Напоминание

"Аленький цветочек"


Автор: Хайрутдинова Рауза Шайхулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №6 "Буратино"
Населённый пункт: ХМАО г. Мегион
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Аленький цветочек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ханты-Мансийский автономный округ – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Буратино»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Проект подготовила воспитатель:

Хайрутдинова Р.Ш.

Мегион, 2017г.

Содержание

Введение ………………………………………………………..

1.

Актуальность …………………………………………………

2.

Паспорт проекта………………………………………………

3.

Этапы реализации проекта……………………………….........

4.

Распределение деятельности участников проекта по этапам……..

5.

Перспективное планирование мероприятий проекта…………

6.

Выполнение проекта…………………………………

Заключение…….…………………………………………

Приложение……………………………………………………

Список литературы…………………………………………

Введение

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это

способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что

наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам

дышать, но и лечат от болезней.

Исследования М. М. Марковской, С. А. Веретенниковой, А. М. Федотовой и др.

доказывают,

что

активное,

систематическое

знакомство

с

растениями

под

руководством

взрослого развивает у детей деятельность наблюдения и наблюдательность, умственные

способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания

явлений

природы,

помогает

формировать

трудовые

навыки

и

трудолюбие,

бережное

отношение ко всему живому.

Главное, о чём нужно помнить – о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою

любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод.

В дошкольном учреждении экологическое воспитание – одно из основных направлений в

системе

образования.

В

настоящее

время

накоплен

определенный

опыт

работы

по

формированию

элементарных

экологических

представлений.

Дошкольное

учреждение,

являясь

важным

компонентом системы

образования,

не

может

быть

вне

процессов

обновления.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно –

технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более

эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых

интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению

этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Применение метода проекта

2

позволяет

активизировать

познавательную

деятельность,

совершенствовать

их

речевое

развитие,

значительно

разнообразить

организационные

формы

и

методические

приемы

работы с детьми.

1.Актуальность

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это

способ

воздействия

на

чувства

детей,

их

сознания,

взгляды

и

представления.

Дети

испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать,

сопереживать, понимать, что наша планета Земля не может существовать без растений.

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют

возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни

у дошкольников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за

цветами. Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются

задачи

экологического

образования.

Поэтому

был

разработан

экологический

проект

«Аленький цветочек».

2.Паспорт проекта «Аленький цветочек»

Цель

проекта:

познакомить

дошкольников

с

многообразием

комнатных

растений

и

сформировать основы экологической культуры

Задачи:

1.расширять знания детей о комнатных растениях;

2.формировать представление о значимости комнатных цветов;

3.учить детей ухаживать за комнатными растениями.

4.воспитывать наблюдательность и бережное отношение к растениям;

5.способствовать воспитанию экологической культуры.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Срок проекта: октябрь-ноябрь 2017 г.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-

эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Участники проекта: дети, родители

Предполагаемый результат:

должны знать: названия комнатных растений, их строение, как они растут, питаются,

дышат, размножаются

должны уметь: ухаживать за растениями

3

Работа с родителями в рамках проекта: (Приложение 1)

Продукт проектной деятельности: фотоальбом «Истории комнатных растений».

3. Этапы реализации проекта

I этап – Организационно-подготовительный.

1.Подбор программно-методического обеспечения.

За основу была принята Рабочая программа воспитателей группы «Гномики», «Технология

экологического образования детей средней группы ДОУ» Е.В. Гончаровой.

2. Пополнение развивающей среды:

Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство

таким

образом,

чтобы

дети

имели

возможность

пользоваться

материалом

не

только

в

процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:

- в группе организован уголок природы с учетом возраста и психофизических возможностей

данной группы;

-

сформирована

методическая

подборка

дидактических

игр

экологического

содержания

(Приложение 3)

- подобран материал для развития экспериментальной деятельности и трудовых навыков в

уголке природы.

3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.

Оптимальной является

диагностика

усвоения детьми знаний и умений по

образовательной

области

познавательное

развитие

(ФПЭС).

Диагностика

проводилась

с

целью

определить

исходный

уровень

овладения

знаниями,

умениями,

навыками,

способностями

в

объеме

образовательной

программы

по

формированию

экологической

культуры.

По итогам диагностики стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные

зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический

процесс и прогнозировать желаемый результат. (Приложение 4).

4. Анкетирование родителей.

Собран

банк

данных

об

информированности

и

уровне

педагогической

компетенции

родителей в сфере экологического воспитания ребенка, а также выявлен социальный запрос

семей воспитанников. С целью сбора данной информации была разработана специальная

анкета.

5. Составление перспективного

плана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка

перспективного плана

II этап – Основной:

4

Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

III этап – Заключительный

- Подведение итогов.

IV этап – Презентация проекта

- Презентация проекта.

4. Распределение деятельности участников проекта по этапам.

Этапы

Воспитатели

Дети

Родители

1 этап

П о д б о р

п р о г р а м м н о -

методического обеспечения

Изучение литературы по теме

П о д б о р

м а т е р и а л а

д л я

предметно-практической

деятельности.

И з г о т о в л е н и е

к а р т - с х е м

строения

растений

и

ухода

за

ними

Подбор

дидактических

игр

по

ознакомлению с природой

Пополнение

р а зв и ва ю ще й

среды

У ч а с т и е

в

анкетировании

Диагностика детей по

образовательной области

познавательное развитие

(умение классифицировать

комнатные растения)

Составление перспективного

плана мероприятий к проекту.

2 этап

Формулирование проблемы.

Создание игровой ситуации.

Вхождение ребенка в

проблему, вживание в

игровую ситуацию.

ООД по образовательной

области познавательное

развитие. Консультации для

родителей. Индивидуальная

работа с детьми.

Участие в ООД.

Выполнение

предметно-

практических

действий в

соответствии с

задачами ООД.

Изготовление поделок

Закрепление

материала дома.

Изготовление

цветов из бумаги

вместе с детьми.

Участие в выставке

«Мои комнатные

растения»

3 этап

Итоговая ООД.

Подготовка к презентации

проекта.

Подготовка к

презентации проекта.

Посещение

итоговой ООД

4 этап

Презентация проекта.

У ч а с т и е

в

презентации.

5. Перспективный план мероприятий к проекту «Аленький цветочек».

5

Этап

Срок выполнения

Форма проведения

1.

Организационный

Октябрь

(1-2 неделя)

Определение целей и задач проекта.

Подбор методической литературы, иллюстративного

материала.

