Напоминание

Сравнение целых чисел


Автор: Фомичева Татьяна Станиславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ№10 г.Павлово
Населённый пункт: город Павлово, Нижегородской области
Наименование материала: разработка урока по математике
Тема: Сравнение целых чисел
Раздел: полное образование





Назад




Проект урока.

Предмет: Математика

Класс: 6

Тема : « Сравнение целых чисел».

Программа: Примерная программа основного общего образования по

математике.

Учебник: «Математика 6 » Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и

др., Москва, «Просвещение » 2015.

МОУ средней школы № 10 г. Павлова

Фомичевой Татьяны Станиславовны

Образование высшее

Педагогический стаж 19 лет.

Ценности, положенные в основу урока.

личностные

: трудолюбие, оптимизм, творческий поиск;

педагогические

: работоспособность, коммуникабельность;

общекультурные

: мораль; культура;

общечеловеческие

: милосердие.

2

Актуальность проектирование.

Необходимость проектирования урока вызвана желанием

сконструировать урок с целью достижения высоких результатов

познавательной деятельности учащихся.

Проект урока позволил наиболее четко сформулировать

образовательные задачи в целом, их связь с развивающими и

воспитательными задачами, а так же определить оптимальное

содержание урока в соответствии с требованиями учебной

программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.

Проект урока позволяет прогнозировать уровень усвоения

учащимися научными терминами, сформированность умения и

навыков, как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

Проект урока обеспечивает выбор наиболее рациональных

методов, приемов и средств обучения; стимулирование и контроль

позволяют обеспечить оптимальное воздействие всех средств

обучения на каждом этапе урока.

Для этого на данном уроке использован компьютер с

целью высокой познавательной активности учащихся к предмету,

экономии времени на уроке, а так же развитие эстетической

культуры учащихся.

Проект урока позволяет сочетать различные формы

коллективной и индивидуальной работы на уроке с максимальной

самостоятельностью учащихся.

Таким образом, актуальность проекта урока состоит в том,

чтобы построить грамотное и эффективное управление деятельностью

учащихся на уроке и учебно-воспитательном процессе в целом.

3

Место урока в разделе школьной программы

.

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом.

Тема урока № 3 : Сравнение целых чисел.

Данный урок является третьим в системе уроков главы №8 « Целые числа».

На изучении темы « Сравнение целых чисел » отводится 2 часа.

Тематическое планирование.

Глава 8. Целые числа. (14 часов).

1 урок 8.1 Какие числа называют целыми.

2 урок 8.1 Какие числа называют целыми

3 урок 8.2 Сравнение целых чисел.

4 урок 8.2 Сравнение целых чисел.

5 урок 8.3 Сложение целых чисел.

6 урок 8.3 Сложение целых чисел.

7 урок 8.4 Вычитание целых чисел.

8 урок 8.4 Вычитание целых чисел.

9 урок 8.5 Умножение целых чисел.

10урок 8.5 Умножение целых чисел.

11урок 8.6 Деление целых чисел.

12 урок 8.6 Деление целых чисел.

13 урок 8.7 Множества.

14 урок Контрольная работа по теме «Целые числа».

4

Описание исходного уровня знаний, умений, навыков.

К моменту проведения данного урока учащиеся умеют работать в

разных режимах и формах, давать оценку своим действиям и действиям

одноклассников, извлекать информацию из прочитанного и услышанного.

К моменту изучения темы « Сравнение целых чисел» учащиеся

понимают и употребляют в речи термины: « положительное число »,

«отрицательное число », « целые числа », « противоположное число»;

замечают, что два данных числа ( неравные нулю ) – либо « числа одного

знака», либо « числа разных знаков». Умеют использовать знаки «+» и «-»

при обозначении величин, находить число, противоположное данному

числу.

Подходы к изучению материала по теме « Какие числа называются

целыми» существенно отличаются от принятых в школьных учебниках

математики. Прежде всего, вводится подготовительный этап, в ходе которого

с помощью игровых упражнений учащиеся получают наглядно-интуитивные

представления о положительных и отрицательных числах, включая

сложение целых чисел с одинаковыми и разными знаками. Основное

дидактическое средство – игра с кубиками «выигрыш–проигрыш»,

выполняют задания определить счет матча по разнице забитых и

пропущенных мячей.

Проведена самостоятельная работа обучающего характера, которая

показала успешное усвоение материала предыдущей темы «Какие числа

называются целыми», но у некоторых учащихся возникли трудности в

заданиях и на данном уроке уделяется особое внимание для повтора

и закрепления предыдущего материала.

