Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ CCУЗ


Автор: Маслов Александр Юрьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственной бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский технологический колледж» (ГБПОУ МТК)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ CCУЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ CCУЗ

1.

Общие положения

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

среднего

профессионального

образования

образовательное

учреждение

при

формировании

основной

профессиональной образовательной программы (далее

ОПОП)

обязано

обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с

совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров

производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением и

обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.

ФГОС СПО регламентируют максимальный и обязательный объём учебной

нагрузки обучающихся как по циклам дисциплин (профессиональных модулей),

так и в целом по обязательной и вариативной частям ОПОП.

Самостоятельная работа проводится с целью:

систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

углубления и расширения теоретических знаний;

формирования

умений

использовать

нормативную,

пра вовую,

справочную документацию и специальную литературу;

развития

познавательных

способностей

и

активности студентов,

творческой инициативы, ответственности и организованности;

формирования

самостоятельности

мышления,

способностей

к

саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских умений.

Выделяют два вида самостоятельной работы (СР):

аудиторная,

внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных

занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная внеаудиторная работа выполняется сту-

дентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа представляет собой планируемую,

организационно и методически направляемую преподавателем деятельность

студентов

по

освоению

учебных

дисциплин

и

приобретению

профессиональных

навыков,

осуществляемую

за

рамками

аудиторной

учебной работы студентов.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего про-

фессионального образования в части требований к содержанию и уровню

подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем

учебной нагрузки обучающегося (54 часа в неделю), он складывается из часов,

отведенных

на

аудиторную

работу

обучающихся

и

часов

внеаудиторной

самостоятельной

работы

студентов. Объем самостоятельной внеаудиторной

работы

составляет

около

50% от

часов

аудиторной

работы

по

каждой

дисциплине.

2

Объем времени, отведенный на самостоятельную внеаудиторную работу,

находит отражение:

в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению,

ка жд ому

и з

ц и к ло в

д и с ц и п ли н ,

п о

к а ж д о й дисциплине

(профессиональному модулю);

в

рабочих

программах

учебных

дисциплин

(профессиональных

модулей) с распределением ее по разделам и темам.

в календарно-тематических планах;

в журналах теоретического обучения.

1.2.

Планирование самостоятельной внеаудиторной

работы.

При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением

определяется общий

объем

времени,

отводимый

на

самостоятельную

внеаудиторную работу – 50% от часов аудиторных занятий по дисциплине и

профессиональным модулям.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины (профессионального

модуля), преподавателем устанавливаются содержание и объём теоретической

учебной информации и виды внеаудиторной (самостоятельной) работы по

разделам и темам. Формы и методы контроля её результатов отражаются в

учебно-методическом обеспечении дисциплины (темы/раздела).

Распределение объема времени, отведенного на самостоятельную внеау-

диторную работу в режиме для обучающегося не регламентируется расписанием

При отборе содержания самостоятельной работы преподаватель ориентируется на

общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены при

изучении учебной дисциплины, освоении профессионального модуля.

Распределение объёма времени, отведённого на внеаудиторную (са-

мостоятельную)

работу

по

разделам

и

темам

учебной

дисциплины

(профессионального

модуля),

осуществляется

преподавателем(ями).

Эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение

конкретного

учебного

задания:

на

основе

наблюдений

за

выполнением

обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о

затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат

времени

на

решение

той

или

иной

задачи.

По

совокупности

заданий

определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по

ПМ и УД.

При планировании самостоятельной работы преподаватель учитывает

мотивацию обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной

работе.

Предметные (цикловые) комиссии на своих заседаниях рассматривают

рабочие

программы

учебных

дисциплин

(профессиональных

модулей),

оценивая

эффективность

распределения

внеаудиторной

самостоятельной

работы

по

разделам

и

темам

с

учётом

сложности и объёма изучаемого

материала, выбора методов её организации и проведения.

Распределение объёма времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу

в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

3

Самостоятельная работа как форма организации обучения и вид

учебных занятий планируется и проектируется преподавателями программ

ПМ и УД каждой ОПОП.

При формировании программы ПМ и УД в составе ОПОП СПО отбор

содержания образования на стадии его проектирования происходит при

работе с разделами «2.2. Тематический план и содержание учебной

дисциплины» и «3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю».

Далее информация о самостоятельной работе располагается в

календарно-тематическом плане.