Обсуждение содержания проектной деятельности

Диагностика уровня развития образовательной

области «Познавательное развитие», анализ

результатов

Составление перспективного плана мероприятий

Анкетирование

Родительское собрание

Обсуждение и корректировка плана мероприятий

Пополнение РППС в группе

2.

основной

Октябрь

(3 неделя)

Беседа «Зачем людям комнатные растения?»

Чтение и разучивание стихотворений, произведений:

С. Георгиев «Бабушкин садик», Г. Сапгир

«Садовник», Ж. Санд. «О чем рассказали цветы

Оформление стенда «Чудесный мир комнатных

растений» для родителей

Консультация для родителей «Цветы в детской

комнате», «Наши комнатные растения»

Октябрь

(4 неделя)

Д/И: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди

такой же»,

«Угадай растение по описанию»,

«Где спряталась матрешка»,

«Найди растение по названию»,

«Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин

цветов».

Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика),

«Собери комнатное растение»

Физическое развитие

Подвижные игры «Мы на луг ходили», «Раз, два, три

к фиалке беги». Физ. минутка «Цветок», «Наши

нежные цветы», «Цветы», «Растения».

Ноябрь

(1 неделя)

ООД «Путешествие в мир комнатных растений»

(познавательное развитие)

Экспериментальная деятельность «Нужны ли

комнатным растениям вода, свет, тепло и воздух?»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций,

презентаций

Ноябрь

(2 неделя)

Художественно-эстетическое развитие: ООД «Цветы

вокруг нас» (рисование красками) Лепка, аппликация,

раскрашивание конструирование на «цветочную»

тематику.

Прослушивание муз. произведений по данной

тематике: «Кактус-ёж», П.И. Чайковский «Вальс

Цветов», Ф. Шуберт «Вальс цветов», Ю. Чичков-М.

Пляцковский «Самый волшебный цветок»

Чтение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У

солнышка в гостях», А.Н.Толстой «Колокольчики

6

мои…», Я.Колас «Цветок», Н. Нищева «Комнатные

цветы»

Конкурс рисунков для родителей и детей

Драматизация сказки «Теремок для цветов»

Творческое задание для родителей и детей

«Комнатные растения-наши друзья»

Ноябрь

(3 неделя)

Заучивание считалок, загадок, стихотворений,

составление рассказов о комнатных растениях

Выставка рисунков

Настольные игры: «Сложи узор» (кубики

Никитиных), «Выложи цветок»

3.

Зак

люч

Ноябрь

(4 неделя)

Подготовка к презентации проекта:

Фотовыставка по теме: «Комнатные растения»

4. Итоговый

Ноябрь

(4неделя)

Презентация проекта. Викторина «В мире комнатных

растений»

6. Выполнение проекта.

Первым шагом внедрения проекта «Аленький цветочек» стало изучение специальной

методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: дидактические,

подвижные, пальчиковые игры экологического содержания: Д/И: «Собери цветок», «Что

изменилось»,

«Найди

такой

же»,

«Угадай

растение

по

описанию»,

«Где

спряталась

матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин

цветов». Приложение 3. Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика), «Собери комнатное

растение». Подобраны стихотворения, загадки на тему «Наши растения». Приложение 6.

Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по познавательному

развитию для реализации проекта. Приложение 5. Для родительского уголка созданы папки

передвижки:

«Чудесный

мир

комнатных

растений»,

консультации

«Цветы

в

детской

комнате», «Наши комнатные растения», поместили информацию о проекте: проблема, цели,

задачи. Приложение 1. В индивидуальных беседах старались убедить в необходимости

развития

исследовательской,

познавательной,

речевой

деятельности

детей

в

области

экологического воспитания.

Отобрали

формы

и

методы

для

работы

с

детьми:

ООД,

чтение

литературных

произведений, сочинение сказок, рассказов, разучивание физкультурных минуток, стихов,

дидактические

и

подвижные

игры,

наблюдения

(Приложение

2),

исследования,

игры-

инсценировки, лепка, аппликация, рисование, беседы (Приложение 7).

Эти формы были

направлены на то, чтобы познакомить дошкольников с многообразием комнатных растений и

сформировать основы экологической культуры

7

Второй шаг – создание соответствующей развивающей предметно- пространственной

среды в группе. С этой целью в группе есть уголок природы, где имеются разнообразные

комнатные

растения,

соответствующая

литература,

игры.

В

свободное

пользование

предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски, настольные игры. В книжном

уголке размещены книги для просмотра и чтения, детские журналы.

Презентация

проекта

«Аленький

цветочек»

прошла

в форме викторины

«В

мире

комнатных растений» (Приложение 7) и был оформлен альбом «Наши комнатные растения».

Воспитанники рассказывали о своем комнатном растении, читали стихи.

Заключение

Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: дети знают названия

комнатных

растений,

их

строение,

как

они

растут,

питаются,

дышат,

размножаются,

ухаживают за ними.

Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно-творческое

пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей

возрос уровень познавательных интересов.

Приложение 1

Работа с родителями

8

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников

в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему)

а) да б) нет ___

2. Кто ухаживает за комнатными растениями?___

3. Что делает при этом ребенок, поливает или ничего не делает? –

4. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да б) нет

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где)

а) да ___ б) нет

6. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе комнатных растений, деревьев, лекарственных трав,

ягод, насекомых, птиц?

а) да б) нет

7. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к комнатным растениям?

а) да б) нет

8. Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да б) нет

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду___

10. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? ___

11. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает

дома? Если да, то, как часто? (часто, редко, всегда, никогда, и какие. ___

12. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?___

13. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или

при тесном взаимодействии с родителями?

Консультация для родителей «Цветы в детской комнате»

9

Нужны ли они? Ответ экологов однозначен: "Конечно, да!" С ними согласны врачи и

психологи. Проблема в другом. Какие именно можно выращивать растения в детской

комнате, а какие нельзя.

ДРУЗЬЯ:

Хлорофитум отлично очищает воздух, поглощает вредное излучение телеэкранов,

мониторов, электроприборов.

Розмарин гасит вспыльчивость.

Аспарагус поглощает тяжёлые металлы. очищает воздух.

Герань выделяет активные фитонциды и является сильным антисептиком. Летучие вещества

герани губят стафилококки, разрушают бактерии.

Плектрантус помогает облегчить приступы бронхиальной астмы. Целебно воздействует при

хронических ренитах, отитах, заболеваниях дыхательных путей.

Цикламен - идеальное растение для маленьких капризулек! Седативный эффект испарений

цикламена будит даже в самых отъявленных капризках творческое начало.

Адиантум (Венерин волос) обладая успокаивающим воздействием влияет на нервную

систему. Пугливые дети получают импульс "собраться" и освобождаются от страха.