Некоторые ребят с удовольствием «включаются» в поиск

нахождения способа выполнения заданий в нестандартных ситуациях при

направляющей и корректирующей роли учителя, поэтому учитывая

психологические особенности учащихся был использован частично-

поисковый метод при изучении нового материала.

Психолого - педагогическая характеристика класса.

5

7 «б» - класс общеобразовательный. В этом классе по списку 26

человек: 15 мальчиков, 11 девочек.

Наблюдая за классным коллективом, я пришла к следующему

выводу: учащиеся 7 «а» класса по развитию мыслительных процессов

имеют разные способности к обучению, и условно класс делится на 3

уровня развития: высокий, средний, низкий.

Первая группа – 8 человек (29%), это дети уровнем развития ниже

среднего. У них наблюдается медленное запоминание и быстрое

забывание, то есть преобладание кратковременной памяти. Внимание

непроизвольное, низкая его распределяемость и переключаемость,

невысокая концентрация. У них преобладает низкий уровень развития

логической памяти, они быстро утомляются; недостаточно развиты

зрительная и слуховая память. Этим детям необходим большой объем

практической работы, частое его повторение; необходимы упражнения с

комментированием,. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные

данные решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не

проверяется. Они нуждаются в постоянном внимании, повторении,

индивидуальной помощи и контроля со стороны учителя. Мышление

наглядно-образное, кругозор ограничен. Этим ребятам необходима опора

на схемы, образцы и таблицы. Полученные знания могут использовать

только в знакомой ситуации. У этих детей речь развита слабо, они не

могут объяснять свой выбор решения, затрудняются выражать свои

мысли, не способны к волевому усилию, у них низкая организация. Эти

дети медленно усваивают учебный материал.

Можно также выделить группу учащихся так называемого среднего

уровня развития. Таких детей 15человек (53 %).Умеют ставить вопросы

по существу, сопоставлять, сравнивать, абстрагировать, но любые новые

задания выполняют с опорой на организующую помощь учителя. Эти

дети усваивают знания в основном по репродуктивному типу. У них,

наряду с познавательными мотивами, присутствуют и эмоциональные, а

также социальные мотивы. Эти учащиеся тоже быстро включаются в

работу, но концентрация и устойчивость внимания средние. У них

хорошо развита механическая память. Они могут хорошо заучить

правило, но не всегда используют рациональные приемы в овладении

знаниями, преобладает кратковременная память, но легко используют

отработанные приемы и могут перенести освоенный способ деятельности

на выполнение сходного задания. Мышление наглядно – образное,

репродуктивное, практическое. Эти дети легко используют отработанные

приемы, неплохо выполняют упражнения по образцу, но усложненные

или творческие задания даются им с трудом. Эти дети усваивают учебный

материал, но не сразу. Для усвоения нужно 1-2 раза повторить нужные

определения, правила, рассуждения, выводы. Они выделяют

существенные признаки, анализируют, сравнивают, обобщают, но

причинно-следственные связи не всегда могут установить. Им часто

6

нужна помощь учителя или же они прибегают к помощи учебника, или

сильного ученика, хотя часть детей принимают активное участие при

открытии «нового» знания. Эти дети тоже любят учиться, у них хороший

словарный запас, они умеют отвечать на вопросы, у них хорошо развита

монологическая речь. Самооценка адекватна. Они уравновешенны,

способны к волевому усилию, общительны, также любят учиться и

трудиться.

У 5 учеников (18 %) преобладают широкие познавательные мотивы,

стремление к достижению поставленной цели. Им свойственна высокая

творческая активность на уроках, они легко усваивают учебный материал,

обладают устойчивым вниманием, быстрой его переключаемостью на

разные виды деятельности. Они быстро включаются в работу, сохраняя

работоспособность на протяжении всего урока. У них развита

наблюдательность, умение видеть и выделять признаки, анализировать,

сравнивать, находить различия, классифицировать, обобщать.

У этих детей хорошо развито восприятие (зрительное и слуховое),

все виды памяти, особенно преобладает образная, зрительная, словесно-

логическая, оперативная, долговременная. Дети владеют рациональными

приемами заучивания, легко воспроизводят ранее изученный материал.

Запоминают все быстро, прочно и продуктивно. У них присутствует

практическое, образное, логическое мышление. Хорошо развита речь:

эмоциональна, выразительна. Умеют отвечать на вопросы, давать полные

ответы, умеют связно рассказывать.

Эти дети находчивы, сообразительны, умеют отстоять свою точку

зрения, способны критично оценить свои и чужие мысли. Эти ученики

владеют научной терминологией, обнаруживают осознанность

усвоенного, могут переносить знания с одних явлений на другие, могут

аргументировать свой ответ. У этой группы детей развит самоконтроль,

адекватная самооценка и взаимооценка. Им нравится учиться, они

работоспособны, настойчивы, усидчивы, самостоятельны. Они

соблюдают правила поведения, имеют много друзей, с удовольствием

помогают товарищам.