Зачастую в данных разделах можно обнаружить такие формулировки как

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и

специальной

литературы

Подготовка к лабораторным и практическим работам

Оформление отчетов и подготовка к их защите

Работа над курсовым проектом

Данные виды СР не связаны с каким-либо образовательным результатом,

который можно оценить. Данные виды СР указывают на процессы, а не на

результаты.

Более целесообразно при планировании СР указывать не виды, а примерную

тематику СР по ПМ и УД. При этом тематика должна представляться в

«задачной» формулировке.

Обоснуйте на примерах, общую и профессиональную культуру

преподавателя, сущность, значение

Оформление фрагмента технологической документации

технологического процесса механической обработки по образцу

Выполнение декоративного решения фигуры человека

Создание композиции средствами CorelDraw

Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на

производственном участке

Составление и оформление договоров: аренды и подряда

Далее необходимо рассчитать трудоемкость СР. Как правило, разработчики

программ руководствуются собственным профессиональным опытом и

здравым смыслом.

Целесообразно также оценить потенциальную потребность обучающихся

в консультациях, а также учесть объем времени на контрольные мероприятия

по оценке результатов. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной

СР и при необходимости преподаватель может проводить консультации за

счет общего бюджета времени, отведенного на консультации. Все это должно

найти свое отражение в журнале учета проведения СР по ПМ и УД.

ФОРМА ЖУРНАЛА учета СР

занятия

Дата

проведения

Темы (задания) для

самостоятельного

Количество

часов

Форма и

методы

4

занятия

изучения

контроля СР

1.3.

Видами заданий для самостоятельной внеаудиторной работы

могут быть:

для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и

упражнений;

- выполнение чертежей, схем;

- выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных

производственных (профессиональных) задач;

- подготовка к деловым играм;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов

профессиональной деятельности;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

-

выполнение

опытно-экспериментальной

и экспериментально

-

конструкторской работ;

- упражнения на тренажере;

- упражнения спортивно - оздоровительного характера; рефлексивный

анализ

профессиональных

умений,

с

использованием

аудио

и

видеотехники. Интернета и др.

для овладения знаниями:

-

чтение

текста

(учебника,

первоисточника,

дополнительной

литературы); составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа;

-

использование

аудио- и видеозаписей, компьютерной техники,

Интернет и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции (обработка текста);

- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,

дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста

(аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление библиографии; тестирование и др.;

5

Виды

заданий

для

самостоятельной

внеаудиторной

работы,

их содержание и характер могут иметь вариантный и дифференцированный

характер, должны учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины

(профессионального модуля), индивидуальные особенности обучающегося.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами

обучающихся,

в

зависимости

от

цели,

объёма,

конкретной

тематики

самостоятельной работы, уровня сложности, уровня

умений обучающихся.

При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется

использовать дифференциальный подход к обучающимся.

Для

повышения

результативности

внеаудиторной

(самостоятельной)

работы

преподаватель

разрабатывает

учебно-методическое

обеспечение,

которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

Учебно-методические

средства, использующиеся

для

руководства

самостоятельной

деятельностью

обучающихся

методические

ре-

комендации

(указания):

по

курсу

дисциплины

(профессионального

модуля), по отдельным темам или для выполнения отдельных видов

работ, включающие в себя:

инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч.

алгоритмы и образцы выполнения заданий;

рекомендации по распределению времени в процессе работы над

заданиями;

задания для самостоятельной работы;

критерии самооценки выполненной работы;

список основной и дополнительной литературы;

● Дидактические средства, которые

могут

быть

источником

са-

мостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты

художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты

журналов

и

газет,

научно-популярная

литература,

учебные

фильмы,

видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.)

●технические

средства, при

помощи

которых

предъявляется

и

об-

рабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).

Средства

контроля

зависят

от

применяемых

преподавателем

форм

и

методов контроля самостоятельной работы обучающихся.

В

качестве

форм

и

методов

могут

быть

использованы:

тестирование

,

защита творческих работ, представление проектов и др.]Кроме внешнего

контроля, преподаватель должен уделять внимание развитию у обучающихся

навыков

самоконтроля.

Использование

технологии

«портфолио»,

ориентированной

на

личность

обучающегося,

позволяет

осуществлять

всесторонний контроль выполнения самостоятельной работы.

