игры и игры парами. При проведении

подобных игр уделяю внимание не только на усвоение познавательного

материала, но и приобретению опыта взаимодействия детей со своими

сверстниками, умения вести диалог, задавать правильно вопросы,

отвечать на них распространенными предложениями, используя

выражения речевого этикета.

В процессе словесных дидактических игр парами обучающими

моментами являлись осознание игровых правил, как правил общения, а

также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с

правилами.

Игры организовывались как самостоятельная форма обучения в

отдельном помещении (например, фольклорном кабинете, горнице и пр.)

или в групповой комнате следующим образом: двое детей играют, а

остальные наблюдают за ними. Такие условия создавались для того, чтобы

дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае

возникает взаимодействие со сверстником. (Иначе это фронтальная

форма все того же общения с взрослым.) При неоднократном обращении

к одной и той же игре дети постепенно усваивали правила и содержание

13

игры и начинали получать удовольствие не только от игры, но и от

общения во время игры.

Следующим моментом формирующего этапа были сюжетно-ролевые

игры. На данном этапе были проведены следующие игры: «Детский сад»,

«Семья», «Магазин». Развивая сюжет, дети вступают в диалог друг с

другом, начинают свободно общаться, совместно поддерживать сюжет

игры. Очень интересные игры провела такие как «медвежата»,

«угощение».

Речевые ситуации были направлены на развитие умений договариваться

во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то

разговор, соблюдать правила речевого этикета, выказывать сочувствие,

убеждать, доказывать свою точку зрения. Речевые ситуации давались в

двух вариантах. В первом случае я давала задание типа речевой

логической задачи, завершающееся вопросом к детям: «Как вы думаете, о

чем могли вести беседу щенок и котенок?». Во втором случае

предлагалось содержание диалога: «Щенок извинился за свою

неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок

пригласил котенка с собой. Котенок согласился». Дети должны были

придумать реплики.

Умение пользоваться неречевыми средствами общения отрабатывалось

во время проведения игр - инсценировок.

Вначале удалось заинтересовать детей письмом от почтальона. Затем

была показана сказка «Теремок». Затем детям было предложено

изобразить эпизод из сказки. Дети охотно изображали. Это очень важно,

так как соотнесение слова и выразительного движения организует

структуру детских высказываний. При разыгрывании сказки рассказывали

интересно, эмоционально. Многие реплики из сказки были пропущены,

но взамен них дети придумывали сами.

Кроме вышеперечисленных методов и приемов во время обучения

навыкам связной речи проводились индивидуальные и коллективные

разговоры.

Самое удобное время для коллективных разговоров была прогулка. Для

индивидуальных разговоров больше подходили вечерние и утренние

часы. Для разговоров с детьми использовались все моменты жизни

детского сада. Встречая детей в утренние часы, есть возможность

поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда

ездила в

выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

14

Также индивидуально были проведены беседы для тех детей, у которых

низкий уровень развития диалогической речи. Эти дети малообщительны,

очень трудно вступают в разговор с взрослыми.

Для этого были

использованы игры, направленные на побуждение детей вступать в

разговор со взрослыми. Игры «Подари улыбку», «Доброе сердце».

Содействовали развитию доброжелательности внимательному

отношению друг к другу. Чтобы дети чувствовали себя уверено, смело, в

начале разговора им давался «волшебным микрофон» и дети становились

телеведущими. Кроме того, в ходе обучения использовались упражнения

на развитие диалогической речи в ходе игр, разнообразных игр-

драматизаций по художественным произведениям и беседы по ним,

инсценировок импровизационного характера. Формированию

положительных речевых взаимодействий способствовали игровые

тренинги, психогимнастика.

Для обучения детей способами общения в игре применялись беседы-

обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по

содержанию художественных произведений, отображающих общение

детей, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее

организации и результатов.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками

имели словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей

(2-3 человека). В этих играх познавательные задачи задавались на

материале языка (многозначные слова, грамматические формы,

дифференцирование звуков и др.), где правила организуют

взаимоотношения детей. Правила побуждали слушать и слышать

партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания,

высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями

партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать

очередность, отвечать на высказывания собеседника.

В ходе формирующего эксперимента старались чаще выводить детей на

экскурсии, в общественные места для практического применения своих

знаний и умений.

Кроме того, была проведена разъяснительная работа среди родителей

для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных

консультациях, выступлениях на родительском собрании старались

убедить родителей в том, что и

дома необходимо поддерживать те

требования, которые выдвигают воспитатели в детском саду, следить,

чтобы ребёнок, разговаривая, вёл себя спокойно, был подтянут, не

15

размахивал руками, не гримасничал, не держал

руки в карманах.

Общаясь, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.

В работе с родителями были использованы следующие формы работы:

1)Пропаганда знаний о развитии диалогической речи у детей.

2)Консультации на тему: «Истоки диалога».

Посещение семей с целью выявления условий для речевого развития

детей и дачи соответствующих рекомендаций.