На основе традиционно сложившегося личностно-ориентированного

подхода педагогов к организации учебного процесса и взаимодействия с

учащимися путем анкетирования выявлено эмоционально-положительное

восприятие учениками системы своих отношений с педагогами:

восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но

сохраняющих их автономность.

На данный момент в классе сложились доброжелательные

отношения друг к другу. В целом класс дружный, сплоченный; коллектив

сформирован, они коммуникабельны.

7

Цели урока.

Общеобразовательные:

повторить определение натуральных, целых чисел, а также

знание ряда натуральных и целых чисел, вспомнить и

закрепить правило сравнение натуральных чисел ;

сформулировать правило сравнение целых чисел,

способствовать усвоению и закреплению правила в ходе

выполнения устных и письменных упражнений.

Развивающие:

развивают логическое мышление, способствующее умение

анализировать, сравнивать, делать выводы;

развитие математической культуры речи при сравнении

чисел;

развивать творческую самостоятельность.

Воспитательные:

воспитывать эстетическую культуру и познавательный

интерес к предмету;

воспитывать культура умственной деятельности

учащихся, культура общения, взаимоотношений;

показать связь математики с жизнью и с другими

предметами.

8

Средства, необходимые для проведения урока.

1

. Учебник « Математика 6 » авторы Г.В.Дорофеев, И.В.Шарыгин.

2. Доска, мел, указка.

3. Раздаточный материал

карточки с копировальной бумагой для самостоятельной

работы;

таблицы с правилами;

целые числа в конверте от -5 до 5;

чистые листы;

карточки для проверочной работы 3-х уровней;

модель термометра.

4. Компьютер.

9

Этапы урока и их хронометраж.

Содержание урока

Продолжительность

1. Организационный момент.

15 с

2. Сообщение цели и задач урока, мотивация

учебной деятельности через рассказ о

возникновении отрицательных чисел.

2мин 45с

3. Подготовка к изучению нового материала через

повторение и актуализацию опорных знаний.

А) письменная самостоятельная работа и ее

проверка;

Б) устные задания.

7мин

4. Ознакомление с новым материалом.

8 мин

5. Первичное осмысление и закрепление связей и

отношений в объектах изучения.

Проверочная работа.

9мин

9мин

6. Постановка задания на дом.

2 мин

7. Подведение итогов урока.

2 мин

.

Итого: 40 мин

10

Проект урока.

Содержание урока

Психолого – педагогическое

обоснование деятельности

учителя

Ожидаемый результат со

стороны учеников

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и

учителя; фиксация отсутствующих;

проверка готовности учащихся к уроку.

Настраиваю учащихся на

учебную деятельность.

Готовность класса к работе.

2. Сообщение темы, цели и задач

урока, мотивация учебной

деятельности

Какую тему мы изучали с вами на

прошлом уроке? Сегодня на уроке мы

продолжим изучать целые числа,

А начну я урок с истории

возникновения знаков «+» и «-».

(На слайде стр.1,2 появляется

сведения из истории появлении знаков

«+» и «-»).

Существует мнение, что знаки «+» и

«-»

возникли в торговой практике.

Виноторговец черточками отмечал,

сколько мер вина он продал из бочки.

Приливая в бочку новые запасы, он

перечеркивал столько расходных

черточек, сколько мер он восстановил.

А если остановиться на происхождении

отрицательных чисел, то во 2 веке до

н.э. в Китае отрицательные числа

считали «долгом», в 3 веке в Др.Греции –

«вычитаемыми»,в Западной Европе их

записывали сокращенными словами ,

позднее выделяли другим цветом. И

только в 19 веке отрицательные числа

получили современную запись.

…Кто запомнил какими словами

заменяли отрицательные числа?

…Молодцы! Слушали внимательно.

Мотивирую учеников на

приобретение новых знаний,

концентрирую внимание ребят

среднего и низкого уровня.

Воспитываю эстетическую

культуру и познавательный

интерес к предмету.

Проверяю насколько

внимательно ребята слушали

дополнительную информацию в

начале урока.

Ученики настраиваются на

работу.

Получают новые знания из

истории возникновении знаков

«+» и «-» и отрицательных

чисел. Мотивационный

компонент учебной

деятельности –

познавательный и

эмоциональный.

Учащиеся отвечают на

вопросы, запоминают даты.

3. Подготовка к изучению нового

материала через повторение и

актуализацию опорных знаний.