При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется

использовать дифференцированный подход к обучающимся. При выдаче задания

для самостоятельной работы обучающегося преподаватель проводит инструктаж

по его выполнению, который включает цель задания, его содержание, сроки

6

выполнения, ориентировочный

объём

работы,

основные

требования

к

результатам работы, критерии оценки.

В

процессе

инструктажа

преподаватель

предупреждает обучающихся

о

возможных

типичных

ошибках,

встречающихся

при выполнении задания.

Инструктаж проводится за счёт объёма времени, отведённого на изучение

дисциплины (профессионального модуля).

Для повышения результативности внеаудиторной (самостоятельной) работы

преподаватель

разрабатывает

учебно-методическое

обеспечение,

которое

включает в себя средства обучения и средства контроля.

Этапы самостоятельной работы обучающегося.

Для выполнения любого вида самостоятельной работы студент должен пройти

следующие этапы:

определение цели самостоятельной работы;

конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

самооценка готовности к самостоятельной работе;

выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи;

планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя)

над заданием;

осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной

работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы,

самоконтроль

промежуточного

и конечного результатов работы,

корректировка

на

основе

результатов

самоконтроля

программы

выполнения работы.

Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов

может

осуществляться

в

пределах

времени, отведенного на обязательные

учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу

студентов по дисциплине; может проходить в письменной, устной или смешанной

форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности

обучающегося.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной

работы

студентов

могут

быть

использованы

семинарские

занятия,

коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы,

защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся

могут быть:

• уровень освоения теоретического материала;

• умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении

практических задач; обоснованность и чёткость изложения ответа;

• оформление продукта творческой самостоятельной деятельности

обучающегося в соответствии с установленными требованиями;

• сформированность общих и профессиональных компетенции.

Во время выполнения обучающими самостоятельной внеаудиторной работы

7

преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета

времени.

1.4. Уровни самостоятельной работы студентов.

Следует выделить пять уровней самостоятельной работы обучаемых. За основу

каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в

деятельности студентов. Студенту предоставляется возможность работать на том

уровне, который для него приемлем в настоящее время. Иными словами,

создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития

способностей.

Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором

самостоятельных

заданий

различных

форм. Это

позволяет

избежать

монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.

Первый уровень

самостоятельных

работ

-

дословное

и

преобразующее

воспроизведение информации.

Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Это составление

вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности,

разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление

студентов

на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку

вопросов, что является приобщением к умственному труду. Другая форма

самостоятельных заданий этого уровня - составление тестовых заданий по

предложенным правилам.

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы: преобразование

текстовой

информации

в

структурно-логические

графы,

составление

кроссвордов,

интервью,

анкет, рассказов,

преобразование

типовых

задач.

Работы этого типа учат обобщать явления.

Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Такие задания

направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.

Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы:

написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и

четвертого уровней.

1.5. Типы самостоятельной работы

В

соответствии с

уровнем самостоятельной продуктивной деятельности

студентов можно выделить четыре типа самостоятельной работы:

1.

Воспроизводящие

самостоятельные

работы

по

образцу формируют

фундамент подлинно самостоятельной деятельности обучающегося. Роль педагога

в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объем работы.

2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы учат анализировать

события,

явления,

факты,

способствуют развитию внутренних мотивов к

познанию.

8

3. Эвристические - формируют умения и навыки поиска ответа за пределами

известного образца. Студент сам определяет пути решения задачи и находит их.

4. Творческие - являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности

студентов.

Технология разработки заданий для организации СР

Одним из наиболее трудоемких видов деятельности при планировании

и проектировании СР выступает конструирование учебно-познавательных и

практических заданий

В рамках компетентностной модели задания на самостоятельную

работу должны носить деятельностный характер.

Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не

просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно,

предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание

переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с

помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и

умения.

Усвоение знаний при этом становится необходимым условием

(средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи

(проблемы).

При составлении фонда заданий можно воспользоваться «Конструктором

учебно-познавательных заданий»

Конструктор познавательных заданий для СР

Назовите основные части ….

Объясните причины того, что…

Изобразите информацию о … графически

Раскройте особенности…

Предложите новый (иной) вариант…

Ранжируйте … и обоснуйте…

Сгруппируйте вместе все …

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы….

Предложите способ, позволяющий…

Проанализируйте структуру… с точки зрения…

Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

Определите, какое из решений оптимально для ….

С точки зрения ….