Китайская роза стимулирует мышление, дети меньше утомляются, в комнате создаётся

творческое настроение.

И НЕДРУГИ:

Фикус держать в детской, какой бы большой она не была, нельзя. Даже небольшое по

размеру растение выделяет летучие компоненты, опасные для дыхательной системы ребёнка.

Кроме того, млечный сок, содержащийся в его листьях, весьма ядовит и может вызвать

отравление маленького исследователя, решившего попробовать его на зубок.

Орхидеи, диффенбахии вообще не стоит держать в доме, где есть маленькие дети. Эти

растения содержат ядовитый млечный сок. Все они, безусловно, очень красивы, но, если

ребёнок отломит листочек и попробует его на вкус, сок может вызвать не только воспаление

кожи рук, но и раздражение слизистой рта.

Кактусы, опунции тоже совершенно не подходят для детской, колючки, попавшие под кожу,

очень трудно вытащить, развиваются нагноения и воспалительные процессы.

Гардения, лилия имеют приторный, навязчивый запах, который будет мешать и от которого

у ребёнка может болеть голова.

Консультация для родителей «Наши комнатные друзья»

Комнатные растения как ничто иное украшают нашу квартиру, комнату. Даже в самой

красивой и богатой квартире будет пусто без цветов, потому что они напоминают нам о

великолепии весны, теплом дыхании лета и золотой осени, радуют наш глаз. Какие духи,

освежители, искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого

растения? Что может быть прекраснее комнаты, роскошно убранной цветами? Особенно

хороши комнатные растения зимой, когда на улице трескучий мороз, и окна окон покрывают

узоры.

Мы

с

удовольствием

наблюдаем

за

ростом

растений

и

радуется,

когда

наши

прекрасные зеленые растения цветут. Растения переносят нас в наше детство. С цветами

отдыхаешь душой от дневной суеты. Зеленый мир комнатных растений заинтересует и

10

ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром

комнатных растений.

Наблюдения показали, что не каждый ребенок обращает внимание на растения, не все

стремятся принять участие в уходе за ними. И когда запланирован труд в уголке природы

привлечь к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и

нужно. Как?

Наблюдая

за

растениями,

ребенок

распознает

в

растениях

живую

форму,

жизнь

которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой

комнатной температуры или холодной, чистой водой или с удобренной. Лишь с помощью

взрослых ребенок может уяснить, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света,

хорошей почвы, правильного ухода.

Если взрослый расскажет ребенку о происхождении растений, то ребенку намного

интереснее будет наблюдать и ухаживать за растениями. Те растения, которые родом из

влажных тропических лесов (у них широкие листья, яркая зеленая окраска) – их следует

обильно поливать и опрыскивать, ведь они плохо переносят комнатный воздух. Другие –

родом из засушливых мест и даже пустынь, где практически отсутствует вода. Они запасают

воду в толстых листьях или стеблях. Эти растения следует поливать умеренно и не часто.

Очень

разнообразны

и

интересны

опыты

с

комнатными

растениями,

можно

их

размножить, например, листочками. Так, сенполия (фиалка) размножается листьями: в воде

листок дает корешки, а потом укореняется в почве. Многие декоративные бегонии (рекс,

металлика, вечноцветущая) от одного листа могут дать 5—14 растений. Положите лист на

стекло и перережьте те места, где три жилки сходятся в одну, положите лист на чистый

влажный песок в какой-нибудь лоточек или коробочку и накройте стеклом. Нужно поливать и

ежедневно проветривать парничок — отодвигать стекло. Самые первые побеги появляются

через 15 - 20 дней. Примерно через месяц растение можно пересаживать в отдельный

горшок. Перечень исследований и опытов можно продолжить. Возможны разнообразные

игры детей с живыми растениями.

Игра «Какого растения не стало?»: несколько растений выставляем на стол, дети их

запоминают. Предлагаем детям закрыть глаза и это время убираем одно или два растения.

После этого дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Можно с

каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Игра «Назови растение»: взрослый предлагает назвать растения (Скажите, какое

растение стоит между геранью и фиалкой, справа от фиалки, слева от герани и т. д.).

Игра «Найди по описанию»: взрослый детям рассказывает о растении. а дети по описанию

должны найти это растение.

Также можно детям задавать вопросы: «Назовите растения с вьющимися стеблями, с

прямыми, без стебля. Как необходимо ухаживать за ними? Чем могут отличаться растения

друг от друга?», «На что похожи листья фикуса? На что похожи листья герани?» и т. д.

Наблюдения и практическая деятельность вызывает новые вопросы: что? как?

почему? И в этом случае лучше помогите ребенку самостоятельно найти ответ. И главное

похвалите за смекалку.

Приложение 2

Наблюдения за комнатными растениями, труд.

11

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Цель: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут

дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать

представление

об

одном

из

назначений

комнатных

растений:

они

красивые,

украшают

комнату.

Работа

в

уголке

природы

совместно

с

воспитателем:

при

поливе

комнатных

растений

воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Наблюдение за поливом комнатных растений.

ЦЕЛЬ: Познакомить

детей

со

способом

ухода

за

комнатными

растениями

поливом,

предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать

высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГЕРАНЬ»

На окне в такую рань,

Распустилась герань.

Круглые листочки

Пышные цветочки

Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа

руку ребенка с лейкой)

Покажем Дюймовочке наш уголок природы.

Ц ЕЛ Ь : Закреплять

умение

детей

ориентироваться

в

групповой

комнате,

знать,

где

расположены

игрушки,

предметы

для

изодеятельности,

книги

и

т.

п.

Формировать

представление об уголке природы: это место, где находятся растения и животные. В уголке

природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете,

тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.

Комнатные растения украшают наш дом.

ЦЕЛЬ: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут

дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать

представление

об

одном

из

назначении

комнатных

растений:

они

красивые,

украшают

комнату

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения: подержать

лейку, поставить ее на место и т. п.

Мы научились поливать комнатные растения.

ЦЕЛЬ: Уточнить и закрепить представления о частях растения: листья стебель, цветок,

корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле,

почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего

своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными

растениями.

Наблюдение – опыт с водой и без.

12

ЦЕЛЬ: Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды

для роста и развития растений (вода).

Результаты опыта «С водой и без воды».

Полив растений совместно с детьми. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что

поливают растения для того, чтобы они лучше росли.

Наблюдения за комнатными растениями.

Цель: Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания

об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку,

направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной

тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за

ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых

существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить

внимание на листья (какого цвета) и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть?