А теперь открываем тетради,

записываем «классная работа», число.

Ребята, сегодня на уроке у вас будет

возможность каждому заработать

оценку, поэтому будьте внимательны и

Учащиеся психологически

настраиваются на восприятие

материала. Записывают в

тетрадь слова «Классная

работа», ставят число.

11

активны!

Вот первое задание: ( на слайде стр.3)

…Посмотрите ,пожалуйста, на экран .

Выберите натуральные числа из

предложенных чисел: 6; -7; 3, 5; -11; 0;

-

3

1

2

; 78; -5; 204; - 1,5; 7.

… Какие числа отнесли к натуральным?

…Найдите целые отрицательные

числа?

…Какое отличие в записи натуральных

чисел и целых отрицательны?

…Найдите эти числа.

…Дайте определение противоположным

числам.

- Давайте поиграем в игру «Хлопушка»

(на слайде стр.4) появляются пары

чисел, если пара чисел является

противоположные, то вы хлопаете, если

же нет, то в классе должна быть

тишина.:5 и -5;6 и 0,6; 3 и 1/3;8 и 80; 14

и -14; 5/7 и 7/5; 2/3 и -3/2; 1 и -1.

…Напомните мне какие числа

называются натуральными?

… Расположите числа в порядке ( на

слайде стр.4) возрастания: 10, 1, 7, 5, 3,

4, 9, 2, 8, 6, 11 и результат запишите в

тетрадь.

…Проверьте правильность записи,

работая в парах.

Этот ряд конечный, а если поставить

многоточие после числа 11, то ряд каких

чисел, мы получим?

…Что многоточие обозначает в русском

языке?

Какое число в этом ряду последующее5?,

А если ряд записан до числа 124 какое

число последующее?,

А если ряд записан до числа 1000 какое

число последующее число за ним?,

А какие предыдущие числа 8, 167, 2000?

Какое число из двух натуральных чисел

мы считаем большим? Какое меньшим?

Сформулируйте правило сравнение

натуральных чисел.

При сравнении чисел в натуральном ряду

каким знаком надо воспользоваться,

Проверяется фронтально.

Задание дается устно, с целью

повторения понятия

натуральных, отрицательных и

противоположных чисел.

Повышаю интерес к предмету,

применяя игровую форму.

Способствую развитию

быстроты реакции.

Готовлю ребят к сравнению

натуральных чисел. К работе

подключаю детей среднего и

низкого уровня .Проверяю

знание определение

натуральных чисел.

Делается запись на доске…

1, 2, 3,4,5,6,7,8,9,10,11

Проверяю знание ряда

натуральных чисел. Часть

учеников отмечаю за устную

работу с целью повышение

мотивации к устной работе.

Работаю с расположением

чисел в натуральном ряду.

Делаю знакомство с научными

терминами.

Отрабатываю правило

сравнение натуральных чисел с

использованием числового ряда.

Появляется запись на доске:

1<2<3<4<5<6<7<8<9<10<11..

Отвечают желающие.

Внимательно слушают

вопросы учителя, вспоми-

нают пройденный материал.

Идет активизация

оперативной и долговре-

менной памяти.

Учащиеся отвечают на

задание; показывают знание

пройденного материала.

Демонстрируют умение

самоорганизоваться.

Дети внимательно слушают

учителя, записывают в

тетрадь числа в порядке

возрастания, проверяя друг у

друга неверные ответы

исправляют.

Один из учеников дает ответ

вслух, с места.

Закрепляют

последовательность чисел и

закономерности ряда

натуральных чисел.

Отвечают устно.

(последующее за 5 …6,

последующее за 124…125,

последующее за 1000..1001

и т. д.)

Учащиеся отвечают правило

сравнения: из двух натуральных

чисел большим считается то,

которое при счете появляется

позже, а меньшим то –

которое – раньше.

Учащиеся обдумывают,

посредством анализа и своих

знаний отвечают на

12

чтобы заменить запятые?

…Заменим запятые на знак «меньше»

и сделаем новую запись в тетрадях.

Мы вспомнили правило сравнения

натуральных чисел, а теперь применим

его для решения заданий. Внимание на

доску.

1. (На слайде стр.6) появляется три

вида транспорта.

Ребята, задание №1 сравните скорости

этих видов. Задание № 2. (На слайде

стр.7) Расположите значение веса

животных в порядке убывания.

( пояснение должно содержать

сравнение двух чисел).

А теперь работаем самостоятельно на

листах. Сравните числа: ( на карточках

на парте, по вариантам)

(Примечание №1)…Проверяется по

слайду…(слайд стр.8)

(Дополнительно для сильных учеников

дается задания на слайде стр.13,

Крот 1< х <3 кот, кролик 2< х<5 крик

Китель 0 < х < 4 ель, ярмарка 0 < х <3

марка.)