Составьте список понятий, касающихся …

Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между.. и …

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает …

Составьте перечень основных свойств…, характеризующих … с точки

зрения….

Найдите необычный способ, позволяющий …

Оцените значимость для ….

Расположите в определенном порядке….

Постройте прогноз развития…..

9

Сравните … и ….., а затем обоснуйте ….

Постройте классификацию … на основании …

Придумайте игру, которая….

Определите возможные критерии оценки …

Изложите в форме текста (реферата)…

Прокомментируйте положение о том что ….

Проведите (спланируйте) эксперимент, подтверждающий, что…

Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что …

Предложите новую (свою) классификацию …

Выскажите критические суждения о …

Вспомните и напишите…

Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что

Проведите презентацию…

Сравните точки зрения … и … на ….

Опишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития …

Оцените возможности для ….

Прочитайте самостоятельно ….

Приведите пример того, что (как, где) …

Рассчитайте на основании данных о …

Выявите принципы, лежащие в основе …

Изложите в форме … свое мнение (понимание) …

Проведите экспертизу состояния …

Как убедительно доказано в психолого-педагогических исследованиях,

наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные

задания:

с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в

справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования,

интервьюирования и т.д.;

с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много

ненужной информации, и требуется отделить значимую информацию от

«шума» (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);

с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по

заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся

основанию / критерию).

Такие

общие

компетенцию к а к «Осуществлять

поиск

информации,

необходимой для

эффективного

выполнения профессиональных задач» и

« И с п о л ь з о в а т ь информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности» формируются преподавателями в условиях

работы с заданиями на обработку информации.

1.6. Контроль результатов самостоятельной работы

10

Контроль

результатов

самостоятельной

работы

обучающихся

может

осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные

занятия,

и

проходить

в

письменной,

устной

или

смешанной

форме,

с

представлением

продукта

творческой

самостоятельной

деятельности

обучающегося.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся

могут быть:

• уровень освоения теоретического материала;

• умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении

практических задач;

• обоснованность и чёткость изложения ответа;

•оформление продукта творческой самостоятельной деятельности

обучающегося в соответствии с установленными требованиями;

• сформированность общих и профессиональных компетенций.

Вывод:

Самостоятельная деятельность студентов - задача, которую

решает преподавательский коллектив. Задача сложная, интересная, не новая, но

с новыми проблемами:

- воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов;

- развитие профессиональной деятельности преподавателя.

Здесь

важно

уяснить,

что

самостоятельная

деятельность студентов

опосредована профессионализмом преподавателей. Поэтому, говоря о высоком

профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по

научно-профессиональному самосовершенствованию преподавателей:

- постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин,

осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный

язык общения с обучающимися;

-

накапливать

и

обобщать

индивидуальный

опыт

по

руководству

самостоятельной деятельностью студентов;

- вести методическую работу и методический обмен с коллегами;

- заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную

литературу, монографии, диссертации);

- использовать педагогику сотрудничества с обучающимися, вдумчиво и

бережно относиться к их потребностям и созданию условий для их

самостоятельной деятельности.

2. Рекомендации по подготовке письменных работ

Важной

частью

самостоятельной

работы

студента

является

подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных и

курсовых работ.

Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины

являются подготовка доклада, реферата или конспекта.

1) Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на

определенную тему.

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

11

1.

Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её

содержанием.

2.

Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или

сделать выписки.

3.

Составить план доклада.

4.

Написать план доклада, в заключении которого обязательно

выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5.

Прочитать текст и отредактировать его.

6.

Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной

работы.

Примерная структура доклада:

1. Титульный лист

2. Текст работы

3. Список использованной литературы

2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое

изложение

в

письменном

виде

или

в

форме

публичного

выступления

содержания

книги,

научной

работы,

результатов

изучения

научной

проблемы;

доклад

на

определенную

тему,

включающий

обзор

соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат

имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также

научными

докладами,

получили

распро странение

в

н ау ч н о -

исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического

просвещения, в народных университетах,

общеобразовательной школе и

средних специальных учебных заведениях.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1.

Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

2.

Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

3.

Заключительный - оформление реферата.

4.

Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)

Структура реферата:

Титульный лист

Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов)

реферата, указываются страницы.

Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость;

перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение

целей и задач работы; обзор источников и литературы.

Объем введения составляет 2-3 страницы.

Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть

реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже

имеют название. В основной части глубоко и систематизировано

излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся

12

противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках,

которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты

анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса;

даются предложения о способах решения существенных вопросов.

Объем заключения 2-3 страницы.

При изложении материала необходимо соблюдать следующие

правила:

Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного

числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо

фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный

эксперимент».

При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед

фамилией.

Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и

заключается в кавычки с обеих сторон.

Каждая глава начинается с новой страницы.

3) Конспект - это последовательное, связное изложение материала

книги или статьи в соответствии с ее логической структурой.

Существуют два

разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации

по мере ее изложения.

Опосредованное конспектирование начинают после прочтения (желательно –

перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста

и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи.

Основную часть конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и

доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого

читателя по поводу прочитанного.

Если конспект состоит из одних выписок, он носит название

текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид конспекта, так

как при его составлении мысль студента практически выключается из

работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста.

Если содержание прочитанного представлено в основном в форме

изложения, пересказа — это свободный конспект. Если из прочитанного в

качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем,

относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический конспект.

4) Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение

основного содержания текста.

Аннотация строится по стандартной схеме:

предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой

относится труд; тема или темы труда);

поглавная структура труда (или, то же самое, «краткое изложение

оглавления»);

13

подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных

вопросов и проблем, затронутых в труде.

Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы

(проблемы,объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового

несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему

по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное

издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе

(национальная принадлежность, страна, период, к которому относится

творчество

автора, литературный жанр), основные проблемы и темы произведения,

место и время действия описываемых событий. В аннотации указывается

читательское назначение произведения печати.

5) Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки

усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной

деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном

процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является

большая степень объективности по сравнению с устным опросом.

Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий

предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так

и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей,

умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать

знания и умения.

При выполнении таких контрольных работ следует использовать

предложенную основную литературу и подбирать дополнительные

источники.

Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий

данную дисциплину. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны,

соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать

собственное отношение к проблеме, где это уместно.

6) Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных,

пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными

системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными

журналами;

организации диалога в сети – использование электронной почты,

синхронных и отсроченных телеконференций;

создания тематических web-страниц и web-квестов – использование

html-

редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

14

Требования к оформлению и содержанию письменной работы

Письменная

работа

(реферат,

доклад

и

т.д.)

должна

отвечать

определенным требованиям.

На Титульном листе необходимо указать следующие данные:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Название реферата (доклада)

Выполнил:

ФИО студента, курс, группа

Руководитель:

ФИО преподавателя

20__ г.

Список использованной литературы оформляется следующим образом:

- порядковый номер в списке;

-

фамилия и инициалы автора;

-

название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала,

его номер);

-

место и год выпуска.

Например:

1.

Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. –

2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л. ил. ; 21

см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. : осн. В 1890 г.

Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1009(809). –

Библиогр.: с. 385–389. – 5000 экз. – ISBN 5-235-02408-7 (в пер.).

2.

С е м е н ов ,

В .

В . Философия:

итог

тысячелетий.

Философская

психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч.

центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. –

Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64, [3] с.; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.:с.

60–65. – 200экз. – ISBN 5-201-14433-0.

При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и

номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные

15

скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.

Например:

Приложение

А.

Структура

собственности

при

плановой

экономике

[13,

c.

363].

Приложение

Б.

Классификация

потребностей

в

плановой

экономике

[13,

c.

385]

Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233,

311, 536, 679; 1; 22]

Литература

………

9. Малая Энциклопедия Стран, – Харьков: Торсинг, 2000 г.,719 с.

10. Маркс К. Капитал, – М.: Государственное Издательство Политической

Литературы, 1954 г. т.1– 2

……..

13. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И.,

Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1988. – 735 с

Оформление работы

Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа.

Кегль

– Times,

размер

шрифта

14,

межстрочный

интервал

1,5.

Рекомендуемый объем :

Доклад - 3-5 листов формата А4;

Реферат – 10-15 листов формата А4

При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие

поля:

- сверху 2 см

- снизу 2 см

- слева 3 см

- справа 1,5 см

Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.

Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация

должна

быть

сквозной,

от

титульного

до

последнего

листа

текста.

На

титульном листе нумерация страниц не проставляется.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются

непосредственно

после

текста,

где

они

упоминаются

впервые

или

на

следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое

приводится после слова Рис. и её номера. Нумерация иллюстраций должна

быть сплошной по всему тексту, например:

Рис. 1.

