Напоминание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ


Автор: Давлетшина Алсу Ахметовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "СДЮСШОР по настольному теннису"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО

РЕЗЕРВА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ»,ОТДЕЛЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ

СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

Давлетшина А.А.

Тренер-преподаватель

по художественной гимнастике

МБОУ ДО СДЮСШОР

г.Казани по настольному теннису

г. Казань 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

2.1 ПРИМЕРНОЕ СООТНОШЕНИЕ ОФП И СФП В МНОГОЛЕТНЕМ

ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

2.2 БЛОК-СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

ЗАНЯТИЯ С УЧЕТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ОРГАНИЗМА

3. ЗАДАЧИ СФП-1 И СФП-2

3.1СООТНОШЕНИЕ ОФП И СФП У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ

СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

3.2СООТНОШЕНИЕ ОФП И СФП В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.ЛИТЕРАТУРА

1.Современная

система

спортивной

подготовки

юных

высококвалифицированных гимнасток для создания прочного технического

мастерства

предусматривает

одним

из

основных

видов

подготовки

специальную физическую подготовку, которая направлена на повышение

уровня

функциональных

возможностей

и

создание

специального

фундамента физических качеств, характерных для всех видов многоборья

художественной гимнастики.

Физическая

подготовка

гимнасток,

особенно

на

этапе

углубленной

специализации

и

спортивного

совершенствования

является

одним

из

важнейших направлений в практике современной тренировки.

На

таком

уровне

занятий

спортом

для

повышения

показателей

двигательных

качеств

и

роста

технической

подготовки

необходимо

применять широкий спектр комплексов специальных упражнений.

Использование только основных упражнений данного вида спорта не дает

полного эффекта подготовки спортсменов, на каком бы уровне мастерства

они

не

находились.

Поэтому

в

системе

совершенствования

спортсменов

всех уровней широко применяется значительный арсенал дополнительных

и вспомогательных физических упражнений, объединенных в группы

(комплексы) общефизической и специально-физической видов подготовки.

Комплексы

специально-физической

подготовки

можно

использовать

как

матрицу для гимнасток различной квалификации, исходя из целей, задач и

вида мезоцикла.

2. Прогресс спортивных достижений, рост и «омоложение» спортсменок

высокого

класса

на

отечественной

и

мировой

арене

художественной

гимнастики обуславливает необходимость постоянного совершенствования

системы многолетней подготовки. Основные тенденции развития спортивной

тренировки в олимпийских видах спорта предусматривают

- системный подход к формированию тренировочного процесса;

- обеспечение и создание условий для долговременной адаптации;

-

интенсификацию

тренировочных

нагрузок

при

целеноправленной

организации восстановительных режимов.

В настоящее время при подготовке юных высококвалифицированных

спортсменов выделяют такие спортивные направления как:

- снижение возрастной специализированной подготовки;

- опережающие темпы повышения технического мастерства на этапе

спортивного совершенствования;

- большая вариативность видов подготовки на этапе спортивного

совершенствования;

- рациональное соотношение в общефизической и специальной подготовке;

- принцип единства общефизической и специально-физической подготовки.

Два

последних методических

положения

предполагают

их

органическую

взаимосвязь при доминирующем значении ОФП на первом и втором годах

спортивной подготовки. Дальнейшее соотношение видов физического

совершенствования

создают

предпосылки

выполнения

специальных

упражнений ( СФП-2) на высоком техническом уровне, в большом объеме

и высокой интенсивности.

2.1 Примерное соотношение ОФП и СФП в многолетнем тренировочном

процессе

Вид Годы занятий спортом

подготовки

в % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ОФП 70 65 60 55 50 40 30 25 20 15

СФП 30 35 40 45 50 60 70 75 80 85

Основополагающим видом подготовки спортсмена, определяющим

спортивный результат ,является техническая подготовка , фундамент ,

который составляет физическая подготовка. Именно такие современные

направления как снижение возрастной специализации, опережающие темпы

роста технического мастерства в художественной гимнастике, побуждают

тренеров обращать особое внимание на все виды физической подготовки

(ОФП,СФП),особенно на этапах углубленной специализации.

В специально-физической подготовке выделяют –СФП-1 и СФП-2.

СФП-1 –предварительная специально-физическая подготовка, направленная

на построение специального фундамента для освоения общей техники

движений. СФП-2- основная специально-физическая подготовка, цель

которой

способствовать

высокому

развитию

и

совершенствованию

двигательного потенциала применительно к данному виду спорта.

