Напоминание

"Развитие речи младших школьников при работе над пересказом"


Автор: Ниязова Алина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13 имени Э. А. Быкова"
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи младших школьников при работе над пересказом"
Раздел: начальное образование





Назад




А. А. Ниязова

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ

РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ

Пересказ является одним из эффективных приемов развития речи

младших школьников.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в

устной речи. В этой сложной для ребенка деятельности задействованы его

мышление,

память,

воображение.

Для

того

чтобы

ребенок

овладел

пересказом,

необходимо

сформировать

у

него

ряд

умений.

К

ним

относятся,

в

первую,

очередь,

умение

прослушивать

произведение,

осмыслить

его

основное

содержание,

запоминать

последовательность

изложения, усвоить авторские речевые обороты, воссоздавать текст связно,

последовательно и осмысленно.

Вопросы

обучения

пересказыванию

детей

раскрыты

в

работах

Е.И.Тихеевой,

А.

М.

Леушиной,

Л.

А.

Пеньевской

и

др.

Все

авторы

подчеркивают роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом

воспитании детей, в развитии речи.

М. Р. Львов, В. В. Горецкий, О. В. Сосновская предлагали разделить

все приемы работы над пересказом, используемые на подготовительном

этапе урока, на две группы: компенсирующие несформированность типа

правильной читательской деятельности (беседа учителя с детьми, рассказ

учителя, словарная работа); формирующие тип правильной читательской

деятельности (предварительное рассматривание иллюстраций, работа с

названием произведения, выделение из текста ориентирующих слов).

Первостепенный прием обучению пересказу - образцовое прочтение

произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее важных

или

сложных

фрагментов

текста.

Очень

важное

место

занимают

упражнения

повторения

авторских

слов

и

фраз,

анализ

вариантов

произношения, выбор наиболее подходящего интонационного рисунка и

др.

Важным

приемом

является

обращение

к

личному

опыту

детей,

демонстрация наглядного материала — все это помогает уточнить идею

произведения,

создать

эмоциональный

настрой

для

последующего

пересказа.

Таким образом, пересказ является эффективным методом развития

связной

монологической

речи

у

детей,

представляет

собой

самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в

одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо

учить, начиная с раннего возраста.



В раздел образования