Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ «ЧАСОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА


Автор: Юшкова Татьяна Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40"
Населённый пункт: п. Майский, Краснокамский район, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ «ЧАСОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад №40»

ОРГАНИЗАЦИЯ «ЧАСОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЕТЕЙ И

ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО

СООБЩЕСТВА

старший воспитатель

Юшкова Т.Ю.

п. Майский, Краснокамский

муниципальный район

ОРГАНИЗАЦИЯ «ЧАСОВ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЕТЕЙ И

ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО

СООБЩЕСТВА

Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его

воспитывает

и

как

организовано

воспитание.

Основной

документ,

определяющий

содержание, требования к Программе и качество дошкольного образования – это ФГОС

ДО. Стандарт направлен на решение задач – создание условий для развития детей в

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие творческой

самостоятельности и активности детей, профессиональный рост педагога, содействие и

сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество с семьей.

Дошкольный

возраст –

благоприятный

период

для

развития творческой

активности детей. Такое качество личности, как активность, проявляется уже в раннем

детстве,

когда

ребенок

настойчиво

ищет

и

самостоятельно использует разнообразные

средства и способы достижения цели.

В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

стремятся

участвовать

в конкурсах,

выставках и соревнованиях, активно посещают кружки и секции, их творчество заметно

во

всех

видах

детской

деятельности. И чем успешнее развиваются различные формы

взаимодействия

ребенка

и

взрослого,

тем

содержательнее

собственная

активность

дошкольника.

Сущность

современного

личностно-ориентированного

процесса

дошкольного

образования (в русле Концепции дошкольного воспитания 1988 г.) состоит в «процессе

накопления

ребенком

такого

конкретного

субъективного

опыта,

который

содержит

средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности

ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и к тому же побуждает

его к приобретению нового опыта».

На протяжении нескольких лет приоритетным направлением в нашем детском саду

является социально-коммуникативное развитие. Для реализации поставленных задач

педагогами

ДОУ

создан

и

реализуется

существенный

опыт

по

дополнительному

образованию дошкольников в форме проведения «Часов совместного творчества». К

рукотворной

творческой

деятельности

привлечены

дети

с

2-лет,

но

с

возрастом

расширяется

круг

интересов,

детям

предоставляется

выбор

разных

видов

детской

деятельности.

«Часы совместного творчества» реализуются по направлениям:

Физическое развитие:

- семейные клубы «Навстречу друг другу» (парная гимнастика);

Художественно-эстетическое:

- «Юный флорист»;

- «Театр – творчество – дети» (разные виды театров);

- «Живая бумага»;

- «Радуга красок» (способы нетрадиционного рисования);

Познавательное развитие:

- «Почемучка»;

- «Я познаю мир»;

- шашки, шахматы;

-

познавательные

игровые

сеансы

«Играй,

твори,

познавай»

(ранний

возраст,

совместные встречи детей и родителей).

Социально – коммуникативное развитие:

- «Учимся дружить» (этика, общение);

- «Школа крохи».

Каждый педагог составляет и реализует свой тематический план-программу часов

совместного

творчества

как

форму

самостоятельной

деятельности,

организованной

педагогом. План утверждается на педсовете.

С 1 октября по 30 апреля дети занимаются по данной программе. В родительском

уголке дается информация о планах и результатах работы. Все чаще родители становятся

не только посетителями, но и участниками занятий, учатся вместе с детьми какому-либо

ремеслу. Занятия проводятся во второй половине дня, в группе с воспитателем на фоне

играющих детей или в дополнительном помещении.

Значение такого вида деятельности в том, что она является развивающей,

поскольку в ходе работы возникают непредвиденные проблемные ситуации, выход из

которых ищут сообща и взрослые, и дети, радуются вместе успешному результату.

Активно

внедряем разные

формы

организации

детей:

в

парах,

подгруппах,

командах. Например, на занятиях «Юный флорист» (воспитатель Вшивкова М.Г.), «Театр

– творчество - дети» (Федосеева О.Г.), «Почемучка» (Федосеева Л.А.), «Я познаю мир»

(Юшкова

Т.Ю.)

воспитатели

объединяют

детей

в

пары,

подгруппы.