Почему? Какому растению трудно дышать?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение

здоровое и красивое.

«Уход за комнатными растениями».

Цель: Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к

уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями.

«Растения, которые живут в нашей группе».

Цель: Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях

(бальзамин, фикус, колеус, аспидистра, дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная

семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять

представление о растениях: они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные

вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у

них не сохнут и не вянут листья). Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями

высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем:

детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться

Материалы: кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями,

лейки.

Наблюдение за протиранием широких листьев кактуса.

ЦЕЛЬ: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить

осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.

13

Приложение 3

Картотека «Дидактические игры для ознакомления дошкольников

14

с комнатными растениями»

«Где спряталась матрешка?»

Цель: поддерживать интерес детей к комнатным растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятана матрешка.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материал: карточки с изображением комнатных растений, изображение игрового персонажа

капельки матрешки.

Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или

ведущий прячет под карточку матрешку. Дети в это время стоят, отвернувшись или закрыв

глаза.

После

условного

сигнала

играющие

ходят

между

карточками,

а

ведущий

при

приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо».

Можно давать подсказки. Например, «матрешка спрятался под растением с мелкими цветами

красного цвета», «матрешка спрятался под растением с круглыми листьями» Выигрывает тот,

кто быстрее найдет матрешку.

«Подарок для капельки»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида комнатных растений,

побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений.

Игровая задача: узнать растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением комнатных растений, подарочной коробки, матрешки и

Капельки.

Ход игры: Воспитатель или ведущий прячет под изображение подарочной коробки карточки с

растениями и называет его характерные особенности. Дети отгадывают, какое растение

матрешка подарит Капельке. Побеждает тот, кто отгадает больше растений.

«Матрешка поливает цветы»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде комнатных растений их названии,

развивать слуховое внимание

Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого

растения, жетончики в виде капелек

Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает в разных местах группы карточки с

изображением разных комнатных растений. И произносит: «Капельки в леечку собираются» -

дети произвольно передвигаются

«Фикус (любое название комнатного растения) полить отправляются» - Дети бегут к карточке

с изображение названного растения.

Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

«Прятки»

Цель: побуждать детей называть растение по памяти (без зрительного контроля, развивать

внимание и наблюдательность.

Игровая задача: отгадать, какого растения не стало.

Правило: Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

15

Материал: на стол ставят 2—6 (в зависимости от возраста играющих) хорошо знакомых

детям комнатных растения, жетоны – Матрешки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом

закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог

спрашивает:

«Какого

растение

спряталось?»

Если

получен

правильный

ответ,

ребенок

получает

жетон,

растение

ставят

на

место,

и

игра

повторяется

с

другим

растением.

Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.

«Помоги матрешке»

Цель: закреплять знания о внешнем виде комнатных растений (листья, цветы)

Материал для игры: изображение листьев и цветов комнатных растений, изображение кашпо

по количеству играющих.

Ход

игры:

Матрешка

хочет

вырастить

комнатное

растение,

например,

Бальзамин.

Дети

подбирают к стеблю листья и цветы того растения, которое назвал Матрешка. Выигрывает

тот, кто быстрее и правильно соберет растение.

«Кто потерял?»

Цель: упражнять в нахождении комнатного растения по сходству листьев, развивать слуховое

внимание.

Игровая задача: поиск растения по определенному признаку.

Правило: Бежать к своему «растению» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на

растение должны быть одинаковыми.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением листьев комнатных растений.

По сигналу: «Листик я сейчас найду, и растению верну» - дети находят комнатное растение, с

которого листок.

«Магазин цветов»

Цель:

Способствовать

закреплению

знаний

детей

названия

растений,

их

частей,

отличительных признаков некоторых из них.

Игровая задача: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.

Правило: Описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры: На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно

каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его.

Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. Если продавец правильно

узнал растение, то он становится покупателем.

«Узнай растение»

Дидактическая задача. Найти растение по названию

Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах.

Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его,

показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит

фишку.

16

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.

Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование. 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть

и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения

местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены?

Покажите, где они стояли раньше?

«Найди растение по описанию»

Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование. 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов

(пеларгония душистая и зональная)

Ход игры. 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности

каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия

(скажем, традесканции, после чего называет отличительные признаки каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение.

Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и

ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые, описать

листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый, окраску (темно-зеленый,

светло-, пестрый, с полосками и т. п.)

«Где растут цветы»

Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения

выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы

приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают

полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить

их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.

Ход игры. Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они

относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

«Найди такой же»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровые действия. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав

его описание.

Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с

изображением растений.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото,

описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение

в группе.

«Чего не стало?»

17

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Не подглядывать.

Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом

закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает : «Какого растения не стало?»

«Найди, о чем я расскажу»

Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

Игровые действия. Угадывание растений по загадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать.

Ход игры. 1. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Дети должны

найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.

При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и

т. д.

2. воспитатель предлагает одному ребенку описать какое-нибудь растение, стоящее на столе.

Остальные должны узнать растение по рассказу, показать и назвать что это за растение.

Приложение 4

Диагностика

18

1.

Назови, какие ты знаешь комнатные растения.

2.

Назови и покажи комнатные растения нашей группы.

3.

Узнай растения по цветку.

4.

Какие условия необходимы для жизни комнатных растений.

5.

Зачем комнатным растениям стебель, листья, корни.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок имеет полностью усвоенные представления.

2 балла – ребенок имеет усвоенные представления с незначительными неточностями.

1 балл – ребенок не имеет представления по указанным критериям.

Приложение 5

19

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной

области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) по теме:

«Путешествие в мир комнатных растений»

в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - 5 лет

Цель: научить различать и называть комнатные растения: герань, фикус, фиалка.

Программное содержание:

1. Познакомить и дать представление о комнатных растениях (герань, фикус, фиалка),

особенностями их строения (высокий стебель, короткий стебель).

2. Закрепить представление о строении растений, особенностях ухода за растениями (полив),

развивать умение рисовать цветы, используя прием примакивания.

3. Развивать наблюдательность, умение отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.

3. Вызвать интерес к комнатным растениям, воспитывать умение замечать красоту

комнатных растений.

Предварительная работа: чтение стихотворении наизусть («Герань», «Фиалка», «Фикус»)

Словарная работа: герань, фикус, фиалка, соцветие, комнатные растения.

Материал: комнатные растения: герань, фикус, фиалки; заготовки комнатных цветов без

соцветий; набор картин с комнатными растениями; дидактическая игра «Третий лишний»;

лейка с водой.

Ход ООД:

1.