Вся работа с родителями строилась на основе учета языковой среды в ней

ребенка и индивидуального подхода к разным типам семей, в форме

бесед и консультаций. Подвожу родителей к тому, чтобы они

предоставляли возможность детям самим рассказывать о пройденном

дне в садике, строить вопрос, заданный детям так, чтобы дети объясняли,

рассуждали, а задача родителей – поддерживать разговор.

Стараюсь задавать детям как можно больше вопросов. Но не

экзаменовать его по какому – то вопросу, а реально интересоваться его

проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места,

предмета, явления. Здесь просматривается очень важный момент тёплого

общения со взрослым. А таких моментов у меня много: во время прихода

в садик, до зарядки, до завтрака, после занятий в свободное время, в

вечерний отрезок времени. Детям также нравится, когда взрослый

включается в настольные игры. Дети часто предлагают сыграть с ними в ту

или иную настольную игру как например, «домино», «лото», разрезные

картинки, разные интеллектуальные задания.

Дети любят играть в игры с мячом. Это прекрасный способ

взаимодействия. Я часто использую игры с мячом в своей практике.

Применяю много упражнений такие как, «мяч передавай – слово

называй», «мяч возвращай – ласковое слово называй», «тебе мячик я

бросаю, а ты животных называй» и др.

В своей работе организую парное взаимодействие в разных видах

детской деятельности кооперативного типа:

Конструирование – дети создают общие постройки и обыгрывают её.

В самостоятельной изобразительной деятельности – дети вместе

раскрашивают картинки, вместе, договариваясь, дети лепят сказку.

Очень любят дети инсценировать сказки, играть по ролям,

перевоплощаться в тот или иной персонаж. Дети проявляют большой

16

интерес к такой деятельности. А что интересно, то и запоминается легче и

играется безупречно.

Наравне играми провожу такие

упражнения

как проговаривание

чистоговорок, заучивание потешек, а затем рассказывание друг другу,

скороговорки, разгадывание загадок, объясняя их значение

Ля-ля-ля – вот моя земля.

Лё-лё-лё – ты скажи «алё».

Ле-ле-ле – тина на весле.

Лю-лю-лю – стены побелю.

Ли-ли-ли – мы козу спасли.

Немаловажное значение в формировании диалогической речи у

детей имеет инсценирование стихотворений.

- Ты, рябинушка, раскудрявая,

Ты когда взошла, когда вызрела?

- Я весной взошла, летом выросла.

По зарям цвела, под солнцем вызрела.

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы у английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

С ветки на землю шлёпнулся жёлудь,

Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый.

Он от испуга плачет и плачет

И желудиных слёзок не прячет.

- Что же мне делать, дуб – исполин?

17

Эй, отвечай – ка, я же твой сын!

- Что тебе делать?

В землю зарыться,

Чтобы к весне в дубок превратиться.

Наблюдая за своими воспитанниками, как у них развивается

диалогическая речь, можно выделить две линии:

1.

Совершенствуется ли понимание ими речи взрослых;

2.

Складывается ли собственная активная речь.

Одним из условий развития диалогической речи является организация

речевой среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослых и

детей, детей друг с другом.

1.Диалог воспитателя с детьми – это наиболее распространённая,

общедоступная форма речевого общения в повседневной жизни и, чтобы

был он вполне эффективен, должна быть создана доброжелательная

атмосфера. Главным в общении является понимание, признание и

принятие личности ребёнка. Ребёнок охотно вступает в контакт, если

чувствует внимание, интерес, свою защищённость. Развитие

диалогической речи зависит от становления мышления, памяти,

внимания, обогащения словаря

,

грамматического строя. Дети 3-4 лет

начинают задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как

почему? Зачем? Как? Откуда? И др.

2.

Диалог детей друг с другом – очень хорошо просматривается в

организации посещения детей другой группы – происходит знакомство

и развитие диалога. В диалоге друг с другом дети учатся слушать

собеседника, контролировать себя, говорить более понятно, связно,

задавать вопросы, рассуждать, отвечать. Чтобы дети могли

содержательно общаться друг с другом, необходимы определённые

условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх,

в повседневной жизни. Диалог является естественной средой развития

личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведёт к

различного рода искажениям личностного развития, росту проблем

взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьёзных

сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных

ситуациях. Проблемы межличностного общения для ребёнка

начинаются, в основном, в семье. Нежелание общаться (из – за

нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться

(родители не знают, о чём разговаривать с ребёнком, как строить

18

диалогическое общение с ним), отрицательно влияет на деятельность и

душевное самочувствие малыша.

Диалогическая речь обеспечивает эффективность коммуникации,

способствует донесению смысла высказывания до слушателей.

