Автор: Сластунина Юлия Владимировна
Должность: преподаватель социально–гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова"
Населённый пункт: Вольск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о формировании умений и навыков на уроках философии, в соответствии с актуальными ФГОС СПО
Раздел: среднее профессиональное
К вопросу о формировании умений и навыков на уроках философии, в
соответствии с актуальными ФГОС СПО.
В
соответствии
с
актуальными
Федеральными
Государственными
Образовательными
Стандартами,
учащийся
в
ходе
изучения
дисциплины
«Основы философии», должен приобрести следующие умения:
Ориентироваться
в
наиболее
общих
философских
проблемах
бытия,
познания,
ценностей,
свободы
и
смысла
жизни
как
основе
формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
При
реализации
стандартов
необходимо
учитывать,
что
философия
является обязательной, но не специальной дисциплиной, не имеющей (в
сознании
студентов)
ясного
отношения
к
основной
цели
их
обучения
-
получению
конкретной
специальности.
Таким
образом,
очень
важно
сформировать оптимальную систему практических занятий, способствующих
вовлечению студентов в специфику философского знания и формированию у
него умений философского вопрошания.
Исходя
из
заявленной
формулировки
умения,
видно,
что
умение
ориентироваться в проблемах, является базовой составляющей компетенций
будущего
специалиста.
Наиболее
общие
философские
проблемы
онтологического,
эпистемологического
или
аксиологического
характера,
выступают в качестве оптимального материала для формирования умения
ориентироваться
в
проблемном
информационном
поле.
Характеристики
философского
знания,
такие
как
абстрактность,
универсальность,
обобщенность,
позволяют
студенту
овладеть
методами
теоретического
и
эмпирического
познания.
На
формирование
умения
пользоваться
указанными методами познания, направлены задания в практических работах
по
темам:
«Бытие
как
философская
категория»,
«Человек
как
главная
философская проблема», «Основные категории человеческой духовности»,
«Методы и формы научного познания», «Философия и религия».
При организации практической работы по теме «Философия и религия»
студентам
предлагается
провести
сравнительный
анализ
трех
мировых
религий.
Задается
алгоритм
сравнения,
состоящий
из
базовых
вопросов,
например – время возникновения, основы веры, природа основателя и т.п.
Работа будет более эффективной и интересной, если при разработке базовых
вопросов
использовать
междисциплинарные
связи,
например,
можно
предложить студентам выделить русских писателей анализирующих в своих
произведениях идей христианства, буддизма, ислама. Междисциплинарные
вопросы
создают
предпосылки
для
более
интенсивной
аналитической
работы,
создают
предпосылки
для
рефлексии,
ведущей
к
созданию
когнитивного
поля
самостоятельного
мировоззренческого
и
морального
выбора.
Студентам, в ходе выполнения практической работы, предоставляется
доступ к разнообразным по содержательным характеристикам источникам
информации, например художественный текст и научно-публицистический
текст,
также
студентам
предоставляется
доступ
к
интернету.
Отчет
о
проделанной
работе
может
оформляться
на
бумажном
носителе,
но
при
использовании
облачных
технологий,
например
сервиса Google
диск,
появляется возможность придать работе древовидную структуру и связать
деятельность каждого студента в единое целое. Таким образом, предоставляя
студенту большой выбор в источниках информации, в формах презентации
итога работы, в сферах знания, мы создаем ситуацию вариативности, где
необходимо сделать оптимальный выбор и отбросить лишнее, тем самым
достигая формирования умения ориентироваться в проблемах философского
характера.