Оргмомент.

Минутка вхождения

Воспитатель (концентрирует внимание детей):

Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,

Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в мир комнатных

растений. Посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. Дети, а почему эти

растения называются комнатными?

Дети: потому что растения растут в комнате.

Воспитатель: Давайте вместе скажем: комнатные растения. Как вы думаете, для чего нужны

комнатные растения?

Дети: чтобы было красиво в комнатах, радуют нас красивыми цветами.

Воспитатель: Правильно, чтобы было красиво. Комнатными растениями человек украшает

свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух в комнате,

обогащают его кислородом. Многие комнатные растения хорошо пахнут. Скажите, а какие

комнатные растения вы знаете?

Дети: роза, кактус …

2.

Знакомство с новым материалом.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какое красивое растение. А знаете, как называется это

комнатное растение? (показываю герань).

Дети: предполагаемые ответы

Воспитатель: Это растение называется «герань», а давайте вместе скажем «герань».

Посмотрите, что есть у герани?

20

Дети: предполагаемые ответы

Воспитатель: Это, ребята, стебель. Посмотрите, какой высокий стебель. Давайте вместе

скажем «стебель». Скажи, Лера, что это у герани?

Лера: стебель

Воспитатель: Покажи, Софья, где у герани листья?

Воспитатель: Какой формы листья у герани?

Дети: листья круглой формы.

Воспитатель: Слава, какого цвета листья?

Слава: листья зелёного цвета.

Воспитатель: Молодцы. Листья у герани округлой формы, ярко зелёного цвета с коричневым

кругом у края или белой каймой. Дети, посмотрите, а что еще есть у герани?

Дети: у герани есть цветы.

Воспитатель: Какого цвета цветки у герани?

Дети: розового

Воспитатель: Цветы у герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные,

малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, как будто зонтик. Посмотрите, много

маленьких цветов собрано вместе, в соцветия. Давайте скажем вместе: соцветие. Скажи,

Саша, во что собраны цветы герани?

Саша: (в соцветие).

Воспитатель: Как вы думаете, что в земле спрятала герань?

Дети: корни.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, для чего нужны корни растению?

Дети: для роста

Воспитатель: Правильно, корни находятся в цветочном горшке в земле, чтобы растение не

упало и крепко держалось, а ещё корни впитывают воду и поднимают её в стебли, листья,

цветки. Назови, Софья, что есть у герани? (у герани есть стебель, листья, соцветие, корни).

Воспитатель: Чтобы растение не завяло, за ним нужно ухаживать. Лера, как ты думаешь, как

нужно ухаживать за геранью? (ее надо поливать).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как нужно правильно поливать цветок. Льем воду

только на землю, не на растение. Показ.

Воспитатель: Аня, Софья, полейте, пожалуйста, герань.

Воспитатель: Молодцы, девочки, полили аккуратно, растение радуется. Аделина, прочитай

стихотворение про герань.

Стихотворение про герань. (Читает Аделина).

На окне в такую рань

Распускается герань

Круглые листочки

Пышные цветочки

Даже очень хороши

Так решили мы.

Воспитатель: Вот как много мы узнали о герани. Продолжим наше путешествие в мир

комнатных растений. Дети, посмотрите, какое красивое растение, кто-нибудь знает как оно

называется? (показываю фиалку)

Дети: ответы детей

21

Воспитатель: это комнатное растение называется фиалка. Давайте вместе скажем: фиалка.

Посмотрите на фиалку, скажи Слава, что есть у фиалки, покажи?

Слава: листья, цветы, стебель, корни

Воспитатель: Лера, какой формы листья у фиалки?

Лера: листья круглой формы.

Воспитатель: Аня, какого цвета листья?

Аня: листья зеленого цвета.

Воспитатель: Какого цвета цветки? (фиолетового,). Да у фиалки есть листья, цветы, стебель и

корень. Стебель у фиалки очень короткий, его почти не видно. Листья крепятся от корня.

Цветки у фиалки разного цвета – белые, розовые, фиолетовые, сиреневые. Глеб, как ты

думаешь, как нужно ухаживать за фиалкой?

Глеб: поливать, убирать сухие листья и т.д.

Воспитатель: Да, фиалку тоже нужно поливать, при поливе воду льем непосредственно в

поддон, потому что стебель короткий у фиалки, листья располагаются сразу возле земли.

Если земля будет влажная сверху, листья тоже намокнут и растение погибнет. Посмотрите,

как нужно поливать фиалку. Показ. Лера и Слава, попробуйте полить фиалку. Молодцы,

поливаем только в поддон. Фиалка благодарна нам за такой аккуратный полив, Лера прочитай

стихотворение о фиалке.

Стихотворение о фиалке. (Читает Лера).

Фиалки цветут на окне

Сиреневым ярким цветом

С утра улыбаются мне

Они солидарны с летом.

Фиалки цветут для души

Как раз на мои именины

Свежи и так хороши

Ещё по- детски ранимы.

Воспитатель: Познакомились с фиалкой, продолжим наше путешествие. Посмотрите, вот

перед нами ещё одно замечательное растение. Дети, кто знает, как называется это комнатное

растение?

Дети: предполагаемые ответы

Воспитатель: Ребята, это комнатное растение называется фикус. Давайте вместе скажем

«фикус». Посмотрите на фикус, скажи Федор, что есть у фикуса, покажи?

Федор: листья, стебель, корни

Воспитатель: Аня, какой формы листья у фикуса?

Аня: листья овальной формы.

Воспитатель: Аня, какого цвета листья?

Аня: листья зеленого цвета.

Воспитатель: Аделина, есть ли цветки у фикуса? – нет.

Воспитатель: у фикуса есть листья, стебель и корень. Стебель у фикуса очень длинный. Это

растение вырастает очень высоким, листья большие, овальные, продолговатые. Это растение

не цветет. Глеб, как ты думаешь, как нужно ухаживать за фикусом?

Глеб: льем воду только на землю, не на растение.

Воспитатель: Давайте полюбуемся на это растение. Катя прочитает стихотворение о фикусе.

Маленький росточек

22

Фикус на окне

Тропиков кусочек

Подарили мне.

На окошке быстро

Фикус подрастал,

Каждый день его я

Щедро поливала.

3.

Физкультминутка «Наши алые цветы»

Наши алые цветки, распускают лепестки (плавно поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (качание руками влево - вправо)

Наши алые цветки, закрывают лепестки (присели, спрятались).

Головой качают, тихо засыпают (Движение головой влево - вправо).

Воспитатель: Дети, давайте еще расскажем, о чём сегодня узнали. Катя, что есть у всех

комнатных растений?