Старший дошкольник с развитой диалогической в младшем возрасте

речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой

обстановке, благодаря тому, что может адекватными средствами

выразить мысли и чувства, показать свою творческую

индивидуальность, проявить себя в разных видах деятельности и,

прежде всего, в игровой и художественной, что характеризует не

только уровень формирования детской речи, но и особенности

личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность,

общительность.

19

Заключение

Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной

речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских

высказываний при различных задачах и в различных усло-виях общения. На

основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что

диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение

понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде

всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для

диалогической речи Важно овладение диалогической формой общения,

поскольку в широком понимании «диалогические отношения - это почти

универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все

отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого

развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по

развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и

как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных

сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи,

и в то же время развитие диалогической речи способствует

самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и

синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения

ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным

составом, грамматическим строем.

Воспитатель должен добиться того, чтобы

каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми.

Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы

,

отвечать словами на

вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те

дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении

(ясли, сад). Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до

перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю

следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель уже больше

внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в

краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания

вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на

занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать

высказывания своих товарищей.

20

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается

с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того,

кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для

ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение

диалогической речью - необходимым условием полноценного социального

развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в

контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших

успехов в развитии диалогической речи в условиях социального

благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в

первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а

также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его

мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят

сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного

собеседника.

21

Литература

1.

Арушанова А. «Организация диалогического общения дошкольников

со сверстниками» дош. воспитание.2001г. №5

2.

Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. «Истоки диалога» дош.

Воспитание. 2001г. №1

3.

Aрушанова А. «Диалогическое общение детей: обучение и

самонаучение» дош. Воспитание 2013г. №5

4.

Горшкова Е. «Учите детей общаться». Дош. Воспитание 2000г. №12

5.

Грецик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи»

дош. Воспитание. 2000г. №6

6.

Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения» 1999г.

22

Перспективны

й план по

развитию

связаной речи у

детей (младшая

группа)

Месяц

Деятельность

детей

Содержание

деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

Д/у «Давайте

познакомимся».

НОД.

Коммуникация.

«Приветствия и

прощания».

Художественное

творчество.

Рисование.

Коллективная

работа

«Ладошки».

Учить представлять

себя коллективу

сверстников.

Отработка навыков

использования

вопросительной и

повествовательной

интонации в диалоге.

Формирование

потребности общения с

взрослыми.

Формирование

потребности в

общении со

сверстниками во время

совместной

деятельности.

Побуждать детей к

собеседованию при

рассматривание,

развитие разговорной

речи.

Задание на дом. Разговор с

детьми на тему «Мои друзья».

23

Знакомство с

новой «толстой»

книгой «Золотая

сокровищница

сказок».

Совместно с

воспитателем

рассматривание

иллюстраций.

Р/у «Если я не

прав, то возрази

мне»

Заучивание и

инсценирование

потешки «Ваня,

Ванечка».

Д \ у «Узнай по

голосу».

П \ и «Гуси».

Показ малышам

сказки «Курочка

Ряба».

Научить детей

использовать

подготовленные

образцы в речевом

синтезе.

Учить детей вести

диалог по образцу.

Учить детей

устанавливать речевой

и эмоциональный

контакт.

Совершенствование

диалогической речи.

Задание на дом: совместное

рассматривание детских

книжек из домашней

библиотеки. Побуждать детей

к обсуждению.

Октябрь

Беседа «В гостях

у осени»-

Целевая

прогулка в

осенний парк

«Наши встречи с

природой».

Д/и «Чего не

стало»-

Чтение сказки

«Репка».

Побуждать детей

высказываться на тему

из личного опыта.

Учить детей общаться

с природой, принимать

участие в разговоре,

слушать партнера,

реагировать на его

высказывания

Побуждать к

словотворчеству,

умению отвечать на

вопросы.

Продолжать учить

детей отвечать на

вопросы по сказке.

Совершенствование

Советы родителям. «Правила

речевого общения».

24

Игра–

драматизация

«Репка».

Р/у

«Подтвердите,

если так.»

Коллективная

работа. Коллаж

«Что нам осень

подарила».

Рассматривание

альбома «Осень».

(Работа в парах).

Сюжетно-

ролевая игра

«Мы везем

урожай».

П \ и «Зайка»

разговорной речи

(интонация,

обращение, эмоции).

Учить детей находить

языковые средства в

образце и

использовать, не

изменяя их.

Учить детей умению

договариваться в

процессе труда, учить

детей обращаться друг

к другу вежливо.

Учить детей вести

диалог в паре,

развивать умение

слушать партнера и

реагировать на

высказывания.

Знакомство с

профессиональной

лексикой, развитие

навыков разговорной

речи.

Учить детей

устанавливать речевой

и эмоциональный

контакт.

Ноябрь

Знакомство с

новой куклой.

Д/И «Кукольные

разговоры».

Д/у «Моя

любимая

игрушка.

Побуждать детей к

высказываниям,

закреплять навыки

приветствия.

Учить детей вести

диалог, эмоционально

реагировать на

высказывания.

