Автор: Юшкова Татьяна Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40"
Населённый пункт: п. Майский, Краснокамский район, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ «ЧАСОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №40»
ОРГАНИЗАЦИЯ «ЧАСОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЕТЕЙ И
ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО
СООБЩЕСТВА
старший воспитатель
Юшкова Т.Ю.
п. Майский, Краснокамский
муниципальный район
ОРГАНИЗАЦИЯ «ЧАСОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЕТЕЙ И
ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО
СООБЩЕСТВА
Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его
воспитывает
и
как
организовано
воспитание.
Основной
документ,
определяющий
содержание, требования к Программе и качество дошкольного образования – это ФГОС
ДО. Стандарт направлен на решение задач – создание условий для развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие творческой
самостоятельности и активности детей, профессиональный рост педагога, содействие и
сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество с семьей.
Дошкольный
возраст –
благоприятный
период
для
развития творческой
активности детей. Такое качество личности, как активность, проявляется уже в раннем
детстве,
когда
ребенок
настойчиво
ищет
и
самостоятельно использует разнообразные
средства и способы достижения цели.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
стремятся
участвовать
в конкурсах,
выставках и соревнованиях, активно посещают кружки и секции, их творчество заметно
во
всех
видах
детской
деятельности. И чем успешнее развиваются различные формы
взаимодействия
ребенка
и
взрослого,
тем
содержательнее
собственная
активность
дошкольника.
Сущность
современного
личностно-ориентированного
процесса
дошкольного
образования (в русле Концепции дошкольного воспитания 1988 г.) состоит в «процессе
накопления
ребенком
такого
конкретного
субъективного
опыта,
который
содержит
средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности
ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и к тому же побуждает
его к приобретению нового опыта».
На протяжении нескольких лет приоритетным направлением в нашем детском саду
является социально-коммуникативное развитие. Для реализации поставленных задач
педагогами
ДОУ
создан
и
реализуется
существенный
опыт
по
дополнительному
образованию дошкольников в форме проведения «Часов совместного творчества». К
рукотворной
творческой
деятельности
привлечены
дети
с
2-лет,
но
с
возрастом
расширяется
круг
интересов,
детям
предоставляется
выбор
разных
видов
детской
деятельности.
«Часы совместного творчества» реализуются по направлениям:
Физическое развитие:
- семейные клубы «Навстречу друг другу» (парная гимнастика);
Художественно-эстетическое:
- «Юный флорист»;
- «Театр – творчество – дети» (разные виды театров);
- «Живая бумага»;
- «Радуга красок» (способы нетрадиционного рисования);
Познавательное развитие:
- «Почемучка»;
- «Я познаю мир»;
- шашки, шахматы;
-
познавательные
игровые
сеансы
«Играй,
твори,
познавай»
(ранний
возраст,
совместные встречи детей и родителей).
Социально – коммуникативное развитие:
- «Учимся дружить» (этика, общение);
- «Школа крохи».
Каждый педагог составляет и реализует свой тематический план-программу часов
совместного
творчества
как
форму
самостоятельной
деятельности,
организованной
педагогом. План утверждается на педсовете.
С 1 октября по 30 апреля дети занимаются по данной программе. В родительском
уголке дается информация о планах и результатах работы. Все чаще родители становятся
не только посетителями, но и участниками занятий, учатся вместе с детьми какому-либо
ремеслу. Занятия проводятся во второй половине дня, в группе с воспитателем на фоне
играющих детей или в дополнительном помещении.
Значение такого вида деятельности в том, что она является развивающей,
поскольку в ходе работы возникают непредвиденные проблемные ситуации, выход из
которых ищут сообща и взрослые, и дети, радуются вместе успешному результату.
Активно
внедряем разные
формы
организации
детей:
в
парах,
подгруппах,
командах. Например, на занятиях «Юный флорист» (воспитатель Вшивкова М.Г.), «Театр
– творчество - дети» (Федосеева О.Г.), «Почемучка» (Федосеева Л.А.), «Я познаю мир»
(Юшкова
Т.Ю.)
воспитатели
объединяют
детей
в
пары,
подгруппы.