Катя: У всех растений есть: корень, стебель, листья, цветки, когда растение цветёт.

4.

Закрепление нового материала

Дидактическая игра: «Третий лишний».

Воспитатель: Ребята, наши комнатные растения хотят с нами поиграть. Будем играть? Наши

комнатные растения пригласили к себе другое растение, не комнатное.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на все эти растения. Катя, назови их. Слава скажи,

какое из них здесь лишнее?

Слава: клубника

Воспитатель: Катя, почему клубника лишнее растение?

Катя: клубника растет на улице, на грядке, она не комнатное растение.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти растения. Аня, назови их. Софья, скажи, какое

из них здесь лишнее?

Софья: одуванчик

Воспитатель: Матвей, почему одуванчик лишнее растение?

Матвей: одуванчик растет на улице, он не комнатное растение.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти растения. Лера, назови их.

Глеб, скажи, какое из них здесь лишнее?

Глеб: дерево (береза)

Воспитатель: Аня, почему береза лишнее растение?

Аня: дерево растет на улице, оно не комнатное.

Воспитатель: Правильно! Дерево береза растет на улице, а все остальные растения растут в

помещении, они комнатные.

Воспитатель: Правильно. Молодцы, все лишние растения нашли и назвали.

5.

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины, что здесь изображено?

Дети: комнатные растения: герань, фиалка, фикус.

Воспитатель: Чего, по вашему мнению, не хватает на картине?

Дети: цветков и листьев на фикусе.

23

Воспитатель: Как жаль, что на них нет цветов, с цветами они выглядели бы красивее. Мы с

вами можем исправить рисунок? Как?

Дети: да, дорисовать.

Воспитатель: Правильно, давайте нарисуем цветочки с помощью кисточек, садитесь за

столы. Ребята, прежде чем начать рисовать, вспомните как мы должны пользоваться кистью.

Глеб, покажи, как нужно держать кисть? Правильно, держим кисть около железного

наконечника. Набираем на кисть краску и приемом примакивания рисуем цветы, а фикусу

листья. Посмотрите, (показ) А теперь выбирайте, какому растению вы будете рисовать цветы

и листья.

Самостоятельная работа детей – рисуют цветы.

Воспитатель: Посмотрите, красивые получились комнатные растения? На какое комнатное

растение вы дорисовали цветок, листья?

Дети: на герань, фиалку, фикус.

6.

Итог.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. С какими комнатными растениями мы с

вами познакомились сегодня?

Дети: герань, фиалка, фикус.

Воспитатель: Аня, почему они называются комнатными?

Аня: растут в комнате, в помещении.

Воспитатель: Лера, из каких частей состоят комнатные растения?

Лера: листья, стебель, корень, цветы.

Воспитатель: А как называются цветы у герани?

Дети: соцветия.

Воспитатель: А почему цветы у герани называются соцветие?

Дети: предполагаемые ответы

Молодцы, мне понравилось с вами путешествовать в мир комнатных растений.

Организованная образовательная деятельность по образовательной области

«Познавательное развитие»

Тема: «Сравнение комнатных растений – герань душистая и бальзамин».

Цель:

1. формирование умения сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске,

форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.

2. Закрепление умений пользоваться моделями.

3. Упражнять в обследовательских действиях (обвести, погладить).

Оснащение:

У детей- конверты с моделями признаков растений, корточки с двумя полосками, у

воспитателя демонстрационный материал.

Ход ситуации

1. Обезьянка прилетела на самолете из Африки, увидела у ребят в группе комнатные

растения и сказала, что в Африке такие растения растут прямо на улице. А как они

называются, она не знает.

24

2. Воспитатель предлагает детям рассказать, какие комнатные растения есть у них в группе.

Дети называют комнатные растения уголка природы. Обезьянка удивляется как дети

различают растения. Ей кажется, что все одинаковые.

Воспитатель предлагает научить обезьянку различать растения и предлагает ей выбрать

любые два растения в уголке природы, которые ей понравятся. Обезьянка «выбирает»

душистую герань и бальзамин.

Растения выставляются на невысоком столике в центре группы, дети рассаживаются на ковре

вокруг стола. Воспитатель выясняет у детей, как называются растения, предлагает

вспомнить, из каких частей состоят эти растения. Дети называют и выставляют на наборе

полотно модели строения растения (корень, стебель, лист, цветок).

Обезьянка спрашивает у детей, зачем растению нужен корень и почему она его не видит.

Дети объясняют.

Воспитатель обобщает, что герань и бальзамин похожи тем, что у них, как и у всех растений,

есть корень, стебель, листья, цветы. Предлагает детям подумать, чем же различаются эти

растения и как научить обезьянку узнавать герань и бальзамин.

С помощью воспитателя дети объясняют обезьянке, что листья у растения разные. Дети

сравнивают листья по величине, характеру поверхности, количеству, окраске и форме.

Воспитатель задает соответствующие вопросы:

- как узнать, какие листья по форме? (провести пальчиком по краю листа.)

- какие листья по величине? По цвету?

- как проверить, какая поверхность у листа герани, бальзамина? (погладить)

Дети называют, а воспитатель выкладывает на наборном полотне соответствующие

сенсорные модели.

Для того чтобы обезьянка лучше запомнила, воспитатель предлагает детям рассказать про

герань и бальзамин по порядку с помощью подсказок- картинок.

Опираясь на модели, дети рассказывают о герани и бальзамине по следующему плану:

• Как называется это растение?

• Из каких частей оно состоит?

• Какого цвета листья?

• Какой они формы?

• Какие листья по величине?

• Количество листьев (много или мало?

3. Воспитатель предлагает детям поиграть с обезьянкой в уголке природы в игру «Где

спряталась матрешка». По ходу игры обезьянка все время «ошибается» в названии растений,

дети ее исправляют.

ООД (АППЛИКАЦИЯ)

«НАШЕ КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ - ФИКУС»

25

ЦЕЛЬ:

1. Развитие интереса у детей, передавать в аппликации свои впечатления от наблюдений за

комнатными растениями.

2. Закрепление названия и строения растения, цвет, величину.

3. развитие умения сопоставлять предметы по величине (внизу большие листья, вверху

поменьше).

4. Закрепление приема намазывания и наклеивания. Обращать внимание на аккуратность в

работе с материалами.

МАТЕРИАЛ:

Комнатное растение – фикус. Изображение стебля фикуса в горшке, готовые формы листьев,

клей, кисточки, салфетки.