И так, все ли справились с заданием? …

Кто выполнил все правильно? Молодцы!

…Кто допустил одну ошибку?

Вернемся к ряду натуральных чисел.

Назовите в ряду натуральных чисел

первое число, а какое последнее?

Применяю правило сравнение

натуральных чисел к решению

заданий. Решают устно,

повышаю интерес к предмету

через известных героев

мультфильма.

Вспоминаю и закрепляю на

устной задачи свойство

транзитивности, работают

ребята сильного уровня.

Ребятам ( по вариантам)

предлагаются карточки с

заданиями: Сравнить числа.

Задания предлагается

выполнить на готовых

листочках, где требуется

только поставить знак в

первом задании, с

использованием копировальной

бумаги. После выполнения

работы сдаются и

проверяются учителем в

течение урока с целью

накопления оценок .

Создаю в сознании учащихся

«ситуацию успеха» по

результатам предшествующей

деятельности.

Рефлексия деятельности.

Повторяю умение сравнивать

натуральные числа, готовлю к

восприятию нового материала.

поставленный вопрос. Идет

активизация долговременной

памяти.

Дети активно включаются в

работу, проверяют и

закрепляют знания,

присутствует

соревновательная мотивация,

чувство уверенности.

(свойство транзитивности:

Если 903>309,309>108, то

903>108).

Выполняют самостоя-

тельную работу по

вариантам.

Дети осуществляют

самоконтроль. Ученики

убеждаются в правиль-

ности своих решений,

развитие наглядно-

образного мышления.

Мотивационный момент

учебной деятельности.

Учащиеся предлагают свои

ответы, делают вывод,

активная работа учащихся

показывает их готовность к

восприятию материала.

.

4. Ознакомление с новым материалом.

Мы знакомы с числом 0, показывающим

на отсутствие предметов или чего-

либо. …Куда бы вы отнесли его?

…Дайте определение целых чисел (на

слайде стр.9)

Оказывается для целых чисел

существует свой ряд.

( поработаем в парах на партах лежат

Постановка проблемы,

активизация мыслительной

деятельности.

Побуждаю к анализу своей

работы. На доске появляется

Ребята, ориентируясь на

запись на доске, используя свои

знания ,посредством анализа

приходят к выводу .Идет

активизация оперативной

памяти. Работая в парах,

сильный ученик помогает

13

целые числа распределите их в числовой

ряд.)

- Давайте его запишем.… Попробуйте

это сделать самостоятельно. Даю на

это вам 1мин.

…Кто хочет сказать результаты

своей работы?

Приведите примеры, где в жизни вы

встречались с целыми числами? На

каких предметах это было?

(На слайде стр., 10, 11,12)

Работаем с учебником.

Откройте стр. 164, № 725(а,в,е) –

оценивается каждый ответ с

дополнительным. вопросом: № 731,или

допиши два числа: …,13…,

вставь пропущенное число - 123, …, -125

№ 726( по цепочке –учащиеся со 2 ряда).

… Этот ряд позволит уже сравнивать

целые числа. Запишем в тетрадь

тему урока «Сравнение целых чисел».

запись:

…-5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4,5…

Воспитываю культуру общения

и взаимоотношений.

Способствую усвоению знаний

целого ряда в ходе наглядных

упражнений.

Показываю связь математики с

жизнью и с другими

предметами.

Задание обсуждается устно.

Будьте внимательны. Идет

подготовка к самостоятельной

работе. Создаю комфортную

ситуацию на уроке, воспитываю

эстетическую культуру при

фронтальной беседе. Метод

контроля и самоконтроля

способствует аналитическому

мышлению, активизация

словесно-логической речи.

Учащимся предлагается давать

полные ответы, отрабатываю

математическую речь,

закрепляю знание целого ряда

чисел. Использую фронтальную

форму работы для экономии

времени ан уроке.

Появляется на экране тема

урока:«Сравнение целых чисел».

слабому. Один ученик

записывает на доске.

Учащиеся предлагают свои

примеры, где они в жизни

встречались с целыми числами.

Делают вывод, что

математика нужна и

встречается, не только на

уроке она окружает нас в

жизни.

Ученики готовятся к

выполнению работы

самостоятельной.

Ученики перечисляют,

объясняют, вспоминают

отвечают на поставленный

вопрос.

Каждый ученик 2-го ряда по

очереди дает ответ на одно

задание Воспитываю культуру

умственной речи и культуру

взаимоотношений.