Развивать умение

слушать друг друга:

описывать игрушку,

отмечая ее настроение,

поведение, образ и

отвечать на

Задание на дом.

Вместе с ребенком подобрать

предметы - заместители для

«Волшебной коробочки».

25

Д/и - беседа

«Мама поручила

дочке

приготовить

обед»

Сюжетно-

ролевые игры

«Семья»,

«Больница»

Заучивание

стихотворения

«Где обедал

воробей».

Д/и

«Поручения».

Чтение рассказа

О.Осеевой

«Волшебное

слово».

Театр на столе.

Ситуация из

игрушек «Еж и

заяц», «Лиса и

рак».

поставленные вопросы.

Обогащение речи детей

новыми словами

(продукты, продукты,

жидкость, насыпать),

учить имитировать

действия.

Учить

взаимодействовать с

партнером по игре,

расширять речевое

общение детей,

воспитание

толерантности.

Совершенствовать

умение вести

диалогическую речь по

образцу.

Закрепление форм

вежливой речи.

Совершенствовать

диалогические умения

детей: адресовывать

речь собеседнику,

привлекать его

внимание к себе,

общаться в

доброжелательной

форме).

Побуждать к

разыгрыванию и

сочинению сценок.

Разговор с ребенком: «Мои

любимые игрушки».

Декабрь

Беседа с детьми

«К нам приходит

Новый год».

Знакомство с

Продолжать учить

детей принимать

участие в групповой

беседе: слушать

собеседника, отвечать

на вопросы,

инициативно

высказываться.

Расширять словарный

запас детей.

26

многозначным

словом (Летят

снежинки, летят

лыжи, летят гуси,

летят минуты).

Рассматривание

открыток. (Работа

в парах).

Д\у «Маша в

зимнем лесу».

Подготовка к

новогоднему

празднику.

Работа в

мастерской Деда

Мороза.

Режиссерская игра

«Новогодний

праздник

игрушек».

Совершенствовать

диалогические умения

детей: говорить с

собеседником

спокойно, внимательно

выслушивать.

Развитие восприятия

вопросительной

интонации,

закрепление навыков

использования в речи

высказывании с

вопросительной и

повествовательной

интонацией.

Побуждать детей к

общению из личного

опыта по подготовке к

Новому году, учить

детей распределять

обязанности,

совершенствовать

навыки пользования

самостоятельной

активной

диалогической речью

(прислушиваться к

партнеру, правильно и

тактично реагировать

на замечания) в

процессе труда.

Воспитание

толерантности.

Учить действовать

самостоятельно рядом

со сверстником,

совершенствовать

разговорную речь

детей.

Расширение

Задание на дом: подборка

новогодних открыток для

групповой выставки.

Задание на дом: сделать

новогоднюю игрушку для

Главной елки города -

совершенствование

разговорной речи в процессе

труда совместно со

взрослыми.

27

Р/у «Передай

товарищу слова

мои».

словарного запаса

детей.

Учить детей

трансформировать

реплику собеседника.

Январь.

Д/и «Какое слово

спряталось?».

Беседа «Как я

провел

праздники».

Сюжетно-

ролевая игра

«Дом мод»,

«Парикмахерска

я

Игра – диалог

«Шутка».

Закрепить

представления о

многозначных словах.

Побуждать детей к

высказываниям из

личного опыта, учить

выслушивать друг

друга.

Учить детей умению

договариваться в

распределение ролей,

согласно выбранному

сюжету, актуализация

речевых

средств, воспитание

уважения к партнеру

по игре.

Формирование

диалогической речи

при заучивании и

обыгрывании

стихотворения.

Побуждать детей

общаться с природой,

28

«Мороз не велик,

но стоять не

велит». Прогулка

в зимний лес.

П /и «Два

Мороза».

Показ сказки

малышам

«Колобок».

Художественное

творчество.

Коллаж «Зимний

пейзаж».

С\ и «Да и нет».

совершенствовать

умения и навыки

коллективного

разговора.

Учить детей вести

диалог по образцу.

Совершенствовать

эмоционально-

диалогическую речь

детей.

Закреплять умения

детей общаться со

сверстниками в

процессе творческих

работ.

Направить речевое

поведение детей на

создание реплик.

Февраль.

Работа по

проекту «Огород

на подоконнике».

(В разработке)

Март.

Работа по

проекту «Огород

на подоконнике».

Развлечение

«Весна пришла»

(в разработке)

Приобщение детей к

общению с природой.

Закрепление навыков

диалогической речи.

Апрель.

НОД.

Коммуникация

«Лес и мы.

Работа над

правилом:

«Говори

спокойно,

грамотно,

красиво».

Обогащение словаря

детей, закреплять

умения детей грамотно

отвечать на вопросы

воспитателя,

общаться с природой.

Закреплять правила

диалогической речи.

Закреплять у детей

умение вести диалог по

образцу.

Консультация«Развитие

навыков диалогической речи».

29

Май.

