Автор: Паршина Татьяна Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 208
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание сказкой"
Раздел: дошкольное образование
Паршина
Татьяна Владиславовна,
воспитатель
МКДОУ д/с №208
комбинированного вида
г. Новосибирск
Статья
«Воспитание сказкой»
«Сказка – это зернышко,
из которого прорастает
эмоциональная оценка
ребенка жизненных явлений.»
В.А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего
возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается
с
ним
на
всю
жизнь.
Со
сказки
начинается
его
знакомство
с
миром
литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они
развивают
воображение,
подталкивают
к
фантазированию.
Также
они
развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
До определенного возраста дети живут в сказке, как равноправные члены
сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их
мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей разнообразными
образами, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота,
напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым
толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная
простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому
сознанию как первое отражение мира и истинных человеческих отношений.
Сказка
в
разных
своих
проявлениях
всегда
стремится
воплотить
идеал
человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеют
место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к
искренним
чувствам
и
добрым
делам.
Кроме
того,
сказки
расширяют
кругозор ребенка, пробуждают интерес к жизни и творчеству, формируют
гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли. Подробно
слушая
сказки,
дети
постигают
взаимоотношения
людей,
ищут
выход из
трудных ситуаций и преодолевают различные трудности, и самое главное,
учатся отличать добро от зла, верить в силу справедливости, что очень важно
в моральном развитии ребенка. Языком художественных образов, на ярких
примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев. Очень
важно
для
детей,
что
в
сказке
герой,
олицетворяющий
добро,
всегда
прекрасен. Его отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство.
Дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из
мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать
главнейшие истины человеческой жизни.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Дети с
удовольствием повторяют троекратные фразы из сказок, любят при чтении
сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки
из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности
ребенка, его нравственности, морали, развивает речь малыша, творческие
способности.
Сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств
ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок.
Впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и
при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека.
Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с
удовольствием, с хорошим настроением - в таком случае ваши эмоции,
ваше настроение, удовольствие передадутся и ребёнку.
Правильно
подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных
особенностей детей способны не только положительно влиять на
эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей, без
которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю,
страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и
сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления
окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу.
Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в
преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом
способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.