Дети
вдвоем
выполняют
рукотворную
работу,
делают
опыт,
придумывают
игру
или
разыгрывают
диалог двух героев, складывают пазлы и решают ребусы. Действуя в паре или небольшой
подгруппе, дети учатся общению: умению услышать другого, договориться, распределить
работу
- развиваются диалоговые умения; а также учатся оценивать положительно и
себя, и окружающих. Результат деятельности подгруппы выше, чем индивидуальный. Это
вселяет в ребенка уверенность в своих силах, удовлетворение от причастности к общему
делу, стимулирует процесс взаимообучения детей.
В ходе дополнительного образования обновляются формы работысродителями.
Более 15-лет в детском саду работают семейные клубы «Навстречу друг другу» (парная
гимнастика), «Школа крохи», цель которых формирование партнерского взаимодействия
детей
и
родителей,
поддержка
родителей,
вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную деятельность. На встречах семейного клуба родители и дети учатся
взаимодействовать друг с другом, любить друг друга, находить выход из проблемных
ситуаций. Такая форма как семейные клубы помогает не только наладить эмоциональный
контакт
с
родителями,
но
и
улучшить
детско-родительские
отношения
на
основе
совместной
деятельности.
Родителям
дает
представление
об
уровне
развития
через
наблюдение
ребенка
в
деятельности
на
фоне
других
детей
группы;
возможность
преемственного
продолжения
работы
с
ребенком
в
домашних
условиях
(родители
понимают,
что
и
как
можно
сделать
с
ребенком
дома);
дает
родителям
реальное
представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел.
Воспитателям:
дает
возможность
конструктивного
разговора
о
достижениях,
проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики его
развития; дает информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими и т.д.
Постоянно действуют выставки совместных работ детей и родителей, проводятся
семейные конкурсы-выставки: «Зимняя сказка», «Игрушки-забавы из бумаги», «Веселый
снеговик»,
«Путешествия
по
сказам
Бажова»,
«Макаронная
история»,
«Детский
сад
будущего» (к 35 – летнему юбилею детского сада), «Новогодний маскарад» (карнавальная
маска), «Крупицы творчества» (работы из круп и природного материала), «Волшебная
тарелочка»
(вторая
жизнь
одноразовой
посуды)
к
130
–летию
С.Я.
Маршака
и
др.
Творческо-продуктивные
формы
взаимодействия призваны
устанавливать
теплые
отношения
между
педагогами
и
детьми,
детьми
и
родителями.
Творческие
проекты
объединяют родителей, детей и педагогов в разных видах деятельности, формируют
культуру
диалога
(проект
«Новогоднее
окно»,
выставка-конкурс
«Игрушки-забавы
из
бумаги», проект «Русский валенок», «Мир театра», «Нам – 35», «Зимняя малышиада» и
т.д.).
Родители
ждут,
интересуются
следующими
проектами.
Девизом
проектов
для
педагогов и родителей стало: «Чувствовать – познавать – творить вместе с детьми». Такая
форма взаимодействия дает ребенку право гордиться своими близкими («Это моя мама
сделала»); приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного
образования; обеспечивает психологическую поддержку ребенка («Мы – вместе»); дает
возможность участия родителей в групповых делах. А главное – это радость общения и
совместного творения.
В отзывах родителей мы находим подтверждение результативности своих проектных
идей:
«Восхищена
творчеством,
умением,
изобретательностью
родителей,
детей,
воспитателей»,
«Молодцы
воспитатели,
родители
и
дети!
Фантазии,
мастерства,
трудолюбия и красоты целый океан. Есть чему поучиться!», «Глядя на это великолепие,
никогда не подумаешь, что в основе всего лишь бумага!», «Выставка просто класс! Супер!
Надо почаще!».
.
Часы
совместного
творчества
–
это
средство
профессионального
роста
педагогов. Во-первых, для создания календарно-перспективного плана часов творчества,
педагог изучает большое количество методической литературы.
Во-вторых, каждая методическая новинка стимулирует обновление плана. Растет
интерес, увлеченность, качество образовательной работы.
В-третьих,
педагог,
совершенствуя
содержание
плана,
усложняя
его
с
каждым
возрастом, создает т.о. систему занятий по дополнительному образованию.
Т.О.
«Часы
совместного
творчества»
–
«находка»
в
работе
нашего
педагогического
коллектива.
Такая
система
организации
совместной
творческой
деятельности
ребенка
и
взрослого
является
средством
развития
детско-взрослого
сообщества, где осваиваются социальные умения и навыки поведения, формируются
коммуникативные способности, развиваются интерес, деловые качества, способности и
умения детей, необходимые в любом виде деятельности.