Д/ и «У меня

зазвонил

телефон…».

Экскурсия в мини-

музей

«ТЕЛЕФОН»

Чтение

стихотворения

С.Я Маршака

«Загадки»

Игротека.

Играем вместе.

Игры по выбору

детей.

Круглый стол

вопросов и

ответов.

Обучать детей вести

разговор по телефону.

Знакомство с

различными видами

телефона

Формирование

потребности общения с

взрослыми.

Побуждать детей к

совместной игровой

деятельности со

взрослыми и

сверстниками,

совершенствовать

усвоенные навыки

речевого общения.

воспитание

инициативности и

самостоятельности.

Побуждать детей

проявлять интерес к

беседе со

сверстниками, учить

детей коллективно

задавать и отвечать на

вопросы.

Разговор на тему: «Телефон

как средство общения и

развития диалогической речи

у детей».

Задание на дом: закрепить

умения детей правильно

разговаривать по телефону.

Консультация«Использовани

е речевых игр в формирование

речевого общения детей».

Родительское

собрание «Давайте

поиграем».

30

Карта мониторинга усвоения диалогических умений

детьми

Содержани

е

программы

по

развитию

диалогичес

кой речи

Имя детей

Мил

ана

Ег

ор

Богд

ан

Ма

рк

Дам

ир

Дан

иил

Снеж

ана

Ли

за

Соф

ья

Ви

ка

Йол

дыз

Умения:

1. Задавать

вопросы,

различные

по

содержани

ю:

познавател

ьные,

социально -

личностные

2.Пользова

ться

словами и

предложен

иями

3.Задавать

вопросы

адресно

4.Отвечать

на вопросы

коммуника

тивно,

целесообра

зно

5.Не

отвечать

вопросом

на вопрос

6.Проявлят

ь

31

тактичность

, задавая

вопрос и

отвечая на

них

7.Не

оставлять

вопрос без

внимания

(ответа)

8.Придерж

иваться

темы

разговора

9.Говорить

по очереди

32

Игра: «Угощение»

Цель – формирование у детей речевой активности

Оборудование

предметы-заместители,

игровая

посуда,

игрушечные

собачки

Игровые роли – повара

Ход игры: Педагог включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда.

Посмотрите,

кто

к

нам

прибежал».

Показывает

собачек

и

предлагает

познакомиться с ними (побуждает детей к речи), погладить. «Слышите, как

они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть». Дети

разговаривают

каждый

со

своей

игрушкой.

«Оказывается,

что

они

действительно

голодны».

После

этого

педагог

предлагает

«успокоить»

собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить

наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе,

и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и

даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас

накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду? А что вы будете

готовить?». Дети отвечают на вопросы воспитателя. Затем педагог побуждает

каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя.

Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед

ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я

догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в

знак согласия лает. Так, по очереди, каждому ребенку воспитатель дает по

собачке и способствует проявлению речевой активности. Когда все собачки

нашли

своих

хозяев,

воспитатель

предлагает

детям

взять

необходимые

«продукты»

из

ящиков

с

предметами-заместителями.

Во

время

того,

как

ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он

слушается тебя, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы

33

каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе

Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься

— плита горячая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда

покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что

вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их

накормили». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они

любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам

коврики». Дети укладывают собачек.

Игра: «Медвежата»

Цель – развитие у детей способности отвечать на вопросы, правильно вести

диалог

Оборудование – игрушки, конфеты, печенье, фрукты, пирог

Игровые роли – медвежата

Ход

игры:

Предлагая

детям

игрушки,

конфеты,

фрукты,

педагог

говорит:

«Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и

прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата –

сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Сейчас

мы

превратимся

в

медвежат.

Кто

у

нас

медвежонок?

Кому

медведица

испекла сладкий пирог?» Воспитатель, задает вопросы, тем самым побуждая

детей к речевым высказываниям и ведению диалога: «Ты медвежонок? А как

тебя зовут? Ты наверное уже большой медвежонок, а сколько тебе лет? Чем

ты

любишь

заниматься?

(играть,

рисовать,

гулять).

А

где

твои

лапки,

медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас

в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!».

Затем

педагог

предлагает

медвежатам

встать

вокруг

большого

стола

(сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно

разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Раздавая

пирог, воспитатель побуждает ребенка самостоятельно попросить кусочек.

Далее

приговаривает:

«Этому

медвежонку

кусочек

пирога

и

этому.

Всем

медвежатам

поровну

делю

пирог

медведицы.

Всем

медвежатам

хватило

пирога?

Ешьте

на

здоровье!».

В

конце

дети

должны

поблагодарить

медведицу.

Цель основного

этапа заключается

в

том,

чтобы

сформировать

у

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью

связную

диалогическую

речь

и

выработать

коммуникативно-речевую

активность

детей.

На

втором

этапе

34

занятия предполагали речевую активность детей. Для достижения этой цели

мы используем игры «Скорая помощь», «Семья», «Детский сад», «Веселая

поездка»,

«В

магазине».