ХОД

Воспитатель читает детям письмо от ежика, в котором он рассказывает о своем комнатном

растении, прислал аппликационную картинку с его изображением. Ежик просит детей

прислать изображение и написать название комнатного растения, про которое он слышал от

совы: это комнатное растение растет в горшке, оно похоже на дерево, у него толстый ствол,

большие овальные, толстые, гладкие, блестящие листья.

Воспитатель: Ребята, вы не знаете, о каком растении спрашивает ежик? (еще раз читает

описание цветка)

Дети называют и находят цветок в уголке природы. Рассматривают, сравнивают с описанием,

уточняют строение, форму и цвет листьев, направление роста, сопоставляют листья по

величине (нижние и верхние).

Воспитатель предлагает детям изобразить цветок аппликацией. Дети берут по одному

готовому листочку и определяют его расположение на стебле. Вместе с педагогом уточняют

правильность расположения, соответствие направления роста. Рассматривают выложенную

композицию.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы листочки не отпали? (приклеить)

Воспитатель уточняет способы намазывания и приклеивания, использования материалов для

аппликации. Дети намазывают и наклеивают фигуры.

Воспитатель еще раз уточняет название цветка, сравнивает изображение с натурой и

предлагает детям отправить его ежику.

Приложение 6

Стихи о комнатных растениях:

26

«Комнатные цветы»

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

«Герань»

На окне в такую рань

Распустилася герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши –

Так решили малыши.

Макс Ферпер

«Бегония»

За вчерашним днём в погоне я

Не заметил, что давно

Расцвела моя бегония,

Озарила мне окно.

Что же сделал я хорошего,

Что такой подарок мне?

Удивлённый, огорошенный,

Отражаюсь я в окне.

Всё гляжу, счастливый, снова я,

Всё шепчу волнуясь, я:

Ах, подсолнечно - медовая,

Ах, кленовая моя.

Е. Благинина

Бальзамин

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю. Его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж больно он ярок, уж больно хорош,

Уж больно на мамину сказку похож!

АЛОЭ

27

Говорят - алоэ, алоэ, -

Интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое?

Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

И вот я увидел алоэ

на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои

в горшочке росло алоэ:

Зелёное, небольшое,

колючее и кривое.

Но симпатичное такое!

ХЛОРОФИТУМ

Своими узкими листами

Озеленю ваш дом,

И всех отдельными кустами

Я награжу потом.

Своих детей очень люблю –

Их при себе я сохраню

Приложение 7

28

Беседа «Уход за комнатными растениями».

Цель

1. Обобщение представления об уходе за комнатными растениями.

2. Закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений, 3. Уточнение знаний

о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей.

4. Обобщение представлений о направленности способов ухода (полив, удаление пыли,

рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений.

5. Прививание бережного отношения к комнатным растениям, ответственности за их жизнь.

Ход беседы

1. Дети,сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями.

Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода).

Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы

хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите

землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля-поглубже.

Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы

поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения

(крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)

Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)

Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять.

Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает) .Такими растворами

подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в

почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете

самостоятельно ухаживать за растением.

Воспитатель контролирует их деятельность, помогает советом.

По окончании работы дети убирают свои рабочие места. Клеенки вытереть, тряпочки

выполоскать и высушить, поставить инвентарь на место, растения унести туда, где они

стояли.

2. Д/И «Отгадай, что за растение»

3. Воспитатель: Чему вы сегодня научились? Для чего их удобряют?

Воспитатель сообщает: вы сегодня все поухаживали за растениями,а дальше эту работу будут

выполнять дежурные.

Беседа «Лекарственные комнатные растения».

Цель

1. Познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (каланхоэ, алоэ, герань

душистая). Совершенствовать навыки ухода за растениями. Познакомить детей о пользе

растения людям. Активизировать в речи названия растений.

Наглядный материал и оборудование6 комнатные растения, изображение цветов, пипетка,

карточки- схемы ухода за растениями, игрушка- заяц.

Ход беседы

Воспитатель: ребята, мы уже знаем много комнатных растений, некоторые имеются у нас в

группе. Назовите и покажите растения, которые вы знаете.

29

Воспитатель: А вот я знаю, что у нас в группе есть растения, которые лечат людей. Их

называют лекарственными растениями. А может вы их знаете? У меня есть подсказки, но

пока их подсказки рассыпались. Соберите части подсказок, и вы увидите, что это за растения.

Д/И «собери части растения».

Вот это растения и называются- растения- лекари. А кто такие лекари? Вам интересно как

они лечат людей? Но для начала надо рассмотреть эти растения. Посмотрите на алоэ, что вы

можете про него сказать? Какой у него стебель? Как расположены листья? Что есть на

листочках?

Для чего же нам нужен алоэ? Давайте осторожно отломим листочек. Что вы видите? Да, это

сок алоэ. Он очень горький. Но этот сок и есть самое лечебное, что есть в алоэ. Если вы

пораните ногу, и она немного загноится, надо привязать к ране кусочек алоэ- и боль пройдет,

и рана быстро затянется. А вот другое растение называют-коланхоэ. Чем он похож на алоэ? А

чем отличается?

А как же помогает коланхоэ людям? Оказывается, на листьях коланхоэ находится сок,

который помогает людям при простуде.

Появляется Зайка. У него перевязано горло и вата в ухе. Далее педагог говорит и за Зайку.

Воспитатель: Заинька, что с тобой? У тебя болит горло? А что с ухом?

Зайка: я вчера очень долго купался. Вода была такая хорошая, что не хотелось выходить,а

потом у меня горло, что-то заболело.

Воспитатель: горло у тебя заболело, потому, что долго купаться нельзя. Ребята, а как надо

купаться? Но что же с тобой делать? Ребята как можно помочь Зайке? Действительно, у нас

есть растения- лекари. Мы сейчас закапаем тебе в нос сок коланхоэ. (Воспитатель

выдавливает сок из растения и «капает»в нос Зайке).

А еще я знаю как можно вылечить твое ухо. У нас в группе есть еще одно растение, оно

стоит у нас на столе, и называется оно герань душистая. Ребята, посмотрите на это растение,

оно пахнет если потереть легонько его листок. А почему герань лекарственное растение?

Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, а

сверху закрыть ватой,то ухо быстро перестанетболеть. Дело в том, что в листочке герани есть

такие вещества, которые забирают себе боль.

Ну, как, Зайка, тебе стало легче?

Зайка: да мне стало легче, спасибо. Скажите мне пожалуйста, что за растения мне помогли?

Я хочу посадить у себя дома. Я все запомнил и обязательно выращу лекарственные растения

у себя дома, а пока пойду лечиться. До свидания.

