Автор: Ниязова Алина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13 имени Э. А. Быкова"
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи младших школьников при работе над пересказом"
Раздел: начальное образование
А. А. Ниязова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ
Пересказ является одним из эффективных приемов развития речи
младших школьников.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в
устной речи. В этой сложной для ребенка деятельности задействованы его
мышление,
память,
воображение.
Для
того
чтобы
ребенок
овладел
пересказом,
необходимо
сформировать
у
него
ряд
умений.
К
ним
относятся,
в
первую,
очередь,
умение
прослушивать
произведение,
осмыслить
его
основное
содержание,
запоминать
последовательность
изложения, усвоить авторские речевые обороты, воссоздавать текст связно,
последовательно и осмысленно.
Вопросы
обучения
пересказыванию
детей
раскрыты
в
работах
Е.И.Тихеевой,
А.
М.
Леушиной,
Л.
А.
Пеньевской
и
др.
Все
авторы
подчеркивают роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом
воспитании детей, в развитии речи.
М. Р. Львов, В. В. Горецкий, О. В. Сосновская предлагали разделить
все приемы работы над пересказом, используемые на подготовительном
этапе урока, на две группы: компенсирующие несформированность типа
правильной читательской деятельности (беседа учителя с детьми, рассказ
учителя, словарная работа); формирующие тип правильной читательской
деятельности (предварительное рассматривание иллюстраций, работа с
названием произведения, выделение из текста ориентирующих слов).
Первостепенный прием обучению пересказу - образцовое прочтение
произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее важных
или
сложных
фрагментов
текста.
Очень
важное
место
занимают
упражнения
—
повторения
авторских
слов
и
фраз,
анализ
вариантов
произношения, выбор наиболее подходящего интонационного рисунка и
др.
Важным
приемом
является
обращение
к
личному
опыту
детей,
демонстрация наглядного материала — все это помогает уточнить идею
произведения,
создать
эмоциональный
настрой
для
последующего
пересказа.
Таким образом, пересказ является эффективным методом развития
связной
монологической
речи
у
детей,
представляет
собой
самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в
одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо
учить, начиная с раннего возраста.