Некоторые

из

перечисленных

игр

должны

быть

знакомы

детям,

что

должно

положительно

сказываться

на

дальнейшем

развитии сюжета.

Игра: «Скорая помощь»

Цель – формирование коммуникативных способностей у детей

Оборудование

марля,

бинты,

ленты,

бумага,

карандаш,

игрушечные

медикаменты, телефон

Игровые роли – врач, медсестра, больные

Ход игры: Дети находятся в разных частях комнаты или площадки. Один из

детей якобы плохо себя чувствует и вызывает по телефону "скорую помощь".

Через

три

минуты

появляется

доктор

с

игрушечными

медикаментами

и

оказывает больному первую медицинскую помощь, задавая вопросы: что

болит, где, как сильно, что этому предшествовало, какие лекарства были

использованы.

Больной

рассказывает

о

своей

болезни,

жалуется.

При

необходимости, "больного" направляют на лечение в "больницу". В больнице

в игру вступает медсестра. Ухаживая за больным, она так же ведет активный

диалог с больным.

Игра: «Семья»

Цель – формирование коммуникативно-речевой активности детей

Оборудование – кукла, мебель для оборудования комнаты кукле, посуда

Игровые роли – мама папа, дедушка, бабушка, дети, гости

Ход игры: Сначала педагог проводит беседу в присутствии других детей с

недавно переболевшем ребенком - о том, чем он болел, как мама и папа

заботились о нем, как лечили его.) Так же можно прочитать книгу А. Барто

«Младший

брат».

Обсудить

прочитанный

рассказ.

Далее

начинается

сюжетно-ролевая игра. Дети берут на себя роли либо самостоятельно, либо

воспитатель сам распределяет роли в зависимости от речевых возможностей

детей. Дети обыгрывают сюжет обычного дня – мама с ребенком дома, папа

уходит на работу. В это время мама занимается делами по дому, ухаживает

за ребенком. По мере развития сюжета можно увеличить количество ролей

(гости, дети).

35

Игра: «Детский сад»

Цель – побуждение к активной речевой деятельности

Оборудование

различные

мягкие

игрушки,

детская

посуда,

кроватки

и

коляски для кукол

Игровые

роли

воспитатели,

няни,

дети,

музыкальный

руководитель,

инструктор по физическому развитию

Ход игры: Педагог совместно с детьми распределяет роли "воспитателей" и

"нянь", а кто-то будет "музыкальным работником". Кукол озвучивают сами

дети.

Завтрак,

прогулка,

разучивание

считалочек

все

идет

по

порядку.

События развиваются как в обычном садике:

1. Утром зарядка или танцы под веселую музыку.

2. Завтрак.

3. Занятия (веселый счет, рисование, разукрашивание и т. п.).

4. Прогулка.

5. Обед.

6.

Тихий

час

(для

кукол).

Девочки

исполняют

колыбельные

песенки,

рассказывают сказки.

7. Подготовка к полднику – куклам необходимо сделать прически, нарядить.

8. Полдник.

9. Различные игры в комнате или на уличной площадке.

Хорошо, когда в игре принимают участие взрослые (в роли методиста или

старшего повара), это необходимо для продуктивной игры и развития более

интересного

сюжета.

Как

правило,

дети

очень

хорошо

самостоятельно

развивают сюжет, помощь взрослого заключается в том, что необходимо

координировать ход самой игры, поддерживать инициативу других детей и

доброжелательную атмосферу.

Игра: «Веселая поездка»

Цель – формирование речевой активности

36

Оборудование

стулья,

скамейки,

коробки,

билеты,

сумка,

игрушечная

посуда

Игровые

роли

машинист,

проводники,

пассажиры,

дорожный

патруль,

повар в вагоне-ресторане

Ход игры: Детям надо представить себя работниками железной дороги. Но

сначала

необходимо

провести

предварительную

беседу

о

том,

что

такое

железная дорога, кто на ней работает, ездили ли они в поезде, что они знают

об этом. В зависимости от того, кто из детей больше ориентируется в данной

теме распределяются роли. Поезд собирается из стульев, скамеечек, больших

коробок.

"Машинист"

ведет

состав

и

объявляет

названия

станций.

"Проводники"

проверяют

наличие

билетов,

рассаживают

"пассажиров",

разносят чай. "Дорожный патруль" следит за порядком. Воспитатель в ходе

игры предлагает каждому ребенку в пути рассказать какую-либо веселую

историю или исполнить песенку. Во время таких действий дети вступают в

речевую коммуникацию. Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя

в общественном месте. Ценно в этой игре то, что можно создать сложные

ситуации и пробудить у детишек желание больше общаться друг с другом,

узнавать что-то новое в ходе беседы. Игру можно дополнить. Вместо билетов

пусть ребята приобретут по купону "на одну приятную услугу". Каждый, кто

нуждается

в

посторонней

помощи,

должен

поднять

купон

вверх.