Тему урока записывают в

тетрадь.

5. Первичное осмысление и

закрепление связей и отношений в

объектах изучения.

- Оказывается этот ряд имеет свои

особенности …Кто их заметил

Ребята, давайте посмотрим из каких

групп чисел состоят, целые числа?

Какие же числа нам предстоит

научиться сравнивать? А какие из них

Побуждаю к активным

действиям изучения целого ряда

Формирую умение выделять

известное , анализировать.

Первоочередная цель –

эффективная помощь всем

Ребята отвечают устно.

Заполняют одну ячейку

таблицы. Демонстрируют

умение самоорганизоваться.

Ребята анализируют,

вспоминают, объясняют,

14

сравнивать уже умеем?

Поработаем с таблицей, используя

материал учебника п. 8.2 стр. 163. по

рядам.(на парте у каждого ученика)

(Примечание №2)

Давайте проверим, что вы записали в

таблицу. Спрашиваю с каждого ряда

учащегося устно. Правило оказалось

общим для всех случаев.( На слайде

стр.13,14,15 появляется таблица с

правилами)

А теперь применим данное правило к

выполнению письменных упражнений.

№ 728. ( индивидуально у доски с

формулировкой выведенного правила)

№ 730 (одновременно двое учеников к

доске)

1 ученик (а, б,в),дополнительно№733,

2 ученик (г,д,е),дополнительно №734.

И так мы вывели общее правило для

сравнения целых чисел и применили его к

решению упражнений, а те5перь

убедимся насколько хорошо каждый из

вас усвоил новую тему.

Мы переходим к заключительному этапу

нашего урока:

Проверочная работа (Примечание №3)

(по 3 уровням развития учащихся). Во

время проверочной работы подводится

итог самостоятельной работы № 1.

слабоуспевающим учащимся.

Обращаю внимание на главные

слова в новом правиле сравнение

целых чисел.

Развиваю эстетическую

культуру, логическое мышление,

способствующее умению

анализировать, сравнивать,

делать выводы. На доске

появляется таблица с

заполненными столбцами (на

слайде). Детям выдается новая

таблица с заполненными

столбцами.

К доске вызывается учащийся

со средним уровнем развития.

Проверяю умение применять

теорию к практике.

Отрабатывается

математическая речь.

Работают ученики различной

подготовленности. Закрепляют

и отрабатываю правило

сравнение целых чисел с учетом

расположения их в ряду.

Настраиваю учащихся на

следующий этап урока.

Знакомлю детей с критериями

оценок.

Проверка знаний нового

материала.

посредством анализа и синтеза

отвечают на поставленный

вопрос, заполняя таблицу.

Развитие наглядно-образного

мышления. Формулируют

общее правило сравнения

целых чисел.

Развивается слуховая,

зрительная и оперативная

память.

Ученик выполняет номер на

доске. Остальные записывают

решение в тетрадь. Развитие

зрительной и оперативной

памяти.

1 ученик записывает решение и

отвечает устно правило,

которым пользуется для

выполнения задания, 2 ученик

пока работает

самостоятельно. Затем

проверяется решение и его, а

потом отвечают устно на

дополнительные вопросы.

Концентрация внимания.

Выполняют индивидуально

самостоятельно на карточках

по уровням подготовленности.

6. Постановка задания на дом.

Дается дифференцированно:

№ 727, доработать проверочную

работу(для детей с низким

уровнем развития);

№ 736; из рабочей тетради с

печатной основой №101, №102

Комментирую домашнее

задание.

Ребята записывают задание в

дневник.

15

(для детей с высоким уровнем

развития).

7. Подведение итогов урока

Теперь, ребята, давайте подведем итог.

…Какую тему мы проходили на уроке?

…Какое правило надо знать, чтобы

сравнить целые числа?

…Давайте оценим свою работу на

уроке:

Кто считает, что он хорошо усвоил

тему сегодняшнего урока, был

внимательным и у него все получалось?

…Кто старался, но у него возникли

трудности;

…А кому было трудно усвоить тему

урока?

…Сегодня мы познакомились с правилом

по новой темой «Сравнение целых

чисел», учились применять его к

решению упражнений.

…Активно поработали следующие

ученики…; показали неплохие знания

учащиеся…; заработали следующие

оценки…

Попробуйте выразить свое настроение

в конце урока с помощью чисел на модели

термометра…

Еще одна оценка за самостоятельную

работу будет объявлена на следующем

уроке. Кто не справился с работой,

будет возможность исправить оценку

на следующем урок.

Всем большое спасибо за работу!

До свидания!

Вспоминают тему данного

урока , проверяю как запомнили

правило по ней.