Воспитатель: вот видите, ребята, какая польза от всех наших растений – лекарей. Запомните

их, и если что случится, иногда можно обойтись и без лекарств.

Приложение 8

30

Викторина «В мире комнатных растений»

Цель:

Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.

Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.

Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Развивать мыслительную деятельность, память, речь.

Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Ход:

Ведущий: Мы все любим цветы. Цветы дарят на праздник, на день рождения.

Цветы - радость и украшение нашей жизни. Чтоб в течение всего года цветы

радовали нас своим присутствием, надо выращивать в комнате комнатные

растения.

Итак, тема нашей викторины называется «В мире комнатных растений».

Сегодня присутствует две команды: Команда «Кактусята» и команда

«Фиалки»

Первый конкурс- «Представление команд».

Команда «Кактусята»

Все: Мы - кактусята, дружные ребята.

Команда «Фиалки»

Все: Мы фиалки - скромные, всегда, везде упорные.

Ведущий: Начинаем викторину.

Вопросы для команд.

1. Назовите лучшее время для пересадки растений. (Весна)

2. Перечислите правила поливки комнатных растений.

(Поливать растения нужно теплой, отстоянной водой.

Носик лейки следует класть на край горшка.

Поливать нужно только тогда, когда верхний слой земли подсох).

3. Живые ли комнатные растения? Почему?

(Да, потому что они дышат, пьют, растут, размножаются).

4. Чем похожи комнатные растения?

(Комнатные растения похожи тем, что у всех есть стебель, цветы,

корень, листья. За всеми надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить

землю, протирать пыль, подкармливать.

Всем растениям для роста нужен: свет, вода, воздух, тепло.

Все растения зеленого цвета).

5. Назовите растения, которые надо поливать не в край горшка, а в

поддонник (фиалка, амазонская лилия).

6. Назовите комнатные растения, которых нельзя опрыскивать, так как у них

листья опушены (герань, фиалка, бегония-реке).

7. У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка?

(Паnоротник)

8. Когда комнатные растения не нуждаются в подкормке? (Зимой)

9. В каком уходе кроме поливки нуждаются комнатные растения?

(В уборке сухих листьев, засохших цветков, в рыхлении, опрыскивании, в

31

протирании листьев от пыли, в подкормке).

10. Зачем в комнате выращиваем комнатные растения?

(Они обогащают воздух кислородом, очищают, увлажняют воздух,

украшают комнату, радуют нас своими красивыми цветами).

11. Чем отличаются комнатные растения друг от друга?

(Требуют разного ухода, это зависит от условий их жизни на родине.

Отличаются по форме стеблей: стоячие, вьющиеся, цепляющиеся, ползучие.

Отличаются по форме листьев: круглые, овальные, линейные.

Разные по форме и цвету цветы: колокольчатый, воронковидный,

колесовидный. гвоздевидный.

Размножаются разными способами: семенами, делением корневища,

стеблевыми черенками, из листьев, луковицами, клубнями.)

12. Назовите водолюбивые растения? (бальзамин, папоротник.).

13. у какого комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья?

(Герань)

Второй КОНКУРС «Собери комнатное растение и назови»

Воспитатель: Ваша задача быстрее собрать и правильно называть растение.

Вы получаете конверты, вся команда на столе собирает вместе.

Третий КОНКУРС «Загадочный»

Командам предстоит разгадать загадки, найти фотографию и показать

команде напротив.

***

Лист горб очком, шипы имеет, а ранить не умеет

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

***

На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может. (Кактус)

***

Плоский, длинный, а не брус.

Полосатый, но не арбуз (Сансевьера)

***

Стоит мокрый Ванек,

А в кудрях-огонек. (Бальзамин)

***

Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый,

А цветки на окне,

Словно шапка в огне. (Герань)

***

Рано-рано по утру.

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя. (фиалка).

Четвертый КОНКУРС. Покажи как надо ухаживать за комнатными

32

растениями» KOHКУPC капитанов.

Герань -оборвать сухие листья, рыхлить землю, полить.

Бегония - оборвать сухие листья протереть салфеткой листья и полить.

Пятый КОНКУРС. «Какие комнатные растения есть V вас дома, расскажи

как за ними вы ухаживаете»

Шестой КОНКУРС «Народное название комнатного цветка»

Команде называю научное название комнатного цветка, а вы должны

вспомнить народное название этого цветка.

Бальзамин (огонек, ванька, мокрый,

Сансивьера (щучий хвост,

Фикус (резиновое дерево,

Папоротник (меч,

алоэ (столетник).

Стук в дверь. Заходит Боляка

(голова перевязана, на другой больной палец, хромает, чихает).

Боляка:

ОЙ, ребята, помогите, поскорей меня спасите!

Я почти что инвалид, у меня ведь все болит!

Ведущий: Ой, ребята, жалко вам Боляку?

дети: Жалко.

Ведущий: Дети, мы сможем ему помочь?

Боляка: Неужели? Это правда?

Ведущий: Давайте позовем медсестру, она сделает укол и все пройдет.

Боляка (пугается, убегает, трясется, прячется): Ой, уколов я боюсь!

Ведущий: Ну, тогда вот тебе порошки и таблетки.

Боляка: Не хочу, они горькие.

Ведущий: Хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.

Боляка: Как это?

Ведущий: Ребята знают и расскажут тебе.

в комнате можно выращивать лекарственные комнатные растения. Вот алоэ,

его еще называют домашним доктором.

Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать

перестанешь.

у тебя, Боляка, палец болит. Раздели лист алоэ на две половинки, приложи

мякотью к пальцу и привяжи - боль утихнет.

А чтобы не болела голова, понюхай, Боляка, красную герань.

Боляка: Вот спасибо вам, дети. Я не знал, что среди комнатных растений есть

и лекарственные.

Ведущий: Вот тебе мы подарим алоэ, лечись и выздоравливай!

Ведущий: Вот подошла наша викторина к концу. На сегодняшней игре,

ребята, Вы показали прекрасные знания о комнатных растениях. Я надеюсь,

у вас дома будет много комнатных растений, ведь вы теперь умеете за ними

ухаживать и любите их. Давайте подведем итог нашей викторине.

Приложение 9

33

Литература:

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство

АСТ», 1998.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические

рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: «Мозаика –

Синтез», 2007

Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. –

СПб.: ООО «Детство – пресс», 2010.

Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. –М.: Линки –

пресс, 2000

Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003

Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты

[Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» Изд. Мозаика Синтез Москва

-2007

В. И. Серпухова “Комнатные растения”, М., 1991 г.

В. А. Дрязгунова “Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями” М.,

1981 г

34



В раздел образования