Тогда

остальные дети увидят этот сигнал и спросят, чем они могут помочь. Тот, кто

выполнит

просьбу,

получает

купон

от

того,

кто

нуждался

в

помощи.

А

ребенок, оставшийся без купона, в дальнейшем сам должен кому-нибудь

помочь. Купоны изготавливаются из картона и на каждом делается надпись:

"За исполнение одного хорошего поступка". Это выступает дополнительным

стимулом для большинства детей.

Игра: «В магазине»

Цель – развитие и формирование диалогической формы речи у детей

Оборудование

строительный

материал,

игрушки,

муляжи

продуктов,

одежда для кукол, вешалки, , касса, витрина, предметы-заместители, куклы,

книжки-самоделки, кошельки, вывеска со словом «магазин», деньги, чеки,

табличка со словом «касса»

Игровые роли – продавец-кассир, покупатели

Ход игры: Начать занятие можно с рассмотрения иллюстрации на тему: «В

магазине».

Рассматривая

картину,

педагог

задает

наводящие

вопросы,

обращая

внимание

детей

на

смысл

деятельности

продавца-кассира

и

37

покупателей их взаимосвязь в процессе этой деятельности. Показывая детям

картину, воспитатель может ставить им не только такие вопросы, как: «Что

делает, девочка?» или «Что делает продавец?», но и такие, как: «Что делала,

девочка раньше?» (платила деньги в кассу, получала покупку) и т. д. Отвечая

на

такие

вопросы,

ребята

уже

могут

использовать

не

только

то,

что

непосредственно воспринимают, рассматривая рисунок, но и то, что знают из

своего личного опыта. Педагог сдвигает столики, которые образуют собой

прилавок,

на

котором

должны

быть

красиво

разложены

всевозможные

предметы,

игрушки.

Далее

начинается

игра.

Раздав

детям

кошельки

с

деньгами, воспитатель сообщает, что открылся новый магазин, где продаются

игрушки, и предлагает ему пойти туда. В магазине покупателей встречает

очень вежливый и предупредительный продавец (воспитатель или один из

детей). Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему

товар,

дает

его

посмотреть,

показывает,

как

с

ним

обращаться,

говорит,

сколько он стоит. Заплатив в кассу названную продавцом сумму и взяв чек,

покупатель

отдает

его

продавцу

и

получает

у

него

свою

покупку

.

На

следующий

день

в

магазине

нужно

продавать

что-нибудь

из

нового

ассортимента, например различные самоделки, которые дети изготовили на

занятиях. Педагог назначает продавцом кого-нибудь из детей, а сам берет на

себя роль одного из покупателей, но и в новой роли он направляет ход игры.

Дальнейшее

развитие

игры

может

идти

по

линии

изменения

профиля

магазина или по линии включения этой темы в другие игровые темы. Со

временем

в

магазине

покупателей

становится

все

меньше

и

меньше.

Продавцу явно надоедает украшать витрину, вытирать кассу и она объявляет,

что магазин закрыт на обед, вывешивает на кассе дощечку и уходит.

На заключительном этапе мы используем такие виды сюжетно-ролевых игр,

которые

помогают

закрепить

ранее

приобретенные

умения

и

навыки

и

способствовать дальнейшему развитию связной речи («Айболит», «Автобус»,

«Строители»).

Эти

игры

предполагают

активного

включение

в

работу

(особенно в игре «Айболит», т.к. эта игра является видоизмененной игрой

«Скорая помощь»).

Игра: «Айболит»

Цель – побуждение к речевой коммуникации

Оборудование

халат

доктора,

марля,

бинты,

ленты,

бумага,

карандаш,

игрушечные медикаменты, куклы, мягкие игрушки животных

Игровые роли – доктор Айболит, медсестра, больные

38

Ход

игры:

Воспитатель

напоминает

детям

произведение

К.

Чуковского

«Айболит».

Дети

обсуждают

и

вспоминают

основной

сюжет.

Далее

непосредственно переходят к активной сюжетно-ролевой игре, где больные

сами

приходят

к

доктору,

приводя

с

собой

кукол,

животных.

По

мере

развития сюжета игры детям приходится вступать в речевую коммуникацию.

Доктор так же продолжает проводить осмотр и лечить больных. Во время

первой

игры

роль

врача

воспитатель

дает

более

активному

ребенку.

Воспитатель

старается

показать

детям

не

только

игровые

приемы,

но

и

игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им

наладить

контакт

в

ходе

игры.

Будучи

врачом,

ребенок

разговаривает

с

пациентами,

тем

самым

дети

ведут

необходимую

по

ходу

игры

беседу,

которая определяет собой и направляет многие игровые действия. Позднее

воспитатель уже может поручить роль врача и сестры другим детям группы.

Сам же может играть роль одного из больных, тем самым он старается

помочь своей беседой войти в роль еще неопытному врачу, помогает ему на

первых порах то прямыми, то косвенными вопросами, советами.