Дети

вдвоем

выполняют

рукотворную

работу,

делают

опыт,

придумывают

игру

или

разыгрывают

диалог двух героев, складывают пазлы и решают ребусы. Действуя в паре или небольшой

подгруппе, дети учатся общению: умению услышать другого, договориться, распределить

работу

- развиваются диалоговые умения; а также учатся оценивать положительно и

себя, и окружающих. Результат деятельности подгруппы выше, чем индивидуальный. Это

вселяет в ребенка уверенность в своих силах, удовлетворение от причастности к общему

делу, стимулирует процесс взаимообучения детей.

В ходе дополнительного образования обновляются формы работысродителями.

Более 15-лет в детском саду работают семейные клубы «Навстречу друг другу» (парная

гимнастика), «Школа крохи», цель которых формирование партнерского взаимодействия

детей

и

родителей,

поддержка

родителей,

вовлечение

семей

непосредственно

в

образовательную деятельность. На встречах семейного клуба родители и дети учатся

взаимодействовать друг с другом, любить друг друга, находить выход из проблемных

ситуаций. Такая форма как семейные клубы помогает не только наладить эмоциональный

контакт

с

родителями,

но

и

улучшить

детско-родительские

отношения

на

основе

совместной

деятельности.

Родителям

дает

представление

об

уровне

развития

через

наблюдение

ребенка

в

деятельности

на

фоне

других

детей

группы;

возможность

преемственного

продолжения

работы

с

ребенком

в

домашних

условиях

(родители

понимают,

что

и

как

можно

сделать

с

ребенком

дома);

дает

родителям

реальное

представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел.

Воспитателям:

дает

возможность

конструктивного

разговора

о

достижениях,

проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики его

развития; дает информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими и т.д.

Постоянно действуют выставки совместных работ детей и родителей, проводятся

семейные конкурсы-выставки: «Зимняя сказка», «Игрушки-забавы из бумаги», «Веселый

снеговик»,

«Путешествия

по

сказам

Бажова»,

«Макаронная

история»,

«Детский

сад

будущего» (к 35 – летнему юбилею детского сада), «Новогодний маскарад» (карнавальная

маска), «Крупицы творчества» (работы из круп и природного материала), «Волшебная

тарелочка»

(вторая

жизнь

одноразовой

посуды)

к

130

–летию

С.Я.

Маршака

и

др.

Творческо-продуктивные

формы

взаимодействия призваны

устанавливать

теплые

отношения

между

педагогами

и

детьми,

детьми

и

родителями.

Творческие

проекты

объединяют родителей, детей и педагогов в разных видах деятельности, формируют

культуру

диалога

(проект

«Новогоднее

окно»,

выставка-конкурс

«Игрушки-забавы

из

бумаги», проект «Русский валенок», «Мир театра», «Нам – 35», «Зимняя малышиада» и

т.д.).

Родители

ждут,

интересуются

следующими

проектами.

Девизом

проектов

для

педагогов и родителей стало: «Чувствовать – познавать – творить вместе с детьми». Такая

форма взаимодействия дает ребенку право гордиться своими близкими («Это моя мама

сделала»); приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного

образования; обеспечивает психологическую поддержку ребенка («Мы – вместе»); дает

возможность участия родителей в групповых делах. А главное – это радость общения и

совместного творения.

В отзывах родителей мы находим подтверждение результативности своих проектных

идей:

«Восхищена

творчеством,

умением,

изобретательностью

родителей,

детей,

воспитателей»,

«Молодцы

воспитатели,

родители

и

дети!

Фантазии,

мастерства,

трудолюбия и красоты целый океан. Есть чему поучиться!», «Глядя на это великолепие,

никогда не подумаешь, что в основе всего лишь бумага!», «Выставка просто класс! Супер!

Надо почаще!».

.

Часы

совместного

творчества

это

средство

профессионального

роста

педагогов. Во-первых, для создания календарно-перспективного плана часов творчества,

педагог изучает большое количество методической литературы.

Во-вторых, каждая методическая новинка стимулирует обновление плана. Растет

интерес, увлеченность, качество образовательной работы.

В-третьих,

педагог,

совершенствуя

содержание

плана,

усложняя

его

с

каждым

возрастом, создает т.о. систему занятий по дополнительному образованию.

Т.О.

«Часы

совместного

творчества»

«находка»

в

работе

нашего

педагогического

коллектива.

Такая

система

организации

совместной

творческой

деятельности

ребенка

и

взрослого

является

средством

развития

детско-взрослого

сообщества, где осваиваются социальные умения и навыки поведения, формируются

коммуникативные способности, развиваются интерес, деловые качества, способности и

умения детей, необходимые в любом виде деятельности.



В раздел образования