Предварительная проверка

работы с помощью макета

«термометра».

Использую наглядность для

оценки деятельности учащихся

на уроке.

Объективная оценка знаний.

Ученикам сообщается

результат их работы.

Вызываю у детей чувство

радости, удовлетворение

работой.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся поднимают макет

«термометра» с отмеченной

температурой. Проводят

самооценку.

Закрепляю в сознании учащихся

успех от результатов учебной

деятельности.

16

Самоанализ урока.

Урок по типу обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

применять признаки равенство треугольников, свойства равнобедренного

треугольника, решение задач на построение. Считаю, что цели урока

достигнуты. Урок получился результативным, развивающим. Для этого были

использованы различные методы ведения урока: частично поисковый,

исследовательский, аналитико-синтетический, метод контроля и

взаимоконтроля, метод самостоятельной работы, метод стимулирования

интереса к учению через введение компьютера на уроке. Использовались

разнообразные приемы, поддерживающие интерес к учебе: исторические

сведения, задачи на построение, логические задачи. Все они способствовали

продуктивной деятельности на уроке.

Деятельность учащихся также была направлена на закрепление и

проверку изученного ранее материала. Проходила смена одного вида

деятельности другим, устные упражнения чередовались письменными,

использовались различные способы организации детей ( групповая,

фронтальная, парная, индивидуальная).

Время на уроке распределено рационально. Все этапы урока и каждый

вид работы вели учащихся к достижению поставленных целей урока.

Ученики справились с предложенными заданиями, так как при подборе

учебного материала мною были учтены психологические особенности детей

и особенности детей разного уровня обученности. Исходя из разноуровневой

модели класса на уроке, велась дифференцированная работа, чтобы каждый

получил удовлетворение от урока, почувствовал уверенность в своих силах.

Каждый из детей получил задание по способностям на последнем этапе

урока, что помогло создать ситуацию успеха у каждого ребенка и чувство

равноценности с другими членами учебного коллектива. Все этапы урока

были логически связаны друг с другом. Дети сумели применить полученные

знания на практике. На уроке была доброжелательная обстановка

сотрудничества. Постоянная готовность детей помочь друг другу

способствовала активизации умственной деятельности и развитию

коммуникативных навыков.

Урок проходил в высоком темпе с большим объемом материала.

Осуществляла постоянный контроль за речью учащихся при их

монологических ответах. Итог урока проводила в виде вопросно-ответной

формы беседы, в которой старалась вызвать у детей чувство радости,

удовлетворенности от урока. В процессе всей деятельности поощряла детей

за хорошую работу.

17

ПРИМЕЧАНИЕ № 1

Самостоятельная работа.

Критерии оценки: задание №1 – 3 балла, задание №2 – 2 балла.

Вариант №1.

1. Сравнить числа:

270 207

123 312

998 899

2. Расположите числа 2, 17, 3, 26, 36 и 13 в порядке возрастания.

Порядок возрастания:

Самостоятельная работа.

Критерии оценки: задание №1 – 3 балла, задание №2 – 2 балла.

Вариант №2.

1. Сравнить числа:

583 358

363 663

876 699

2. Расположите числа 3, 24, 32, 45, 11 и 8 в порядке убывания.

Порядок возрастания:

18

ПРИМЕЧАНИЕ № 2.

Сравнение целых чисел.

…-9, -8,-7,-6,-5,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, …- ряд целых чисел

…-9<-8<-7<-6<-5<-4<-3<-2<-1<0<1<2<3<4<5<6<7<8<9…

два

положительных

(натуральные).

Отрицательное и

нуль.

Нуль и

положительное.

Отрицательное и

положительное.

Два

отрицательных

Из двух

натуральных

чисел большим

считается то,

которое в ряду

находится правее,

а меньшим – то,

которое- левее.

Сравнение целых чисел.

…-9, -8,-7,-6,-5,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 …- ряд целых чисел

…-9<-8<-7<-6<-5<-4<-3<-2<-1<0<1<2<3<4<5<6<7<8<9…

Два

положительных

Отрицательное и

нуль

Нуль и

положительное.

Отрицательное и

положительное.

два

отрицательных

(натуральные)

Из двух

натуральных

чисел большим

считается то,

которое в ряду

находится правее,

а меньшим – то,

которое - левее.

123<231

Любое

отрицательное

число меньше

нуля.

-12 < 0

Нуль меньше

любого

положительного

числа.

0 < 15

Любое

отрицательное

меньше любого

положительного

числа

.

- 99 < 1

Из двух

отрицательных

чисел меньше

то, которое

находится

левее в ряду

целых чисел

.