Игра: «Автобус»

Цель – развитие и закрепление коммуникативных способностей

Оборудование

стульчики,

строительный

набор,

руль,

куклы,

кошельки,

сумки, деньги, билеты

Игровые роли – водитель, кондуктор, пассажиры

Ход игры: Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ставя их

так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить

кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по

двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог

делает место кондуктора, в переднем — место водителя. Перед водителем —

руль, который прикрепляется либо к большому деревянному цилиндру из

строительного

набора,

либо

к

спинке

стула.

Детям

для

игры

раздаются

кошельки,

деньги,

сумки,

куклы.

Переходим

к

самой

игре.

Попросив

водителя занять свое место, кондуктор (один из наиболее активных детей)

вежливо

предлагает

пассажирам

войти

в

автобус

и

помогает

им

удобно

разместиться. Так, пассажирам с детьми (дети с куклами) он предлагает

занять

передние

места,

а

тем,

кому

не

хватило

сидячих

мест,

советует

держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д. Размещая пассажиров,

кондуктор

попутно

объясняет

им

свои

действия

(«У

вас

на

руках

сын.

Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста, место, а то

мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старый,

ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь

39

рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д.), тем самым

побуждая

детей

к

речевой

деятельности.

Педагог

направляет

игру,

став

теперь одним из пассажиров. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и

попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути

он

объявляет

остановки

(«Библиотека»,

«Больница»,

«Школа»

и

т.

д.),

помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает

билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе. В следующий раз

роль кондуктора воспитатель может поручить уже другому ребенку. Если

кондуктор забывает объявлять остановки или во время отправлять автобус,

воспитатель напоминает об этом, причем, не нарушая хода игры: «Какая

остановка? Мне надо в аптеку. Пожалуйста, скажите мне, когда выйти» или

«Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет».

Игра: «Строители»

Цель – закрепление коммуникативных умений и навыков

Оборудование – строительный материал, машины, куклы, игрушки-животные

Игровые роли – строитель, шофер

Ход игры: Сначала с целью уточнения знаний о строителях воспитатель может

организовать

рассматривание

альбомов,

фотографий,

иллюстраций

из

журналов на тему строительства. Затем педагог может предложить детям

рассмотреть

картину

«Дети

играют

в

кубики».

Воспитатель

предлагает

вниманию детей картинку, рассказывает, что на ней изображено. Объясняет:

«Девочка

сделала

большие

красивые

ворота».

Спрашивает,

нравятся

ли

детям эти ворота, уточняет, какие они: «Ворота желтые, а сверху красные».

Дети рассматривают красную башню, которую построил мальчик, мальчика в

полосатой рубашке, который привез на грузовике кубики. В заключение дети

слушают следующий рассказ. «Хорошо играть в кубики. Интересно! Мальчик

в черных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня!

Снизу желтая, вершина острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота

сделала. Мальчик в полосатой рубашке — шофер. Бип-бип! — сигналит он

детям. — Я вам еще кубиков привез». После этого педагог предлагает детям

распределить

роли

и

поиграть

в

игру.

Если

дети

затрудняются,

то

он

спрашивает: «Кто хочет быть строителем и построить для куклы Тани дом? А

кто хочет быть шофером, чтобы привезти нужные материалы для постройки

дома?

и

т.

д.».

Затем

воспитатель

дает

возможность

детям

играть

самостоятельно. Далее по мере развития игры, можно дать роли строителей

нескольким детям.

40

В

настоящее

время

работа

по

формированию

связной

речи

у

детей

с

интеллектуальной недостаточностью на стадии апробации. Мы надеемся, что

ее эффективность будет убедительно подтверждена.

«Снежный ком»

Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком.

Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился

и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше

становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух!

Развалился!

(аккуратно

падаем)

Из

сугроба

вылезаем

(встаем)

И

одежду

отряхаем.

.«Овес»

Все становятся в круг и поют:

«Кто

хочет

знать,

как

сеют

овёс!

Мой

батюшка

сеял

так…

»(Показывают

движениями рук вперёд) «Потом отдыхал вот так… » (Становятся сложив руки

крест – накрест) Потом кружатся в хороводе, припевая: -Овёс, овёс, давай

бог, чтоб ты рос!

Новый куплет: - Кто хочет знать, как жнут овёс? - Отец мой жинал его так

(показывают) - Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе,

каждый колотит своего соседа) .

«Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо

(концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё

правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом кругом-кругом, Всё бегом-

бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде

ведущего «Поворот! » они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в

противоположную сторону.

41

Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и

кончилась игра!

Движение

карусели

постепенно

замедляется

и

с

последними

словами

прекращается.

Играющие

кладут

верёвку

на

землю

и

разбегаются

по

площадке.

«Заря –зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря —

ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи

золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из

играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в

разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока

водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

42



В раздел образования