Экспериментальные данные по

упругому рассеянию

протонов и результаты расчетов по оптической модели

Цифровой

материал

оформляется

в

виде

таблиц,

которые

располагаются

непосредственно

после

текста.

Таблицы

нумеруют

арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер

16

таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова

«Таблица».

Заголовок

таблицы

помещается

над

таблицей

посредине.

Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных.

Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм, например:

Таблица 1

Характеристика процесса

Наименовани

е

процесса

Виды

деятельности

Количество

Единица

измерения

Примечани

е

Безусловно,

при

написании

курсовой

работы

или

доклада

недопустимо ограничиваться одними только учебниками или пособиями.

Следует

изучить

многие

источники,

что

позволит

полнее

представить

рассматриваемую проблему. Курсовые работы (проекты) следует выполнять

в

строгом

соответствии

с

методическими

указаниями

по

выполнению

курсовой работы (проекта).

2. Эффективные формы организации самостоятельной работы

обучающихся

Среди многообразия форм организации самостоятельной работы следует

выделить научно-исследовательский

и проектный виды деятельности как

наиболее эффективные для формирования и активизации

познавательной

творческой

самостоятельности

обучающихся образовательных учреждений,

реализующих программы среднего профессионального образования.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся

В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным

компетенциям выпускников колледжей особое значение приобретает научно-

исследовательская деятельность обучающихся, поскольку именно она позволяет

сформировать такие качества личности, как творческая самостоятельность,

критичность,

независимость

суждений,

самостоятельность

и

системность

мышления и т.д.

При

проведении

в

образовательных

учреждениях

СПО

научно-ис -

следовательских работ должны ставиться задачи:

• применение результатов научных исследований в учебном процессе;

• сотрудничество с образовательными учреждениями более высокого уровня;

Для проведения исследовательской работы могут быть предложены следующие

формы

организации:

научный

кружок,

научно-практическая конференция,

проблемная (проектная) группа, исследовательская мастерская, исследование по

личному научному плану, научный (проблемный) семинар, конкурсы, научно-

исследовательские общества.

Ценность научной работы обучающихся зависит от полноты и качества

17

изучения и критического анализа научной литературы.

Исследовательская работа включает в себя этапы:

подготовительный;

разработка и организация выполнения работы;

составление и оформление работы;

презентация результатов исследования.

Подготовительный этап заключается в изучении состояния вопроса.

Для этого обучающийся осуществляет подбор литературы, относящейся к

исследуемому вопросу, составляет библиографическую картотеку, выбирает

источники, требующие детального изучения; проводит обобщение полученных

сведений, составляет раздел «Состояние вопроса». Обычно вначале изучается

необходимая литература и другие источники, опубликованные в текущем году,

затем по реферативным журналам — материалы за предыдущие пять и более лет,

Интернет используется для выполнения информационного анализа. При такой

работе рекомендуется составление электронной картотеки. На карточку в

картотеке заносятся:

заголовок;

текст из литературного источника;

• ссылка на источник (автор, название произведения, название издания

(книга, журнал), год издания, номер журнала, страницы текста).

В результате подготовительного этапа составляется обзор литературы,

который должен содержать краткое изложение результатов, их критический

анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в

собственных исследованиях. Кроме того, на этом этапе формулируются цель и

задачи исследования, рабочая гипотеза.

На

этапе разработки и организации выполнения работы обучающиеся

проводят:

• поиск аналогов научного и/или технического решения данной

проблемы;

анализ особенностей объекта исследования;

• выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных

задач (теоретических, экспериментальных и др.);

• организацию

и

проведение

экспериментальной

части

(если

она

присутствует в исследовании).

Для

этого

обучающиеся

совместно

с

руководителем

разрабатывают

календарный план-график хода исследования. Проведённая в ходе второго этапа

работа

позволяет

уточнить

цель,

задачи

и

гипотезу

ис следования,

скорректировать ожидаемые результаты.

Этап составления и оформления работы заключается в подготовке отчёта

(доклада), реферата, творческой работы, дипломной выпускной

работы,

проекта и т.д.

Заключительный этап

представляет

собой

презентацию

результатов

18

исследования. Сообщение должно включать в себя информацию о задачах

работы,

её

актуальности,

полученных

результатах,

а

также выводы

и

предложения.