(Р.Г.Озолин, В.Г.Платонов)

Общефизическая

подготовка

предполагает

разностороннее

комплексное

воздействие

упражнений

на

организм

спортсмена,

совершенствование

необходимых

для

достижения

высоких

спортивных

результатов,

совершенствование

его

двигательных

качеств

и

через

них

создание

«функциональной

базы»

общего

характера,

оздоровление

организма,

создание условий для активного отдыха.

Н.Г.Озолин,

излагая

структуру

системы

спортивной

подготовки,

Д.В.Оршанский, освещая вопросы СФП, отмечают тот факт, что чем выше

работоспособность

спортсмена,

тем

лучше

и

прочнее

он

воспринимает

тренировочные нагрузки, быстрее к ним адаптируется и достигает более

высокого уровня мастерства и развития двигательных качеств. Необходимо

учитывать

важную

роль

в

ОФП

упражнений

тотального(глобального)по

своему воздействию (бег, плавание, спортивные игры, кросс),заставляющих

работать все органы. Весьма важно через ОФП укреплять «слабые места» в

организме, повышать функциональные возможности «отстающих» органов

и систем.

Решая основные задачи, такие как, увеличение силы, силовую выносливость,

развитие общей выносливости, развитие ловкости возможно и необходимо

параллельно решать сопутствующие задачи физической подготовки-

воспитание правильной осанки, исправление дефектов телосложения, повы-

шение способности концентрировать внимание и усилия на определенных

группах мышц, воспитывать волю к проявлению максимальных усилий,

улучшение эластичности и подвижности суставов, развитие способности к

проявлению «взрывной» силы, а также воспитание силы воли и решитель-

ности. Таким образом, ОФП готовит по всем «направлениям» фундамент

для следующих ступеней ФП-СФП-1 и СФП-2.

Основные средства ОФП распределяются в годичном цикле и тренировочном

занятии исходя из задачи этапа подготовки состояния организма. В трениро-

вочном занятии обычно осуществляется следующая последовательность:

Во-первых, по двигательному воздействию:

-ФУ развивающие быстроту;

-ФУ развивающие общую и специальную выносливость;

-ФУ развивающие скоростно-силовые качества;

-ФУ развивающие силу.

Во-вторых, независимо от вида спорта, включение в тренировку тех или

иных ФУ строится с учетом физиологических особенностей организма

спортсмена.

2.2.БЛОК СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

ЗАНЯТИЯ

С

УЧЕТОМ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ

ОРГАНИЗМА

1 часть УТЗ- Основная 2часть УТЗ 3 часть УТЗ

Подготовка

Быстрота Специальная и общая Сила

выносливость

Ловкость Скоростно-силовые Физические упражнения

Качества на отстающие специаль-

ные качества

Координация Прыгучесть, вестибюлярная

движений устойчивость

При проведении занятий по ОФП следует учитывать следующие способности

выполнения ФУ-общеразвивающие упражнения (от 6 до 8) в 1-ой части

занятия выполняются в быстром темпе, повторяя 8-12 раз. В общей и специ-

альной разминке важно использовать разнообразное вспомогательное обору-

дование: гимнастические скамейки, гимнастические палки, шведскую стенку,

мячи, скакалки, обручи, гантели и др. В подготовительном периоде в начале

утренней или вечерней тренировки желательно планировать бег в среднем

темпе продолжительностью от 5 до 30 минут.На всех этапах годичного цикла

в ОФП следует планировать элементы спортивных игр, эстафеты, связки с

общеразвивающими и специальными упражнениями, ОРУ в виде круговых

тренировок.

Педагогическое мастерство тренера заключается в том, чтобы при планиро-

вании ОФП из большого набора средств выбрать наиболее оптимальные,

которые могут обеспечить самые эффективное воздействие на организм

спортсмена на каждом этапе подготовки. Тренерам при организации занятий

по видам физической подготовки необходимо учитывать все основные ком-

поненты спортивной тренировки, а также физиологические особенности

организма.

3.Специальная физическая подготовка, представленная как СФП-1 и СФП-2

Призваны решать задачи построения специального фундамента укрепления

организма

в

соответствии

с

особенностями

избранного

вида

спорта,

совершенствования координации функциональной деятельности организма,

закрепление и экономизации техники движений, а также совершенствования

других компонентов спортивной подготовленности соответственно желаемой

модели. Обобщая практический опыт ведущих тренеров по художественной

гимнастике,

можно

заключить,

что

очень

важно

выполнять

различные

упражнения в «затрудненных» и необычных условиях, в ускоренном темпе,

без

музыки,

идеомоторно,

с

повышенными

требованиями

к

технике

выполнения базовых элементов-прыжков, равновесий, поворотов, выполняя

виды многоборья в целом и по частям. Планирование упражнений в таком

виде может быть дополнительным: являться частью тренировочного занятия

в подготовительный период подготовки к ответственным соревнованиям на

протяжении

3-4

недель.