-45 < -25

Из двух целых чисел

,

больше

то число, которое в ряду целых чисел

стоит

правее,

и меньше то, которое стоит левее.

19

ПРИМЕЧАНИЕ № 3.

Проверочная работа.

1 вариант.

Задания для учеников 1 уровня.

Критерии оценки: 0,2 балла за пример

.

1. Вставьте между числами знак «< » или « > » :

1. -10 -9 5 -300 -240

2. -11 -15 6. -125 -105

3. -2 -3 7. 609 0

4. -20 -31 8. 99 -999

2. Сравните числа :

9. 0 -59 13. -1000 1002

10. -11 -25 14. -76 -70

11. -45 45 15. -100 99

12. -200 -300

Задание для учеников 2 уровня

.

Критерии оценки: 0,25 балла за пример.

1. Впишите какое-нибудь число, чтобы запись была верной:

1. -6 < … 5. -8 > …

2. -10 >… 6. -5 < …

3. -8 < … < -2 7. – 5 < … <0

4. – 1 < … < 7 8. -10 < … <-5.

2. Запишите два соседних целых числа:

9. … < 15 < … 13. … <-20 < …

10. … < 0 < … 14. … < 129 < …

11. … < -79 < … 15. … < -1 < …

12. …< -128 < … 16. … < 799 < …

Задание для учеников 3 уровня.

Критерии оценки: 1 балл за пример.

№1. Соедините числа стрелками в порядке возрастания и запишите с помощью знака

меньше «<»:

А)

Б) -3

В) 2

Г) -11 -15

-13

2

-12

-6

-1

-8

-4

-10

4 -51 0 -10 10

№ 2. Определите, какой знак неравенства надо поставить между буквами, стоящими под

чертой, вместо многоточия , зная, что:

1. А > Б в 9 раз 2. А < Б в 3 раза 3. А < Б в 2 раза

Б < В в 4 раза Б >В в 4 раза Б > В в 8 раз

А … В В … А В … А

20

ПРИМЕЧАНИЕ № 3

Проверочная работа.

Вариант №2.

Задание для учеников 1 уровня.

Критерии оценки: 0,2 балла за пример.

1. Вставьте между числами знак < или > :

1. -9 -8 5. -29 18

2. -5 -19 6. -86 -80

3. 24 -66 7. 12 -19

4. 0 -55 8. -60 -25

2. Сравните числа :

9. 556 -557 13. 780 - 877

10. -699 -966 14. 0 -45

11. -65 25 15. 2010 -2909

12. -1 0

Задание для учеников 2 уровня.

Критерии оценки: 0,25 балла за пример.

1. Впишите какое-нибудь число, чтобы запись была верной:

1. -3 < … 5. -21 > …

2. -12 >… 6. -35 < …

3. -9 < … < -5 7. – 54 < … <70

4. – 3 < … < 12 8. -39 < … <-35.

2. Запишите два соседних целых числа:

9. … < -15 < … 13. … < 20 < …

10. … < 10 < … 14. … < -129 < …

11. … <-9 < … 15. … < -23 < …

12. … < 1 < … 16. … < -199 < …

Задание для учеников 3 уровня.

Критерии оценки: 1 балл за пример.

№ 1.Соедините числа стрелками в порядке возрастания:

А)

Б) -30

В) 26

Г) -17 -16

-15

12

-1

-46

-19

-58

-24

-10

34 -11 0 -1 1

№ 2. Определите, какой знак неравенства надо поставить между буквами, стоящими под

чертой, вместо многоточия :

1. А > Б в 8 раз 2. А < Б в 2 раза 3. А < Б в 3 раза

Б < В в 5 раза Б >В в 5 раза Б > В в 9 раз

А … В В … А В … А

21

Список литературы.

1. Учебник Математика 6, авторы Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин,

Москва «Просвещение» 2015.

2. Журнал «Математика в школе» № 6, 2006

С.Г.Манвелов «Строение базовой системы уроков математики».

3. М.М.Поташник, М.В.Левит «Как подготовить и провести открытый

урок», Москва 2004.

4. С.Акимова «Занимательная математика нескучный учебник»

Санкт-Петербург 2016.

5. Т.Г.Власова «Предметная неделя математики в школе»

Ростов-на-Дону, 2006.

6. Н.М.Ляшова Е.Н.Кумаскова «Математика. Открытые уроки

5,6,7,9,11 классы», Волгоград 2005.

7. Е.А.Ким «Нестандартные уроки математики 5-6 классы»

Волгоград 2015.

8. Журнал «Математика» № 16, 2006

В.Арсланьян «Групповая форма работы».

9.Л.М.Фридман «Изучаем математику»

Москва, 1995.

22



В раздел образования