Проектная деятельность

Технология

проектной

деятельности,

базирующаяся

на

активизации

и

интенсификации

деятельности

обучающихся,

способствует

эффективной

реализации

самостоятельной

внеаудиторной работы

в

образовательном

процессе.

Учебный

проект

это

ограниченное

во

времени

целенаправленное

изменение определённой системы умений и знаний на основе конкретных

требований к качеству обучения.

Метод проектов имеет актуальные преимущества перед другими методами

реализации самостоятельной работы:

• получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой

информации;

• повышение мотивации к учёбе и выбранной профессии/специальности;

активизация познавательных интересов обучающихся;

повышение самооценки;

• предоставление участникам проекта возможности самореализации;

развитие творческих способностей обучающихся;

• вовлечение обучающихся в коллективную мыслительную деятельность;

• развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

• получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах:

устной,

письменной,

с

использованием

новейших

технологических

средств.

В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую

обучающиеся должны решить. Эта работа требует от них владения определёнными

знаниями и умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией, с

текстом,

вести

поиск

информации,

анализировать

её,

делать

выводы);

коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника,

отстаивать

свою

точку

зрения,

лаконично

излагать

мысли,

находить

компромисс).

Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный

подход в обучении.

Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по

форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству

участников, продолжительности

исполнения.

Выделяются следующие типы проектов:

исследовательские,

творческие,

ролевые,

игровые,

ознакомительно-

ориентировочные

(или информационные),

практико-ориентированные

(прикладные), монопроекты, межпредметные, проекты с открытой, явной

координацией, проекты со скрытой координацией.

По количеству участников можно выделить проекты:

• личностные (между

двумя

партнёрами,

находящимися

в

разных

19

профессиональных учебных заведениях, регионах, странах);

парные (между парами участников);

групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно с методической точки зрения правильно

организовать

групповую

деятельность

участников

как

в

группе

своих

обучающихся, так и в объединённой группе участников проекта из различных

учебных заведений системы СПО, региона, стран, и т.д. Роль преподавателя в

этом случае особенно важна.

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над

проектом (индивидуально или в группе), не существует.

Структура проектной деятельности представляет собой многоступенчатую

систему взаимосвязанных этапов. Причём структура проекта не зависит от его

типа и практически одинакова. Это позволяет составить единую циклограмму

проведения любого проекта вне зависимости от его тематики.

Основные требования к учебному проекту:

1.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально

значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.

2.

Планирование участниками проекта действий по разрешению проблемы.

3.

Исследовательский компонент в работе.

4.

Результатом работы над проектом является продукт.

5.

Представление продукта заказчику — презентация продукта и защита самого

проекта.

Таким

образом, проект — это «5П»: проблема — планирование (про-

ектирование) — поиск — продукт — презентация

Шестое П –«портфолио» - папка, в которой собраны рабочие материалы

проекта.

В состав проектной папки («портфолио» проекта) входят:

паспорт проекта;

• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных

проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта,

выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы).

В планах указываются:

• индивидуальное

задание

каждого

участника

проектной

группы на

предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода

очередного этапа;

промежуточные отчёты группы;

• вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки

из Интернета;

результаты исследований и анализа;

записи всех идей, гипотез и решений;

• отчёты

о

совещаниях

группы,

проведённых

дискуссиях,

«мозговых

штурмах» и т.д.;

• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться

проектантам, и способов их решения;

20

эскизы, чертежи, наброски продукта;

материалы к презентации (сценарий);

другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

организовать работу каждого участника проектной группы;

• создать удобную информационную базу для работы над проектом;

объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

• судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;

• сократить

время

поиска

информации

при

проведении

в

дальнейшем

других, близких по теме проектов.

Заключение

Самостоятельная

работа

-

важная,

неотъемлемая

составляющая

современного образовательного процесса, значимость которой в по-

следнее время постоянно возрастает.

Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для

приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы.

Педагогическая

деятельность

преподавателей

и

мастеров

произ -

водственного

обучения

должна

обеспечивать

оптимизацию

форм и

методов организации самостоятельной работы обучающихся на основе

системы контроля за качеством её выполнения и доступного учебно-

методического материала.

Использование разработанных методических рекомендаций позволит

повысить

эффективность

самостоятельной

работы

обучающихся

в

образовательных

учреждениях

СПО,

в

том

числе

их

готовность к

самостоятельному получению знаний, освоению общих и професси-

ональных компетенций.



В раздел образования