Упражнения

СФП,

создающие

специальный

фундамент

технической

подготовки,

выполняются

с

уменьшенной

интенсивностью.

Для

укрепления

специального

фундамента

также

необходимо

выполнение

близких

по

биомеханической

структуре

специальных упражнений.

Например, для гимнасток одним из основных специальных физических

качеств является прыгучесть. Для этого необходимо выполнять упражнения,

направленные прежде всего на развитие скоростно-силовых качеств.

Выполнять упражнения систематически и длительно с усилиями 80-90% от

максимального.

Соответственно

педагогическим

задачам

определены

средства прыжковой подготовки:

-Упражнения направленные на силу отталкивания

-Прыжки вверх и в длину

-Прыжки через препятствия и с высоты

-Прыжки с двух ног, с ноги на ногу, на одной ноге и т.д.

А также гимнасткам предлагается выполнять большие серии прыжков через

скакалку, обруч с двойным и тройным вращением. Прыжковые упражнения

как СФП включаются в подготовительную и основную часть занятий.

Мышцы ног при этом становятся упругими и сильными, а связки - крепкими

и

эластичными.

Не

вызывает

сомнения

необходимость

ежедневных

тренировок по СФП-1 и СФП-2. При планировании тренировочного процесса

СФП-1 призвана решать задачи по совершенствованию техники выполнения

основных фундаментальных и базовых групп видов многоборья.

СФП-2- цель ее повысить для данного периода годичного цикла уровень

Специальных двигательных качеств до двигательного навыка. Средствами

для развития и совершенствования основных физических качеств являются

все упражнения и их варианты своего вида спорта.

3.1 Соотношение ОФП и СФП у спортсменов различной спортивной

Квалификации

ФП Уровень спортивной подготовленности

Новички 3-2 2-1 1 КМС МС МСМК

разр. разр.

ОФП 80 65 50 40 30 20

СФП 20 35 50 60 70 80

На протяжении годичного спортивного цикла соотношение средств по ОФП

и СФП также меняется.

3.2 Соотношение ОФП и СФП в годичном цикле

ФП 1 мезоцикл 2 мезоцикл

% подотови- соревнова- подготови- соревнова-

тельный тельный тельный тельный

ОФП 50 20 40 15

СФП 50 80 60 85

В сложно-технических видах спорта,к которым относится художественная

гимнастика возможно сочетать все виды физической подготовки в едином

процессе(в мезоциклах.в микроциклах.тренировочном дне и тренировочном

занятии). Вместе с тем,в начале учебно-тренировочного года необходимо

больше времени отводить ОФП, которая проводится со значительной

интенсивностью 50-60%, несколько меньше СФП-1-35-40% и незначительно

СФП-2 10-15%.К соревновательному периоду все кардинально меняется:

ОФП-10-15%, СФП-2-65-70%.

Творческий, многовариативный подход к планированию ОФП и СФП дает

тренерам возможность в годичном, полугодичном макроциклах использовать

«трехслойное»сочетание видов физической подготовки в зависимости от

решаемой задачи и в каждом случае с учетом индивидуальных особенностей

спортсмена.

4.Заключение

Для организации педагогического контроля(ПК) за уровнем ОФП и СФП

наиболее целесообразным является метод организации соревнований по

ОФП и СФП. При проведении соревнований важно организовать и создать

соревновательную

обстановку,

чтобы

гимнастки

могли

показать

свои

максимальные

возможности

на

фоне

оптимального

функционального

состояния.

На каждой «стадии-нормативе»судья или сама гимнастка оценивает по 5-ти

или 10-ти бальной системе то или иное физическое качество. Данные

вносятся в общий протокол или в «дневник тренировок».

Общий вид организации соревнований

1.тесты на силу мышц рук,ног,брюшного пресса

2.нормативы на равновесие

3.нормативы на гибкость

4.тесты на прыгучесть

5.тесты на скоростно-силовые качества

Тренер-преподаватель, исходя из результатов определяет общий уровень

подготовки, а также «отстающие» физические качества для индивидуальной

работы с гимнасткой и самостоятельной работы. Нормативы подбираются,

исходя из уровня подготовки, разрабатываются тренерским коллективом

спортивной школы или из руководящих нормативных документов.

5. Литература

-Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов. Физкультура и спорт,1988

- Карпенко Л.А. Методика тренировки, занимающихся художественной

Гимнастике.1999г

-Озолин Н.Г. Молодому коллеге. Физкультура и спорт.1988

-Платонов В.Н.Общая теория подготовки спортсменов в олимпийских видах

спорта. Олимпийская литература-1999.



В раздел образования